Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бессмертной жизни верное началоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Размножение»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о способах размножения в живой природе в надцарстве эукариот. Задачи: 1) Образовательные: начать формирование у учащихся целостное представление о способах размножения в природе путём исследования способов размножения в царствах эукариот; сформировать представление о партеногенезе как альтернативном способе полового размножения и причинах, его вызывающих; выявить преимущества и недостатки бесполого размножения, сформировать представления о принципиальных преимуществах полового размножения; сформулировать биологическую и эволюционную роль размножения в природе. 2) Развивающие: развивать познавательные способности, навыки групповой работы, коммуникативные, образовательные, социальные и информационные компетентности, развивать логическое и образное мышление, навыки обобщения и систематизации. 3) Воспитательные: воспитать этику совместной работы, уважение учеников друг к другу, аккуратность, расширить кругозор учащихся; экологическое воспитание.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, биологический конструктор «Размножение растений, животных и грибов», раздаточные карточки с подсказками.
Методы и методические приёмы: рассказ учителя с элементами фронтальной беседы и демонстрации, самостоятельная групповая работа учащихся (в игровой форме), индивидуальные выступления учащихся с представлением результатов групповой работы.
Основные понятия: размножение, половое и бесполое размножение, вегетативное и генеративное размножение, спорообразование, почкование, деление, оплодотворение, партеногенез, значение размножения в природе.
КОНСПЕКТ УРОКА «Бессмертной жизни верное начало»
1. Организационный момент (не более 1 мин) 2. Мотивация учащихся, постановка проблемы (4 мин): Оно бессмертье жизни основало От первых дней и до конца веков, Её несокрушимое начало, Свободное от времени оков. Оно нас делает похожими, но всё же Оно начертит каждому свой путь. Поможет, мудрость жизни преумножив, Как искру, передать кому-нибудь. Пока есть в мире рода продолженье, Цветут сады, щебечут птицы на ветвях, Улыбки детской чудное мгновенье Всё повторяется из раза в раз в веках.
Как по-вашему, о каком из семи признаков жизни шла речь в стихотворении? Фронтальная беседа о сущности размножения и его способах: что такое размножение? Затем структурный разбор слова с выделением корня, а значит и ключевого значения понятия: Размножение
Какие существуют способы размножения? 3. Групповая работа (15 мин).
Как осуществляется размножение в разных царствах природы? Учащиеся изначально разбиваются на 3 группы, когда входят в класс и садятся за три группы столов. Команды состоят из учеников разного уровня обученности и разного потенциала способностей. Каждая группа получает конструктор с обозначением одного из трёх эукариотических царств: растения, животные или грибы, получает соответствующий набор рабочих карточек, а так же конверт со «шпаргалками», в которых содержится текст с описанием путей и способов размножения в данном царстве. Каждый ученик получает ещё и таблицу «Способы размножения эукариот», которую ему предстоит заполнить к концу урока. В течение 8 минут ученики изучают текст «шпаргалок», находя информацию о способах размножения, подписывают на рабочих карточках названия способов, координируют их в конструкторе в соответствии с тем, к половому или к бесполому размножению относится данный способ, а затем заносят полученную информацию с конструктора в свои таблицы (Рис.1) (примеры карточек и таблиц находятся в разделе Приложения). В данном случае работают все члены группы, так как работа довольно объёмная и имеет ограничения по времени, а распределяют обязанности в команде ученики самостоятельно.
Затем в течение 6-7 минут капитаны всех групп представляют результаты своей работы классу и рассказывают о способах размножения в царстве, с которым работала его группа, используя собранный конструктор. Задача других групп в этот момент внимательно слушать выступающего и заносить сведения в общие таблицы. Поэтому капитану могут задать вопросы, на которые он может либо ответить сам, либо обратиться за помощью к членам своей группы. Каждому выступающему даётся 2-3 минуты на презентацию своей работы. В дополнение к рассказу учащихся, учитель рассказывает о новом способе размножения – партеногенезе, о его многообразии, причинах и значении в природе. Добавляется ещё одна карточка к конструктору.
4. Анализ групповой работы (2 мин) Затем проводится общий анализ групповой работы – сравнение способов размножения в разных царствах, выявление общих закономерностей.
5. Фронтальная беседа о преимуществах полового и бесполого размножения (в форме постановки проблемного вопроса и вытекающих из него уточняющих вопросов) (5 мин):
Почему в природе существует два способа размножения? Какой из видов размножения – половое или бесполое – является более эффективным? Почему? В чём преимущества бесполого размножения? В чём его недостатки? Что произойдёт с живыми организмами, если исчезнет их многообразие, а условия изменятся? Как в ходе полового размножения достигается повышение многообразия жизни? Чтобы ответить на данный вопрос, учитель демонстрирует простой опыт с разноцветными шариками. Когда формируются половые клетки, каждая из них получает половинный набор генетического материала (половинки шариков – жёлтые и красные). А когда происходит оплодотворение, половые клетки сливаются и восстанавливается полный набор генетического материала, который будет принципиально отличаться от исходных (шарик наполовину красный, наполовину жёлтый)
6. Рефлексия и подведения итогов (3 мин).
