Основные механизмы коррекционного воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные механизмы коррекционного воздействия



 

Облегчение гнета психологических проблем. Все знают, какой огромный психологи­ческий эффект таит в себе религиозное “отпущение грехов”. Поведав о сокровенном, человек ощущает, как исчезают хроничес­кое напряжение и беспокойство, так как разделенная ноша меньше тянет вниз. Понимая психологическое состояние клиента, психолог, как и духовное лицо, берет на себя труд разделить его бремя, по­мочь побороть дискомфорт. Он принимает от человека какую-то часть его страхов и тревог, причем, “отдавая” эти тревоги и сомнения, люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Так, дети, отдавая свой ри­сунок психологу, твердо верят, что тот сумеет справиться с их “страшилками и чудищами”.

Не всегда бывает достаточно добровольной “исповеди” самого клиента. В некоторых случаях к ней нужно как бы подвести человека, когда бы стало возможным свободное проявление эмоций. Помощь клиенту в свободном проявлении эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования, использую­щегося во многих терапевтических подходах (психоанализе, психодраме, терапии творческим самовыражением, гештальт терапии и т.п.). Отреагирование (эмоциональное) - завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека. Такое отреагирование позволяет преодолеть неблагоприятные эмоциональные состояния клиента, дает эмо­циональную разрядку, настраивает его на восприятие психокоррекционного воздействия. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов более взвешено и последовательно рассказы­вать и понимать то, что ему говорит психолог.

Иногда не лишними будут и некоторые формы негипноти­ческого внушения. Так, психолог-консультант, пробует все­лить веру: “В том, что произошло, нет (почти нет) Вашей вины”, или убеждает: “При соблюдении определенных усло­вий можно поправить безнадежное, как Вам представляется, положение вещей, поэтому нет смысла паниковать”.

Вникая в чье-то беспокойство или освобождая от ущемленных чувств, неэффективных психологических защит или комплексов, психолог открывает для человека горизонты обновленной жизни, где не все так безнадежно плохо, как ка­жется на первый взгляд, а многое прямо зависит от того, как его воспринимать, то есть необходимо только изменить “угол зрения” на проблему.

Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возможности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуацией, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена “позиции наблюдения”, смена, может быть, жизненной философии, т.е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:

- перехода в новую плоскость фокусирования информа­ции;

- реконструкции утраченного смысла;

- расширения горизонтов видения мира;

- переоценкой ценностей клиентом и т.п.

Переход в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного механизма – в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечат­лений клиента в новую плоскость - плоскость проблем­ной сфокусированности.

Человек, имеющий психологические трудности, преимуще­ственно концентрирует свои усилия в плоскости эмоциональ­но насыщенных образов и переживаний. Это блокирует его возможности самостоятельно справиться с психологическими затруднениями. Психолог прямо или опосредованно, через уточнение деталей или включение новой информации, смеща­ет точки напряжения, переставляет акценты. Реализации данной задачи способствует применение метода интерпретации.

Реконструкция утраченного смысла. Люди, которые видят смысл собственного бы­тия, легче справляются с психологическими трудностями. Как удачно подметил Ф.Ницше: “Тот, кто имеет зачем жить, мо­жет вынести любое как”. Поэтому смысл данного механизма состоит в том, чтобы “повернуть” проблему так, чтобы устранить “экзистенциальный вакуум”, образованный в сознании клиента.

Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека - смертью близких, неизлечимой болезнью, врожденным или приобретенным физическим изъяном или увечьем, неразде­ленной любовью, бойкотом окружающих, внутренним конфлик­том, - во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем. Угадать, что может подтолкнуть человека к внутренней работе по приобретению смысла своей жизни, непросто, но если удастся это сделать - успех гаран­тирован.

Расширение горизонтов видения мира и переоценка ценностей. Речь в данном случае идет об освоении человеком новых духовных гори­зонтов, изменении “масштаба” видения себя и окружающего мира, корректировке “мерки”, с которой человек подходит к оценке своих несчастий. Психологический смысл любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы отсчета, в которой она рассматривается. Например, можно рассматривать ее в мас­штабе: а) жизни личности в целом; б) жизни людей, которым небезразлична судьба этого человека; в) жизни общности, чле­ном которой он является; г) и даже жизни личности и существования цивилизации на Земле как одной из планет беспре­дельного космоса. Актуализируя для клиента новый уровень восприятия мира или сопоставляя его проблемы с более приземленными обстоятельствами, с проблемами жизни других людей, затрагивающих, может быть, вопросы сохранения самой их жизни, здоровья, можно превратить его проблему в очень маленькую. Не достойную, по крайней мере, силы тех переживаний, которым отдается человек.

