Органы государственного управления как субъекты регулирования межнациональных отношений: задачи, функции, особенности деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственного управления как субъекты регулирования межнациональных отношений: задачи, функции, особенности деятельности



 

Активизация правовой деятельности государства в области межнациональных отношений неминуемо привела к возрастанию интереса отдельных государственных органов к этой области общественных отношений. Так, национальный вопрос стал обсуждаться на уровне Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Совета безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры России, Общественной палаты РФ, а также различными политическими партиями.

Стабильный рост интереса к данной теме наблюдается и у общественности. Так, данные мониторинга СМИ, проводимого Министерством регионального развития Российской Федерации, указывают на то, что за период с 2000 по 2010 г.г. число публикаций в средствах массовой информации, посвященных состоянию межнациональных отношений, возросло примерно в пятнадцать раз. Тогда как количество таких публикаций по состоянию на 2011 г. превысило шестьдесят одну тысячу. В настоящее время указанный процесс продолжает стабильно прогрессировать.

В этой ситуации особая роль возлагается на отдельные органы государственной власти, призванные способствовать активному продвижению и реализации государственной национальной политики России. На федеральном уровне такими органами, прежде всего, являются Правительство Российской Федерации и Министерство регионального развития.

Общие полномочия Правительства РФ, в соответствие с абзацем 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ, включают в себя организацию реализации внутренней политики государства и, в том числе, национальной политики РФ как ее необходимой составляющей. Похожие положения содержат в себе и Указ Президента России № 602, и Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации. При этом Правительство России осуществляет общий контроль за реализацией мер, выработанных в области межэтнических отношений, а также несет ответственность за их реализацию.

Основным федеральным органом исполнительной власти в исследуемой нами области выступает Минрегион России, действующее на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 года № 40. Основными задачами данного органа в сфере межэтнических отношений являются координация и реализация государственной национальной политики, защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, взаимодействие с казачьими обществами и так далее. В целях реализации указанных выше задач министерству предоставляются следующие полномочия:

1) мониторинг и анализ реализации государственной национальной политики, государственной политики в отношении казачества, а также реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям России;

2) анализ эффективности использования средств государственной поддержки субъектами РФ и муниципальными образованиями, в том числе эффективности реализации и влияния федеральных целевых программ на социально-экономическое и этнокультурное развитие регионов;

3) разработка и реализация мероприятий в сфере государственной национальной политики, а также программ в сфере государственной политики по возрождению и развитию российского казачества.

При Министерстве регионального развития Российской Федерации действует Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, созданный на основе Приказа Минрегиона от 13 июня 2006 года № 72 и выполняющий совещательные функции. В состав Совета входят лидеры всех федеральных национально-культурных автономий. Деятельность Совета, прежде всего, направлена на действенное и эффективное обеспечение защиты прав таких автономий, а также на своевременный мониторинг и урегулирование предконфликтных ситуаций в российских регионах.

По мнению некоторых ученых, важная роль в урегулировании межнациональных отношений принадлежит Государственному Совету Российской Федерации как особой форме общения Президента РФ с руководителями исполнительной власти субъектов. На наш взгляд, роль этого органа в регулировании межэтнических отношений незначительна и не может сравниться с полномочиями Минрегиона.

Важным звеном государственного управления в рассматриваемой нами сфере являются органы государственной власти субъектов РФ. Встречаются даже случаи разработки региональной концепции национальной политики, осуществляемой в рамках того или иного субъекта и учитывающей как государственный курс в этой области, так и региональные особенности этнокультурного развития. В настоящее время разработано порядка пятнадцати таких актов. К сожалению, в Ростовской области подобного акта на настоящий момент не существует. Однако с 1992 г. при Администрации РО был образован Консультативный совет представителей общественных организаций национальных групп области, деятельность которого направлена на гармонизацию межнациональных отношений и своевременное разрешение конфликтов в данной области. Реальная эффективность деятельности этого Совета вызывает определенные сомнения, но его существование уже является, на наш взгляд, положительным опытом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сказанное позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения по консолидации этнических русских, укрепления государственности и единства России. Общий рост недовольства существующим положением (социально –экономическим в первую очередь) служит мощным ускорителем форм "реакции протеста" в различных областях общественной практики, в том числе национальных отношений. Неудачи и провалы политики экономических реформ усиливают неприятие Центра и обусловливают низкий рейтинг решений правительства.

