Рассмотрим каждый из этапов консультирования более подробно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрим каждый из этапов консультирования более подробно.



Первая стадия – установление контакта с клиентом – может длиться от нескольких секунд до десятка минут. В этот период психолог-консультант структурирует ситуа­цию. Психолог сам решает проблемы установления контакта с клиен­том. На этой стадии психолог-консультант показывает клиенту свою позицию во взаимодействии сним.

Известно, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность клиента. Это обусловлено, наряду с наличием его собственных проблем, неизвестностью предстоящей процедуры и сомнением в способности консультанта оказать помощь, и самой обстановкой консультирования. В этой связи он должен быть уверен, что его не услышат посторонние люди. Поэтому беседа должна проходить в отдельном, изолированном от других помещений, кабинете. Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три – четыре на случай приема нескольких человек). Кабинет не должен быть перегружен мелкими деталями, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем столе не стоит держать личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене, портреты политических деятелей и т.п.). Клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это меньше отвлекает и не занимает время для освоения новой обстановки.

С успехом установления контакта тесно связан вопрос структурирования консультативного пространства, – т.е. взаимного расположения консультанта и клиента. Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет, скорее всего, официальной. Такое расположение более подходит для беспокойных клиентов (стол для них служит своего рода защитным барьером общению). Для большинства же случаев более благоприятным вариантом является взаимное расположение консультанта и клиента за одним (журнальным) столиком (1,5 метра друг от друга) при неярком освещении. В таких условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента. Оба могут менять расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту.

Не менее важным является и вопрос структурирования времени консультирования. Обычно консультативная беседа длится около 50 минут. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Например, беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним – около 30 минут, а с детьми старше 12 лет – до 1 часа. Продолжительность беседы консультант определяет в самом начале беседы (после знакомства с клиентом). Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. В противном случае он может нервничать из-за мысли о том, что прием может прекратиться в любой момент. Пределы времени можно устанавливать различными способами (например: “В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас”, “Как бы Вы хотели использовать наше сегодняшнее время? У нас есть 50 минут времени” и т.п.).

Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема - это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зави­сит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проя­вить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Кон­сультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доб­рожелательность с первых минут встречи, встав навстречу клиенту, а то и встретив его в дверях кабинета. При необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить портфель, а затем предложить сесть. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: “Проходите, пожалуйста”, “Усаживайтесь поудобнее” и т.п. Что представляется здесь важным, в чем начинающий консультант может допустить ошиб­ку?

Не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом, с пер­вых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен. Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу: не слишком большую - 40-60 секунд, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться. Иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и рас­терянности. Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог-консультант первым не представляется. Первым представ­ляется клиент. Психолог-консультант должен пояснить, кто он, чем занимается.

Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с си­туацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психоло­гическое консультирование, на что он может рассчитывать, обраща­ясь за помощью. Психолог-консультант мо­жет обсудить с клиентом различные формы работы, которые могли бы принести ему пользу, объясняя, насколько эффективна каждая из этих форм. Хотя это может показаться излишним, но сам момент не­обходим для осознания и принятия клиентом своей личной ответс­твенности за ход совместной работы по разрешению его проблем. Это мобилизует его и на подсознательном уровне.

Интервью может начаться с вступления, заданным вопросом –предложением психологом-консультантом:

- Слушаю Вас...

- Что привело Вас ко мне...

Создаются условия для разговора о проблеме. Если клиент не идет на контакт, то не следует идти у него на поводу, задавая вопросы, о которых он мечтает. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования – помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Итак, результатом работы на этой стадии является то, что клиент психологического консультирования достигает определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации консультирования и личности психолога-консуль­танта.

