Принципы и условия эффективности консультативной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и условия эффективности консультативной



КУРС: ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

 

Юнита 1. Основы психологического консультирования.

 

ЮНИТА 1

 

 

Рассмотрены теоретико-методологические основы психологического консультирования. Раскрыты виды и этапы консультирования, технология консультативного взаимодействия психолога и клиента, механизмы и приемы коррекционно-развивающего воздействия.

 

Для студентов Современного Гуманитарного Университета

 

Юнита соответствует профессиональной образовательной программе № 1

 

 

 

 

(С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1999

Оглавление

стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН....................................................................................................... 4

Литература............................................................................................................................. 5

НАУЧНЫЙ обзор.................................................................................................................... 6

1. Сущность психологического консультирования................................................... 6

1.1. Понятие о психологическом консультировании............................................................ 6

1.2. Отличия психологического консультирования от психотерапии................................. 8

1.3. Методологические основы психологического консультирования............................... 8

1.4. Основные виды и цели психологического консультирования.................................... 17

2. Мотивы обращения к психологу-консультанту................................................... 20

2.1. Понятие о психологическом запросе............................................................................ 20

2.2. Основные причины обращения к психологу-консультанту....................................... 21

3. Динамика психологического консультирования................................................. 25

3.1. Основные этапы консультирования.............................................................................. 25

3.2. Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом

этапе консультирования............................................................................................... 26

Принципы и условия эффективности консультативной

помощи......................................................................................................................... 45

4.1. Личность консультанта и его позиции в процессе консультиро-

вания............................................................................................................................. 45

4.2. Основные принципы консультирования....................................................................... 48

Технология взаимодействия психолога-консультанта с

клиентом...................................................................................................................... 50

5.1. Основные условия эффективности работы психолога-консуль-

танта.............................................................................................................................. 51

6. Механизмы и приемы коррекционного воздействия.......................................... 59

6.1. Основные механизмы коррекционного воздействия.................................................. 59

6.2. Приемы воздействия на клиента................................................................................... 62

7. Критерии эффективности работы психолога-консультанта............................. 65

7.1. Требования к поведению психолога в процессе консультирования........................... 66

7.2. Возможные ошибки консультанта................................................................................ 67

7.3. Развитие профессионально важных качеств у психолога-

консультанта................................................................................................................. 69

Задания для самостоятельной работы............................................................. 71

Глоссарий*

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Сущность психологического консультирования. Понятие о психологическом консультировании. Отличия психологического консультирования от психотерапии. Методологические основы психологического консультирования. Основные виды и цели психологического консультирования.

Мотивы обращения к психологу-консультанту. Понятие о психологическом запросе. Основные причины обращения к психологу-консультанту.

Динамика психологического консультирования. Основные этапы консультирования. Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования.

Принципы и условия эффективности консультативной помощи. Личность консультанта и его позиции в процессе консультирования. Основные принципы консультирования.

Технология взаимодействия психолога-консультанта с клиентом. Основные условия эффективности работы психолога-консультанта: ориентация на понимание, на установки клиента; формирование доверительных отношений; активное слушание; анализ контекста, выяснение скрытых мыслей и чувств; поддержание мотивации долговременной работы.

Механизмы и приемы коррекционного воздействия. Основные механизмы коррекционного воздействия. Приемы воздействия на клиента.

Критерии эффективности работы психолога-консультанта. Требования к поведению психолога в процессе консультирования. Возможные ошибки консультанта. Развитие профессионально важных качеств у психолога-консультанта.

 

ЛИТЕРАТУРА

Базовая

1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. С.133.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.

3.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. С.240.

 

Дополнительная

4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1997. С.368.

5. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. М., 1989.

6. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. Киев, 1995. С.128.

7. Раздуев В.А., Костин Г.В. Психологическое консультирование в вузе: Учебное пособие. М., 1996. С.50.

8. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998. С.109.

9. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996. С.128.

10. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций. С.-Пб., 1997. С.235.