Что узнали сегодня? Что нового узнали за урок? Каково значение размножения?
Учитель на доске записывает предложения учащихся, а затем вместе с ними формулирует три основных значения размножения в эволюции и природе:
1) Увеличение числа особей; 2) Увеличение многообразия форм жизни и адаптаций; 3) Сохранение жизни на Земле.
7. Домашнее задание и постановка проблем на следующий урок.
РЕЗУЛЬТАТЫ САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок «Бессмертной жизни верное начало» является вводным уроком в теме «Размножение и индивидуальное развитие организма» и предваряет изучение процессов деления клеток и генетики. Данный урок является по форме проведения традиционным, однако в нём присутствуют элементы игровой, информационно-коммуникативной, разноуровневой и интегративной технологий, а так же элементы групповых и коллективных технологий (технологии обучения в сотрудничестве в разноплановых группах). Цель, которую я ставила перед собой, готовя данный урок, заключалась в обобщении и систематизации знаний учащихся о способах размножения в природе в надцарстве эукариот, так как материал этот в концентрической программе изучается блоками в 6, 7 и 8 классах. Поэтому главная задача в 9 классе состоит в том, чтобы взглянуть на способы размножения в системе живого мира, имея возможность сравнить их и выявить общебиологические закономерности и роль в эволюции. Важным этапом урока, на мой взгляд, является постановка проблемы. В моём уроке это осуществляется через стихотворение-загадку, в которой идёт речь о размножении, и через морфологический разбор слова «размножение» (межпредметная связь с русским языком) с выявлением ключевого значения слова - «множить», увеличивать число. Следующий важный этап урока – это изучение способов размножения в природе, причём с детьми заранее оговаривается, что речь пойдёт только о царствах эукариот, так как изучение размножения бактерий и вирусов требует особого подхода. Поскольку ученики уже знакомились с данной темой при изучении ботаники, зоологии и анатомии, то наиболее целесообразной на данном этапе мне кажется организация самостоятельной деятельности учащихся в форме групповой работы. Она позволяет за короткие сроки актуализировать достаточно большой объём знаний при работе с биологическим конструктором. В совместной работе у учащихся развиваются образовательные, информационные, социальные и коммуникативные компетентности, развивается логическое и образное мышление, навыки работы в группе с разделением труда. После выполнения работы проводится систематизация знаний по всему разделу «Способы размножения в природе» с дополнением небольшого количества нового материала и у учеников формируется целостная картина о репродуктивных стратегиях в эукариотическом мире. Групповая работа вполне учитывает особенности возраста учащихся: это игра, но уже взрослая игра, требующая внимания и серьёзного подхода. В ходе данной работы осуществляется и воспитательная задача: ученики учатся говорить о размножении без улыбки, как о важнейшем биологическом процессе. Недостатком в данной организации урока мне кажется то, что учащиеся получают готовые напечатанные таблицы, где они фиксируют результаты групповых работ, потому что работа с тетрадью, как форма организации образовательного процесса, в данном случае уходит на второй план. Но на это допущение приходится идти, так как работа очень насыщенна и возможности отвлекаться на расчерчивание таблиц в тетрадях просто нет. В целом же, мне кажется, что такая форма организации работы на уроке при изучении данной темы является эффективной. А поскольку информация, полученная самостоятельно, представляет для ученика большую значимость и интерес, то и знания, полученные на уроке, будут более надёжными. А умение работать с текстом и навыки работы в команде пригодятся учащимся и в их дальнейшей жизни. Такая форма работы позволяет за короткий срок вспомнить большой объём информации, изучавшийся в течении трёх лет. Причём не просто вспомнить, но и построить его в такой форме, чтобы можно было произвести наглядное сравнение и сформировать систематическое представление о размножении в природе. Форма организации этой работы, большое количество яркого иллюстративного материала позволяет даже людям, далёким от биологии сформировать общее представление об изучаемой теме. Например, как объяснить учащимся, что половое размножение приводит к формированию многообразия? Можно на простых шариках. Каждая половая клетка несёт половинный набор генетического материала родителя, а при восстановлении диплоидности мы видим, что образуется нечто новое. Подобные формы организации работы на уроках показывают свою эффективность. А поскольку информация, полученная самостоятельно, представляет для ученика большую значимость и интерес, то и знания, полученные на уроке, будут более надёжными. А умение работать с текстом и навыки работы в команде пригодятся учащимся и в их дальнейшей жизни. Применение на уроках инновационных образовательных технологий весьма существенно повышает мотивацию учащихся к изучению моего предмета и повышают качество обученности детей во всех параллелях (с 5 по 11 класс, включая классы коррекционно-развивающего обучения, в которых мне также довелось работать). А это в дальнейшем создаёт прочную базу для подготовки ко всем формам независимой аттестации: ГИА, ЭГЭ. Ниже на диаграммах 1-4 приведены основные количественные показатели в обучении биологии за период с 2009 по 2011 учебный года, причём с 2009-2010 учебного года началось постепенное внедрение инновационных технологий в обучение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.007 с.) |