Изображение ребенка в д. ли-ре XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изображение ребенка в д. ли-ре XIX в.



С. век»

В отличие от реалистической поэзии, так прочно связанной с стихами для детей, творческая практика символистов в гораздо меньшей степени повлияла на поэзию, обращенную к детям. Напротив, как раз именно детство чаще всего возвращало поэта из надземных потусторонних сфер на землю, заставляя его убеждаться в ее конкретном реальном существовании. Поэзия символистов словно посмотрела на действительность с высоты роста ребенка, и ей открылось совершенно другое пространство. Окружающее предстало близким, ощутимым, бесконечно разнообразным и интересным.Повели к кустам мой стих...(К.Бальмонт. «Детский мир»).Дорожка ведет к таким обыденным предметам, как брусника, еж,ежевика, черника, и все это связано с детьми, а дети сродни природе:«Маше, Оле, Ане, Пете. / Травки сестры. Травки – дети» («Травки»).Бальмонт написал для детей множество стихотворений и чаще всегоон печатался в журнале «Тропинка». Но главная его книга, обращенная и кдетям и к взрослым получила название «Фейные сказки». Примечательно,что впервые «Фейные сказки» были опубликованы в журнале «Детскоечтение». В этой книге он выделил отдельный цикл «Детский мир», и здесьвсе для детей – и «Сказочки», и стихотворение «Смешной старик»:поэт,вместе с детьми, подсмеивается над ученым стариком, главное занятие которого читать книги.

Бальмонт придумал удивительную Фею («Фейные сказки»). Конечно, она может использовать в каких-то случаях свои чары, но чаще всегоона оказывается озорной, веселой, способной на бесконечные шалости девочкой. Да и окружающий ее мир – детский. Сад, куда она приходит и гдекаждый цветок предлагает ей свою дружбу, как будто состоит из цветовдетей, живущих по строгому режиму.

В этой книге сказок Бальмонт ведет своего читателя в увлекательный мирзнакомый ребенку, но переданный по-своему, с другими сюжетными подробностями («Учудищ», «Кошкин дом»). А рядом с сказочными картинамивозникают в стихах поэта совсем привычные: «За грибами» (Вот мы дружною семьей – / За грибами в лес. / Я, да ты, да он со мной, /Старый лес воскрес), «Осень» (Поспевает брусника, / Стали дни холоднее...), «К зиме»(Лес совсем уж стал сквозистый, / Редки в нем листы. / Скоро будет снегпушистый / Падать с высоты...). Конечно и в «Фейных сказках» и другихстихотворениях, напечатанных в детских журналах, встретятся сложныеметафоры и ассоциации («Осенняя радость»» «Посвист» «Облачная лестница» «От птицы к птице»), но при внимательном чтении мы поймем и увидим те краски, к которым прибегает поэт, рисуя приход весны («Праздник весны», «Солнышко-ведрышко») и другие события в жизни природы ив жизни ребенка. Не случайно Бальмонт написал несколько «Колыбельныхпесен».

В творчестве А.А. Блока стихи для детей и размышления о детскойлитературе, о потребностях детства занимают особое место. В журнале«Тропинка» (1906-1912) имеются первые публикации его стихотворений, в«Записных книжках» рассыпаны его мысли о воспитании и детских книгах, в последние годы жизни он написал немало рецензий на постановки детских сказок и высказал там интересные соображения о специфике детского восприятия. С особенной любовью он пишет о необычайно популярной в детской среде книжке «Степка-Растрепка», он помнит о своем увлечении ею в детстве, и теперь, снова, находит ее увлекательной, «оченьсмелой и жизненной, с одной стороны, и совершенно лишенной пошлости – с другой...». Объясняя интерес детей к «Степке», он видит его в «увлекательной быстроте перехода от причины к следствию» и в том, что всякнига напоминает театрального Петрушку, «а в том, что дети любят Петрушку, который все время убивает, обманывает и творит прочие пакости, яубеждался много раз.

Блок составил две книги для детей: «Круглый год: Стихотворениядля детей» (М., 1913) и «Сказки. Стихи для детей» (М., 1913). Разнообразные «твари» – зайчик, ворона, полюбившиеся нам персонажи – дедушки,бабушки и, конечно, веселая ватага играющих детей населяют «Круглыйгод». Каждое время года отличается своими неповторимыми особенностями: Весна открывается радующим детей вербным воскресеньем.

Литературная жизнь Саши Черного (псевдоним Александра Михайловича Гликберга, 1880-1932) делилась на две части. Постоянный участниксатирических журналов «Зритель», «Сатирикон», он прославился как мастер политической сатиры, направленной на представителей власти, на реакцию, царившую в обществе, и на тех «нищих духом» – людей, готовыхпримириться с унылым существованием 54.И был совсем другой Саша Черный, который печатался в разныхжурналах для детей, издавал эти стихотворения отдельными книжками(«Тук-тук. Стихи для детей». М., 1913; «Живая азбука». СПб, 1914;сб. «Жар-Птица», 1912 и др.). Для общения с детьми ему не надо былопреодолевать никаких дистанций.

Тот Саша Черный, который был известен как автор мрачноватых игорьких стихов, совершенно преображался, обращаясь к детям с безоглядной щедростью, с самым светлым чувством. Он был одним из тех поэтов,который, по выражению А. Блока, «сохранял в себе вечное детство».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.004 с.)