Вторая стадия психологического консультирования начинается со сбора информации о клиенте, решается вопрос о том, “В чем проблема?”. Необходимо выяснить все, что выводит человека из психологического равновесия. Общий алгоритм действий психолога может быть сведен при этом к трем основным шагам: установление симптомов, установление их причин, нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. С этой целью вначале производится анализ жалобы клиента. Поэтому первая фаза данной стадии состоит в выслушивании “исповеди” клиента, – т.е. его рассказа о том, что привело его в психологическую консультацию. “Исповедь” клиента продолжается примерно 15-20 минут.

В это время психолог-консультант сам пытается определить строение внутреннего мира клиента, то, какими модальностями это­го внутреннего мира владеет клиент. Через анализ контекста испо­веди клиента психолог-консультант может выяснить, что знает клиент о своих целях, мыслях, чувствах, возможностях своих действий. Необходимо также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более гар­моничным.

Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно предложить: “Рассказывайте то, что считаете самым важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость”. Иногда клиента нужно специально успокоить: “Не торопитесь, вре­мени у нас достаточно”. Рассказывая о своих проблемах и трудностях на консультации, человек формирует проблемную ситуацию для психолога. Таким образом, проблема клиента трансформируется в проблему консультанта, т.е. приобретает форму психологической (или консультативной) задачи, сущность которой заключается в нахождении методов психологической помощи. Выслушивая клиента, консультант должен постоянно задавать себе вопросы:

- Что происходит сейчас в жизни клиента?

- Что ожидает клиент от консультирования?

- Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

- Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?

Рассказ о возникновении проблемы зачастую сопровождается жалобой клиента на кого-то или на что-то. Жалоба клиента - адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно. Жалоба, высказываемая клиентом, имеет свою структуру. Выделяются такие компоненты для ее анализа1: во-первых, жалоба всегда ориен­тирована на кого-то или что-то (локус жалобы); во-вторых, она базируется на собственном объяснении клиентом тех или иных трудностей (самодиагноз); кроме того, в жалобе явно или неяв­но представлена психологическая проблема, т.е. необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах; наконец, про­блема конкретизируется в психологическом запросе, или в про­сьбе предоставить ту или иную помощь.

Рассмотрим выделенные компоненты жалобы клиента более подробно.

1. Локус жалобы -направленность жалобы, то, на что она ориентирована. Локус жалобы делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);

б) на семейную ситуацию в целом (в семье “все пло­хо”, “все не так”);

в) на супруга (его поведение, особенности) и супружес­кие отношения (“нет взаимопонимания, любви” и т.д.);

г) на самого себя (свой характер, способности, осо­бенности и т.д.);

д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в се­мье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

а) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

б) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекро­ви и т.п.;

в) на поведение с точки зрения соответствия психи­ческим нормам (например, нормам умственного разви­тия ребенка);

г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, “безволие” и т.п. ре­бенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга);

д) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

е) на объективные обстоятельства (трудности с жи­льем, работой, временем, разлука и т.д.).

2. Самодиагноз - это собственное объяснение кли­ентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто са­модиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распрост­раненные самодиагнозы:

а) “злая воля” - негативные намерения лица, выс­тупающего причиной нарушений, или (как вариант) ука­зание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;

б) “психическая аномалия” - отнесение лица, о ко­тором идет речь, к психически больным;

в) “органический дефект” - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;

г) “генетическая запрограммированность” - объяс­нение тех или иных поведенческих проявлений влияни­ем негативной наследственности (применительно к ре­бенку, как правило, наследственности со стороны раз­веденного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимо­отношения);

д) “индивидуальное своеобразие” - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конк­ретных мотивов в ситуации);

е) “собственные неверные действия” - оценка соб­ственного настоящего или прошлого поведения (в т.ч. как воспитателя, супруга);

ж) “собственная личностная недостаточность” - тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие - неправильное поведение;

з) “влияние третьих лиц” - родителей, супруга, ба­бушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имев­шее место в прошлом;

и) “неблагоприятная ситуация” - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга;

к) “направление” (“Меня к Вам направили...” и да­лее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

3. Проблема - это указание на то, что клиент хо­тел бы, но не может изменить. Психологами называются следующие наиболее распространенные проблемы:

1) Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оцен­ке и т.д.).

