Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературные сказки. Сказки Пушкина. Сходства и разлиция лит. И народных сказок.
СКАЗОЧНЫЙ МИР А.С.ПУШКИНА. XIX век русской литературы принес с собой удивительное явление: всистеме письменных литературных жанров прочное место заняла сказка,вплоть до последних десятилетий XVIII века туда не допускавшаяся. В от-личие от фольклорной, литературная сказка — творение авторское. Но,глубоко оригинальная, она учитывает законы устной художественной сло-весности. Фантастика в ней — сюжетообразующий фактор, важный крите-рий характеристики персонажей.Из всей литературы сказки первыми проникают к людям разных сосло-вий, и проникают рано, когда душа открыта всему высокому. В России ис-стари любили сказки. Но Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)''усилил народную песню и сказку блеском своего таланта'', оставив неиз-менными при этом ''их смысл и силу'' (М.Горький). Если Погорельский,Ершов, Аксаков — авторы преимущественно одной сказки, то Пушкинсоздал целый сказочный мир. Русская сказка — явление многовариантное,и в литературном наследии Пушкина есть примеры всех жанровых разно- видностей сказки. Тем не менее, главное место в нем заняли сказки вол-шебные, создавшие Пушкину возможность открывать национальное в об-щечеловеческом, а в национальном — общечеловеческое.Популярный в европейском фольклоре сюжет ''мертвая царевна''(''Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях'' Пушкина, 1833) восходитк мифу об умирающем и вновь воскресающем божестве, олицетворяющемрастительную природу. Под пером Пушкина-сказочника он приобретаетокраску национальную, наполняется деталями, характерными для леген-дарной эпохи средневековой Руси.В основу пушкинской ''Сказки о царе Салтане, о сыне его славном имогучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевнеЛебеди'' (1831) также положены литературные традиции, освященные вре-менем. Салтан и Гвидон — персонажи лубочной ''Сказки о Бове-королевиче''. Представляя собой переработку средневекового европейскоговолшебно-рыцарского романа, в России XIX века эта книга имела широкоехождение. Бабариха в ''Сказку о царе Салтане'', напротив, пришла из''Песни о дурне''. Подобные песни в XI-XVII веках пели русские скоморохи — актеры, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики,акробаты. Наряду с былинами, историческими и ирическими песнями, вXVIII веке скоморошины собрал и обработал некий Кирша Данилов (Ки-рилл Данилович). Он опубликовал их в 1804 году под названием ''Древние
российские стихотворения'', сделав достоянием широкой читательскойпублики. Вполне естественно, что и Пушкин, национальную устную лите-ратуру знавший не понаслышке, свои собственные сказочные образы соз-давал в народнопоэтическом духе. Безымянному фольклорному Островупо ассоциации с русскими заговорами он присваивает собственное имя ''Буян'', с определением ''буйный'' связывая представление о плодородии иактивной жизненной силе растительного мира (''буйный лес'', ''буйныетравы'').В сказках Пушкина ''о людях'' проблемы любви, жизни, смерти – глав-ная линия повествования. Из всех жанров литературы именно сказка дава-ла поэту возможность наиболее прямо и непосредственно выразить свой идеал, свою собственную концепцию мира и человека. Автор размышляетв них о полноте человеческого существования, достигаемой, как ему пред-ставляется, не только в минуты счастья. Неотъемлемая часть земного пути- печали и беды, и человек обязан принять их достойно.По мнению поэта, мужчине природой назначено руководить и царство-вать. Удел женщины — быть женой и матерью. Потому Салтану (''Сказка оцаре Салтане'') не интересны девушки, ''весь крещеный мир'' жаждущиепоразить своим ткацким или поварским искусством. А вот речь третьей се-стры ему по душе: как и Салтан, она ищет простого человеческого счастья, мечтает о семье, о любви, о детях. В беззащитной царице-матери сказоч-ник видит, в первую очередь, обыкновенную женщину. ''Горькойвдовицей'' стенает и ''вопит'' она день напролет: при живом муже лишиласьподдержки, и вот с сыном-младенцем брошена на произвол судьбы, в''бездну вод''. Зато ее сын — ребенок лишь до поры до времени. И не толь-ко потому, что по традиционной сказочной формуле ''растет не по дням, апо часам''. Когда Гвидон ''волну торопит'', он еще ''дитя'', или, по христиан- ским представлениям, - ''ангел''. А молитва или заклинание доходчивее, ес-ли проистекает от безгрешного, чистого человека, почему море его и по-слушалось! Однако в момент освобождения царский наследник уже ''немальчик, но муж''. С легкостью применяет он свою недюжинную силу,чувствуя ответственность за слабую женщину, и добывает ''добрый ужин''способом, принятым у богатырей:
Истинный герой в изображении Пушкина действует, и, в подтвержде-ние мужской и княжеской доблести, по законам сказочного жанра, удо-стаивается целой страны во владения — такой, как чудесный город Гвидо-на. Оригинальны образы героинь пушкинских сказок. Оказавшись в незна-комом месте, молодая царевна делает то, что в подобных случаях положе-Скромно и просто продолжает она себя держать и на пиру, устроенномбогатырями по случаю милой гостьи. Поведение ее столь естественно иорганично, что, по мнению Пушкина, характеризует русских женщин во-обще. Потому индивидуального имени нет также ни у ''обыкновенной'' ца-рицы в ''Сказке о царе Салтане'', ни у царицы-матери в ''Сказке о мертвой царевне''. Даже собственное имя волшебницы — ''Лебедь'', вслед за народнопоэтическим ''лебедушка'', у Пушкина становится символическим. Оноолицетворяет в себе женскую чистоту, непорочность, гармонию: в русскихобрядовых (свадебных) песнях так называли девушек-невест, прекрасныхи внешне, и внутренне.Когда главное свое дело женщина выполняет хорошо — по достоинст- ву и награда. Сына ''в аршин'' дает Бог Салтану и его жене (''Сказка о цареСалтане''). Царице-матери, которая ''ждет-пождет с утра до ночи'' своегосупруга из дальнего похода, ''в сочельник в самый, в ночь'' Бог дает дочь(''Сказка о мертвой царевне''). Ее дочь-царевну судьба тоже вознаграждает:за девическую скромность, за женскую кротость, за человеческую незло-бивость. Для характеристики своих героинь в подобных случаях поэт уме-ет найти и выразительный эпитет, и ''говорящий'' глагол, и меткое сравне-ние в духе народной песни: ''И царица над ребенком, / Как орлица надорленком'' (''Сказка о царе Салтане''). Когда же счастье женщины-матери и супруги оказывается под угрозой, в интонациях повествователя пушкин-ских сказок появляются нотки тревоги.В произведениях поэта много массовых сцен. Народ у Пушкина крас-норечив и когда высказывается, и когда хранит молчание. Народныйвзгляд на вещи иногда представляется внешним: ''Ни ступить, ни молвитьне умеешь, / Насмешишь ты целое царство'' (''Сказка о рыбаке и рыбке''). Но народное безмолвие может быть по-настоящему угрожающим (финал''Бориса Годунова''). Реакция большинства порой причиняет боль: ''Кто вглаза ему смеется, / Кто скорее отвернется'' (''Сказка о мертвой царевне'').И все-таки суд ''честного народа'' является праведным: ''Не садися не всвои сани!'' (''Сказка о рыбаке и рыбке''). ''Свет о белке правду бает''(''Сказка о царе Салтане''), — говорит поэт, подразумевая, что сила народа— в естественности исповедуемых им этических норм. Не зря же, любядругого, но, почти не имея надежды на воссоединение с ним, ''мертвая'' ца-ревна отказывается выйти замуж. Жениху дано слово, и оно нерушимо, даи не покупается счастье ценой несчастья других! Вот и могущественнаяЛебедь предостерегает Гвидона от неверного шага: ''Жена не рукавица: / Сбелой ручки не стряхнешь, / Да за пояс не заткнешь'' (''Сказка о цареСалтане''). Эту народную мудрость высоко ценил Пушкин. В сложныхнравственных ситуациях, случающихся не только в жизни сказочных геро-ев, но и в реальной действительности, истинно русский человек, тысячеле-тиями живший в коллективе, привык ''оглядываться'' на соседа, подметилпоэт. Поэтому молодая девушка в его сказке проявляет поистине женскуюмудрость. Она отказывает. Но отказ ее не обиден, потому что отвергаемыепризываются в советчики: ''Как мне быть? ведь я невеста?'' Такой поворотдела не может не вызвать ответного благородства, и ''честные молодцы'' оженитьбе больше ''не заикаются''. Таким образом, в сказках Пушкина вос-создается атмосфера идеальной национальной народной этики. Царицатерпеливо ждет мужа у окна и смотрит в поле ''с белой зори до ночи''. Ко-ролевич Елисей ''отправляется в дорогу, помолясь усердно богу''. Семеробратьев соблюдают обычай гостеприимства, определенными этикетнымиформулами ''вызывая'' незнакомца, посетившего их дом. Царевна-девушкадружно живет в тереме с богатырями: ''Им она не прекословит, / Не пере-чут ей они''. И т. д.Пушкин понимает, что нормы поведения и нравственности провереныжизнью не одного поколения людей, выработаны в результате длительноговзаимодействия человека с природой. Потому художественное простран-
