Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пед. Деят-ть и произведения для детей В. А. Жуковского.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способ-ность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовалразвитию в России сентиментализма (франц. sentiment — чувство, чувствительность). Он подготовил явление пушкинского гуманизма: ''Без Жуковского мы не имели бы Пушкина'' (В.Г.Белинский).Главные искания поэта связаны с романтизмом. Человеческая индивидуальность в нем выдвинута на первое место. Не удовлетворенный окружающей действительностью, романтический герой стремится прорватьсяза пределы унылой реальности – туда, где над людьми теряют власть законы ''жестокого века'', где перестает действовать практический рассудок сего удручающей логикой приспособления и расчета. ''Раздор мечты сдействительностью'' (Н.В.Гоголь) усиливает жажду чудесного, и тяготениек фантастике, отличающее романтический метод, оказывается фундамен-тальным качеством романтического двоемирия.Себя самого поэт называл ''поэтическим дядькой чертей и ведьм, не-мецких и английских''. Сюжеты его баллад ''Кубок'', ''Перчатка'', ''РыцарьТогенбург'', ''Замок Смальгольм, или Иванов вечер'', ''Ивиковы журавли'',''Шильонский узник'', ''Суд божий над епископом'', ''Лесной царь'',''Кассандра'', ''Людмила'' почерпнуты из иностранных источников. В ро-мантических балладах и стихотворных сказках Жуковского всегда проис-ходит что-либо необычное. За воображением здесь признается право нанеограниченную свободу, и эмоциональную читательскую реакцию на чу-до подобная художественная установка делает сильной и непосредствен-ной. ''Сладостно-страшное удовольствие'' невозможно забыть, и чем боль- ше ужасов, тем интереснее! Будь то переводные, будь глубоко оригиналь-ные произведения поэта, они воссоздают романтическую атмосферу тайн икрасоты, рисуют мир, в котором столкновение героев отражает глубинныепротиворечия человеческого духа, рвущегося к гармонии.Любимые герои Жуковского — рыцари духа. Они проявляют благо-родство и мужество в защите ''вечных'' человеческих чувств. Любовь ипреданность (рыцаря — прекрасной даме, сына — отцу, гражданина —Отечеству) в его произведениях неизменно вознаграждается, а зло беспощадно и неотвратимо наказывается. Сюжет, идея, художественные средства баллад и сказок Жуковского подчинены поэтизации личности, нравственно стойкой и сильной.Непременным условием романтического творчества является сказочноевоображение, и в наследии Жуковского сказок немало. В чтение детей во-шла ''Спящая царевна'' (1831), возникшая в итоге творческого соревнова-нии с Пушкиным. Жуковский пробует писать ''в русском духе'', создаваястилизацию ''под фольклор''. Размах воображения Жуковский-сказочникпроявляет истинно русский, что не мешает ему оставаться романтиком. Сизумительной картинностью нарисован дворец, обитатели которого''зачарованы'' сном. Спит царь с царицей, свита, стража под ружьем, на коне хорунжий, кони, мухи, собаки, повар перед огнем, и автор мастерскисхватывает этот миг остановившегося движения:И огонь, объятый сном,Читателей ''Спящей царевны'' не оставляет при этом ощущение некойигры, вообще характерной для литературной сказки, переосмысливающейфольклорные сюжеты и образы. У Жуковского ''спящая царевна'' засыпает,словно для того только, чтобы пробудиться от любовного поцелуя. Но ведьсон в триста (!) лет равносилен смерти. Правда, поцелуй не обычен, да ипроисхождение того, от кого он исходит, тоже. Суженый царевны - цар-ский сын, и, что еще важнее, он предназначен ей самою судьбой! Однакоавтор как будто слегка усмехается, и такая самоирония очень характернадля писателей-романтиков: сказочная реальность остается далекой от дей-ствительности мечтой! Не случайно же свою балладу ''Светлана'' (1810-1812), много общего имеющую со сказкой ''Спящая аревна''''Большие чудеса'' и в самом деле отличают оба произведения. В сказкецарский сын входит в сонное царство и склоняется над спящей (мертвой)невестой; в балладе невеста входит в избушку, где ''все в глубоком мерт-вом сне'', а ''под белым полотном мертвый (жених) шевелится''. По законамжанра, все разрешается благополучно. Сон может быть и долгим, и''лживым'', но пробужденье всегда счастливым. Наяву союз двух любящихсердец скрепляется браком: ''в опыте разлуки'' герои все те же, и ''в нихдуша - как ясный день''.