2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.).

3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.).

4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказы­вать, лечить, уйти и т.п.).

5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.).

6) Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны допол­нительные стимулы.

7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

Кроме того, возможны и глобальные формулировки:

“Все плохо, что делать, как жить дальше?”.

Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимают, не умеют и т.п., это не означа­ет, что клиент хочет что-то понять, узнать и т.п.

4. Запрос - конкретизация формы помощи, ожида­емой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны между собой. Например, если клиент фор­мулирует проблему: “Не умею, хочу научиться”, то запрос, скорее всего, будет “научите”. Однако запрос мо­жет быть и же проблемы.

Можно выделить следующие виды запросов:

1) Просьба об эмоциональной и моральной поддержке (“Я прав, не правда ли?”, “Я - хороший человек, не прав­да ли?”, “Мое решение правильно, не правда ли?”).

2) Просьба о содействии в анализе (“Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?”).

3) Просьба об информации (“Что известно об этом?”).

4) Просьба об обучении навыкам (“У меня это не по­лучается, научите”).

5) Просьба о помощи в выработке позиции (“Что де­лать, если он мне изменяет?”, “Можно ли наказывать за это моего ребенка?”).

6) Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его в интересах лица, о котором идет речь (“Помогите ему избавиться от этих страхов”, “Помоги­те ему научиться общаться с ребятами”).

7) Просьба об оказании влияния на члена семьи в ин­тересах клиента (“Сделайте его более послушным”, “По­могите мне переломить его злую волю”, “Заставьте его больше любить и уважать меня”).

В предъявляемой клиентом жалобе может быть явное и скрытое содержание. Скрытое содержание жалобы - неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами. Несов­падение может быть по всем рассмотренным четырем параметрам. Например, локус жа­лобы - ребенок и его поведение, а скрытое содержа­ние - позиция и поведение отца, не принимающего достаточно активного участия в воспитании.

Рассогласование может быть и по самодиагнозу: в тексте звучит объяснение нарушений собственными не­верными действиями, а скрытое содержание, передава­емое интонацией, мимикой, пантомимикой, жестами, указывает на другие причины (например, на вмеша­тельство третьих лиц, которые и обусловили эти невер­ные действия).

Несовпадение может касаться проблемы. Например, открыто заявляется: “Не знаю, но хочу знать”. При этом скрытое содержание: “Не умею, но хочу уметь”.

И, наконец, расхождение наблюдается при анализе запроса: явное содержание запроса - просьба о помо­щи: “Что делать, если он мне изменяет?”, а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: “Помогите мне его удержать”.

Следует отметить, что скрытое содержание - не бессознательное вытеснение, а лишь недоговоренное содержание. В отличие от скрытого содержания подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным, поэтому его выявление перед клиентом при первой встрече мо­жет нарушить контакт. Однако для самого психолога такая задача должна стоять. Получить неявное содержание жалобы помогает анализ мимики, жестов, пантомимики, интонации, то есть первичная диагностика.

Со стороны действий консультанта первую фазу составляет, прежде всего, выслушивание - вниматель­ное, эмпатическое, принимающее. В это время более уместны периодичес­кие “способствующие высказывания”: “Да..., конечно, я понимаю..., угу..., хм (поддакивания)”. Роль “способствующих высказываний” часто играет и невербальное поведение консультанта: уместный ки­вок головой, улыбка или сочувствие, выражаемое гла­зами, мимикой, наклон тела вперед, присоединение к некоторым движениям.

На этой фазе беседы часто выясняется, что то, как интерпре­тирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих проблем, далеко от действительности, противоречиво. Но не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога нет еще достаточной информации, опираясь на которую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а возраже­ния, выражения несогласия лишь активизируют сопротивление, разрушая пока лишь только формирующийся положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа “принятия концепции клиента”.

