Описание стимульного материала для диагностического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание стимульного материала для диагностического обследования



1. Игрушка «зайчик» с подвижными частями тела.

Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года б месяцев - две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2,5 лет - 5 частей, назвать хотя бы одну часть).

С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (Например: «Зайка спит» - укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.).

С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимодействовать с ре­бенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, приносит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие.

Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая иг­рушка - зайчик, который надевается на руку.

2. «Кубикоброс» и «Шарикоброс» (две банки, одна с круглым, другая с квадратным
отверстиями, и прилагающиеся к ним вкладыши - кубики и шарики).

С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно.

С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения различать пред­меты по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года б месяцев ребенок выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора).

3. Объемный пазл с двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответству­
ющими вкладышами (кубиком и цилиндром). Внутри пазла нарисованы зайчик и уточка.

Этот диагностический материал, как и предыдущий, используется для проверки уме­ния ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того, при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковременную непроизвольную память ребен­ка (задание типа: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представ­ления о константности объекта.

4. Рамки Монтессори с вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь­
ник, звездочка).

Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический материал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником; затем следу­ющая тройка: с овалом, прямоугольником, звездочкой (все рамки в каждой тройке распола­гаются в ряд).

Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных горизон­тально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (Например, в такой последовательнос­ти: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка).

Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформированность «пин-цетного захвата», т.е. когда ребенок берет и удерживает предмет указательным и боль­шим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребе­нок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треуголь­ник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник).

5. Набор геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников основных цветов
(красного, желтого, синего, зеленого цветов) - всего 12 фигур с четырьмя «полянками»
(квадраты из картона размером 15 см х 15 см таких же цветов).


Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него воз­никло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полянку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ре­бенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшается (в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок).

Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - желтый либо синий - жел­тый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3-4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его).

После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полян­ки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, какого цвета выбираемая «полянка».

В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометри­ческие фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треугольник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зайке-игрушке). В зависимости от возраста коли­чество выбираемых фигур разное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал.

С помощью данной игры исследуется-знание ребенком основных цветов, умение сор­тировать по цвету, знание основных геометрических форм по названию, устойчивость и объем внимания.

6. «Полянки с липучками». Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением че­
тырех геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоуголь­
ника. В середине каждой фигуры пришита «липучка».

Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зеленого цветов. На каждом секторе - «липучка».

В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствую­щих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги).

Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квад­рат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребенком основных форм и умение подбирать их по контуру).

Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответствующий сектор (т.е. прове­ряется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету).

Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометрических фи­гур с полянками.

Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цветам добав­ляются белый и черный цвета.

7. Игра «Шары».

В набор входят круги и полоски разных цветов (желтого, красного, синего, зеленого, оранжевого, фиолетового).

Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и старше. Об­следование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к разложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цве­ту ниточки»). Затем предлагается выбрать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»).

8. Игра «Подбери пару».

В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геомет-


рических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разного цвета, и отдель­ные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец.

Проверяется умение выбирать предмет по двум признакам. Игра предлагается после 3 лет.

9. Игра-планшет «Сортировка по двум признакам».

В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагаются фигуры: круг, квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук).

Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так, чтобы местораспо­ложение совпало с цветом и формой положенной фигуры.

Цель игры: проверить умение ребенка сортировать предметы по двум признакам (цвету и форме).

Игра предлагается детям с 3 с половиной лет.

10. Пирамиды (большая и маленькие).

С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пирамида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрачные с шариками внутри и три - цветные; пирамида при покачивании издает мелодичный звук.

Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами.

С 1 года 6 месяцев, кроме большой пирамиды, используются две маленькие пира­мидки желтого и красного цветов с четырьмя колечками каждая. Вниманию ребенка пред­лагается каждая пирамидка отдельно. На них проверяется различение ребенком цветов.

Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет используется пира­мидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами.

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и маленькое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не пред­полагает закономерного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие коль­ца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом.

Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем проверяется понимание ребенком значения слов «большой» и «маленький» и умение выбирать предмет по размеру.

Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередо­вать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрослый показывает обра­зец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо - маленькое - снова большое - малень­кое, а затем какое по размеру?» Ребенку дают выбрать кольцо из двух: большого и ма­ленького. Затем снова показывают, в какой последовательности расположены кольца у пирамидки, и предлагают ребенку выбрать из оставшихся колец нужное по размеру.

При необходимости игру можно повторить.

11. Матрешка трехсоставная.