ство сказок поэта неизменно включает в себя и природные стихии, и ду-ховный мир человека. В ''Сказке о мертвой царевне'' это поле, лес и дом.Герои ''Сказки о царе Салтане'' пребывают ''между моря и небес'': в бочкели, на торговом ли корабле, на чудесном ли острове князя Гвидона, на ма-терике ли, где расположены палаты царя Салтана. Своеобразие пушкин-ской сказочной концепции мира состоит в том, что без человека''блещущие'' в ''синем'' небе звезды и ''хлещущие'' в таком же ''синем'' мореволны казались бы холодными и бездушными! В свою очередь, основныесобытия человеческой жизни, горести и радости пушкинских героев сопря-гаются автором с природными процессами. Из животного мира возникаютв сказках Пушкина ''личины'' людей: злыми жабами глядят ткачиха с Бабарихой да с кривою поварихой. Из тайников природы на свет является не-чистая сила разного назначения: злой чародей-Коршун, колдун-звездочет, черт с чертенятами. Оттуда же являются и добрые сказочные чудеса. Золо-тая рыбка, золотой петушок, волшебное зеркальце – традиционные маги-ческие персонажи народных сказок. А вот белокаменный город на острове,поющая белка и необыкновенный морской ''дозор'' — плод воображениясамого Пушкина. О необыкновенном он умеет говорить серьезным и поройувлекательным тоном сказочника, верящего в чудеса своей сказки, а егогерои способны увидеть ''чудо наяву''.В русской литературе поэт едва ли не первым заговорил о чудесном како действительном. В ''Сказке о рыбаке и рыбке'' (1833) море и ''плоть отплоти'' его золотая рыбка — полноправные персонажи, живущие суверен-ной жизнью. В свою очередь, человеческие заимоотношения отражаютсяв движениях природной стихии: по мере усиления притязаний старухипушкинское море сначала ''слегка'' разыгралось; предостерегающе''помутилося'' оно в следующий раз; ''почернело'' и ''разразилось черноюбурей'' в финале. Самое Добро и Зло в произведениях поэта проистекает изпоступков людей. Так, в заключительной части ''Сказки о царе Салтане''завистницы жены Салтана едва не остались безнаказанными: ''разбежались по углам; / Их нашли насилу там''. Но осознание вины частью искупает содеянное, и злодейки во всем признались, ''повинились, разрыдались''. Дос-тойно повел себя и Салтан:Вот уж воистину: хочешь строить новую жизнь — не допускай наси-лия.В помощь человеку в волшебных сказках призывается магия. Но в немсамом, полагает Пушкин, заключено могущество еще большее. Вот, на-пример, порождение мирового Океана - ''не простая рыбка, золотая''. Каза-лось бы, должна быть всесильной. Но нет: пойманная в сети, вырванная изродной стихии, лишенная ее поддержки, становится вдруг беспомощной. ''Ровно тридцать лет и три года'' прожив на краю моря, пушкинский рыбакумеет это понять: беззащитностью, хотя и временной, волшебного сущест-ва в корыстных целях не пользуется. Не злоупотребляет, как его старуха,доверием другого: не безопасно переступать грань, за которой просьбапревращается в необоснованное требование, а жажда власти становитсяненасытной. Свободная морская стихия этого не потерпит, золотая рыбкавернет в изначальное состояние, разбитое корыто станет сигналом предос-
тережения.В общении с высшими силами разумнее идти по пути старика: услы-шав мольбу о помощи, отпустить рыбку в море без ''откупа''. Если знаешьцену дому, семье, родной земле, - можно ли требовать награду с того, кто''домой просится''?! Не переступи грани дозволенного (''не дерзни!''), бытьмилосердным (''смилуйся!'') – вот та заповедь, неукоснительность соблюдения которой обеспечивает праведное людское существование. Добро задобро - и тебе воздастся. Этот закон, по Пушкину, внятен всем: людям,животным, волшебникам. Всякое нарушение божеской нормы приводит кнеистовству темных сил, и в речи повествователя пушкинской сказки воз-никает опасливое сомнение: ''Черт ли сладит с бабой гневной?''. И в реаль-ной, и в условно-сказочной действительности негативные варианты разви-тия личности весьма вероятны. Утрата меры в жизненных притязаниях че-ловека ставит на грань безумия. О таких в народе говорят ''беленыобъелась'', значит, померкло сознание.''Милый идеал'' поэта другой: Женщина - чудо природы. Такое, как ца-ревна Лебедь. Или как та, что проще, но к главным эстетическим пред-ставлениям обычного читателя ближе: ''тихая'' царевна. Магией семьи вла-деет именно Женщина. Вступив в брак с мужчиной, равным ей по''могучеству'' физической или духовной силы, она делается похожей навсех женщин рода, не обязательно волшебниц: собственную мать, матьсвоего мужа. ''Дела в даль не отлагая'', поджидает ''приплода''. Живет-поживает с супругом в согласии и любви. А если суждено разлучиться смужем — обернет расставание во благо. Главное – не уставать совершен-ствоваться. Ведь истинная красота человека — в его нравственной сущно-сти, и гармония внешнего и внутреннего облика создается соответствую-щими ''привычками общежития''.