Следует помнить, что психологические проблемы не существуют изолированно, в чистом виде. Их всегда можно выделить из контекста определенного эпизода жизни человека, который называетсяпроблемной психологической ситуацией. Проблемная психологическая ситуация - совокупность обстоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем. К появлению или обострению дисгармонии всегда приводят конкретные жизненные коллизии, которые и воспринимаются клиентом как причина его проблем, хотя на деле картина может быть намного сложнее.

Клиент психологической консультации склонен связывать свои трудности именно с ситуацией, конкретным событием, которое с ним произошло, а не с какими-то своими качествами, состояниями и т.п. Часто именно ситуация является причиной обращения в консультацию и обусловливает содержание запроса: “Помогите разобраться в ситуации...”, “Как выйти из ситуации...” и т.п. Типичные случаи - ощущение безвыходности ситуации, невозможность самостоятельно справиться с состоянием безысходности.

“Привязка” психологической проблемы человека к ситуации - одно из характерных отличий консультирования от психотерапии. Как правило, потенциальный клиент психотерапевта начинает воспринимать свою проблему обособленно, вне связи с каким-то отдельным событием. Напротив, клиент консультанта начинает с рассказа о конкретных обстоятельствах. Именно поэтому центральным моментом в консультировании является анализ проблемной ситуации с вычленением и отделением проблемы от ситуации в сознании клиента.

Важной задачей является выяснение всех возможных пато­генных условий и факторов, которые могли наложить отпеча­ток на развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Это нужно не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (чаще всего это оказывается проблематичным, хотя иногда и необходимым), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуали­зировать.

Анализ проблемной ситуации предполагает выявление ее участников, т.е. круга лиц значимого общения клиента, по­скольку система взаимоотношений с другими людьми (прежде всего их патогенное влияние) может играть существенную роль в развитии психологических проблем человека. Вместе с тем сам клиент может оказывать патогенное воздействие на своих близких. Поэтому полезно определить, кто еще нуждается в психологической помощи.

Во второй фазе рассматриваемой стадии консультирования психолог-консультант от нерефлексивного слушания постепенно должен переходить к слушанию рефлексивному - отражать содержание услышанного и чувства клиента (например, “Вы огор­чены тем, что...”). Используются такие технические приемы, как уточнение (“Вы имели в виду, что...”) и пересказ (“Если я вас правильно понял, ваш муж...”).

Важным звеном решения диагностической задачи для консультанта является определение действительных психологических проблем клиента – идентификация проблемы. Идентификация психологических проблем - процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей.

Ведь часто истинная сущность трудностей человека не совпадает с формулировкой, которую он дает в своей жалобе. Поэтому информацию, полученную от него, нужно дополнить результатами разных диагностических приемов и наблюдением за его вербальным и невербальным поведением, интерпретируя его в терминах психологических проблем. Это позволит выявить психологические ключи, т.е. индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента. Примером психологических ключей могут быть слова, фразы, особенно несущие эмоциональную нагрузку, часто повторяющиеся, или проходящие рефреном в речи клиента (вербальные ключи); смена настроения в определенные моменты беседы или при обсуждении определенных тем, неконгруэнтность реакций, специфические жесты, мимика и т.д. (невер­бальные ключи); несоответствие между содержательной и эмоциональной стороной беседы.

Процесс идентификации проблемы начинается с пер­вых минут консультативной беседы. Для ее осуществления требуется вся накопленная в процессе взаимодействия информация, в процессе анализа которой существенную роль играет практический опыт и творческая интуиция психолога.

В результате этих действий выдвигается консультативная гипотеза - предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента. Гипотеза подсказывает направление, в котором нужно искать необходимую информацию, для того чтобы убедиться в правильности сделанного предположения или, наоборот, произвести его корректировку.