 

 

НАУЧНЫЙ ОБЗОР*

От психотерапии

 

Консультативная психология представляет со­бой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии и имеет следующие характерные особенности.

Во-первых, консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. Есть психологические проблемы чисто “консультативные” по своему характеру, не нуждающиеся в психотерапии в обычном смысле этого слова. Это, в первую очередь, интерперсональные проблемы, связанные с взаимоотношениями между людьми, социальной адаптацией, психологическими закономерностями развития и воспитания.

Во-вторых, консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия - это помощь человеку в случае, когда психо­логические проблемы уже настолько осложнились, что нуж­даются в долговременной коррекции их последствий. Консуль­тирование же - прежде всего превентивная, упреждающая работа, предотвращающая развитие нежелательных осложне­ний. В этом плане оно ориентировано в большей степени на настоящее и будущее клиента. Поэтому в кон­сультировании особенно важна ранняя диагностика психологических проблем.

В-третьих, специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни (как в медицинской психотера­пии), признании за человеком права на большую вариатив­ность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Имея немедицин­скую парадигму, консультирование, тем не менее, заимствует приемы и техники почти у всех направлений психотерапии, активного социально-психологического обучения (АСПО), психотренингов и т.п. Но использует их не для лече­ния (как в психотерапии) и не для формирования системы знаний и умений, а для помощи здоровому че­ловеку в преодолении его трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений, задействовании для этого внутренних ресурсов самого клиента, а также развитие его личности. В этом отношении большую роль играет ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание ценностей клиентам.

В-четвертых, консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов чело­века. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической инфор­мации, стимулирование его собственных потенций на борьбу с психологическими трудностями и лишь за неимением лич­ностных ресурсов - участие в коррекционной работе. В связи с этим возрастает значимость процесса общения между консультантом и клиентом как равных партнеров по взаимодействию.

В-пятых, еще один очень существенный момент, касающийся требований к специализации профессионала. Та или иная отрасль психотерапевтической практики тесно связана с определенной школой. Соответственно, психотерапевт одной теоретической ориентации, как правило, не пользуется методами других направлений психотерапии. Подготовка же консультанта традиционно не ориентирована на такое глубокое освоение основ одного метода, она более универсальна, эклектична.

В-шестых, отличает консультирование и его краткосрочность - до 15 встреч. Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи.

Таким образом, соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (см. табл. 1).

 

Содержание защитных психологических механизмов

 

Таблица 2

Преимущества Отрицательные стороны
Сублимация (преобразование энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую)
Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчество, спорт и т.д. Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации
Образование реакций (изменение неприемлемой для сознания тенденции на какой-либо способ поведения)
Маскировка уже имеющихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей
Бегство (от реальности) (стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности)
Человек избегает критики и благодаря этому – фрустрации Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией
Рационализация (бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны)
Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Рационализация служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики, обеспечивает состояние внутреннего комфорта Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других выглядеть лучше
Оглушение (стремление снять переживания за счет употребления алкоголя, наркотиков и т.п.)
Благодаря алкоголю или наркотикам устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности Зависимость от алкоголя и наркотика. Изменение органических структур организма, болезнь
Экранирование (эмоциональное дистанцирование от неприятных событий и вызванных ими переживаний)
Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие – удовлетворительное временное освобождение Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

 

Важными механизмами самозащиты являются также:

- фиксация (задержка на одной стороне развития);

- регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития);

- перенос бессознательных переживаний в физическую сферу
(например, в головную боль);

- провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, выказать гнев или любовь);

- интроекция (символическая интернализация, т.е. включение в себя человека или образа);

- интеллектуализация (преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств);

- компенсация (бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков);

- отрицание (отвержение мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне).

В процессе беседы психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы:

1. Анализ символов повседневности, например направленная ассоциация клиента на заданное слово.

