Конституция Франции 1958г. Государственный строй Пятой республики. Президент. Премьерминистр. Парламент. Конституционный совет. Государственный совет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Франции 1958г. Государственный строй Пятой республики. Президент. Премьерминистр. Парламент. Конституционный совет. Государственный совет.



1) Главной идеей этой К была идея главенства през власти. 2)Презт обеспечивал своим арбитражем норм функционирование гос органов. 3)Был ликвидирован институт контрассигнации. Компетенции прета 1)распускать нац собрание 2)вводить чрезвыч положение, 3)а)передавать на референдум люб законопроект, б)правом закнодат инициативы в)подписывать и обнародовать зны, г)может потребовать от парламента нов обсуждения зна, 4)созывает парламент на чрезвыч сессии, г)может передать принятый парламентом зн в К совет на предмет его соответствия К, 5)назначает премьерминистра, 6)производит назначения на высшие гр и военные должности, 7)явлся главнокомандующим, 8)представляет страну на межд арене, 9)целостнти терррии. Вторым лицом в госве явлся пр. минр, 1)руководит деяттью минов, 2)обеспечет испе знов, 3)может председательствовать на заседии совета минов. Парламент респки состоит из2 палат – нац собрания и сената. Нац собрание: избся прямым голосованием, а члны сената косвенным. Парлт собся на 2 очеред сессии, внеочеред сессии окрся и закрся декретом прета. Предусмся деп неприкосновенность, особое внимание К уделяет отношениям му парламентом и праввом. Пралт законодатет: 1)гр права, 2)уг. право, 3)суды и судопризвво. Допускся возможность делегирования парламентом св законодат полномочий правительству. Наделение сената равными правомочиями с нац собранием создает систему внутрипарлих противовесов. Среди новых органов, учрежденных на основе этой К особое место принадлежит К совету, крый состоит: 1)9 членов, полномочия крых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению, 2)избираются поровну председателями палат и президентом, 3)председатель конст совета назначается президентом, 4)в состав совета пожизненно входят бывшие президенты. К совет решает 1)вопросы законности выборов презта, депутатов и сенаторов, 2)проведения референдумов, 3)соответствия К норм актов, принятых парламентом. Контроль за НПА исп власти осущет гос совет. В итоге К 58 года установила форму правления, сочетающую черты как парламентской, так и през республики, но при очевидном доминировании през республики86.Развитие политической и правовой системы Франции в 6090ых гг. XX начало XXIвв. Изменения и дополнения к Конституции 1958г. Верховенство «коммунитарного права» (права ЕС) над национальным правом. Для правовой системы Франции XIX в. было ха рактерно достаточно четкое деление права на публичное и частное. К публичному праву от носилось конституционное и административное за конодательство, причем последнее получило осо бенно тщательную разработку и детализацию. К частному праву, в частности, относилось граж данское и торговое законодательство. Однако в пра вовой системе Франции в XX в. появился и ряд со вершенно новых отраслей, которые во французской юридической литературе принято называть смешан ными или комплексными, т. е. сочетающими пуб личноправовые и частноправовые подходы (нало говое, таможенное, банковское и т. д.). Несмотря на отдельные консервативные отступ О) ления, в Кодексе Наполеона гражданское право —*• Франции нашло свое классическое выражение. По этому и сам Кодекс имел для своей эпохи револю ционное значение, сыграл исключительно важную роль в разработке и утверждении многих принци пов нового гражданского права. Во Франции законодательство периода революции внесло радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми пред ставлениями о преступлениях и наказаниях. Строй ное и законченное выражение уголовноправовая программа нового времени (классическая школа уго ловного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне I. Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовнопроцес суальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и поДводивший итоги послереволюционных преоб разований в области уголовного процесса. УПК ввел во Франции так называемый смешанный процесс. На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская правовая система. Но после Второй мировой войны усложнившийся харак тер общественной жизни, новые экономические про цессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление тради ционных наполеоновских кодексов. Реформированию и демократизации подверглись прежде всего кодексы судопроизводства. В 1958 г. наполеоновский Уголовнопроцессуаль ный кодекс был заменен новым. Своеобразная техника обновления наполеоновского законодательства использовалась в 1971 1973 гг. при составлении нового ГПК. Он был сформирован путем издания четырех декретов, которые вошли в качестве самостоятельных ГПК в 1975 г. В той или иной степени подверглись переработке и кодексы ма териального права (ГК, ТК и УК).. СМ В XX в. активизировалась законодательная дея СО тельность французского парламента. Это получило свое выражение в росте числа законов, вносящих дополнения как в статьи Конституции, так и в теку щие обычные законы, принимаемые в сфере, за крепленной за законодательной властью (права и свободы граждан, порядок выборов и т. д.). Существенно возросло число нормативных актов, принимаемых органами исполнитель ной власти. Важную роль в развитии этого про цесса сыграла Конституция 1958 г. В XX в. источниками французского права, которые практически не были известны правовой системе предшествующего времени, стали выступать пра вовые (торговые) обычаи, а также судебная практика в виде решения кассационного суда. Судебная практика со временем становится настоя щим источником права.

