Определение особенностей понимания детьми старшей группы художественного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение особенностей понимания детьми старшей группы художественного текста



Цель: определить особенности понимания детьми текста рассказа, определить умение замечать лишние предложения и лексические единицы в тексте.

Ход исследования: Ребенку читают по очереди рассказы Л. Толстого «Два товарища» и В. Осеевой «Плохо». По содержанию каждого проводится беседа. Через некоторое время ему предлагают снова послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища», деформируя текст (в скобках дается предложение из рассказа В. Осеевой «Плохо» например

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь пошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.(В окно выглянула женщина и быстро выбежала на крыльцо).

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеётся: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» (Как вам не стыдно!)

«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Спросить у ребенка: Ты не заметил в содержании ничего лишнего? Возможно, здесь есть предложения из другого текста. В случае необходимости рассказ читается повторно, результаты заносятся в таблицу.

Ф.И.О. ребёнка Кол-во лишних предл. Кол-во замеченных предлож. Коэффициент понимания
1-го чтения 2-го чтения
        К. понимания =  

Л.Толстой

ДВА ТОВАРИЩА

(Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь пошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеётся: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

 

В. Осеева

ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Задание 26

Самостоятельное проведение занятия и других форм работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Цель: Овладение умениями и навыками формирования личности ребенка в процессе использования художественной литературы. Формирование педагогических интересов.

Методические рекомендации для студентов

1. Целенаправленно выбрать литературные произведения и форму работы.

2. В определении задач целесообразно учесть результаты диагностирования. Частично можно дополнить фактические данные, т.е. использовать самостоятельное проведения работы с детьми в плане исследования.

3. Составить план-конспект проведения выбранного мероприятия (или сценарий развлечения: загадки, конкурсы. Можно использовать имеющиеся разработки из методических пособий.

4. Провести мероприятие (можно объединиться нескольким студентам для совместного проведения конкурса, развлечения, занимательной игры).

5. Проанализировать результаты, обобщить в выводах.

 

Примерное содержание заданий для самостоятельной работы по ознакомлению с художественной литературой

Вторая младшая группа:

­ индивидуально-групповые занятия: разыгрывание народных песенок, потешек, прибауток, заучивание стихотворений.

­ работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций к знакомым книгам с подгруппой детей по желанию: ознакомление с иллюстрациями художника-иллюстратора (см. «Детям о художниках-иллюстраторах детских книг»);

­ подготовка зрелища для детей (силами взрослых – студентов-практикантов);

­ проведение тематического занятия «В гостях у сказки» (литературная викторина);

­ организация самостоятельной художественно-речевой деятельности во второй половине дня: игра в «концерт», чтение знакомых стихотворений, игра по сюжету знакомой сказки.

 

Средняя группа:

­ индивидуально-групповые занятия: заучивание стихотворений;

­ развлечения литературного характера: показ диафильма «Игрушки» А. Барто;

­ работа в уголке книги: обучение ремонту книг (групповое занятие);

­ проведение интегрированного занятия: музыка, изобразительное искусство, художественная литература;

­ обучение придумыванию загадок;

­ рассказывание, чтение по желанию детей.

 

Старшая группа:

­ подготовка тематического развлечения с активным участием детей;

­ индивидуально-групповое занятие по заучиванию стихотворения;

­ самостоятельная художественно-речевая деятельность: подготовка с детьми по их желанию показа настольного театра для малышей;

­ ознакомление детей с иллюстрациями художника-иллюстратора;

­ обучение придумыванию загадок;

­ чтение, рассказывание по желанию детей;

­ проведение интегрированного занятия: музыка, изобразительное искусство, художественная литература.

ТЕМА 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

Задание 26

Изучение организации взаимодействия детского сада и семьи. Участие в работе.

Цель: Формировать представление о приоритетной роли семьи в формировании личности дошкольника. Совершенствование социально-психологический культуры педагогической деятельности.

Методические рекомендации для студентов

1. В ходе ознакомления с особенностями взаимодействия детского сада и семьи надо проанализировать план и формы работы с родителями с точки зрения реализации принципов сотрудничества, а именно:

- доверительность отношений, тактичность и доброжелательность;

- личностная заинтересованность родителей в своем педагогическом просвещении;

- подход к родителям как субъектам процесса взаимодействия, как к партнерам;

- утверждение самоценности, самоуважения родителей;

2. Просмотреть содержание и оформление информационных материалов для родителей, помещенных в специальных уголках, на стендах, в папках и др. Оценить актуальность, привлекательность оформления, доступность.

3. Подготовить выставку-рекламу книг для родителей и воспитателей:

1.) Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М. 1993.

2.) Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.– М. 1986..

3.) Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М.. 1995.

