Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало славянской книжной ку-ры. Л-ра Киевской руси.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ Литература Древней Руси с ее многовековой историей, в ее многообразии жанров была проникнута глубоким интересом к внутреннему миручеловека. «Поразительные по своеобразию характеристики <...> воздействовали на всю историческую литературу последующего времени».1 Именно в древнерусской литературе берет начало традиция духовных и нравственных исканий, свойственная русской литературе нового времени. Просветительский и назидательный характер многих жанров древнерусскойлитературы делает этот период особенно важным для дальнейшего развития литературы для детей. 2.1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Наша тема связана с историей детской литературы, но нельзя не назвать хотя бы некоторые имена, книги, произведения искусства. И преждевсего следует упомянуть создателей славянской письменности. Славянскиепервоучители братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий родились в 20-е годы IX века в греческом городе Салониках,по-старославянски – Солуни (поэтому их называют солунскими братьями).В Солуни и её окрестностях жили, кроме греков, славяне, говорившие наодном из диалектов, родственных позднейшему болгарскому языку. Не ис1 Д.С. Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, С. 7.ключено, что братья с детства владели как греческим, так и славянскимязыками.Мефодий, старший из братьев, рано выбрал военно-административную карьеру, затем постригся в монахи. Кирилл же сраннего отрочества обучался при дворе императора Михаила II и вошёл вкружок патриарха Фотия – важнейший интеллектуальный центр Византии.В «Житии Кирилла» говорится о его замечательных успехах во многихнауках, особенно – в изучении различных языков.В 863 г. император направил братьев к моравскому князю Ростиславу. Их основной задачей была проповедь христианства среди славян. Но,для того чтобы решить эту задачу, надо было перевести на славянскийязык основные богослужебные книги, а следовательно и создать письменность, пригодную для этих переводов и адекватную звуковому составу славянского языка, Обе эти задачи были решены самым замечательнымобразом. Но братья сделали больше: на основе знакомого им с детствасолунского диалекта они создали особый богослужебный язык, часто на-зываемый церковно-славянским.После смерти в 869 г. Кирилла Мефодий ещё в течение полутора слишним десятилетий продолжал переводить на славянский язык библей-ские тексты и распространять – иногда с опасностью для жизни – славя-ноязычное богослужение в Моравии и Паннонии.Кирилл создал алфавит, приспособленный для передачи звуков сла-
вянского языка. Однако от IX века до нас дошло две азбуки, которые, потрадиции, называются кириллицей и глаголицей. Анализ источников пока-зывает, что первой была создана глаголица, а кириллица появилась позд-нее. На основе кириллицы в России был создан – при Петре I гражданскийшрифт, который, с рядом изменений, используется и сейчас для ряда язы-ков.Алфавитная письменность, пришедшая на Русь вместе с Крещением,способствовала возникновению литературы. И первое имя, которое следу-ет назвать, – Нестора-летописца (1005-е гг. – начало XII в). Почти всюжизнь он провел в Киево-Печерском монастыре, который был известен какцентр книжной культуры. Продолжив дело летописца Никона, Нестор, посуществу, был «первым историком, попытавшимся ответить на два слож-нейших вопроса: о происхождении русского народа и о возникновенииРусского государства».2 Он создал необыкновенную книгу «Повесть вре-менных лет» («Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская зем-ля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».Обладая редким даром историка-летописца, Нестор был, одновременно, иписателем: «Повесть» насыщена самым разнообразным материалом – естьтам и исторические повести, и новеллы, сказки, легенды; летописец широ-ко черпал из устного предания. Он был также агиографом: его перу при-надлежит, в частности, житие Бориса и Глеба. Нестор, по мнению исследо-вателя «остается для нас самым полным и самым ценным историческимисточником Древней Руси».3 Начиная с «Истории государства Российско-го» Н.М. Карамзина и по сей день этот источник питает работы исследова-телей самых разных интересов.Огромное место занимают Жития святых – посвященные людям,прославивших себя или ратными подвигами (Георгий Победоносец, Дмит-рий Донской, Александр Невский), или ставшие мерилом веры и нравст-венности, такие как братья Борис и Глеб или Сергий Радонежский. Житияподчас заключали в себе увлекательный материал для чтения: там моглибыть и путешествия, и сражения, и фантастические приключения, и драма-тические коллизии. История первых святых мучеников Бориса и Глебастала первым «Житием» у Нестора. «Житие» о братьях создает образ двухотроков, получивших, в отличие от всех своих братьев, других сыновейвеликого князя Владимира Святославича, особое воспитание. Они не мог-ли и не хотели участвовать в междоусобице старших братьев, в борьбе за2 Б.Н. Путилов «Древняя Русь в лицах Боги, Герои, Люди». СПб., 2000, С. 265.3 Путилов, цит. соч. С. 266.