86. Развитие политической и правовойсистемы Франции в 6090х гг 20нач 21в.изменения и дополнения к конституции 1958г Верховенство «коммунитарного права» над национальным правом. В 1958г. парламент Франции пригласил де Голя и предложил ему возглавить правительство летом 1958г. при этом де Голю были предоставлены весьма широкие полномочия. В 1958г., когда Франция вела войну с Алжиром неофашисты сделали попытку государственного переворота. Неофашисты не хотели, что бы Алжиру была предоставлена самостоятельность и независимость. Война между Алжиром и Францией началась в 1954г. и завершилась в 1962г. подписанием Эвианских соглашений. В сентябре 1958г. был вынесен на референдум проект новой конституции, подотовлены комиссии во главе с де Голлем. За проект проголосовало 79,2% избирателей. В октябре 1958г. конституция вступила в силу. Центральное место в конституции отведено Президенту и его полномочиям. Он назначает главу правительства, а также министров; принимает отставку премьерминистра и министров; председательствует на заседаниях правительства в Совете и Комитете национальной обороны; является председателем Высшего Совета магистратуры; подписывает все нормативные акты, принятые парламентом; имеет право обнародовать законы; имеет право требовать повторного обсуждения законов или отдельных его статей; имеет право роспуска парламента; выносить на референдум некоторые законопроекты; может обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; представляет Францию на международной арене; имеет весьма значительные полномочия международного характера; ему принадлежит право вводить чрезвычайные положения случаи внешней или внутренней опасности и т.д.

Когда была принята Конституция, в СССР была поднята страшная политическая шумиха. Все Советские СМИ утверждали, что во Франции установлена диктатура де Голя. Это не соответствует действительности. В самой конституции имеется механизм, который не позволяет президенту установить свою абсолютную власть: президент имеет право назначать и распускать правительство, распускать национальные собрания, выносить отдельные вопросы на референдум, вводить чрезвычайные положения. Все остальные вопросы, все законопроекты, подписанные президенты, подписывает премьерминистр или министр. В случае попыток президента созывается парламент, делается запрос в магистратуру и блокируются все законы, подписанные премьерминистром или министром. Утверждать о том, что президент де Голь был диктатором невозможно. Де Голь внес предложение о реформировании государственных органов управления, местных органов управления и эти вопросы были вынесены на референдум, который не поддержало население. На следующий день, после оглашения результатов референдума де голь выступил, поблагодарил всех избирателей за сотрудничество с ним 11 лет и объявил об своей отставке.

Полномочия премьерминистра. Конституция пятой республики, как и конституция четвертой республики недостаточно четко определила полномочия премьерминистра и президента. Считается, что премьерминистры и правительство осуществляют ежедневные руководства, являются основными структурами исполнительной власти, а президент осуществляет общие руководства.

Парламент состоит из двух палат: нижняя палата – Национальное собрание и верхняя – Сенат. Нижняя палата избирается сроком на 5 лет на всеобщих выборах, Сенат не имеет срока давности полномочий. Сенат избирается сроком на 9 лет коллегией выборщиков и каждые три года обновляется на одну треть. Обе палаты равноправны.

Основные полномочия нижней палаты:

Утверждение бюджета

Изменение конституции

Утверждение международных договоров

Денансация международных договоров

Разработка и принятие законов.

Если в течение месяца бюджет не принимается – принимается прошлогодний.

Судебные органы власти. Важнейшие положения среди судебных органов власти занимает Конституционный совет, который толкует законы.

