Февральская буржуазнодемократическая революция в России 1917г. Падение самодержавия и установление двоевластия. Государственные реформы Временного правительства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февральская буржуазнодемократическая революция в России 1917г. Падение самодержавия и установление двоевластия. Государственные реформы Временного правительства.



В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазнодемократическая революция, итогом которой стало отречение Николая II от престола. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос предстояло Учредительному собранию. Высшим органом государственного управления впредь до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции высшего органа государственной власти, в том числе законодательные. Временное правительство считало себя преемником старой власти, хотя было создано соглашением между временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 г. Возглавил Временное правительство князь Львов, назначенный на эту должность царем задним числом одновременно с подписанием акта об отречении. Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью изза частного изменения его состава. Временное правительство, несмотря на стремление сохранить старую государственную машину, вынуждено было пойти на изменения государственного аппарата. Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений, Особого присутствия Правительствующего сената, ликвидирована система политического сыска. Взамен Департамента полиции было создано Главное управление общественной полиции, ставшее затем Главным управлением по делам милиции. Были упразднены должности генералгубернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников, вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, но были официально упразднены только 6 октября 1917 г. Были учреждены Министерство труда, Министерство продовольствия и Министерство призрения. Учредились Экономический совет, Главный экономический комитет. В августе 1917 г. были упразднены Святейший Синод и должность оберпрокурора Синода, взамен возникло Министерство вероисповеданий. Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание, которое избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики (Предпарламент) для осуществления контроля над деятельностью Временного правительства, однако реально этот орган не имел никакого значения. На местах были созданы волостные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. Если население города превышало 150 тыс. человек, то учреждались районные думы и управы, руководили ими советы дум этих городов.

98 Создание советского государства (октябрь 19171920гг.). Формирование основ советского права. Конституция РСФСР 1918г.

В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и управления – Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров. Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами их функции выполнялись Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), избираемым съездом. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров, подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства. Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом. В начальный период существования советского государства можно отметить три группы источников права: новые нормативные акты новой власти; дореволюционные нормативные документы, используемые в ограниченных пределах (Декрет о суде № 1 допустил ссылки «на законы свергнутых правительств»);в сфере отношений, не урегулированных никакими нормативными актами, в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс: если правоприменяющие органы не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть. Необходимость ликвидировать правовой вакуум вынудила сделать круг законодательных органов достаточно широким. Нормативные акты высшей юридической силы принимали Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Конституция 1918 г. закрепила принцип множественности законодательных органов. Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение имели акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Они выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели трудовые коллективы. Советское право возникло как общероссийское, однако скоро правовая система усложнилась. С возникновением автономных республик возникало их собственное право, при этом признавалось действие общероссийского права. Форма законодательных актов была различной: издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов. Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства. Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу. Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военнотранспортных и военностроительных обязанностей. Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы. Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность. В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национальнотерриториальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты. Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами. Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

Образование СССР. Конституция СССР 1924г.

Образование СССР. Основными предпосылками образования СССР являлись угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики, а также развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками. В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которых были разработаны проекты Декларации и Договоры об образовании Союза ССР. В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии. На них были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, которым было признано своевременное объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик. Декларация провозглашала образование СССР и определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. Устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение Договора могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось. Конституция СССР. Принята ЦИК Союза 6 июля 1923 г., ратифицирована съездами Советов республик, окончательно утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г. Конституция СССР, по существу, заменила собой Союзный договор, окончательно закрепив идеи федерации союзных республик. В СССР сочетался суверенитет Союза с суверенными правами его членов. Конституция определяла компетенцию Союза: общее управление народным хозяйством и его важнейшими отраслями, регулирование межреспубликанских отношений, организацию и руководство вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, представительство в международных отношениях. К ведению Союза также относились: установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками. Большое внимание уделялось гарантиям прав членов Союза. Так, права союзного государства были перечислены исчерпывающе, права же членов Союза ничем не ограничивались, за исключением сфер, переданных союзному государству. Закреплялось также право свободного выхода из Союза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.005 с.)