Эл-ты сентиментализма и реализма в сказке «ч. Курица или подземные жители» в творчестве писателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эл-ты сентиментализма и реализма в сказке «ч. Курица или подземные жители» в творчестве писателя.



«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО.

В истории русской словесности место писателя Антония Погорельского (Алексея Алексеевича Перовского, 1787-1836) по праву определено какпервое во многих областях. Он был автором первой в русской литературефантастической повести, создателем первой в отечественной литературнойклассике прозаической сказки для детей, первым в России популяризатором творчества немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана. Самое известноепроизведение писателя ''волшебная'' повесть ''Черная курица, или Подземные жители'' (1829) появилась в России тогда, когда не было еще сказокА.С.Пушкина, В.А.Жуковского и А.П.Зонтаг, не писал для детей и юноше-

ства В.Ф.Одоевский, не размышлял о детских книгах и детских писателяхВ.Г.Белинский. Погорельский дал первый в национальной литературе образец повести о детях и для детей, написанной простым русским языком,— тем языком, которым говорили и в жизни. В мир сказочной повести во-шел быт современного города, дома, семьи, судьба реального ребенка —

воспитанника пансиона, неукрашенно-точное воссоздание его переживаний и поступков.Почти фантастическое событие реальной жизни самого Перовского —пребывание в Московском университете. Писатель получил образование задва года и два месяца, окончив знаменитое учебное заведение с двумя научными степенями — доктора философских наук и доктора словесных наук (1807). На трех языках он прочел три лекции, посвященные естественнонаучным проблемам: сказочный успех был добыт напряженнейшим трудом ума. ''Не для того вам дан ум, чтобы вы во зло его употребили'', — любил повторять писатель и следовал этому принципу всю свою жизнь. Занимаясь воспитанием маленького сына своей сестры, будущего известногорусского поэта А.К.Толстого, которому посвящена ''Черная курица'', проявлял строгость, но справедливость. В начале 1830-х годов помог юношеопубликовать первое стихотворение, но рядом поместил объективную критику на него. В 1825 году был назначен попечителем Харьковского учебного округа, в 1826-м стал членом комитета по устройству учебных заведений Петербурга. Подготовил записку ''О народном просвещении вРоссии'' и написал сказочную повесть о мальчике, который совершил серьезную ошибку, трудному учению предпочтя ''готовое'' знание.Ум для писателя не означал чрезмерный интеллект и излишнюю серьезность. В искусстве и литературном быту Погорельского отличала склонность к мистификациям — намеренному введению в обман и заблуждение.Тяга ко всему чудесному, выходящему из обыкновенного порядка, его непугала: с легкой руки Погорельского появился в отечественной прозе такой персонаж, как ''двойник''. Писатель отыскал этот образ, как и само понятие, в творчестве немецкого новеллиста Гофмана, но перетолковал свободно. Фантастика не вносит в повести Погорельского ни стихию хаоса, ни атмосферу карнавала. Четкие границы между действительностью и реальностью в них не потеряны. Добро и зло, грешное и праведное ясно различимы во внутреннем мире произведений писателя, а финалы соотносимы сконцовками волшебных фольклорных сказок. Странное и важное в этомслучае приравнивается к обычному и незначительному, Зло исчезает какнаваждение или сон, и у читателя ''русского Гофмана'' остается ощущениедоброго чуда.Сюжетные чудеса в ''Черной курице'' изображаются так, как их можетсебе вообразить ребенок. Бурная реакция десятилетнего мальчика на историю со спасением курицы Чернушки сменяется полузабытьем Алеши. Вчуткой грезе персонажа повести пережитые события и знакомые лицапредстают в фантастическом освещении. Подземные путешествия геройсовершает во сне, и открывшийся ему сказочный мир можно сприниматькак сновидение. Но граница волшебных снов и реальной яви автором внезапно нарушается. Появляется сказочный предмет, переходящий в мирдействительности и при этом сохраняющий свои волшебные свойства. Подарок короля гномов, конопляное семечко способно творить чудеса в повседневном школьном быту: благодаря ему Алеша получает возможностьвсегда знать уроки, не уча их. Так