После смерти де Голя его партия начала терять свои позиции. В 1972г. между коммунистами и социалистами был подписан договор, был создан политический блок коммунистов и социалистов. Представители этого блока требовали усиления роли парламента. Из позиции поддерживала значительная часть населения. В 1981г. данный блок одержал победу на выборах и президентом страны был избран социалист Миттеран (14 лет правления). Затем Ширак. В 2001г. во Франции был проведен референдум, в соответствии с которым срок полномочий президента был установлен на 5 лет. В 2002г. – президент Ширак. В 1992г. конституция пятой республики была дополнена 15 разделом – «Европейский союз». В соответствии с 15 разделом Франция признала верховенство комунитарного права над национальным правом.

 

 

Образование ФРГ. Основной закон ФРГ 1949г. Государственный строй и полномочия органов государственной власти.

8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Свой первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы". В разделе II Основного закона (ст. 20) дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного. Наряду с демократическими правами и свободами к основополагающим конституционным принципам Основной закон относит "народный суверенитет" и "разделение властей", или осуществление власти народа через посредство "специальных органов законодательной, исполнительной власти и правосудия" (ст. 20 (2)). Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон запрещает совмещение их функций, вмешательство в дела друг друга и пр. Принцип невмешательства особенно строго проводится в отношении органов правосудия. Федеральный характер государства традиционен для Германии. Субъекты германской федерации имеют свои конституции и администрацию. Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18летнего возраста. Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Глава государства президент республики выбирается большинством голосов особого органа федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге. Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом. ФКС является единственной и независимой судебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, контролирует правовые нормы на их совместимость с нормами более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы. Объединению Германии предшествовал глубокий социальноэкономический и политический кризис в ГДР. В мае 1989 г. после открытия венгерскоавстрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. Самая массовая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР, в начале ноября 1989 г., в которой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы. Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное требование объединение с ФРГ. Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойчмарками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. Следующим важным шагом стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ. Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ. После объединения была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые должны были вноситься восточными землями до 1993 г. Значительным дополнением к Конституции стал итоговый документ СМИД четырех великих держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. по формуле 2 плюс 4 (Восточная и Западная Германии и 4 великих державы), призванный обеспечить внешние условия германского единства.

 

. 88.Объединение Германии. Договор об объединении 1990г. Изменения в Основном законе Германии 1949г. Источники права Германии в Новейшее время.

