Диагностика эффективности применения активных методов обучения на уроках биологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика эффективности применения активных методов обучения на уроках биологии



 

 

Целью нашего исследования являлось внедрение на уроках биологии методов активного обучения и анализ степени вовлеченности учащихся в работу на протяжении всего занятия.

Нами был использован метод наблюдения за учащимися, на основе которого были выявлены колебания активности обучаемых в процессе работы с течением времени отведенного на занятие.

Анализ этих данных позволил выявить следующие процентные соотношения:

 

 

Таблица 2 - Процентное соотношение активности учащихся в зависимости от временного периода

 

 

  Временные рамки занятия     Активность в работе  
   
  Начало урока   44%  
  Середина урока     71%  
  Окончание урока     15%  

 

Данный анализ позволил выявить, что середина занятия наиболее продуктивна, так как степень активности учащихся находится на высшей отметке в связи с заинтересованностью в работе, число отвлечений минимально, речь логична, без затруднений, а общий фон активности на протяжении всего занятия поддерживается на значительном уровне.

Мотивация является, пожалуй, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешности учения в целом и в частности. Она является запускным механизмом всякой деятельности, будь то труд, общение или познание.

Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие характеристики поведения учащегося, как:

-познавательная активность на уроках;

-использование дополнительных сведений при подготовке к уроку;

-умение активно работать с учебным материалом;

-самостоятельность в решении задач биологического содержания;

-стремление к выполнению заданий повышенной трудности;

-понимание значимости биологически знаний;

-активное участие в коллективной работе биологического направления.

Перечисленные показатели дадут учителю возможность сделать более точный прогноз о перспективах биологического образования ученика, чем его текущие отметки. Проблема заключается в выработке оценочной шкалы, способной измерить уровень развития учебных мотивов у каждого ученик и класса в целом. Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия организмов, умения анализировать собственное поведение и поведение других сообразно нормам экологической этики.

Стимулирование активной учебной деятельности можно осуществить, применяя активные методы обучения.

Большую важность имеет применение активных методов обучения для формирования познавательной мотивации и интереса. Продуктивная деятельность возможна только при активизации познавательной деятельности учащихся, исходя из этого, необходимо чтобы мотивация преподавателя формировала повышенный интерес у учащихся. Выделяют следующие уровни мотивации:

  1. Очень низкий - мотивация к обучению отсутствует, у обучаемого с вузом связаны только негативные впечатления. Они испытывают большие трудности в процессе обучения: не справляются с учебой, не находят общий язык с преподавателем. Время, проведенное в стенах образовательного учреждения, считается потраченным зря. Зачастую к таким людям относят
    людей с неустойчивой психикой, с неблагополучным социальным
    положением.
  2. Низкий уровень - слабая, недостаточная познавательная мотивация. Такие учащиеся посещают школу неохотно, обычно пропускают занятия в больших количествах. На занятиях занимаются посторонними делами и испытывают большие сложности в учебе.
  3. Средний уровень - положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает учащихся не как образовательное учреждение, а как своеобразный подиум для демонстрации себя, своих одежд, своих личных вещей. Познавательные мотивы у таких людей слабо выражены и учебный процесс их мало привлекает.
  4. Достаточный уровень - хорошая учебная мотивация. Студенты успешно справляются с учебой. Этот уровень мотивации является средней нормой.
  5. Высокий уровень - ярко выраженный уровень мотивации. У таких людей есть стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые преподавателем требования.

Существует ряд причин уменьшения учебной мотивации:

  • репродуктивность учебной деятельности;
  • непонимание цели образования
  • умственное развитие студента;
  • отношение учащихся к преподавателю и наоборот;
  • непонимание практической значимости изучаемого материала;
  • личная значимость предмета. Известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес ученика к учебной деятельности.

На каждом этапе занятия необходимо использовать активные методы обучения и активизировать этим учащихся.

Мотивация учения может быть ситуационной и личностной. В первом случае в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения и навыки в какой-либо конкретной ситуации. Такую мотивацию обучения называют внешней, она не рассчитана на самосовершенствование.

Другой вид мотивации - внутренняя. Она связана с потребностью самосовершенствования человека. А учебная деятельность побуждается, прежде всего, внутренним мотивом. Мотивация, рассмотренная выше, является по содержанию познавательной, следовательно, относится к внутренней мотивации.

В случаях, когда при всех стараниях преподавателя уровень мотивации начинает падать следует искать причины этого и проводить определенную коррекцию.

С целью выявления уровня мотивации у учащихся нами было использовано письменное анкетирование. Нами были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у обучаемого. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение.

Игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем знакомства школьников с диалектическими методами исследования вопроса. Воспитательная: в процессе игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры.

Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета учителя. Учитель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести игру.

Анкетирование было проведено дважды: до начала исследования и после его окончания.

Таблица 3 - Результаты опроса

 

Время проведения 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень
До исследования 14% 14% 28% 30% 14%
После исследования 7% 7% 30% 35% 21%

 

По результатам опроса был составлен график процентного соотношения.

 

 

Рисунок 2- Диаграмма процентного соотношения уровня мотивации

 

 

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса.

Из бесед с учителями я установила, что большинство из них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся.

За время практики я провела семь уроков: пять репродуктивных (традиционных) и два урока в виде игры. Проведение уроков позволило сделать вывод, что урок-игра в целом прошел плодотворно. Большинство учащихся проявило познавательную активность к изучению заданной темы. Проявили интерес на занятии, сами поправляли одноклассников при недочетах, спорили. Проверка тетрадей показала, что ученики достаточно емко раскрыли теоретические вопросы. Но были и те, кто не ответил на вопросы.

Заключение

 

Проблема применения активных методов обучения на уроках биологии остается актуальной и в наши дни. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. от качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Суть активных методов обучения, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение школьниками тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Таким образом, для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей учительской деятельности. Я рассмотрела только часть из них. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением - это могут быть, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д.

В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и школьниками, так и между самими школьниками. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь школьников. Активные методы обучения направлены на привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения школьниками полученных знаний.

В ходе моего исследования были применены различные методы активного обучения.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса.

Из бесед с учителями я установила, что большинство из них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся.

За время практики я провела семь уроков: пять репродуктивных (традиционных) и два урока в виде игры. Проведение уроков позволило сделать вывод, что урок-игра в целом прошел плодотворно. Большинство учащихся проявило познавательную активность к изучению заданной темы. Проявили интерес на занятии, сами поправляли одноклассников при недочетах, спорили. Проверка тетрадей показала, что ученики достаточно емко раскрыли теоретические вопросы. Но были и те, кто не ответил на вопросы.

Мною был использован метод наблюдения за учащимися, на основе которого были выявлены колебания активности обучаемых в процессе работы с течением времени отведенного на занятие. Данный анализ позволил выявить, что середина занятия наиболее продуктивна, так как степень активности студентов находится на высшей отметке в связи с заинтересованностью в работе, число отвлечений минимально, речь логична, без затруднений, а общий фон активности на протяжении всего занятия поддерживается на значительном уровне.

Тем самым можно сделать вывод, что при подготовке к уроку учащиеся показали относительно высокую заинтересованность, проявили надлежащую активность в изучении биологии. Таким образом, применение активных уроков положительно повлияло на динамику познавательного интереса и активность учащихся.

Таким образом, исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что в реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учеников к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое, другое. Как показывает практика, использование активных методов в школьном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.014 с.)