Критерии эффективности работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии эффективности работы



ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Определение критериев эффективности работы психолога – достаточно сложный вопрос, требующий учета как субъективных переживаний клиента, связанных с его надеждами на определенный результат взаимодействия с психологом, так и регистрации объективных изменений в его поведении в последующей жизни. Не менее важным является и процессуальный аспект, связанный с соблюдением психологом-консультантом технологических требований, которые, в конечном итоге, приводят к желаемому результату.

Требования к поведению психолога в процессе консультирования

 

Содержание данного раздела касается некоторых правил поведения консультанта, соблюдение которых позволит более эффективно организовать консультативное взаимодействие. Это правила-обобщения, высказываемые в ряде работ по психологическому консультированию различными авторами исходя из собственного опыта консультативной работы. К их числу можно отнести следующие.

Требования к речи консультанта. Речь должна быть ограничена по времени. Закругляйте свои высказывания, если замечаете, что собеседник проявляет нетерпение или теряет интерес. Ограничение по времени позволяет больше услышать от клиента, позволить ему выговориться. Между тем, существуют правила и ситуации, когда от слушания необходимо перейти к высказываниям:

- когда клиент дает невербальные сигналы (например, взглядом) о необходимости услышать Ваше мнение;

- когда клиент повторяется, а Вы уже однажды продемонстрировали ему свое понимание его позиций и чувств;

- психологу трудно оставаться в ситуации искреннего понимания, а высказывания клиента начинают угнетать или сердить;

- когда психолог полагает, что у него есть идеи или информация, полезные для продвижения к решению проблемы.

Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное. Поэтому необходимо воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут быть неправильно истолкованы собеседником. Необходимо также придерживаться тех слов и выражений, которые содержатся в речи клиента, особенно ключевых слов.

Тон высказываний психолога должен быть доброжелательным. С клиентом не следует говорить слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный голос в большей степени способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Изменение темпа и громкости голоса могут приводить и к изменениям состояния клиента. Консультанту также следует выдерживать паузу после каждого высказывания клиента. Это позволяет избежать впечатления, что на каждое высказывание у психолога заранее готов ответ, а само содержание его мало интересует в силу типичности проблем и схожести ситуаций у многих людей.

Невербальный контакт. Невербальные реакции не менее важны, чем речь консультанта. Следует обращать внимание на свои жесты, позу, выражение лица в процессе разговора. Так, невольная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия консультанта. С другой стороны, необходимо следить за невербальными реакциями клиента. Установлено, что опытный психолог может “считывать” и интерпретировать около 2000 невербальных сигналов, поступающих от клиента.

В процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника. Однако не следует навязывать взгляд клиенту, хотя для последнего бывает очень важным заглянуть в глаза психолога, чтобы проверить, насколько внимательно его слушают, не осуждают ли.

Независимо от того, знает ли психолог на каждом этапе беседы или нет необходимое решение, следующий свой шаг (вопрос, ответ, суждение и т.п.), он не должен выдавать своей растерянности. Выражение спокойствия и уверенности на лице консультанта – важнейший психотерапевтический фактор.

Быть самим собой. Нельзя быть жертвой профессиональной роли, исполнять которую консультант стремится в любой ситуации консультирования. Стремление казаться непогрешимым инженером человеческих душ снижает шансы на истинное понимание проблем клиента, а самого клиента провоцирует на замкнутость. В идеальном случае не должно быть разницы между тем, что делает хороший человек и тем, что делает хороший консультант.

Признание ограниченности своих возможностей. Недопустимо обманывать клиента, “кормить” их нереальными обещаниями. В этом плане надо четко осознавать границы своей компетентности и не выстраивать иллюзий на положительное завершение консультации. Нельзя надеяться на успех с каждым клиентом. Стремление помочь любой ценой по своей мотивации достаточно подозрительно. Такая гипермотивация скорее связана со стремлением к самосовершенству, а не к стремлению понять обратившегося за помощью. Стремление увидеть любой ценой положительные результаты может приводить к ложным профессиональным выводам и шагам в профессиональном взаимодействии.

Не надеяться на быстрые результаты. Не надо переживать, если проблема не разрешается в течение 1-2 встреч. Процесс улучшения, скорее, похож на ломаную кривую, имеющую подъемы и спады. Это нормальный процесс поиска решения с присутствием ошибочных гипотез. Надо уметь ждать, пока клиент созреет для тех или иных действий психолога, пока им будут осознаны и переосмыслены привычные способы самозащиты, понята своя роль в происхождении и решении проблемы.

Не растворяться в проблемах клиентов. Непомерная опека и переживание проблем клиента таят в себе опасность “заболеть болезнью” клиента. Надо максимально посвящать себя проблеме клиента во время приема и сразу же отключаться от нее после его ухода. Увязание в проблеме клиента, участие в его жизненных обстоятельствах, попытки помочь вне ситуации консультирования снимают ответственность с самого клиента, превращая психолога в опекуна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.005 с.)