Раздел Германии на оккупационные зоны навсегда должен был отбить у нее охоту к мировому господству. Важно было положить конец «тевтонским захватническим устремлениям» в будущем, ликвидировать Пруссию как оплот милитаризма, наказать немцев за геноцид и военные преступления и привить им демократическое сознание. В результате случилось так, что на Потсдамской конференции (с 17 июля по 2 августа 1945 года), первоначальная цель которой заключалась в послевоенном урегулировании в Европе, были приняты соглашения, которые скорее фиксировали, чем решали возникшие проблемы: единодушие было достигнуто только в вопросе денацификации, демилитаризации и демонополизации, а также воспитания немцев в демократическом духе. Далее, Запад дал свое чреватое последствиями согласие на выселение немцев из Польши, Венгрии и Чехословакии. Жестокое изгнание в последующее время около 7,75 млн. немцев находилось в явном противоречии с западными оговорками о «гуманном» осуществлении этого шага. Так поплатились они и за вину немцев, и за перенос польской западной границы как следствие советской оккупации Кенигсберга и Восточной Польши. Минимальный конценсус был достигнут лишь по вопросу о сохранении четырех оккупационных зон в виде экономических и политических единиц. Между тем каждая оккупационная власть должна была удовлетворить репарационные требования в начале за счет своей оккупационной зоны. Образование Федеративной Республики Германия. Иностранную помощь из Америки (программа GARIOA) западная Германия получала уже с 1949 года. Но только программа борьбы с «голодом, бедностью,отчаянием и хаосом» (плана Маршалла) позволила добиться решительного сдвига в восстановлении экономики (в 194852 гг. была получена помощь на сумму $1,4 млрд.). В то время как в СЗО продолжалось обоществление промышленности, в западной Германии после проведения денежной реформы все больше утверждалась модель «социальной рыночной экономики» (Альфред Мюллер–Армак 1947 год). Новое экономическое устройство, с одной стороны, должно было вопрепятствовать «заболачиванию капитализма» (Вальтер Эйкен), с другой – не допустить централизованного планового хозяйства как тормоза творческой активности и инициативы. Это экономическая цель была закреплена в Основном законе (конституции) и дополнена принципом правового и социального государства, а также федеративной структуры Федеративной Республики Германия. Причем конституция сознательно именовалась Основным законом, чтобы подчеркнуть ее временный характер. Окончательная конституция должна была быть принята только после восстановления единства Германии. 23 мая 1949 года Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного Закона. Отношения между ГДР и ФРГ не претерпели существенных изменений и с началом венских переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе (MBFR), и во время заключения советскоамериканского Соглашения о предотвращении ядерной войны, и во время проведения в Хельсинки Совещания тридцати пяти государств по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). С одной стороны, ГДР имела материальные и финансовые выгоды от отдельных соглашений, заключенных впоследствии на базе Договора об основах отношений, с другой стороны, она скрупулезно следила за идеологическим размежеванием. После изменения конституции в ГДР изчезло понятие «социалистическое государство германской нации». Оно было заменено «социалистическим государством рабочих и крестьян». Исключен был и такой пассаж, как «осознавая ответственность, указать всей германской нации путь в будущее мира и социализма». Провозглашенная 7 октября 1949 года ГДР была детищем Москвы. С самого начала здесь царила коммунистическая диктатура, которая строилась на господстве Социалистической единой партии Германии. Командная экономика, тайная полиция, всемогущество СЕПГ и строгая цензура привели к растущему отчуждению населения от господствующего аппарата. Вместе с тем очень низкая стоймость материальных и социальных благ (за счет твердых государственных цен и субсидий), получаемых отдельными людьми, придавала замкнутой системе ту гибкость, которая позволяла вносить разнообразие в жизненный уклад в условиях так называемого «существования в нишах». Конпенсацией за это были крупные международные успехи ГДР в области спорта, а также удовлетворенность трудящихся тем, что, несмотря на выплату СССР крайне высоких репараций, здесь была достигнута самая высокая производительность труда и самый высокий жизненный уровень в рамках «восточного блока». На контроль и опеку в духовной и культурной жизни люди реагировали уходом в сферу частной жизни. В августе 1990 года ГДР как самостоятельного государства уже не было экономической базы, и большинство граждан ГДР выступили за присоединение к ФРГ. В августе 1990 года Народная палата (парламент ГДР) высказалась за скорейшее присоединение ГДР к ФРГ. 31 августа статссекретарь ГДР Кразе и федеральный министр внутренних дел Шойбле полписали Договор об объединении Германии. 3 октября 1990 года произошло присоединение ГДР к ФРГ на основе статьи 23 Основного закона. Вновь созданные земли ГДР – Бранденбург, МекленбургПередняя Померания, Саксония, СаксонияАнгальт и Тюрингия – стали землями ФРГ. Берлин был объявлен столицей. Основной закон с определенными изменениями стал действовать и на присоединившейся территории. Единство стало возможным, после того как в июле 1990 года в своих беседах с канцлером Колем в Москве и на Кавказе Горбачев дал согласие на объединение обоих германских государств. ФРГ должна была перед этим дать согласие на отказ от оружия массового поражения, на сокращение численности войск до 370.000 человек, а также на отказ от переноса военных структур НАТО на территорию ГДР до тех пор, пока там находятся советские войска. Была достигнута договоренность об их выводе до конца 1994 года, причем федеральний канцлер Коль согласился предоставить финансовую помощь для обустройства военных на родине. Багодаря позиции Горбачева стало возможным и подписание в сентябре 1990 года так называемого Договора «два плюс четыре». В нем СССР, США, Франция, Великобритания, а также представители обоих германских государств подтвердили создание объединенной Германии, которая включает в себя территории ГДР, ФРГ и Берлина. Внешние границы Германии признавались окончательными. Учитывая особую, исторически