2. “Фрейдовская ошибка” - это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают его подсознательные чувства. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения. Сопротивление - психоаналитический термин, обозначающий закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами. Сопротивление означает своеобразную оппозицию клиента, его силы, противодействующие процессу и процедурам психоанализа. Сопротивление проявляется по-разному: клиент может молчать, его ответы однозначны, сухи и невыразительны, он может избегать определенной темы, опаздывает на встречу и т.п. Анализ сопротивления помогает выяснить действительные истоки проблем клиента.

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос (трансфер) - психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. клиентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека. Перенос может быть положительным (чувство симпатии и привязанности) и отрицательным (чувство дискомфорта от общения с психологом).

Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Контрперенос (контртрансфер) - психоаналитический термин, обозначающий перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта. Обратный перенос - это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту. Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами - составная часть работы практического психолога любого направления. Возможность для целеустремленной работы в аналитической ситуации возникает при условии создания особого климата рабочего (терапевтического) альянса. Терапевтический альянс - психоаналитический термин, обозначающий оптимальные, лишенные невротичности, разумные, десексуализированные взаимоотношения между консультантом и клиентом, основанные на доверии клиента к психоаналитическому процессу.

Итак, свободное ассоциирование - основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию. Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения. Психоанализ является сложным методом, требующим солидной подготовки психолога. Бессистемное использование психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает “дикий” психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.

Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, сформировать у него оптимальные поведенческие навыки. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии:

1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);

2) определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. При этом психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?”;

3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента;

4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.

Психолог-бихевиорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

В поведенческой коррекции используются методы, условно относимыек трем основным группам.

А ) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и (или) замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек).

Другим вариантом контробусловливания является парадоксальное (для клиента) сочетание с приятной или неприятной ситуацией не конкретного воздействия, а состояния. Например, человека обучают расслаблению, а затем ему, находящемуся в этом состоянии, предъявляют ситуацию, обычно вызывающую минимальную тревогу (а, следовательно, напряжение); когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стрессогенным ситуациям, предъявляя их в порядке нарастания силы негативных воздействий.

Б) Наряду с контробусловливанием выделяют оперантные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград (в данном случае клиент сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных).

В) Наконец, к третьей группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее. Например, если ребенок боится собак, то терапевт демонстрирует ему собственное бесстрашное общение с собаками (или чье-то другое), скажем, подходя к собаке и гладя ее.

В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни. Это стратегии предотвращения рецидивов. Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов, задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом. Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях.

Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств; выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов. Стратегия состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением оптимальному поведению и его
использованию в трудных ситуациях. Далее анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого рецидива направлена на описание в деталях первого рецидива - людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

Гуманистическое направление в психологическом консультиро­вании. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу. Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Действуя в мире, человек должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений.

1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.

2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента.

3. Аутентичность терапевта, отказ от маски “профессионала”.

4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и техник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии:

- восприятие “здесь и теперь”;

- директивность;

- речевые изменения;

- метод пустого кресла: беседа с частью своего “Я”;

- диалог “верхней собаки” - авторитарной, директивной, и “нижней собаки” - пассивной, с чувством вины, ищущей прощения;

- фиксированное ощущение;

- работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники логотерапии:

- перемены отношения;

- парадоксальные намерения; переключение;

- метод убеждений (призыва);

- сократовский диалог.

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога - это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью - составной частью его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

Основные причины обращения

К психологу-консультанту

 

Целесообразно выделить несколько ос­новных групп причин, побуждающих людей обращаться за помощью к психологу-консультанту.

Квалификация данных причин не является психологическим ди­агнозом. Это скорее исходный динамический фактор. Его не следует автоматически сводить к содержанию проблемы клиента, поскольку он отражает лишь наличные возможности его самопрезентации. Следует также отметить, что наличие у клиента того или иного состояния вовсе не исключает возможности других. Отнесение же случая к той или иной категории предполагает, что в настоящий момент именно данная причина является ведущей в общей картине обращения за психологической помощью.