рождается своеобразный вариант романтического двоемирия, в котором смешение реального с чудесным не ставитпод сомнение ценности идеального порядка. Писатель отстаивает безусловную значимость доброты, скромности, благородства, самоотверженнойверности дружбе и мечте. Рассказанная им история вполне могла бы развернуться без содействия сказочной фантастики. Но свою художественнуюмистификацию на основе видения (чего-то, возникшего в воображении)Погорельский хорошо приспосабливает к детскому восприятию. Ведьтолько душевная чистота ребенка открывает доступ в мир сказки, в миридеала. Когда же звучат прощальные слова Чернушки и сказка на нашихглазах разрушается, постигается громадность утраты, побудившая романтиков называть детство ''потерянным раем''. Гофманиану Погорельский открывает как плодотворную литературную традицию, приближенную к домашнему обычаю ''сказывания'' на ночь, бытовавшему на Руси с древнейших времен, а маленькому человеку его ''пользу'' показывает не путем нравоучений, но ''принятым'' для него способом: без излишнего дидактизма,характерного для ранней русской детской литературы.Героя ''Черной курицы, или Подземных жителей'' ''умненького,миленького'' Алешу никто не преследовал и в ссылку не отправлял. Однакообраз явно автобиографичен. Со знанием дела пишет в произведении Погорельский о том, что родители Алеши, ''жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион ивозвратились домой, заплатив учителю условленную плату за нескольколет вперед''. Мальчика здесь любят и ласкают. Но от взгляда всезнающегоавтора не укрывается, как Алеше ''часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно''. Одинокими вечерами герой повести увлекается чтением волшебно-рыцарских романов, интерес к которым порожден не только недостатком общения со сверстниками, но и нормальной потребностьюлюбого ребенка, даже благополучного, в идеале — в чем-то чудесном, героическом, захватывающем. Вслед за прочитанными книгами, главнымсредством разрешения жизненных несоответствий Алеша начинает считать волшебство, а спасительницей от одиночества — фею. Вот как представляется мальчику роль доброй волшебницы в его судьбе: она ''явится впереулок и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия''.На границе Подземного царства, по представлению мальчика, должныстоять именно рыцари. В повести Погорельского они выполняют функцию, какую в волшебной фольклорной сказке несут в себе Баба Яга и Кощей Бессмертный: охраняя от ''непосвященных'', стерегут проход в тридесятое царство, в мифологии - царство мертвых. ''Кощей'' (''Кащей'') в переводе с тюркского означает ''пленник''. Поначалу Алеше кажется, что, избавившись от скучных учебных обязанностей, он добьется успеха. На поверку герой попадает в плен собственной неразумности. Владение чудеснымпредметом не приносит ему истинной пользы: ни знаний у него не прибавляется, ни характер не улучшается. А когда семечко пропадает, Алеше ивовсе приходится туго. Ему грозит наказание, если он не признается, какему удается в короткое время наизусть зазубривать по двадцать страниц.Традиционное сказочное испытание оборачивается экзаменом на нравственную зрелость. И герой не выдерживает проверки: совершает предательство, выдавая чужую тайну. Король со своим подземным народом вынужден отныне переселиться далеко от здешних мест. Курица-министр Чернушка - носить золотые цепи. И все это по вине Алеши. Повесть заключает в себе нравственный урок. Детство не есть''охранная грамота'' от дурных и необдуманных поступков. Ребенок долженнаучиться осознавать последствия своих действий и нести за них ответственность. Однако в процессе взросления ребенку нужен руководитель, и невоображаемый, а реальный. И общими усилиями, быть может, придетсяпережить настоящую жизненную драму, чтобы понять: жизнь сложнеесказки, и с ''исправления себя самого надобно начинать''.Свои сочинения Перовский считал педагогическими. По мнению писателя, не взирая на возраст, человек не живет ''по ту сторону добра и зла''.В каждом из его произведений герой поставлен в ситуацию нравственного выбора. ''Читайте мои книги и беседуйте с детьми о мире, в которомживете'', - как будто призывает писатель. - Все не так уж плохо в этом лучшем из миров!''



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.174.157 (0.005 с.)