Начало славянской книжной ку-ры. Л-ра Киевской руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало славянской книжной ку-ры. Л-ра Киевской руси.



ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ

Литература Древней Руси с ее многовековой историей, в ее многообразии жанров была проникнута глубоким интересом к внутреннему миручеловека. «Поразительные по своеобразию характеристики <...> воздействовали на всю историческую литературу последующего времени».1 Именно в древнерусской литературе берет начало традиция духовных и нравственных исканий, свойственная русской литературе нового времени. Просветительский и назидательный характер многих жанров древнерусскойлитературы делает этот период особенно важным для дальнейшего развития литературы для детей.

2.1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наша тема связана с историей детской литературы, но нельзя не назвать хотя бы некоторые имена, книги, произведения искусства. И преждевсего следует упомянуть создателей славянской письменности. Славянскиепервоучители братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий родились в 20-е годы IX века в греческом городе Салониках,по-старославянски – Солуни (поэтому их называют солунскими братьями).В Солуни и её окрестностях жили, кроме греков, славяне, говорившие наодном из диалектов, родственных позднейшему болгарскому языку. Не ис1 Д.С. Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, С. 7.ключено, что братья с детства владели как греческим, так и славянскимязыками.Мефодий, старший из братьев, рано выбрал военно-административную карьеру, затем постригся в монахи. Кирилл же сраннего отрочества обучался при дворе императора Михаила II и вошёл вкружок патриарха Фотия – важнейший интеллектуальный центр Византии.В «Житии Кирилла» говорится о его замечательных успехах во многихнауках, особенно – в изучении различных языков.В 863 г. император направил братьев к моравскому князю Ростиславу. Их основной задачей была проповедь христианства среди славян. Но,для того чтобы решить эту задачу, надо было перевести на славянскийязык основные богослужебные книги, а следовательно и создать письменность, пригодную для этих переводов и адекватную звуковому составу

славянского языка, Обе эти задачи были решены самым замечательнымобразом. Но братья сделали больше: на основе знакомого им с детствасолунского диалекта они создали особый богослужебный язык, часто на-зываемый церковно-славянским.После смерти в 869 г. Кирилла Мефодий ещё в течение полутора слишним десятилетий продолжал переводить на славянский язык библей-ские тексты и распространять – иногда с опасностью для жизни – славя-ноязычное богослужение в Моравии и Паннонии.Кирилл создал алфавит, приспособленный для передачи звуков сла-

вянского языка. Однако от IX века до нас дошло две азбуки, которые, потрадиции, называются кириллицей и глаголицей. Анализ источников пока-зывает, что первой была создана глаголица, а кириллица появилась позд-нее. На основе кириллицы в России был создан – при Петре I гражданскийшрифт, который, с рядом изменений, используется и сейчас для ряда язы-ков.Алфавитная письменность, пришедшая на Русь вместе с Крещением,способствовала возникновению литературы. И первое имя, которое следу-ет назвать, – Нестора-летописца (1005-е гг. – начало XII в). Почти всюжизнь он провел в Киево-Печерском монастыре, который был известен какцентр книжной культуры. Продолжив дело летописца Никона, Нестор, посуществу, был «первым историком, попытавшимся ответить на два слож-нейших вопроса: о происхождении русского народа и о возникновенииРусского государства».2 Он создал необыкновенную книгу «Повесть вре-менных лет» («Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская зем-ля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».Обладая редким даром историка-летописца, Нестор был, одновременно, иписателем: «Повесть» насыщена самым разнообразным материалом – естьтам и исторические повести, и новеллы, сказки, легенды; летописец широ-ко черпал из устного предания. Он был также агиографом: его перу при-надлежит, в частности, житие Бориса и Глеба. Нестор, по мнению исследо-вателя «остается для нас самым полным и самым ценным историческимисточником Древней Руси».3 Начиная с «Истории государства Российско-го» Н.М. Карамзина и по сей день этот источник питает работы исследова-телей самых разных интересов.Огромное место занимают Жития святых – посвященные людям,прославивших себя или ратными подвигами (Георгий Победоносец, Дмит-рий Донской, Александр Невский), или ставшие мерилом веры и нравст-венности, такие как братья Борис и Глеб или Сергий Радонежский. Житияподчас заключали в себе увлекательный материал для чтения: там моглибыть и путешествия, и сражения, и фантастические приключения, и драма-тические коллизии. История первых святых мучеников Бориса и Глебастала первым «Житием» у Нестора. «Житие» о братьях создает образ двухотроков, получивших, в отличие от всех своих братьев, других сыновейвеликого князя Владимира Святославича, особое воспитание. Они не мог-ли и не хотели участвовать в междоусобице старших братьев, в борьбе за2 Б.Н. Путилов «Древняя Русь в лицах Боги, Герои, Люди». СПб., 2000, С. 265.3 Путилов, цит. соч. С. 266.право на верховенство. Для их чистых и благородных натур было святопонятие о послушании старшим братьям, они поступили согласно христи-анской заповеди любви и приняли мученическую смерть ради нее, явивобразец смирения, непротивления, покорности. Два юных князя – Борис иГлеб стали первыми (по времени канонизации) русскими святыми, а в сво-ей посмертной судьбе оказались чудотворцами. С их именами связаномножество легенд, они являлись на помощь в трудные для Отечества вре-мена и поддерживали в войнах и Александра Невского, и Дмитрия Донско-го.В их честь построено немало храмов и монастырей, создано множествофресок и икон.Среди многих имен святых особенное внимание привлекает образСергия Радонежского: он не участвовал в ратных подвигах и не принялмученическую смерть. Но сама жизнь его (1313/1332 – 1392), человека, да-лекого от суетных дел, полная высоких духовных исканий, стала образцомдля множества людей Построив свою келью в глухом лесу и возведя лишьмаленький огородик, Сергий постепенно становился легендой, к нему ста-ли приходить люди и строить рядом свои кельи. Вскоре пустыня преврати-лась в монастырь, существовавший своими самыми разнообразными и не-обходимыми трудами. Сам Сергий, уже став игуменом нового Троице-Сергиева монастыря, не изменил своего образа жизни. Главное для негобыло, как пишет о нем его летописец, Епифаний Премудрый, в напряжен-ной работе ума и сердца, в нравственном соблюдении «телесной и душев-ной чистоты». Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера высокогопочитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергийзапрещал рассказывать о творимых им чудесах. Множество легенд, сохра-ненных автором «Жития», говорят о том, что Сергий обладал таинствен-ными душевными качествами и особым даром, позволявшим ему видетьто, что было недоступно окружающим. Легенда рассказывает о том, чтонакануне битвы на Куликовом поле князь Дмитрий отправился в Троицевмонастырь получить благословение от Сергия, и уже накануне битвыДмитрий получил от Сергия просфору и грамотку со словами: «Чтобы ты,господине, так и пошел, а поможет тебе Бог и Троица».Среди выдающихся произведений древней Руси надо назвать «Словоо полку Игореве» (XII в), поэтическую загадку которого до сих пор разга-дывают десятки ученых.