Отличительной чертой человеческой и творческой натуры Пушкина-поэта был удивительный универсализм мировосприятия, стремление кгармонии всегда и во всем. У своих друзей и родных, литературных пред-шественников, себя самого ''прошлого'' он умел взять лучшее. Из ошибок— извлечь урок и идти дальше, преодолевая несовершенство свое и мира.Потому и как автор сказок Пушкин проявил себя не подражателем, а мощ-ным художником-творцом. В старую литературную схему он вливал новоесодержание: ''очеловечил'' героев.В волшебной устной сказке народному сказителю всегда удается пере-дать активное движение событий. В сказке пушкинской развитию сюжетаспособствуют не только действия волшебных сил (зеркальца, золотого яб-лочка, Солнца, Ветра, Месяца), но и реальные чувства и события (завистьмачехи, сострадание Чернавки, преданность Елисея). Важнейшим изобразительным средством непрерывности действия поэт сделал глаголы и дее-причастия, и прием стал открытием в литературно-сказочной поэтике. Так,встречу царевны с богатырями в ''Сказке о мертвой царевне'' он описываетв 22 строках, и почти в каждой из них есть глагол! В глагольной лексикепредстают у поэта-сказочника и движения человеческой души:В то же время, Пушкин мастерски пользуется и ретардацией - широкораспространенным в устной литературе приемом замедления повествова-ния через утроение эпизодов и повторение формул. Его сказки-поэмыстроятся на внезапно возникающих и столь же внезапно обрывающихсясценах, соединенных в единое повествование лирическими связками. Таксоздается в них особый пушкинский ритм. Перед читателем автор развора-чивает картины, несущие противоположную эмоциональную и содержа-тельную информацию. Например, в ''Сказке о мертвой царевне'' сценасмерти царицы сменяется сообщением о повторной женитьбе царя-вдовца;сцена любования новой жены царя собою перед зеркалом — упоминанием
о том, что царевна-падчерица уже невеста и т.д.Герой народной сказки — персонаж, созданный по закону широкогообобщения. Он каноничен и собирателен. Пушкин-сказочник действую-щих лиц своих произведений тоже наделяет постоянной чертой характера,но каждого — своей. Они не похожи один на другого. Мачеха у него зла,горделива, ''ломлива'', но красива и умна, что признается всеми (''молвой'').Красота царевны-сироты примечательна, но скромна, не столь пронзитель-на, как у Царевны-Лебеди, с ее ''блестящим'' под косой месяцем и''горящей'' во лбу звездой. Ее ум и красота — от доброты. Философскийсмысл любой сказки поэта, полагавшего, что красота души и есть истиннаякрасота человека, заключается в утверждении любви и добра как основымира. В Елисее, например, нет той богатырской удали, которой славен чу-до-ребенок Гвидон. Зато королевич - весь во власти всепоглощающейлюбви. Оба тоскуют по семейному счастью, трудятся над восстановлениемгармонии частного существования. Гвидон стремится привлечь к себе наостров отца с помощью диковинок, каких ''в свете нет''. Да и жену ему по-давай такую, чтоб ''не можно было глаз отвесть!'' А жених-королевич при всей его душевной тонкости более терпелив и настойчив в поисках про-павшей невесты. Он может ''горько плакать'', но вновь и вновь будет бро-саться с призывом о помощи ко всем, вплоть до природных стихий, надкоторыми, в отличие от Гвидона, не властен. Любовь в пушкинских сказ-ках побеждает все. Даже пушкинский Поп, хотя и жаден, искренно любитжену и детей. А Балда, вопреки устоявшемуся в народной традиции отно-шению к нему как к глупцу и ''бестолочи'', не только обладает незауряд-ным умом, ловкостью и смекалкой, но способен вызвать симпатию у про- тивоположного пола. Как намекает на то Пушкин, поповна-то лишь о неми ''печалится''!В отличие от законов фольклорного искусства, в отношении к ЗлуПушкин не столь суров и категоричен. В представлениях народа идеяуничтожения противника имеет магический смысл, а у Пушкина действуетэтика гуманизма: все зло людского существования в мире презренно и об-речено на гибель. Исчезнут ненависть, корысть, зависть, тиранство и неиз-бежно восторжествует гармония.''Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благо-уханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. <…> читая его творе-ния, можно превосходным образом воспитать в себе человека'' (В.Г. Бе-линский).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.008 с.) |