II. Исследование фонетической стороны речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Исследование фонетической стороны речи



(определение симптоматики и механизмов нарушений)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ


Повторить за логопедом: Кукла плачет: «А-а-а!» Поезд гудит: «У-у-у!» Мышка пищит: «И-и-и». Заблудились в лесу: «Ау!»


Ребенок плачет: «Уа!» Ослик кричит: «Иа!» Собака лает: «Ав!» Кошка мяукает: «Мяу».


ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

(с 3 лет)

Повторить за логопедом слова из 1,2,3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

гласные

б-п-м__

в-ф____

Д-т-н___

г-к_____

й

свистящие _

шипящие__

аффрикаты

л, л'_______

Р. Р'_______

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

- поднять брови вверх («удивиться»);

- нахмурить брови («рассердиться»);

- прищурить глаза;

- надуть щеки («толстячок»);

- втянуть щеки («худышка»);

- отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.


2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию):

а) губы - «улыбка», «трубочка»;

б) язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо - широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезии);

ж) наличие тремора, гаперсаливации, отклонений кончика языка.

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

(с 3 лет)

1. Дыхание:

а) тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.);

б) объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);

в) частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);

г) продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (твердая, мягкая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(при наличии фразовой речи)

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный).

2. Ритм (нормальный или аритмия).

3. Паузация (правильная, нарушенная -деление слов паузой на слоги, деление слогов
на звуки).

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол - стул косы - козы

папа - баба корка - горка

точка - дочка миска - мишка

2. Произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).

IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);


в) понимание действий:

- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.;

- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади
куклу» и др.).

 

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных
(показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3
лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).

4. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет): (показать палочкой
карандаш, карандашом палочку, палочкой машину).

5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.005 с.)