В ходе беседы психолог-консуль­тант выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их правильность ответами клиента на свои вопросы. Например, человек находится в депрессии. Такое состояние может быть результатом разных жизненных обстоятельств (психотравмы, кризиса и т.п.), но может быть и признаком какого-нибудь психического расстройства (клинической депрессии). Гипотеза строится на предпочтении одного из вариантов причин явления, который кажется более вероятным, но недостаточным для надежного вывода. Приступая к работе, консультант в первую очередь пытается установить наличие других признаков, сигнализирующих о психическом расстройстве (бред, навязчивости и др.), а также выяс­няет обстоятельства жизни клиента, которые могли послужи­ть причиной депрессивного состояния. В зависимости от ха­рактера информации, получаемой психологом, выдвинутая гипотеза или подтверждается, или опровергается и меняется на другую.

Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и о своих проблемах. Но это лишь база для их пост­роения. Неопытныйили непрофессиональный консультант на каждом приеме строит свои гипотезы заново, не имея ничего про запас. Но для профессионала, хорошо знакомого с различными теоретическими и практическими разработками в области консультирования и психо­терапии, рассказ клиента представляет собой набор поведенческих паттернов, интерпретируемых с точки зрения той или иной разрабо­танной концепции.

Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значи­тельно облегчает работу, позволяет лучше интерпретировать мате­риал, быстрее находить то, что может помочь в сложившейся ситуа­ции, оперировать большим количеством идей в понимании происходя­щего. А чем больше идей в гипотезе возникает у консультанта по поводу тех или иных высказываний клиента, тем легче ему работать.

Гипотезы, которые психолог-консультант будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Во время психологического консультирования психолог-кон­сультант может достаточно четко изложить одну, проверенную фак­тами гипотезу, чтобы показать клиенту логику его поведения. Для сообщения содержания гипотезы психолог-консультант демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию проверить и принять.

Определяя характер психологических проблем, консультант зачастую должен выйти за пределы ситуации, т.е. собрать до­полнительные данные о жизни клиента - консультативный анамнез. Анамнез консультативный – это совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается. Сбор этих данных особенно уместен тогда, когда нужно исследовать ис­точники развития проблемы, найти значимые события прошло­го, которые могли послужить ее детерминантами. Дополнительную информацию можно получить из наблюдения за поведением человека, тестирования и других средств (сочинения, рисунки, сны и т.п.). Возможными блоками информации, составляющей психологический анамнез, могут быть:

1. Демографическая информация (пол, возраст, семейное положение, образование, профессия).

2. Актуальные проблемы и нарушения (возраст, в котором возникли проблемы; события в жизни, обусловленные их возникновением; непосредственная причина обращения к психологу; предшествующие попытки разрешения проблем; употребление лекарств; семейный анамнез, особенно психические болезни у родственников, употребление лекарств, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (очередность рождения, отношения в семье, первые воспоминания; успехи и неудачи в учебе, в отношениях с учителями, ровесниками; отношения с лицами другого пола, идеалы и устремления в юности; удовлетворенность работой, браком; отношения в семье, половая жизнь; экономические условия жизни; утрата близких; употребление алкоголя, наркотиков; психосоциальные и экзистенциональные кризисы; планы на будущее).

В каждом конкретном случае при сборе информации надо руководствоваться критериями разумной достаточности.

Один из наиболее на­дежных способов для консультанта проверить свои гипотезы - работа с конкретными ситуациями. Работа с ситуациями позволяет отделить ситуативные затруднения и чувства клиента от действительных проблем. С другой стороны, вычленяются элементы личностного потенциала, не позволяющие эффективно действовать человеку в тех или иных типах ситуаций.

Широко известно, что чем более подробно говорит человек о чем-либо, чем больше конкретных деталей в его рассказе, тем меньше в нем отпечаток субъективности и односторонности и больше возможностей для пони­мания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспри­нимаются или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через которые проходит неосознаваемаяили недооцени­ваемая клиентом информация.

В подробном рассказе должно быть отражено:

- когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация;

- где это происходило;

- кто принимал в ней участие;

- что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица;

- что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события;

- что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации;

- чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние.