Однако, прежде чем дейст­вовать, необходимо хорошо обдумать все, что хочется сказать клиенту, чтобы высказывания не были восприняты двусмыс­ленно, а их содержательная нагрузка несла только положи­тельные стимулы.

Переоценка ценностей и переориентация особенно полезна тем, кто “зациклился” на собственных негативных пережива­ниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу “застилают свет”. С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже бо­лезненный, тоже имеет немалую ценность. Что только преодо­левая трудности, человек развивается и по-настоящему начи­нает понимать себя и других, что принятие темных сторон своей личности, собственных ошибок и просчетов “закаляет душу”, добавляет мудрости, учит принимать других такими, какими они есть и т.д.

Побуждение к противоположным действиям. Нередко в жизни возникают такие ситуации, когда бороть­ся “в лоб” с каким-либо явлением бесперспективно, а то и вредно. Попытайтесь удержать гипертимного подростка, у ко­торого ярко выражена реакция эмансипации, и вы получите противоположный результат: чем больше вы будете его опе­кать, тем отчаяннее он будет вырываться из-под вашей опеки. В таком случае неизбежно жди беды. Поэтому поговорка: “За­претный плод - сладок” или известная психологическая ус­тановка: “Не думайте о розовой обезьяне” (пожалуйста, по­пробуйте какое-то время не думать о ней, когда вас предупре­дили, что думать о ней нельзя) могут подсказать более тонкий вариант психологического воздействия.

Речь в данном случае идет о побуждении клиента не совершать какие-то действия, на выполнение которых (зная обыденную психологию большинства людей нарушать или не соблюдать запреты) как раз и рассчитан позитивный психотерапевтический эффект. Например, ребенок не хочет учиться музыке, и психолог запре­щает ему и близко подходить к скрипке. Очень скоро маленькому ученику самому захочется попробовать свои силы, и он берет скрипку сам. В основе данной техники (техники парадоксальной интенции и техники дерефлексии) лежит механизм размыкания нежелательного рефлекса, когда побороть фобию, заикания, страх и т.п. можно, оставив без подкрепления ожидания клиентом неудачи. То есть клиент должен захотеть того, чего боится (не хочет делать и т.п.).

Освобождение от психологических условностей и ограничений. Реализация данного механизма предполагает устранение искусственных ограничений к достижению гармоничности и уравновешенности человека, ощущению им внутренней свободы человека.

К данным ограничениям и обстоятельствам, не позволяющим человеку произвольно, по своему усмотрению распорядиться собственной жизнью, могут относиться: законы социальной жизни, жестко соблюдаемые принципы и нормы морали, ложные стереотипы и установки, сформированные в специфических жизненных ситуациях и непригодные в новых условиях. Важнейшим терапевтическим фактором может и должно стать ощущение внутренней свободы человека, предполагающее способность к выдвижению и реализации большого количества альтернатив.

Организация ситуаций высокого эмоционального накала. Жизнь любого человека насыщена событиями и ситуациями, когда определению верного варианта действий в этих ситуациях предшествуют значительные душевные переживания. В таких случаях говорят, что то или иное решение “выстрадано” человеком. Драматические события могут закалить, а могут и сломать, раздавить людей. Ситуацию высокого эмоционального накала можно организовать и в условиях консультативного взаимодействия. Коррекционный эффект такой ситуации направлен на превентивное “обнажение” клиентом своих чувств, что позволяет выявить скрытый внутриличностный конфликт, не дожидаясь стихийного и неконтролируемого его разрешения.

Организация эффекта отсроченного последействия. Смысл данного эффекта состоит в информировании (предостережении) человека о тех или иных последствиях неконструктивного (или напротив конструктивного) поведения, предоставляемого в виде психологической информации-обобщения такого рода случаев. Это взвешенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений в жизни клиента. Следует различать конструктивные, т.е. обоснованно-созидательные, и неконструктивные предостережения, имеющие целью манипулирование сознанием человека. Среди конструктивных выделяются: а) позитивно-содержательные, открывающие эмоционально-привлекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно-окрашенные картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.

Предлагая ту или иную информацию, необходимо тщательно взвесить все особенности социальной ситуации жизни клиента, систему его защитных механизмов и т.п.

Поддержка положительной Я-концепции. Терапевтический эффект данного механизма основан на формировании положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности, его реальных действий сейчас. Авансирование доверием является мощным стимулом к самоизменению. Экспериментально установлено, что от характера связи подкрепления с ожиданиями самого человека зависит и последующий тип его поведения. Положительное поведение формируется преимущественно положительными ожиданиями и подкреплениями со стороны значимых других людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.006 с.)