Пед. Деят-ть и произведения для детей В. А. Жуковского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пед. Деят-ть и произведения для детей В. А. Жуковского.



Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способ-ность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовалразвитию в России сентиментализма (франц. sentiment — чувство, чувствительность). Он подготовил явление пушкинского гуманизма: ''Без Жуковского мы не имели бы Пушкина'' (В.Г.Белинский).Главные искания поэта связаны с романтизмом. Человеческая индивидуальность в нем выдвинута на первое место. Не удовлетворенный окружающей действительностью, романтический герой стремится прорватьсяза пределы унылой реальности – туда, где над людьми теряют власть законы ''жестокого века'', где перестает действовать практический рассудок сего удручающей логикой приспособления и расчета. ''Раздор мечты сдействительностью'' (Н.В.Гоголь) усиливает жажду чудесного, и тяготениек фантастике, отличающее романтический метод, оказывается фундамен-тальным качеством романтического двоемирия.Себя самого поэт называл ''поэтическим дядькой чертей и ведьм, не-мецких и английских''. Сюжеты его баллад ''Кубок'', ''Перчатка'', ''РыцарьТогенбург'', ''Замок Смальгольм, или Иванов вечер'', ''Ивиковы журавли'',''Шильонский узник'', ''Суд божий над епископом'', ''Лесной царь'',''Кассандра'', ''Людмила'' почерпнуты из иностранных источников. В ро-мантических балладах и стихотворных сказках Жуковского всегда проис-ходит что-либо необычное. За воображением здесь признается право нанеограниченную свободу, и эмоциональную читательскую реакцию на чу-до подобная художественная установка делает сильной и непосредствен-ной. ''Сладостно-страшное удовольствие'' невозможно забыть, и чем боль-

