![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика эффективности применения активных методов обучения на уроках биологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Целью нашего исследования являлось внедрение на уроках биологии методов активного обучения и анализ степени вовлеченности учащихся в работу на протяжении всего занятия. Нами был использован метод наблюдения за учащимися, на основе которого были выявлены колебания активности обучаемых в процессе работы с течением времени отведенного на занятие. Анализ этих данных позволил выявить следующие процентные соотношения:
Таблица 2 - Процентное соотношение активности учащихся в зависимости от временного периода
Данный анализ позволил выявить, что середина занятия наиболее продуктивна, так как степень активности учащихся находится на высшей отметке в связи с заинтересованностью в работе, число отвлечений минимально, речь логична, без затруднений, а общий фон активности на протяжении всего занятия поддерживается на значительном уровне. Мотивация является, пожалуй, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешности учения в целом и в частности. Она является запускным механизмом всякой деятельности, будь то труд, общение или познание. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие характеристики поведения учащегося, как: -познавательная активность на уроках; -использование дополнительных сведений при подготовке к уроку; -умение активно работать с учебным материалом; -самостоятельность в решении задач биологического содержания; -стремление к выполнению заданий повышенной трудности; -понимание значимости биологически знаний; -активное участие в коллективной работе биологического направления. Перечисленные показатели дадут учителю возможность сделать более точный прогноз о перспективах биологического образования ученика, чем его текущие отметки. Проблема заключается в выработке оценочной шкалы, способной измерить уровень развития учебных мотивов у каждого ученик и класса в целом. Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия организмов, умения анализировать собственное поведение и поведение других сообразно нормам экологической этики.
Стимулирование активной учебной деятельности можно осуществить, применяя активные методы обучения. Большую важность имеет применение активных методов обучения для формирования познавательной мотивации и интереса. Продуктивная деятельность возможна только при активизации познавательной деятельности учащихся, исходя из этого, необходимо чтобы мотивация преподавателя формировала повышенный интерес у учащихся. Выделяют следующие уровни мотивации:
Существует ряд причин уменьшения учебной мотивации:
На каждом этапе занятия необходимо использовать активные методы обучения и активизировать этим учащихся.
Мотивация учения может быть ситуационной и личностной. В первом случае в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения и навыки в какой-либо конкретной ситуации. Такую мотивацию обучения называют внешней, она не рассчитана на самосовершенствование. Другой вид мотивации - внутренняя. Она связана с потребностью самосовершенствования человека. А учебная деятельность побуждается, прежде всего, внутренним мотивом. Мотивация, рассмотренная выше, является по содержанию познавательной, следовательно, относится к внутренней мотивации. В случаях, когда при всех стараниях преподавателя уровень мотивации начинает падать следует искать причины этого и проводить определенную коррекцию. С целью выявления уровня мотивации у учащихся нами было использовано письменное анкетирование. Нами были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у обучаемого. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение. Игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем знакомства школьников с диалектическими методами исследования вопроса. Воспитательная: в процессе игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии. Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета учителя. Учитель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести игру. Анкетирование было проведено дважды: до начала исследования и после его окончания. Таблица 3 - Результаты опроса
По результатам опроса был составлен график процентного соотношения.
Рисунок 2- Диаграмма процентного соотношения уровня мотивации
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса.
Из бесед с учителями я установила, что большинство из них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся. За время практики я провела семь уроков: пять репродуктивных (традиционных) и два урока в виде игры. Проведение уроков позволило сделать вывод, что урок-игра в целом прошел плодотворно. Большинство учащихся проявило познавательную активность к изучению заданной темы. Проявили интерес на занятии, сами поправляли одноклассников при недочетах, спорили. Проверка тетрадей показала, что ученики достаточно емко раскрыли теоретические вопросы. Но были и те, кто не ответил на вопросы. Заключение
Проблема применения активных методов обучения на уроках биологии остается актуальной и в наши дни. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. от качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Суть активных методов обучения, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение школьниками тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Таким образом, для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей учительской деятельности. Я рассмотрела только часть из них. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением - это могут быть, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и школьниками, так и между самими школьниками. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь школьников. Активные методы обучения направлены на привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения школьниками полученных знаний.
В ходе моего исследования были применены различные методы активного обучения. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса. Из бесед с учителями я установила, что большинство из них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся. За время практики я провела семь уроков: пять репродуктивных (традиционных) и два урока в виде игры. Проведение уроков позволило сделать вывод, что урок-игра в целом прошел плодотворно. Большинство учащихся проявило познавательную активность к изучению заданной темы. Проявили интерес на занятии, сами поправляли одноклассников при недочетах, спорили. Проверка тетрадей показала, что ученики достаточно емко раскрыли теоретические вопросы. Но были и те, кто не ответил на вопросы. Мною был использован метод наблюдения за учащимися, на основе которого были выявлены колебания активности обучаемых в процессе работы с течением времени отведенного на занятие. Данный анализ позволил выявить, что середина занятия наиболее продуктивна, так как степень активности студентов находится на высшей отметке в связи с заинтересованностью в работе, число отвлечений минимально, речь логична, без затруднений, а общий фон активности на протяжении всего занятия поддерживается на значительном уровне. Тем самым можно сделать вывод, что при подготовке к уроку учащиеся показали относительно высокую заинтересованность, проявили надлежащую активность в изучении биологии. Таким образом, применение активных уроков положительно повлияло на динамику познавательного интереса и активность учащихся. Таким образом, исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что в реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учеников к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое, другое. Как показывает практика, использование активных методов в школьном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.105.175 (0.012 с.) |