Возможные ошибки консультанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможные ошибки консультанта



 

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что кон­сультативное воздействие – это, прежде всего, воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидится на консультанта, замкнется, почувствует себя неуверенно и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восс­тановление контакта.

К таким неудачным словам, которые, к сожалению, часто встречаются в речи консультанта, относится, например, слово “проблема”. Употребление его в начале беседы до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. “Проблема” может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка начинающих кон­сультантов, - излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: “Не бойтесь”, “Не нап­рягайтесь”, “Даже если Вам будет стыдно говорить о чем-то, Вы...”. В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напря­гаться и т.д.

Следующая ошибка связана со стремлением психолога (из благих намерений, конечно же) давать советы. Однако дать совет – это одна из труднейших задач. Личность нельзя изменить советами. От выслушивания совета не устраняется сама причина проблемы, а клиент слагает ответственность за последующее развитие событий на консультанта (“плохой совет”).

Со стремлением советовать тесно связана и другая ошибка – перенесение на клиента своей системы ценностей. Оценочный подход к действиям клиента, направление его мыслей в русле своего понимания жизни (жизненной философии) нивелирует личность, снижает самооценку человека. Недопустимы выражения, показывающие, какие чувства клиент может, имеет право испытывать, а какие – нет.

Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования представлены в таблице (см. табл. 5), показывающей также и пути их профилактики1.

 

Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики

 

Таблица 5

 

Знание данных ошибок поможет начинающим специалистам обратить внимание на индивидуальные особенности своей практической работы с клиентами и более целенаправленно работать по профилактике данных недостатков.

Развитие профессионально важных качеств

У психолога-консультанта

 

Одно из важнейших требований профессиональной эти­ки - это компетентность консультанта. В связи с этим воз­никают вопросы: “Какая профессиональная подготовка мо­жет обеспечить компетентное консультирование?” и “Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?”

Во многих странах статус консультанта определяется ли­цензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу професси­ональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствую­щей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не га­рантирует, что консультант эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психоте­рапии и психологическому консультированию наряду с не­обходимостью приобретения соответствующей теоретичес­кой базы под квалифицированным руководством часто под­черкивается важность углубления самопознания консультан­та (психотерапевта).

М. Сох (1988) говорит: “Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт”.

Развитию самопознания способствует обширный и ин­тенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, осо­бенно в группах, ориентированных на совершенствование личности. Каждый консультант до начала профессиональной дея­тельности, а также в процессе работы должен пройти лич­ную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важней­шим звеном профессиональной подготовки психоаналити­ка.

Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности “белые пятна”: непознанные, нео­сознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способ­ствует становлению эффективного консультанта. Консуль­танту очень полезно самонаблюдение под контролем дру­гого профессионала за переживанием таких значимых со­бытий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что лич­ность консультанта должна быть “разобрана по косточ­кам”. Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь.

Тем не менее, было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутрен­них конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве смо­жет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом даль­ше пройденного нами пути.

Консультирование у коллеги-профессионала ценно и пе­ред началом деятельности, поскольку постоянные столкно­вения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего консультанта нередко мучит чувство профес­сионального бессилия. Это тоже требует определенной помо­щи коллег. Другое важное преимущество личной терапии заключается в том, что консультант входит в роль клиента и приобретает соответствующий опыт. А.П. Чехов, врач по образованию, говорил, что, если бы он учил студентов медицине, половину време­ни уделил бы усвоению психологии больного человека, его мироощущению.

Личная терапия предоставляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента. Только таким образом консультант может узнать, что такое беспокойство, связанное с самоанализом, что та­кое перемещение и как оно действует и т.п. Побывав в роли клиента, консультант значительно лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающий во время консультирования.

Как в индивидуальной, так и в групповой терапии с будущими и уже работающими консультантами важно также выделить вопросы, связанные с более глубоким осознанием специфики профессии, обратить внимание на причины и мотивы, приведшие в профессию. Консультант должен про­думать следующие вопросы:

- почему я выбрал профессию консультанта?

- какими потребностями обусловлен мой выбор?

- какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профес­сии?

- как смогу я сочетать свои потребности с потребностя­ми клиентов?

Возможны и другие вопросы, касающиеся личности кон­сультанта и его проблем:

- какие у меня проблемы и как я их решаю?

- какое влияние эти проблемы могут оказать на мою работу?

- каковы мои ценности и как они сказываются на стиле консультирования?

- как я использую свою силу?

- каким людям я больше нравлюсь и кто нравится мне?

- кому я не нравлюсь и кто не нравится мне?

- какое впечатление я произвожу на других людей? Попытка ответить на эти вопросы в процессе индивиду­альной или групповой терапии поможет лучше познать и понять себя, а это значит - стать более эффективным кон­сультантом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.005 с.)