Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры



(см. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. “Практикум по дошкольной

психологии”, М., 1998 г.)

Проведение исследования.

Проводят наблюдения в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Обработка данных.

Анализ протоколов проводят по схеме:

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

Содержание игры.

1. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

Сюжет игры.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

3. Сколько событий (эпизодов) ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий (эпизодов), включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развертывать (развивать) сюжет игры.

Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководить распределением ролей. Какие роли чаще исполняет - главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Характеристика этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

7. Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу он выбирает предметы - заместители и преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам - заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета - заместителя: сам ребенок или взрослый. предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера о нарушении правил им самим.

Достижение результата игры

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутыми результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре

1. По поводу чего чаще, всего возникают конфликты, (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).

2. Каковы способы разрешения конфликтов.

Игровая среда

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду и как (оборудование игрового уголка).

Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок ко взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

2. Предлагает ли принять взрослого в игру.

Полученные результаты соотносят с таблицей уровни развития сюжетно-ролевой игры 9стр.31) и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

Таблица № 1

“Малятко”, 1999 г. Программные требования, основные показатели развития сюжетно-ролевой игры детей.

2. Проанализируйте итоги своих наблюдений, ответив на следующие вопросы:

- какие взаимоотношения взрослых отражают дети в с их сюжетно-ролевых играх?

-какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх?

-какова структура сюжетов (однотемные или многотемные, одноперсонажные или многоперсонажные)?

- на каком этапе (по Д.Б.Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?

- какие роли исполняют дети в своих играх?

- проявились ли элементы сотворчества в руководстве сюжетно-ролевой игрой?

- какие виды игр встречаются чаще у детей вашей группы?

- проявляются ли в играх детей стереотипы проведение связанные с их половой принадлежностью?

- одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы?

3. Чтобы включиться в детскую игру и установить с детьми “подходящую тактику взаимодействия”, подумайте на следующими проблемами:

- какие методы руководства творческой игрой необходим использовать, чтобы обогатить ее содержание?

-как можно преобразовать предметно-пространственную среду, чтобы повлиять на сюжет и содержание творческих игр дошкольников?

- можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре?

- в чем проявляется творчество ребят в игре?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.011 с.)