4.) Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума? Пер. с англ. М.1990.

5.) Фромм А. Азбука для родителей / перевод И.Г. Константиновой, Л. 1991.

6.) Фрутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. Пер. с англ., М. 1992.

Рекламный листок (ширму), стенд можно поместить в уголке для родителей, можно использовать в беседе с родителями, во время проведения консультаций, на родительском собрании.

Задание 27

Обследование особенностей семейного воспитания детей (анкетирование 2-х семей).

Цель: Выявить некоторые позиции родителей как субъектов педагогического процесса и его организаторов. Формировать установку на деловое сотрудничество.

Методические рекомендации для студентов

1. Заранее подготовить листы с перечнем вопросов (бланки анкет). Использовать при этом приемы, обеспечивающие привлечение внимания родителей, реализацию основных принципов сотрудничества, облегчающие формулировку ответов ситуацией выбора более подходящего варианта.

2. Обсудите с воспитанием и выберите более удобное время для анкетирования, выберите две семьи (соблюдая педагогический такт), подготовьте удобную обстановку и проведите анкетирования.

3. Проанализируйте результаты, составьте характеристику семей и особенностей семейного воспитания данных детей, сделайте выводы о целесообразности и содержании дальнейшего сотрудничества с родителями.

4. Можно использовать анкету, разработанную к.п.н. О.Я. Зверевой, помещенную ниже. Можно на ее основе разработать вопросы самостоятельно.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! От правильного воспитания ребенка в семье зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных, нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно создать в семье все условия для правильного воспитания ребенка. Цель данной анкеты – выяснить, в чем семья особенно затрудняется. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать родителям именно ту помощь, в которой они более всего нуждаются.

Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует Вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в Вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

1. Из каких источников Вы получаете педагогические знания?

- слушаете передачи по радио, телевидению;

- посещаете лекции для родителей;

- посещаете занятия в родительском университете;

- используете жизненный опыт;

- воспитываете естественно, без педагогических знаний, интуитивно, как получается;

- читаете специальную литературу;

- советуетесь с воспитателем;

2. Помогают ли Вам эти знания в воспитании ребенка?

- да;

- скорее нет, чем да;

- нет;

3. Если нет, то почему?

- знания слишком общие;

- даются в сложной форме;

- не касаются конкретно моего ребенка;

- не освещают организацию семейного быта, внутрисемейных отношений;

 

4. С каким трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?

- непослушание ребенка;

- не поддерживают другие члены семьи;

- испытываете недостаток педагогических знаний;

- ребенок растет нервным;

- ребенок неусидчив, невнимателен;

- трудностей нет.

5. Всегда ли едины члены семьи в требованиях к ребенку?

- всегда;

- иногда;

- нет единства.

6. Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что в его поведении огорчает Вас?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какова реакция Вашего ребенка на запрет?

- капризы;

- делает все наоборот;

- упрямство;

- выполняет требования.

9. Какое из занятий дома Ваш ребенок любит больше всего?

- играть с игрушками;

- лепить, рисовать;

- слушать чтение книг;

- слушать музыку;

- смотреть телевизор;

- не любит ничем заниматься.

10. В какие игры любит играть Ваш ребенок?

- в подвижные;

- в настольные;

- строительные;

- игры, которые придумывает сам;

- не любит играть.

11. Укажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь с ребенком дома?

- читаете;

- рассказываете;

- приучаете к домашнему хозяйству;

- приучаете следить за одеждой и обувью;

- ходите в парк, лес;

- играете;

- ничем не занимаетесь.

12. Какие меры Вы считаете необходимыми для улучшения воспитания ребенка в семье?

- увеличить число радио- и телепередач;

- ввести консультационные пункты для родителей;

- увеличить тираж педагогических журналов;

- никакие, все и так нормально.

13. Сколько лет Вы состоите в браке?

14. Оцените по 5-бальной системе, каковы, на Ваш взгляд, основные ценности брака?

- общность взглядов, культурного и образовательного уровня;

- взаимная любовь;

- супружеский долг;

- любовь к детям;

- взаимная забота и дружба;

- взаимопонимание;

- привычка друг к другу;

- физическая близость;

- семейный уют;

- материальное благополучие;

- хорошая жилплощадь.

15. Советуетесь ли Вы с супругом (супругой) по различным семейным вопросам?

- всегда;

- иногда;

- нет.

16. Кто в Вашей семье выполняет?..

- приготовление пищи _________________________

- покупку продуктов ___________________________

- мытье посуды _______________________________

- каждодневную уборку в доме __________________

- генеральную уборку__________________________

- стирку белья ________________________________

- чистку одежды ______________________________

- оплату счетов _______________________________

17. Имеют ли место конфликты в Вашей семейной жизни? Если «да», то в чем их причина?