обусловленную потребность Польши в безопасности, Бонн и Варшава в дополнительном договоре заверили друг друга, что каждая из сторон уважает территориальную целостность и суверенитет другой страны. С ратификацией Договора об объединении Германии и Договора «два+четыре» (Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии) прекратилось действие прав и ответственности четырех державпобедительниц «в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике. Задачи, стоящие перд Германией, после объединения. После восстановления единства Германии и крупных политических перемен, содействовавших краху коммунистической системы в Восточной Европе, перед ФРГ и ее партнерами встали совершенно новые задачи. Необходимо было:. продолжать и углублять процесс поъема экономики в новых федеральных землях и завершить процесс внутреннего единства Германии. продолжать и углублять процесс развития Европейского Союза. создать и сохранить глобальную архитектуру мира и безопасности. 95Реформирование общественного и государственного строя Российской империи в период революции 19051907гг. Манифест 17 октября 1905г. Статус Государственной думы. Аграрная реформа П. Столыпина. В результате революции 1905—1907 гг. Россия сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа – Государственной думы. 6 августа 1905 г. был подписан Манифест об учреждении Государственной думы. В законе указывалось, что она формируется для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые в дальнейшем должны поступать в Государственный совет. В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы по трем куриям – от землевладельцев, городских жителей и крестьян, при этом рабочие вообще лишались избирательных прав. Выборы в эту Думу не состоялись, поскольку ее бойкотировало подавляющее большинство населения. 17 октября 1905 г. появился манифест, устанавливающий созыв законодательной Думы, 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения: предусматривались четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Для всех курий выборы были многостепенными: для первых двух курий – двухстепенные, для рабочих – трехстепенные, для крестьян – четырехстепенные выборы. Женщины избирательных прав не имели. При выборах в I Государственную думу большинство мест получила оппозиция самодержавия. В результате оппозиционная I Дума через 72 дня была досрочно распущена. Но после проведения выборов во II Думу обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. 3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о ее роспуске. Только выборы в III думу после изменения избирательного законодательства, дали желательный для царизма результат, поскольку большее число мест получили наиболее реакционные партии. Был реорганизован Государственный совет, который стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Государственной думе. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной. Выбирались в Государственный совет от губернских земских собраний представители имущих классов, а также представители духовенства, члены дворянских обществ. Законопроект из Государственной думы поступал в Государственный совет, который мог при желании отклонить его. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало царю. В целом создание Государственной думы было уступкой самодержавия под влиянием революции. Некоторые внешние признаки парламента у Думы имелись, однако никакими реальными полномочиями Дума не обладала: у правительства не было никакой ответственности перед Государственной думой, министры даже не обязаны были отвечать на запросы Думы. Император обладал правом издания «чрезвычайных» законов в обход Думы, которым нередко пользовался. Общественный строй. Сдвиги в экономической и социальной структуре в начале ХХ в., новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общества. К первой можно отнести правительственный лагерь, основной задачей которого являлось сохранение существующего самодержавного строя. Вторая группа включала в себя буржуазию и либеральных помещиков, которые добивались умеренной конституционной монархии. Третья – революционные демократы, целью которых являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Итогом оформления этих лагерей стало возникновение политических партий. В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия – Союз русского народа. К правительственному лагерю примыкали многочисленные организации духовенства. В 1905 г. окончательно сложился либеральнобуржуазный лагерь. Вначале это выразилось в движении либеральной земской оппозиции, которая требовала от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции. Однако на съезде земских и городских деятелей произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов, в которую вошли дельцыкапиталисты и крупные помещики, более левое – конституционнодемократическая партия (кадеты), куда входили представители преимущественно средней буржуазии. На рубеже XX в. возникает социалдемократическая рабочая партия, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В 1901 г. из остатков народнических организаций образовалась политическая партия так называемых социалистовреволюционеров (эсеров), отражавшая в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. Аграрная реформа 1906 г. Председатель Совета министров П. А. Столыпин полагал, что революцию порождают недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них он считал сельскую общину, тормозившую развитие капитализма в деревне. Основной идеей реформы было создание мощной прослойки кулачества. Указ от 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою собственность земельный надел. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Важную часть реформы составила переселенческая политика: П. А. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России и Прибалтике. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны, однако переселение было организовано плохо, что существенно повлияло на снижение результатов. В целом при осуществлении реформы не удалось достичь намеченных целей. Частичное разрушение крестьянской общины хотя и произошло, но достаточно широкого размаха оно не получило. Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения крестьянства, что привело в конечном счете к обострению классовой борьбы в деревне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.02 с.)