С 1 года предлагается разобрать, а потом собрать односоставную матрешку (с помо­щью взрослого). С 1 года б месяцев ребенку предоставляется возможность самостоятельно исследовать игрушку и разобрать ее. Собирает же ребенок двухсоставную матрешку при помощи словесных пошаговых инструкций взрослого (например: «Открой лялю», «Спрячь лялю» и т.д.)

С 1 года 10 месяцев ребенку предлагается разобрать и собрать трехсоставную мат­решку по инструкции взрослого. При этом взрослый просит показать большую и маленькую матрешки (среднюю - методом исключения).

С 3 лет ребенку предлагается разобрать и собрать матрешку, называя, какого разме­ра каждая матрешка.

На этой игре исследуется сформированность понятия «величина предмета», пони­мание инструкций и цели задания.


22

Шесть баночек.

В набор входят 6 баночек с легко открывающимися крышками. Баночки отличаются по цвету и по величине. В собранном виде они вкладываются одна в другую, как матрешка. Эта игра аналогична предыдущей. Также ее можно использовать для построения башни по образцу.

Игра используется для проверки знания ребенком размера (большой - маленький), отношений (больше - меньше), хорошо показывает уровень исследовательской активнос­ти ребенка, а также развитие мелкой моторики.

Рекомендуется для детей от 1 года до 1 года 10 мес.

13. Уточки.

В набор входят резиновые игрушки, отличающиеся по величине (большая и малень­кая уточки). Могут использоваться другие пары игрушек, отличающиеся по размеру.

Игра предназначена для проверки сформированности понятия «величина» и выпол­нения отдельных поручений («Найди уточку (утю)», «Принеси уточку (утю)», «Отдай тете (маме)», «Положи на место» и др.).

С 1 года 6 месяцев ребенок ориентируется в двух контрастных величинах: по просьбе показывает большой и маленький предметы (игрушки).

14. Четыре пары картинок с изображенными на них предметами, отличающимися
по размеру (большая и маленькая куклы («ляли»), пирамидки, киски, мишки).

Картинки предлагаются ребенку попарно, каждая пара по отдельности. Цель этого задания:

• для ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - проверить его
умение ориентироваться в двух контрастных величинах с разницей в 3 см. («Покажи боль­
шую киску. Покажи, где маленькая киска»);

• с 1 года 10 месяцев ребенок не только показывает большой и маленький предмет по
названию, но и называет, какой это предмет по размеру;

• ребенок с 2 с половиной лет начинает понимать значение существительных с умень­
шительно-ласкательными суффиксами («Покажи, где кукла, а где куколка» («пирамида -
пирамидка»)) и знает названия животных и их детенышей («Покажи, где медведь, а где мед­
вежонок» («кошка - котенок»)).

15. Картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга по высоте (вы­
сокий - низкий), длине (длинный - короткий), ширине (широкий - узкий), толщине (толстый
- тонкий).

Ребенку предлагается показать: высокий (низкий) домик, длинный (короткий) реме­шок, широкую (узкую) вазу, толстый (тонкий) карандаш.

Картинки используются для тестирования детей с 2 с половиной лет.

С 3 лет ребенку предлагается дополнительно назвать характеристику предмета по высоте, длине, ширине и толщине (например: «Какой это домик по высоте?» - «Высо­кий» и т.п.).

16. Сортировка предметов по размеру.

Игра «Угости заек морковками» (сортировка на два размера).

В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине (большой, маленький и средний), морковки двух размеров (большие и маленькие).

Ребенку предлагается показать большого, маленького и среднего по величине зайчика (чтобы ребенок не путал с месторасположением, среднего по величине зайку желательно поло­жить сбоку, а не в центре); затем убрать среднего зайчика, а оставшимся «раздать» морковки, учитывая размеры (большему по величине - «большие», маленькому - «маленькие»).

Игра предлагается детям с 2 с половиной лет.

Игра «Раздай листики лисичкам» (сортировка на три размера).

В игру входят три картинки с изображением лисичек, одинаковых по форме и цвету, но отличающихся по размеру (большая, средняя, маленькая) и комплект листиков, по три каждого размера.


Предлагается «раздать» листики лисичкам, учитывая размеры (бо2льшей по вели­чине лисичке - «большие», маленькой - «маленькие», средней - «средние»). Первую «трой­ку» листиков взрослый сортирует сам. Остальные по образцу - ребенок.

17. Пазл «Рыбки» (доска с проделанными пазами в виде рыбок трех размеров и
рыбки-вкладыши).

Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера. Предлагается детям с 2 с половиной лет взамен пирамидки.