- несогласованность и несправедливость в распределении домашнего труда;

- различное понимание супружеских прав и обязанностей;

- хроническая неудовлетворенность каких-либо потребностей;

- недостатки воспитания;

- трудности характера.

- ___________________________________________________________

- ___________________________________________________________

18. В случае разногласий Вы уступаете супругу (супруге)?

- очень часто;

- часто;

- очень редко;

- никогда;

- трудно сказать.

19. Что Вы предпринимаете, чтобы избежать конфликта?

- уступаю супругу;

- берете на себя выполнение задачи;

- стараетесь предусмотреть реакцию мужа (жены) и меняете свое поведение;

- ___________________________________________________________

- ___________________________________________________________

20. Кто из родителей заполняет анкету?

- мать;

- отец.

21. Укажите свой возраст: ______________________________________

22. Количество взрослых членов Вашей семьи ______________________

23. Количество детей в Вашей семье ______________________________

24. Возраст ребенка, о котором Вы рассказали, отвечая на вопросы _________________________________________________________

25. Пол Вашего ребенка: ______________

26. Кто в Вашей семье главным образом занимается воспитанием сына (дочери)?

- мать;

- отец;

- другие члены семьи;

- все вместе.

Спасибо! Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!

ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 28.

Ознакомление с условиями и оборудованием, необходимым для организации трудовой деятельности дошкольников.

Цель: Формировать умение анализировать организацию целесообразной предметно-пространственной среды для включения дошкольников в элементарный труд.

Методические рекомендации для студентов

1. Для реализации задач и содержания трудового воспитания детей необходимо специальное оборудование. В групповой и на участке детского сада должны быть материалы и инвентарь для хозяйственно-бытового труда, труда по уходу за объектами природы, ручного художественного труда, труда по самообслуживанию (см. «Игрушки и пособия для детского сада» /Под ред. Изгаршевой В.М. – М.: «Просвещение», 1987 г. стр. 13-21, 141-143, 149, 150-152).

2. Принято размещать это оборудование в специальных уголках: уголок хозяйственно-бытового труда (уголок дежурных), уголок природоохранного труда и т.д. При этом важно, чтобы ребенок легко мог найти нужные ему предметы, имел бы место для занятия данным видом труда, чтобы не мешал при этом другим детям, чтобы соблюдал правила безопасности деятельности детей.

3. В ходе наблюдений и осмотра необходимо выявить:

а) наличие трудовых уголков в групповой комнате и на участке;

б) подбор необходимого трудового оборудования и его размещение;

в) соответствие оборудования гигиеническим и педагогическим требованиям.

4. В ходе обслуживания и анализа охватить следующие вопросы:

Какие трудовые уголки имеются в групповых комнатах и на участке?

Чем отличается оборудование в разных возрастных группах? Соответствует ли оно гигиеническим и педагогическим требованиям?

Что можно посоветовать для улучшения организации трудовых уголков?

Задание 29.

Изучение видов труда и освоенности детьми данной возрастной группы трудовых умений, особенностей отношения детей к труду.

Цель:Развивать гностические умения (педагогическая диагностика уровня освоенности детьми различных видов труда).

Методические рекомендации для студентов

1. В ходе наблюдения надо выявить:

а) какими видами труда занимались дети;

б) сколько детей участвовало в различных видах труда;

в) какое отношение к труду появилось у детей;

г) каковы были мотивы трудовой деятельности детей;

д) как воспитатель руководил различными видами труда при разных формах его организации.

2. Записать виды труда и формы его организации утром, в период подготовки к завтраку, к занятиям, между занятиями, на прогулке. Целесообразно пронаблюдать следующие формы организации труда детей:

- дежурство в уголке природы, на занятиях и в столовой;

- трудовые поручения по хозяйственно-бытовому труду, художественному труду;

- совместный труд детей и взрослых;

- (по возможности) коллективный хозяйственно-бытовой труд и др.

3. Каждому студенту удобно вести наблюдение за одним работающим ребенком (в каждом виде труда) по протоколу

4. Затем студент беседуют с ребенком, за которым он наблюдал, с целью выявления его отношения к труду, результату труда и его мотивов.

Примерные вопросы беседы:

1. Что ты делал? Получилось ли у тебя всё, что ты хотел?

2. Зачем ты это сделал? Для чего это нужно?

3. Как ты это делал?

4. Любишь ли ты трудиться? Почему ты любишь трудиться?

5. Какой труд (работу) ты не любишь?

6. Чем ты не любишь заниматься больше всего? Почему?

7. Чем ты любишь заниматься больше всего?

Ответы ребенка заносятся таблицу.

