Основные принципы консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы консультирования



 

В любой деятельности существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов и во многом обусловливает эффективность их деятельности. Ниже сформу­лированы базовые правила организации диалога с клиентом, исполь­зования некоторых техник работы в консультировании, знание и по­нимание которых сможет во многом помочь начинающим консультан­там. Эти правила взаимодействия “психолог-консультант - клиент”, основаны на традициях парадигмы гуманистического подхода к личности человека. Следование им не только обеспечивает этичность профессио­нальной деятельности, но и является залогом успешности психичес­кого воздействия. Остановимся на некоторых из них.

Неманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента – чрезвычайно важное правило для психолога. Некорректные или неквалифицированные действия могут причинить непоправимый вред. Словапсихолога имеют намного большую значимость, чеммнение постороннего человека. Поэтому следует избегатьчрезмернойактивности со стороны консультанта в принятии решений.Лучше стимулировать к ним клиента, а не ставить его в пози­цию объекта, с которым консультант осуществляет те илииные операции, ибо это прямой путь к манипулятивному общению, которое противоречит профессионализму.

Если склонность к манипулированию людьми, желание получать наслаждение от ощущения власти над ними превалируют над сопереживанием или стремлением помочь, консультант не ра­ботает на клиента, а решает собственные психологические проблемы. Клиент в такой ситуации выступает лишь средст­вом.

Из имеющихся в практике оказания психологической помощи к основной идее консультирования ближе недирективный подход, заклю­чающийся в активизации клиентом собственных психологи­ческих потенций. Хотя это кажется парадоксальным, однако подводить клиента к решению проблем недирективно слож­нее, чем при директивном подходе, так как первое требует большей виртуозности консультанта. Ведь недирективность - это не совершенное бездействие. Создать условия, при кото­рых клиент сделает нужные выводы и примет необходимое решение всегда труднее, чем навязать это решение волевым усилием.

Часто в недирективном консультировании используют майевтику (или метод сократовского диалога) - прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов. Данный метод заключается в таком построении консультативного общения, когда путем небольших проблемных вопросов, примеров, аналогий и т.п. клиент приобщается к самостоятельному анализу своих проблем и подводится к пониманию истины, уже известной кон­сультанту, словно сам ее открывает для себя.

Однако при определенном злоупотреблении и этот метод может превратиться в тонкое манипулирование, поэтому любое воздействие должно вытекать исключительно из интересов клиента и отвечать принципу “Не навреди!”.

Принцип системности. Состоит в том, что в ходе консультации должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психоло­гу-консультанту ситуацию. Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. С другой стороны, должна существовать теоретическая система, позволяющая объяснять отдельные факты и проявления чувств, действий клиента исходя из целостного видения более широкой “панорамы” его психической жизни, прогнозируя возможные варианты позитивных изменений. Принцип системности означает также, что в определении факторов, характеризующих возможность этих позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессиональных действий как самого консультанта, так и других специалистов и окружения клиента (с учетом требования разумной достаточности). Кроме того, должно быть учтено мнение всех сторон, принимающих участие в предложенной консультанту ситуа­ции.

Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувство­вал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходи­мую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста. Ради создания атмосферы доверия, способствующему более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек – все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы такими, какие они есть.

Принцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуа­ция, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что явля­ется серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровью.

Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь свои друзьям и ближайшим родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те илииные потребности и желания друг друга, консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиен­та.

Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Подразумевает, что психолог во время своей работы дол­жен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на сис­тему ценностей самого клиента, критическое же отношение консуль­танта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следова­тельно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически не­реа­лизу­емыми. Для этого консультанту необходимо вырабатывать привычку и умение смотреть на проблему и ситуацию “глазами клиента”, практиковать как бы ролевое перевоплощение. Это нужно, прежде всего, для понимания всех граней проблемы, без критического суждения, чтобы потом более объективно направлять внимание клиента на непродуктивный стиль его прошлого поведения.

Запрет давать советы. Не рекомендуется давать клиентам советы. Основания для это­го достаточно широки и многообразны. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный устный со­вет другому практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выс­тупает в роли “учителя”, что может привести к формированию и фиксации пассивной позиции клиента во время консультирования. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту, что приводит к снижению его авторитета и мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях. Не стоит, однако, путать совет с предоставлением объективной информации, которую иногда просто необходимо дать клиенту. К тому же, если клиент нуждается в совете, отказ от него может привести к разочарованию. Другое дело, в какой форме этот совет предоставить. Лучше, если это будет не “приговор судьи”, а информация в нейтральной форме, из которой выводы должен сделать сам клиент.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.004 с.)