Основным органом государственной власти, осуществляющим управление в области межнациональных отношений, является Министерство регионального развития РФ. На него возложены полномочия по практической исполнительной деятельности в этой сфере. Также важным органом, действующим при Минрегионе, выступает Консультативный совет по делам национально – культурных автономий, деятельность которого позволяет учесть национальные интересы представителей различных народов России.

Практическая программа действий должна исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Только через это можно преодолеть путем асимметрии тока федеральной системы. Особое значение имеют координация и разделение полномочий на линиях, а также развитие конкретных конфликтов между нациями предупредительных механизмов.

Серьезное практическое значение в рассмотренной нами области имеют Указы Президента РФ № 803 и 602, так как они во многом непосредственно направлены на разрешение практических проблем, а не ограничиваются только лишь общими указаниями на этот счет. Но все же основным на данный момент актом, направленным на гармонизацию межнациональных отношений, выступает долгосрочная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации. В ней содержатся четкие направления и меры осуществления государственного управления в этой области.

Государственная политика должна стать в большей степени, чем это когда-либо было, национальном и региональном уровнях, принимая во внимание специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и на Дальнем Востоке. Только такая политика должна обеспечить относительно плавный переход от унитарного государства к федеральным, некоторые ставит перед собой цель стать новой России. Укрепление независимости регионов, не выступая против центра, но сотрудничает с ним, что приводит к приоритету наднациональных ценностей, приводит к реализации национальных целей – восстановить великую и сильную власть с демократическим порядком и социально ориентированной экономики. Напряженность в межэтнических отношениях в той или иной форме всегда присутствует. Иногда оно скрыто, а иногда и явно.

Все это позволит не только правильно оценить ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а это значит – добиться успеха в предотвращении этнической напряженности и конфликтов. Такая работа в регионе только начинается. Именно поэтому взаимодействие и сотрудничество социологических служб в Центре и на местах, а также возобновление научных связей с социологами соседними странами, было бы очень полезным и продуктивным.

 

 

Список использованных источников и литературы:

Нормативно – правовые документы:

 

1. Федеральный закон РФ от 12.1997 г. № 2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 07.05.2013 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС "Консультант Плюс". (Дата обращения: 17.11.16).

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС "Консультант Плюс". (Дата обращения: 17.11.16).

3. Постановление Правительства РФ от 26.01.2005 г. № 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями от 18.11.2013 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС "Консультант Плюс". (Дата обращения: 17.11.16).

4. Приказ Минрегиона РФ от 13.06.2006 г. № 72 «О Консультативном совете по делам национально – культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации» (с изменениями от 25.01.2010 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС "Консультант Плюс". (Дата обращения: 17.11.16).

 

 

Использованная литература:

 

1. Абдулатипов, Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России: монография [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. – М.: Славянский диалог, 2010. – 656 с.

2. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. пособие / М. В. Баглай. – М.: НОРМА, 2011. – 768 с.

3. Биджева, С. Ю. Национально – территориальные и административно – территориальные начала в государственном устройстве Российской Федерации: науч. Статья // История государства и права. – 2012. – № 2. – С. 38 – 42.

4. Замогильный, С. И., Великий, П. П., Сафронова. Т. А. и др. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) [Текст]: / С. И. Замогильный, П. П. Великий, Т. А. Сафронова и др. – Саратов: Изд – во Поволжской академии государственной службы, 2009. – 260 с.

5. Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения [Текст]: курс лекций / В. Г. Крысько. – М.: Изд – во "Экзамен", 2012. – 448 с.

6. Петтигрю, Т. Социология расовых и этнических отношений [Текст] / Т. Петтигрю. – М., – 1968.

7. Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений [Текст]: учеб. пособие / З. В. Сикевич. – СПб.: Изд – во Михайлова В. А., 1999. – 203 с.

8. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии [Текст]: учеб. пособие / А. И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 559 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.012 с.)