Это следующие причины обращения за психологической помощью 2:

1. Тревога. Состояние тревоги, беспокойства встречается очень часто. Можно сказать, что в той или иной степени оно свойственно едва ли не всем, обращающимся за психологической консультацией. Однако в некоторых случаях состояние тревоги оп­ределенно является ключевым и, не доискиваясь до предполагаемых глубинных истоков, есть смысл считать его основным фактором, обусловливающим данные проблемы клиента, и именно в связи с этим состоянием необходимо ориентировать основные усилия психоло­га-консультанта.

Главной особенностью клиентов, пребывающих в данном состоя­нии, являются обеспокоенность, связанная с каким-либо конкретным обстоятельством (происшедшим или могущим произойти в их жизни), либо беспокойство как легкая эмоциональная “доминанта”, не имеющая однозначного событийного истолкования. Здесь достаточно иногда лишь несколько вопросов со стороны консультанта, чтобы выявить целое “поле” значимых острых проблем.

Состояние тревоги может выступать в качестве негативного контекста для развития более серьезных проблем как для клиента, так и для его ближайшего окружения. Очень часто вследствие длительного состояния тревоги люди начинают срываться на близких людей, проявлять агрессивность и т.п.

Таким образом, актуальная тревога клиента - как его началь­ное состояние - становится как бы определенным “сигналом”, обра­щенным к консультанту, “сигналом” о некотором весьма глубоком и болезненном круге проблем, мотивирующих обращение клиента к пси­хологу-консультанту. От способности консультанта почувствовать эту болезненную “зону” и подвести клиента к ее открытому обсуж­дению во многом зависит эффект работы с подобными случаями.

2. Сомнение, неуверенность. В эту группу следует отнести те случаи обращений, которые вызваны трудностями в принятии важного жизненного решенияили же, наоборот, сомнениями в правильности уже совершенного поступка.

Случаи сомнения, неуверенности по сравнению с тревогой можно рассматривать как более выраженную степень осознания воз­никших проблем клиентом. Как правило, то, что при тре­воге таится “на полпути” к сознанию и, не находя выхода и адек­ватного словесного выражения приводит к беспокойству, в данном случае достаточно ясно представлено в сознании, причем нередко как фундаментальная жизненная проблема, не раз уже бывшая пред­метом самостоятельных размышлений.

Проблема клиента (а отсюда и проблема консультанта) здесь нередко состоит в том, смогут ли оба приступить к ее открытому обсуждению, не скрывая друг от друга и тех мыслей, которые думают “про себя”. Поэтому в работе с данной категорией клиентов чрезвычайно важна - с одной стороны - их личная способность быть честными перед самим собой, с другой - чувствительность консультанта к этому “намерению” кли­ента.

3. Уныние. Главной особенностью случаев этой группы являет­ся преимущественно эмоциональное реагирование на происходящие травмирующие жизненные события. Клиента тяготят чувства тоски, уныния, обиды и он, более или менее осознанно, стремится разде­лить их с кем-либо, получить утешение в беседе с авторитетным для него человеком.

В данном случае главная проблема для клиента и консультанта состоит в том, чтобы подойти к обсуждению тех интимно значимых ценностей и желаний, в которых клиент фрустрирован. Как правило, это наиболее глубокие, “базальные” потребности, в которых человек испытывает неудовлетворенность.

Очень важно, чтобы сочувственно-помогающая установка кон­сультанта была уравновешена долей здравого смысла, подсказывающая и напоминающая о том, насколько часто в жизни любой человек сталкивается с неудовлетворенностью и разочарованием в казалось бы самых важных и насущных своих запросах, и что не так часто имеет место противоположное.

Одним на обстоятельств, осложняющих консультативную работу с некоторыми представителями данной группы клиентов, является тенденция к “опредмечиванию” своих невзгод и устойчивая фиксация на ком-либо из своего окружения, кто воспринимается как “корень зла”, “виновник” и т.д. В условиях профессиональной деятельности это может быть началь­ник, сослуживец, дома – супруг, дети, родители.

4. Потрясение. К этой группе относятся состояния, связанные с тягостным ощущением исключительности произошедшей с клиентом беды или совершенного им самим проступка. Психотравмирующее со­бытие представляется человеку настолько чудовищным, противореча­щим самим основам его жизни, что он, как правило, не может или (и) не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку.