Вот и сказка для детей, убежден поэт, должна быть такой же ''чистой'',то есть не иметь иной цели, кроме ''непорочного'' занятия фантазией. Вовторой половине жизни для самых маленьких читателей поэт пишет не-сколько небольших стихотворений, посвящая их собственным детям Павлуи Александре. Как и в сказочном кредо Жуковского, в них нашел отраже-ние и жизненный опыт художника, и общественно-педагогические взгля-ды, и тонкое знание детской психологии. Стихотворение «Птичка» воспе-вает светлую печаль, навеянную скоро минувшей порой красного лета.Напротив, в «Жаворонке» нарисованы радостные приметы пробуждающе-гося дня. Стихотворная пьеска «Котик и козлик» создана в лучших тради-циях народной материнской поэзии. А в короткой, поистине этическойсказочке «Мальчик с пальчик» эмоционально воссоздан образ мальчика-эльфа, у которого «как искры глазенки», «как пух волосенки».Если Пушкину в литературных сказках удалось воскресить иллюзиюнепосредственности и стихийности творчества, то в наследии Жуковскогосложился тип сказки-баллады – литературно-поэтического фантастическо-го произведения с обнажением риема, сказки с авторской романтическойиронией. С Пушкиным Жуковского связывала личная и творческая дружба. Летом 1831 года на даче в Царском Селе поэты вступили в творческоесоревнование, и ''ученик'' Пушкин победил ''учителя'' Жуковского. Такпоявилось на свет еще одно сказочное произведение поэта - ''Сказка о цареБерендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного ипремудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери'' (1831), написанная русским гекзаметром. Стихотворный размер, несколько утяжеляющий рассказ, фантастическому вымыслу Жуковского, тем не менее, придает серьезность и убедительность.В сказках поэта ощутим дух придворного этикета. Салонную жизнь хорошо знал Жуковский, преподававший русскую словесность великимкнязьям Романовым. Это прочитывается в декоративных сказочных пейзажах поэта, в то же время насыщенных действием:Заповедным этот ''гладкий путь'' делают чары волшебства. По Жуковскому, они разрушаются силой любви и обращенной к Богу молитвы.
Именно с ее помощью герой беспрепятственно попадает в ''зданье – чудостарины'', где встречается со своей судьбой.Портрет сказочной героини у Жуковского выходит за рамки традиции.Перед нами описание живой, очаровательной женщины. От ее затаен- ной страстности туманится ум ''удалого детины'', и поцелуем ''закипевшей''души царевич-рыцарь разрушает девичью грезу. Сюжеты сказок поэта узорчаты. Он мастер композиции, контамини-рующей (переплетающей) мотивы. Действие у Жуковского происходит вусловном пространстве, необычность которого, как правило, многократноусилена: в заколдованном лесу, в объятом сном княжеском дворце, в вол-шебном (райском) саду, в царстве Кощея Бессмертного, у Водяного Царя.Вместе с тем, картины быта, наряды персонажей и их обиходные манеры,характеристика запахов и звуков обнажают в произведениях поэта сходст-во условного сказочного мира со временем, в которое живет автор.Над всем этим - господствует великолепный язык: литературно выве- ренный, артистически легкий. И в отношении произведений Жуковского,эстетически воспитывающих и нравственно поднимающих ребенка. 17. тема детства в творчестве Пушкина. Его отношение в д. л-ре.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.005 с.) |