Проверяется умение ориентироваться в трех контрастных величинах (большой, ма­ленький и средний)

18. «Парные картинки» (четыре пары одинаковых картинок; мячи, пирамиды, миш­
ки, зайчики).

Ребенку до 1 года 6 месяцев предлагаются только две пары картинок (мишки и зай­чики), старше - все четыре пары; при этом перед малышом выкладываются не все картин­ки сразу, а по одной из каждой пары. Взрослый просит показать (назвать), кто нарисован на картинках, а потом подает ребенку картинку, называя изображенный предмет, и просит найти такого же зайку (мишку, мячик, пирамидку) (с 1 года 6 месяцев). Дети в возрасте до 1 года 10 месяцев должны узнавать предметы, изображенные на картинке.

Игра используется для проверки умения ребенка узнавать на картинке знакомые пред­меты и находить среди них одинаковые (по названию).

Дополнительно малышу дают задание найти среди игрушек, с которыми он уже играл, изображенный на картинке предмет («Найди еще зайку (пирамидку, мячик)»), чтобы прове­рить наличие у ребенка умения обобщать («Это все зайки»).

19. Лото «Парные картинки» (лист с картинками на разные лексические темы и
отдельные карточки с такими же картинками).

Ребенка просят показать знакомые картинки и назвать их («Кто это?», «Кого ты ви­дишь?»), предлагают показать картинку по названию («Покажи мишку, лошадку, корову, ку­бики и т.п.»),

С 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок находит пару к картинке с помощью взрослого, ориентируясь на названный объект («Покажи такого же мишку, лошадку и т.п.»).

Дети с 2 лет подбирают парные картинки самостоятельно без опоры на слово, обо­значающее нарисованный предмет (инструкция: «Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью.

Кроме того, эта игра используется для проверки зрительной памяти ребенка. Для малышей до 2 с половиной лет из игры берут две картинки (остальные убираются), для детей старше этого возраста - три картинки (предпочтительнее брать картинки с изоб­ражением животных и только тех, кого можно озвучить звукоподражанием (например, «Мишка говорит: "Бу-бу-бу"», «Корова: "Му-му-му"». И т.п.).

Перед ребенком выкладываются картинки, он называет, кто изображен на них. Затем картинки переворачиваются, а малыш говорит, где кто спрятался («Где спрятался зайка (мишка)?» И т.п.) и кто спрятался на этом месте («Кто здесь спрятался?»). Если ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос, то можно его переформулировать: «Здесь спрятался мишка или зайка?». С 3 лет для исследования кратковременной зрительной памяти используются пять картинок.

Для детей старше 3 лет взамен вышеописанной игры предлагается лото из 4 карти­нок с изображением похожих предметов, связанных с одной лексической темой (например, на всех картинках цветы одного цвета, но разные по форме). Ребенку предлагается найти одинаковые картинки. Проверяется сформированность понятия «такой же» на близких (по­хожих) картинках.

20. «Мозаика».

Для обследования детей до 1 года 10 месяцев в набор входят фишки-«грибочки» большого размера (диаметр шляпки равен 2 см, длина ножки - 1,5 см) желтого и красного цветов, баночки соответствующих цветов, в крышках которых проделаны отверстия для «посадки» грибочков.


 


Данная игра предлагается только в том случае, если малыш перестал обследовать предметы ртом.

Проверяется развитие мелкой моторики и восприятие цвета (ребенку до 1 года 6 месяцев дается задание «собирать» грибочки в баночки по одному без ориентира на цвет; старше - вставлять («сажать») в отверстия на крышках, ориентируясь по цвету с помощью взрослого).

Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветными «по­лянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствую­щих цветов. Размеры «грибков»: шляпка - 2 см (у больших), ножка -1,5 см; шляпка - 1 см, ножка - 1,5 см (у маленьких). В «полянках» есть отверстия для «посадки» «грибков».

Первые две фишки, желтую и красную, сажает взрослый, а затем предлагает ребен­ку рассортировать по образцу оставшиеся «грибки», подавая их по-одному и обращая вни­мание малыша на их цвет. («Посмотри на "грибок". Найди такого же цвета "полянку". Поса­ди».) В конце игры взрослый просит показать определенного цвета «грибки» и назвать, какого цвета «полянки»..

На этой игре проверяется умение сортировать предметы по цвету и знание названий основных цветов. Кроме того, исследуется мелкая моторика (координация и захват), а так­же внимание и способность к подражательной деятельности.