ше ужасов, тем интереснее! Будь то переводные, будь глубоко оригиналь-ные произведения поэта, они воссоздают романтическую атмосферу тайн икрасоты, рисуют мир, в котором столкновение героев отражает глубинныепротиворечия человеческого духа, рвущегося к гармонии.Любимые герои Жуковского — рыцари духа. Они проявляют благо-родство и мужество в защите ''вечных'' человеческих чувств. Любовь ипреданность (рыцаря — прекрасной даме, сына — отцу, гражданина —Отечеству) в его произведениях неизменно вознаграждается, а зло беспощадно и неотвратимо наказывается. Сюжет, идея, художественные средства баллад и сказок Жуковского подчинены поэтизации личности, нравственно стойкой и сильной.Непременным условием романтического творчества является сказочноевоображение, и в наследии Жуковского сказок немало. В чтение детей во-шла ''Спящая царевна'' (1831), возникшая в итоге творческого соревнова-нии с Пушкиным. Жуковский пробует писать ''в русском духе'', создаваястилизацию ''под фольклор''. Размах воображения Жуковский-сказочникпроявляет истинно русский, что не мешает ему оставаться романтиком. Сизумительной картинностью нарисован дворец, обитатели которого''зачарованы'' сном. Спит царь с царицей, свита, стража под ружьем, на коне хорунжий, кони, мухи, собаки, повар перед огнем, и автор мастерскисхватывает этот миг остановившегося движения:И огонь, объятый сном,Читателей ''Спящей царевны'' не оставляет при этом ощущение некойигры, вообще характерной для литературной сказки, переосмысливающейфольклорные сюжеты и образы. У Жуковского ''спящая царевна'' засыпает,словно для того только, чтобы пробудиться от любовного поцелуя. Но ведьсон в триста (!) лет равносилен смерти. Правда, поцелуй не обычен, да ипроисхождение того, от кого он исходит, тоже. Суженый царевны - цар-ский сын, и, что еще важнее, он предназначен ей самою судьбой! Однакоавтор как будто слегка усмехается, и такая самоирония очень характернадля писателей-романтиков: сказочная реальность остается далекой от дей-ствительности мечтой! Не случайно же свою балладу ''Светлана'' (1810-1812), много общего имеющую со сказкой ''Спящая аревна''''Большие чудеса'' и в самом деле отличают оба произведения. В сказкецарский сын входит в сонное царство и склоняется над спящей (мертвой)невестой; в балладе невеста входит в избушку, где ''все в глубоком мерт-вом сне'', а ''под белым полотном мертвый (жених) шевелится''. По законамжанра, все разрешается благополучно. Сон может быть и долгим, и''лживым'', но пробужденье всегда счастливым. Наяву союз двух любящихсердец скрепляется браком: ''в опыте разлуки'' герои все те же, и ''в нихдуша - как ясный день''.Вот и сказка для детей, убежден поэт, должна быть такой же ''чистой'',то есть не иметь иной цели, кроме ''непорочного'' занятия фантазией. Вовторой половине жизни для самых маленьких читателей поэт пишет не-сколько небольших стихотворений, посвящая их собственным детям Павлуи Александре. Как и в сказочном кредо Жуковского, в них нашел отраже-ние и жизненный опыт художника, и общественно-педагогические взгля-ды, и тонкое знание детской психологии. Стихотворение «Птичка» воспе-вает светлую печаль, навеянную скоро минувшей порой красного лета.Напротив, в «Жаворонке» нарисованы радостные приметы пробуждающе-гося дня. Стихотворная пьеска «Котик и козлик» создана в лучших тради-циях народной материнской поэзии. А в короткой, поистине этическойсказочке «Мальчик с пальчик» эмоционально воссоздан образ мальчика-эльфа, у которого «как искры глазенки», «как пух волосенки».Если Пушкину в литературных сказках удалось воскресить иллюзиюнепосредственности и стихийности творчества, то в наследии Жуковскогосложился тип сказки-баллады – литературно-поэтического фантастическо-го произведения с обнажением риема, сказки с авторской романтическойиронией. С Пушкиным Жуковского связывала личная и творческая дружба. Летом 1831 года на даче в Царском Селе поэты вступили в творческоесоревнование, и ''ученик'' Пушкин победил ''учителя'' Жуковского. Такпоявилось на свет еще одно сказочное произведение поэта - ''Сказка о цареБерендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного ипремудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери'' (1831), написанная русским гекзаметром. Стихотворный размер, несколько утяжеляющий рассказ, фантастическому вымыслу Жуковского, тем не менее, придает серьезность и убедительность.В сказках поэта ощутим дух придворного этикета. Салонную жизнь хорошо знал Жуковский, преподававший русскую словесность великимкнязьям Романовым. Это прочитывается в декоративных сказочных пейзажах поэта, в то же время насыщенных действием:Заповедным этот ''гладкий путь'' делают чары волшебства. По Жуковскому, они разрушаются силой любви и обращенной к Богу молитвы.

Именно с ее помощью герой беспрепятственно попадает в ''зданье – чудостарины'', где встречается со своей судьбой.Портрет сказочной героини у Жуковского выходит за рамки традиции.Перед нами описание живой, очаровательной женщины. От ее затаен-

ной страстности туманится ум ''удалого детины'', и поцелуем ''закипевшей''души царевич-рыцарь разрушает девичью грезу.

Сюжеты сказок поэта узорчаты. Он мастер композиции, контамини-рующей (переплетающей) мотивы. Действие у Жуковского происходит вусловном пространстве, необычность которого, как правило, многократноусилена: в заколдованном лесу, в объятом сном княжеском дворце, в вол-шебном (райском) саду, в царстве Кощея Бессмертного, у Водяного Царя.Вместе с тем, картины быта, наряды персонажей и их обиходные манеры,характеристика запахов и звуков обнажают в произведениях поэта сходст-во условного сказочного мира со временем, в которое живет автор.Над всем этим - господствует великолепный язык: литературно выве-

ренный, артистически легкий. И в отношении произведений Жуковского,эстетически воспитывающих и нравственно поднимающих ребенка.

17. тема детства в творчестве Пушкина. Его отношение в д. л-ре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.005 с.)