5. По результатам наблюдений целесообразно обсудить следующее:

Какие виды труда организуются в данной возрастной группе? Соответствует ли это требованиям программы?

Какие задачи трудового воспитания детей реализуются в разных возрастных группах?

Как усложняется содержание детского труда и задачи трудового воспитания от группы к группе?

Какова степень овладения детьми данной возрастной группы разными видами труда? Соответствуют ли их умения и навыки программным требованиям?

Какие приемы использовал воспитатель для установления личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в труде?

Задание 30.

Самостоятельная организация и руководство трудом детей.

Цель: Формировать профессиональные умения руководить трудом детей в совместной деятельности со взрослыми. Формировать установку: «Нет плохих детей, есть плохие их руководители».

Методические рекомендации для студентов

1. Самостоятельно выбирать вид труда детей и форму его организации. При определении содержания труда продумать свое участие в нем.

2. Составить план-конспект по организации элементарного труда детей, подготовить оборудование.

3. Детский труд организовать по подгруппам, предусмотреть сочетание разных его видов и распределение детей с учетом их интересов.

4. После проведения работы целесообразно ответить на следующие вопросы:

- какие чувства вы испытываете, работая вместе с детьми?

- чему вы можете научить своих воспитанников?

- какова роль трудовой деятельности в развитии ребенка?

5. Отразить впечатления, выводы в дневнике

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Содержание преддипломной практики на каждый день предложено ориентировочно. Под руководством методиста при необходимости можно вносить изменения в порядок его выполнения.

2. Для проведения основных исследований по каждой проблеме ориентировочно отведено по два дня. Дополнительные фактические материалы целесообразно собирать и в другие дни. Поэтому в специальной тетради для оформления материалов по исследованию уровня развития и воспитанности детей можно сразу отвести по 8-10 страниц, озаглавить бланки (протоколов, таблиц), затем заполнять их по мере проведения исследований.

3. Каждый практикант составляет индивидуальный график практики, согласует его с воспитателем. В графике целесообразно чередование исследований и образовательно-воспитательной работы с детьми. Необходимо также согласование графиков работы двух практикантов в одной возрастной группе детей.

4. Могут преобладать эмпирические методы исследований: наблюдение, беседа, изучение опыта работы воспитателя, анализ результатов деятельности детей (игровых построек, рисунков, рассказов и др.), анализ педагогической документации (планов, конспектов и других разработок) и другие методы.

5. Материалы, собранные в процессе исследований, можно использовать при написании бакалаврской работы, дополнив их результатами теоретических исследований (изучение и анализ педагогической литературы, моделирование, эксперименты и др.), предусмотрев три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

6. В ходе преддипломной практики результаты исследований анализируются и учитываются при планировании и проведении образовательно-воспитательной работы.

7. Исследование каждой проблемы завершается составлением краткой характеристики уровня развития детей, которая помещается в тетради для оформления исследовательских материалов и является одним из отчетных документов, оценивается.

8. Планирование работы на каждый день практикант осуществляет в дневнике. Схема ведения дневника традиционная. На левой странице выделяются графы: Дата, Задачи и содержание работы.

9. Указав дату, в этой же графе надо записать фамилию работающего в данный день воспитателя.

10. Задачи формулирует сам практикант, исходя из индивидуального графика проведения мероприятий, с учетом общих задач практики.

11. Далее содержание работына данный день записывается в виде последовательного (по времени проведения) перечисления мероприятий: проведение режимных процессов, групповых иди индивидуально-групповых занятий, анализ работы, подготовка к следующему дню практики, работа с методической литературой, фиксирование полученных результатов, сравнение, анализ, обобщение, оформление записей и т.п.

Примечание:

задачи и общее содержание работы двух практикантов в одной возрастной группе будут разными.

12.После общего содержания работы практикант составляет календарный план образовательно-воспитательной работы с детьми. Для его составления надо использовать программные требования, учесть результаты исследований, проконсультироваться у воспитателя.

13.В план работы с детьми постепенно будут включены все виды деятельности из индивидуального графика преддипломной практики.

14.На правой странице дневника записывается в конце дня краткий анализ самостоятельной работы и наблюдений; поля (3-4 см) отводятся для отметок и рекомендаций методиста. Заголовок над полями: «Примечания».

15.Из предусмотренных индивидуальным графиком 3-5 мероприятий по каждому виду деятельности практикант и методист выбирают одно зачетное (занятие). В специальной тетради практикант составляет развернутый конспект проведения всех зачетных занятий; до проведения оформляет их проверку и утверждение воспитателем и методистом.

Памятка по организация педагогического процесса в детском саду

Современный этап развития общества выдвигает требование направить усилия на обновление содержания, форм и методов воспитания и обучения детей, на утверждение принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса, отход от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.118 с.)