Лекционно-семинарская система обучения в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекционно-семинарская система обучения в школе




Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:
- осознанность школьниками процесса учения;
- возможность активного включения в него;

- планирования ими своей деятельности;
- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
- возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения (Таблица 4) и т.д.


Таблица 4. Разнообразные формы обучения

Формирование знаний Закрепление и систематизация знаний Формирование умений и навыков Повторение и систематизация знаний Контроль за усвоением знаний, умений, навыков
  Лекция- конференция, экскурсия, предваряющая консультация.   Семинар, заключительная конференция, экскурсия.   Учебно- практическое занятие, практическое занятие, практикум   Обзорная лекция, конференция, экскурсия, консультация   Зачёт-собеседование, учебно-практическое занятие, экзамен, олимпиада, практикум

 

Лекционно-семинарская система вводится, как правило, в старших лицейских или гимназических классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Также активно используется в вечерних и сменных школах [42]. Школьная лекция адаптирована к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике, при подготовке к экзамену), поэтому она требует записи.
В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи.

Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и тому подобное.

Семинарские занятия также проводятся в старших классах. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений и в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом.

Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы, или практические занятия, применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п. Практикумы во многом способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.
Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения.

Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием. Однако для полноценного и эффективного образовательного процесса необходимо сочетание лекционно-семинарской технологии построения уроков с более активными технологиями в обучении, чтобы не отбить у учащихся интерес к изучаемому предмету и не привести к формализации процесса обучения в представлении учеников.

 

10. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были меньше информационно нагружены.

О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время немало. И к этому имеются все основания. По некоторым данным лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Стремительно растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 - 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

В связи с этим одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Наиболее значимыми компонентами здоровьесберегающей среды являются:

1. Создание комфортных условий для обучения;

2. Использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.

За здоровьем учащихся должен производиться строгий контроль, необходимы регулярные медицинские и психолого-педагогические диагностики по ряду важнейших параметров:

1. Диагностика тревожности и агрессивности;

2. Диагностика высших психических функций;

3. Диагностика мышления;

4. Диагностика индекса групповой сплоченности [42].

А также важно отслеживать нравственное здоровье школьников (сознательность дисциплины, формирование гуманистических взаимоотношений, нравственная оценка и самооценка, внутренний контроль - совесть, осознание моральной стороны поступков; отношение к природе, общественно полезному труду, вредные привычки).

 

Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива в рамках внедрения здоровьесберегающей технологии в обучение – это развитие здоровьесберегающей среды в школе через применение технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих методик.

Созданная здоровьесберегабщая среда в школе позволяет предоставить каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

Важнейшим условием деятельности учителя является применение на уроках здоровьесберегающих технологий обучений. Это предполагает:

1. Учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

2. Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

3. Наличие эмоциональных разрядок на уроках;

4. Чередование видов позы с учетов видов деятельности;

5. Использование физкультурных пауз на уроках [43].

 

Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в рамках здоровьесберегающего обучения рекомендуется устанавливать по 40 минут. И даже это достаточно длительный период, чтобы ученик успел и заинтересоваться, и заскучать. Поэтому на занятиях должны проводиться динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности, производственная физзарядка и физкультминутки на уроках.

Педагоги школы должны уделять на уроке большое внимание выбору методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию.

Это такие методы:

- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) [24].

В содержательной части урока нужно уделять особое внимание вопросам, связанным со здоровьем и ЗОЖ, формирующим отношение к человеку и его здоровью как к ценности, особенно это актуально на уроках биологии в курсе анатомии.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток создают благоприятный психологический климат на уроке.

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Эту проблему можно решить, например, проведением уроков на природе. При этом не обязательно ехать в лес или загород, достаточно выйти в школьный двор или ближайший сквер. Особенно это актуально для уроков биологии и географии, на таких «прогулочных уроках» можно изучать новый материал, закреплять полученные знания или даже проводить зачётное мероприятие.

На уроках биологии при изучении тем здороввьесберегающие технологии можно реализовать следующим образом. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. А различные викторины и конкурсы сделают изучение этого материала более интересным и запоминающимся.

Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение или творческие работы.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

 

В сохранении и укреплении здоровья детей, пропаганде ЗОЖ большая роль должна отводиться работе с родителями, ведь они в первую очередь определяют и нормируют деятельность детей за пределами школы.

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе – это задача особой важности для педагогического коллектива любой современной школы. Задача школы должна состоять в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.026 с.)