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или бы­ла опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недоста­точно: необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

Существуют определенные критерии к отбору ситуаций:

1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными.

2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, час­то встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было су­дить об особенностях взаимоотношений в целом.

3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описывающими целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные, позитив­ные и нейтральные характеристики отношений.

Чаще всего бывает, что после того, как две-три такие конк­ретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью ска­зать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей, какое именно поведение клиента приводит к тому, что в его жизни возни­кают проблемы, как можно помочь ему относиться к происходящему по-другому и соответственно вести себя.

Важной составляющей процесса идентификации проблемы, проверки гипотезы является оформление выводов об индивидуальных особеннос­тях личности клиента, т.е. постановка психологического диагноза. Диагноз психологический - вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, путем нетестовой диагностики или каким-либо другим способом.

Психологический диагноз следует отличать от клинического, или психиатрического, диагноза, т.е. выводов относительно наличия патологии, психического заболевания, пограничных состояний и других клинических проявлений. Провести разграничение клинических и психологических симптомов довольно трудно. Однако необходимо учитывать, что для постановки клинического диагноза нужна соответствующая медицинская или дефектологическая квалификация. Кроме того, постановка клинического диагноза - шаг очень ответственный, поскольку создает непредвиденные проблемы клиенту. При возникновении подозрения на серьезную патологию психолог-консультант обязан контактировать с соответствующим специалистом.

Когда гипотеза становится достаточно обоснованной, консультант обобщает информацию и формулирует психологическое заключение. Заключение психологическое - характеристика психологических проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возможных направлений их решения.

Оно фактически является результатом решения диагностической задачи и репрезентирует диагноз психологических проблем клиента. Психологическое заключение консультант формулирует в основном для себя, но частично эта информация представляется клиенту в интерпретации ситуации. В психологическом заключении, основанном на выявлении (или уточнении) психологических механизмов возникновения проблемы, содержится, в том числе и психологический прогноз - оценка вероятных последствий развития психологической ситуации (решения психологических проблем, изменения симптоматики и т.п.).

Психологическая интерпретация нужна для разъяснения и коррекции неконструктивной позиции клиента относительно своих проблем и трудностей (содержание установок клиента определяется при анализе жалобы). Иногда она служит какой-либо рабочей цели консультанта, например, для смены локуса жалобы. Удачно сделанная интерпретация является толчком для внутренней работы клиента над своими проблемами. Но иногда ее бывает недостаточно для того, чтобы стимулировать изменения к лучшему. Поэтому консультант вместе с клиентом разрабатывает программу дальнейшей психокоррекционной работы. Это означает, что можно переходить к следующей фазе консультативной беседы.

Разговор психолога-консультанта с клиентом на основе выдви­нутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 20 минут.

После этого начинается третья стадия психологического консультирования, которую можно обозначить как фазу осознания клиентом желаемого резуль­тата. Идет поиск ответа на вопрос: “Чего вы хотите добиться?”.

Психолог-консультант помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, что он хочет, каким он хочет быть. Об­суждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый ре­зультат будет достигнут.

Эта стадия психологического консультирования предполагает воздействие психолога-консультанта - это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В консультировании с клиентом происходит как бы “инсайт” - кли­ент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий (“Я сам все понял”).

Подготавливается такое изменение поведения клиента в ситуации беседы постепенно. В этих целях вся информация, представляемая клиенту, направлена на осознание им контекста проблемы и его роли в происхождении проблемной ситуации. Отвечая на вопросы психолога-консультанта, клиент тоже анализирует свое поведение, чувства и поведение, чувства других в этой ситуации и может быть осознает их.

Психологу-консультанту очень важно отметить момент из­менения отношения клиента к своей проблеме. Он должен своевре­менно оказать психологическое воздействие на клиента с помощью специальных методов. Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе психологического консультирования, могут быть самые разные. Приведем некоторые из них, используя для этого следующую таблицу1 (см. табл. 3).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.087 с.)