право на верховенство. Для их чистых и благородных натур было святопонятие о послушании старшим братьям, они поступили согласно христи-анской заповеди любви и приняли мученическую смерть ради нее, явивобразец смирения, непротивления, покорности. Два юных князя – Борис иГлеб стали первыми (по времени канонизации) русскими святыми, а в сво-ей посмертной судьбе оказались чудотворцами. С их именами связаномножество легенд, они являлись на помощь в трудные для Отечества вре-мена и поддерживали в войнах и Александра Невского, и Дмитрия Донско-го.В их честь построено немало храмов и монастырей, создано множествофресок и икон.Среди многих имен святых особенное внимание привлекает образСергия Радонежского: он не участвовал в ратных подвигах и не принялмученическую смерть. Но сама жизнь его (1313/1332 – 1392), человека, да-лекого от суетных дел, полная высоких духовных исканий, стала образцомдля множества людей Построив свою келью в глухом лесу и возведя лишьмаленький огородик, Сергий постепенно становился легендой, к нему ста-ли приходить люди и строить рядом свои кельи. Вскоре пустыня преврати-лась в монастырь, существовавший своими самыми разнообразными и не-обходимыми трудами. Сам Сергий, уже став игуменом нового Троице-Сергиева монастыря, не изменил своего образа жизни. Главное для негобыло, как пишет о нем его летописец, Епифаний Премудрый, в напряжен-ной работе ума и сердца, в нравственном соблюдении «телесной и душев-ной чистоты». Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера высокогопочитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергийзапрещал рассказывать о творимых им чудесах. Множество легенд, сохра-ненных автором «Жития», говорят о том, что Сергий обладал таинствен-ными душевными качествами и особым даром, позволявшим ему видетьто, что было недоступно окружающим. Легенда рассказывает о том, чтонакануне битвы на Куликовом поле князь Дмитрий отправился в Троицевмонастырь получить благословение от Сергия, и уже накануне битвыДмитрий получил от Сергия просфору и грамотку со словами: «Чтобы ты,господине, так и пошел, а поможет тебе Бог и Троица».Среди выдающихся произведений древней Руси надо назвать «Словоо полку Игореве» (XII в), поэтическую загадку которого до сих пор разга-дывают десятки ученых.
Из множества повестей этого времени выделяется своей красотой«Повесть о Петре и Февронии» (XV в.), о любящих, которых не смоглаазъединить даже смерть.Переходя к истории древнерусской детской литературы надо сказатьеще о двух важнейших явлениях о «Поучении» Владимира Мономаха.Внук Ярослава Мудрого, черниговский и смоленский князь Владимир Мо-номах (1053/1113-1125) большую часть жизни проводил в походах и стя-жал себе славу мудрого, щедрого и справедливого правителя. Он многосделал для Руси, но, может быть, самым замечательным подвигом явилосьего «Поучение», обращенное к его детям «или к иным, кто прочтет». Да, нетолько его дети, но множество «иных» стало читателями и почитателямиэтого прекрасного, по существу, памятника. Советы «Поучения» проник-нуты высоким гуманизмом: он учит защищать слабого, помогать сиротам, убогим и вдовам, неустанно трудиться всю жизнь. Автор делится своимреальным жизненным опытом – отца, государственного деятеля, страстного охотника, человека, глубоко воспринимающего красоту окружающегомира. Этим «Поучением» Владимир Мономах заложил основы всей нрав-ственной направленности детской литературы, мы и сегодня готовы под-писаться под каждым его словом. Здесь бы о Кирилле и Мефодии;Особый период в литературе Древней Руси представляет собой XVIIвек: это по сути дела мост между древнерусской литературой и литерату-рой Нового времени. Огромный след в истории русской литературы оста-вило «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное, раскрывающеередкого по духовной мощи человека, с его страданиями, с его многотерпе-нием, с его устойчивой до фанатизма верой в правду своих взглядов на бо-гослужение и церковные книги. Аввакум был талантливым писателем, его«Житие» любили читать Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский.Можно многое бы сказать о непревзойденном искусстве древнерус-ской иконописи: секрет мастерства иконописцев тех, далеких времен, досих пор неразгадан и неповторим. Но одну икону обойти молчанием нель-зя – «Троицу»Андрея Рублева (около 1379-1430). В этой иконе наряду сизвестным ветхозаветным сюжетом символически присутствует сюжетхристианский: три ангела, явившиеся Аврааму, являются одновременновоплощением триединства Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой. Отка-завшись от сюжетных деталей, сосредоточившись на изображении Троицы (в виде трех прекрасных юношей), автор сделал подлинной темой иконывеличайший момент в истории человечества, когда решается судьба Хри-ста: готовность Отца принести Сына в жертву ради искупления грехов всехлюдей и готовность Сына следовать этому решению. Пересказать картинунельзя, но те, кто стоял перед ней в Третьяковской галерее или видел ее врепродукциях, понимают всю бессмертную красоту этого творения. Оста-ется добавить, что Рублев написал свою «Троицу» в «похвалу отцу СергиюРадонежскому».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.005 с.) |