Из множества повестей этого времени выделяется своей красотой«Повесть о Петре и Февронии» (XV в.), о любящих, которых не смоглаазъединить даже смерть.Переходя к истории древнерусской детской литературы надо сказатьеще о двух важнейших явлениях о «Поучении» Владимира Мономаха.Внук Ярослава Мудрого, черниговский и смоленский князь Владимир Мо-номах (1053/1113-1125) большую часть жизни проводил в походах и стя-жал себе славу мудрого, щедрого и справедливого правителя. Он многосделал для Руси, но, может быть, самым замечательным подвигом явилосьего «Поучение», обращенное к его детям «или к иным, кто прочтет». Да, нетолько его дети, но множество «иных» стало читателями и почитателямиэтого прекрасного, по существу, памятника. Советы «Поучения» проник-нуты высоким гуманизмом: он учит защищать слабого, помогать сиротам, убогим и вдовам, неустанно трудиться всю жизнь. Автор делится своимреальным жизненным опытом – отца, государственного деятеля, страстного охотника, человека, глубоко воспринимающего красоту окружающегомира. Этим «Поучением» Владимир Мономах заложил основы всей нрав-ственной направленности детской литературы, мы и сегодня готовы под-писаться под каждым его словом. Здесь бы о Кирилле и Мефодии;Особый период в литературе Древней Руси представляет собой XVIIвек: это по сути дела мост между древнерусской литературой и литерату-рой Нового времени. Огромный след в истории русской литературы оста-вило «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное, раскрывающеередкого по духовной мощи человека, с его страданиями, с его многотерпе-нием, с его устойчивой до фанатизма верой в правду своих взглядов на бо-гослужение и церковные книги. Аввакум был талантливым писателем, его«Житие» любили читать Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский.Можно многое бы сказать о непревзойденном искусстве древнерус-ской иконописи: секрет мастерства иконописцев тех, далеких времен, досих пор неразгадан и неповторим. Но одну икону обойти молчанием нель-зя – «Троицу»Андрея Рублева (около 1379-1430). В этой иконе наряду сизвестным ветхозаветным сюжетом символически присутствует сюжетхристианский: три ангела, явившиеся Аврааму, являются одновременновоплощением триединства Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой. Отка-завшись от сюжетных деталей, сосредоточившись на изображении Троицы (в виде трех прекрасных юношей), автор сделал подлинной темой иконывеличайший момент в истории человечества, когда решается судьба Хри-ста: готовность Отца принести Сына в жертву ради искупления грехов всехлюдей и готовность Сына следовать этому решению. Пересказать картинунельзя, но те, кто стоял перед ней в Третьяковской галерее или видел ее врепродукциях, понимают всю бессмертную красоту этого творения. Оста-ется добавить, что Рублев написал свою «Троицу» в «похвалу отцу СергиюРадонежскому».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.005 с.)