Нередко сам по себе подробный рассказ о вызывающих душевную боль обстоятельствахили воспоминаниях приносит существенное облегче­ние. В результате преодоления безумной замкнутости человек перес­тает чувствовать себя один на один со своей обидой или виной.

Какправило, здесь мы сталкиваемся с такой обнаженной душевной травмой, что у человека не находится никаких средств пси­хологической защиты против нее. Это отличает, в частности, дан­ноесостояние от уныния, где данная фаза - фаза острого страда­ния, если и имела место, - уже пройдена, и нередко само уныние можно рассматривать как своеобразное - непродуктивное - средство психологической компенсации.

Данные случаи предъявляют, пожалуй, максимальные требования к способности консультанта к искреннему сопереживанию. Возникающее в таких случаях эмоциональное взаимопонимание консультанта с клиен­том уже само по себе доставляет существенное облегчение.

Точная квалификация данного состояния может быть затруднена привычной ориентацией консультанта на сам характер психотравмирующих обстоятельств - на внешнюю фабулу рассказа клиента, а не на тот “след”, который она оставила в его душе. Состояние потря­сения может иметь место при, казалось бы, вполне заурядных и – с внешней точки зрения - довольно безобидных обстоятельствах. И наоборот, самые драматичные ситуации, производя огромное впечатление на консультанта, могут совсем по-иному восприниматься самим клиентом, существенно не нарушая его эмоциональное равновесие.

Подлинное потрясение, захватывая человека “врасплох” и раз­рушая защитные механизмы, делает его одновременно очень открытым и как бы нуждающимся в диалоге с консультантом. Напротив, излишнее акцентирование травмирующих обстоятельств, более или менее прямые требования признания себя в качестве “страдальца” свиде­тельствуют о некоторой степени освоения человеком своей ситуации, что в свою очередь позволяет предполагать, что здесь мы имеем дело уже не с потрясением, и на первый план выступило ка­кое-то иное состояние.

5. Порочный круг конфликта. В случае этого типа обращает на себя внимание главным образом сама ситуация, в которой находится клиент. Как правило, это ситуация актуального конфликта с кем-либо из своих близких, знакомых, начальников (подчиненных). Конфликта, из которого он не может или не хочет выйти. Данное состояние характеризуется, в первую очередь, чрезвычайной эмоциональной значимостью участников конфликта друг для друга при крайне болезненных и, порой, уродливых формах “осу­ществления” этой значимости.

Профессиональная задача психоло­га-консультанта - содействовать эмоциональному “отделению” участников конфликта друг от друга. Символом этого отделения (и, в определенной степени, высвобождению из-под власти конфликта) становится раздельное обсуждение с консультантом своих проблем. В той мере, в какой подобное - раздельное - обсуждение приобре­тает для клиентов самостоятельное, не зависящее от обстоятельств их “борьбы” значение, можно говорить о процессе эмоционального дистанцирования, который является важнейшей предпосылкой выхода человека из “порочного круга” конфликта.

6. Поиск участия. Недостаток душевной близости в жизненных контактах с людьми побуждает человека искать компенса­ции “на стороне”, в частности - в общении с психологом-консуль­тантом по поводу тех или иных личных психологических проблем. В этом случае основной смысл консультирования состоит в обоюдном стремлении к близости, и взаимоотношения клиента с пси­хологом-консультантом приобретают как бы самоценный характер.

У клиентов данного типа сильно выражено стремление к уста­новлению близких эмоциональных отношений с другим человеком, притом, что их личная жизнь нередко отмечена одиночеством. Объек­тивные жизненные трудности и присущая этим людям склонность к “самокопанию” делает их уязвимыми для настроений безнадежности и отчаяния. Их первый визит к психологу нередко происходит под влиянием этих чувств. Для клиентов в поисках участия необходимо найти в консультанте как бы соучастника своей жизни, и они



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.097 с.)