Игра «Мозаика» используется при диагностике детей до 2 с половиной лет. Детям старше этого возраста предлагается игра «Шахматы». Отличие этих игр заключается только в размере используемых7 фишек-«грибков» (размер шляпки равен 5 мм, ножки - 5 мм) и в цвете поля (в игре «Шахматы» сортируются «грибки» на два цвета: черный и белый).

21. Кукла из пластмассовой бутылки с открытым ртом (диаметр отверстия рта 1,5
см), с шапкой-колпачком, снимающимся вращательным движением, и мелкие предметы
для «кормления» куклы (фасоль, бобы, горох) на тарелке. Предлагается «покормить» кук­
лу («лялю») по образцу. Для детей младше 2 лет игрушка предлагается при условии, что
ребенок перестал обследовать предметы ртом.

Для детей старше 2 лет берутся более мелкие предметы (пшено, горох, рис - не бо­лее четырех каждого вида). Помимо этого малышу предлагается показать части лица кук­лы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу.

Игрушка используется для проверки знания ребенком частей лица и развитие мелкой моторики, в том числе сформированность вращательного движения при откручивании шап­ки-колпачка.

При игре с детьми старше 2 с половиной лет кукла заменяется на пластмассовую рыбку (диаметр отверстия рта равен 0,8 см).

С 3 лет используется пластмассовая собачка (диаметр отверстия рта 0,5 см).

22. Кубики деревянные 4x4x4 см (3 штуки).
Ребенок выполняет действие по подражанию:

• в 1 год стучит кубик о кубик;

• в 1 год и 6 месяцев строит башню из трех кубиков.

23. Мяч резиновый диаметром 20 см.

Ребенку дают поиграть в мяч (пнуть его ногой, бросить руками, подкатить маме; до­гнать, поднять мяч).

В год и 6 месяцев ребенок пинает мяч стоя без поддержки, бросает вниз (по направ­лению к полу), катит и ловит медленно катящийся мяч с помощью взрослого.

Проверяется развитие моторики: координация движений, ловкость.

24. Юла на подставке с прозрачным корпусом и движущимися внутри игрушками (зай­
кой, киской и др.). При нажатии издает мелодичный звон.

Ребенку дают возможность обследовать игрушку, просят нажать на юлу так, чтобы игрушки стали двигаться по кругу (при необходимости взрослый показывает, как надо де­лать).

Проверяется моторное развитие, отмечается наличие исследовательского интереса, реакция на звук и длительность игры (от 2 и более минут).


25. Кукольная мебель (стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями (про­
стынка, подушка и одеяло)), посуда (тарелка, чашка и ложка), кукла.

Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если ребенок затрудняется, - повторить выполняемые действия за взрослым по об­разцу (например, «Положи куклу ("лялю", Катю) спать», «Покачай куклу», «Посади...», «По­корми...» и т.п.).

При этом отмечается характер игровой деятельности, адекватность действий с пред­метами, понимание словесных просьб и выполнение действий по образцу.

26. Пазл «Девочка» - доска с пазами для составления картинки из 6 частей (голова,
туловище, две руки, две ноги) и соответствующие вкладыши.

Ребенок с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет должен вложить хотя бы одну часть самостоятельно, старше - 3 части.

У ребенка проверяется знание частей тела, развитие мелкой моторики и простран­ственное восприятие.

27. Картинки «Один - много» с изображением одного и нескольких одинаковых пред­
метов (4 пары).

Все картинки предлагаются детям с 2 с половиной лет. Проверяется умение разли­чать у существительных формы единственного и множественного числа с ориентиром на окончание («Покажи, где мяч, где мячи (чашка - чашки, стол - столы)»), с ориентиром на слово, обозначающее количество («Покажи, где один шар - два шара»). Дополнительно ребенку предлагается посчитать шары: «Один, два» (по образцу), с 3 лет - счет до трех.

Кроме того, для диагностики детей с 3 лет используется картинка с зайчиками, дер­жащими шарики (два - у одного, семь - у другого). Проверяется сформированность понятий «много», «мало» («Покажи, у какого зайки много (мало) шариков»).

28. Сюжетные картинки (например сюжеты: «Тетя моет пол», «Бабушка сидит и шьет
рубашку», «Мальчик бьет по мячу ногой», «Мальчик несет мяч», «Девочка кормит кур»).

Используются для тестирования детей с 1 года 10 месяцев.

Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, ответить на вопросы косвенных падежей: «Кого кормит девочка?», «Чем тетя моет пол?», «Что шьет бабушка?», «Кому шьет бабушка?» и т.п. Если ребенок затрудняется ответить на задан­ный вопрос, можно предложить показать («Покажи, кого кормит девочка» и т.п.). