Основные показатели психического развития детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели психического развития детей раннего возраста



(А.Н. Корнев, 2000)

 

 

 

 

  Коммуникативное поведение Эмоциональное раз­витие Познавательная активность
1 год Показатели 3 мес. - комплекс оживления; про-язык - мимиознаки и кинознаки -информация о чувствах и состоя­ниях, обмен посланиями, 5 мес. - гуление, лепет, контакт глаз, обмен посланиями, особый язык матери и ребенка, вокализа­ция, т.е. продналог. 8 мес. -дифференцированная ре­акция на взрослых 2 мес. - осознанная ответная улыбка. Положительный фон настроения. Мимически и интона­ционно передает свое состояние Внимание - длительность сосре­доточения: около 6 мес. - 5 сек., 12 мес. -до 30 сек.; прослеживает взглядом за предметом. Предметно-манипулятивная игра, бросание игрушек - привлечение внимания взрослого. 6-8 мес. константность объекта, предвосхищение событий (игра «тю-тю»)
Риск Отсутствие комплекса оживления после трех мес; Пассивность и недифференциро­ванная реакция на взрослых. После 8 мес. паника на чужих взрослых. Избегание глазного кон­такта после 6 мес. Избегание те­лесного контакта, ощущение ребен­ка как «тряпичной куклы». Отсутствие лепета после 5-8 мес. Пассивность. Отрицательный фон настроения. Монотонный плач. Депрессивность. Невротические прояв­ления (инверсия фор­мулы сна, ПЭП и т.п.) Отсутствие интереса к игре. Нет константности предмета. Нет предвосхищения событий к 1 году
2 года Показатели Уже появившиеся коммуникативные навыки не снимаются, а продолжают развиваться. Невербальные коммуникативные циклы ребенка и матери: 12-16 мес. — 10-15 циклов, к 2 го­дам — до 20-30 циклов. Личностно-деловое взаимодейст­вие. Языковые средства общения: голофразы и собственно фразы Дифференцированные межличностные отно­шения. Рост поведенческого репертуара. Положительный фон настроения. Эмоциональная ла­бильность Наглядно-действенное мышление. Сенсомоторный интеллект. Сенсорные эталоны на практиче­ском уровне. Формирование стратегии проб и ошибок: зрелая и незрелая. Игровая деятельность: символиче­ская игра (понарошку «ест» внача­ле сам, потом «кормит» маму, позже - куклу)
Риск Низкая коммуникативная актив­ность Пассивность. Тревожный тип. Дистемичность Хаотические и нецеленаправлен­ные пробы после 18 мес. Исследование ртом (если не стресс). Нефункциональный характер предметной деятельности. Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры
3 года Показатели Начало развития делового обще­ния. Формирование общения со сверст­никами, сотрудничество. Поведенческие сценарии диалога со взрослыми и сверстниками. Кризис 3 лет Продолжение форми­рования разнообраз­ных форм поведения. Дифференциация от­ношений со взрослыми. Положительный фон настроения. Эмоциональная ла­бильность Наглядно-образное мышление. Сенсорный интеллект. Сенсорные эталоны. Стратегия проб и ошибок. Символическая игра. Разнообразные игры
Риск Боязнь и избегание сверстников. Автономность отношений ребенка к родителям, т.е. не привлекает к со­вместной деятельности родителей (нарушение детско-родительских отношений). Низкая коммуникативная актив­ность, что может быть задержкой психомоторного развития. Низкая речевая активность Пассивность в эмоцио­нальных контактах. Тревожный тип Преобладание элементарных форм исследования. Использование силовых проб. Несформированность предметной деятельности. Отсутствие символической игры. Стереотипный характер игры

64

Литература:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2000.

3. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1999.

4. Казакова Т.Г., Лыкова И. А. Каляки-маляки // Серия «Для самых-самых маленьких».
М.: Карапуз, 1997.

5. Казьмин A.M., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет.
М/. Когито-Центр, 2001.

6. Нормы развития детей до 3 лет (Early Intervention development).

7. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет
жизни. ЦОЛИУВ, 1979.

8. Руководство по раннему обучению: 0-6 лет: Портедж: США. СПб.: Институт раннего
вмешательства, 1992.

9. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: Методическое
пособие. М.: Даун Центр, 2002.

10. Фьюэлл P.P. Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей. СПб.: КАРО, Институт раннего вмешательства, 2005.

Авторы-составители:

Баранова Ольга Викторовна, Бережная Наталья Федоровна,

Богданова Любовь Григорьевна, Иванова Анна Евгеньевна, Кравец Ольга Юрьевна,

Рыбкина Ирина Александровна, Соломаха Лариса Сергеевна

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научный редактор Нарте Витальевна Серебрякова

Ответственный редактор М.О. Важолина

Технический редактор И.Ю. Гороховский

Корректор Н.С. Соломина

Дизайн обложки Е.В. Усова

Лицензия ЛР № 065644

Подписано в печать 04.04.2005. Формат 60 х 88 У8. Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 8. Тираж 5 000. Заказ № %ЧЯ1.

Издательство «КАРО» 195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 88

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Северо-западный печатный двор» г. Гатчина, ул. Солодухина, д. 2

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.009 с.)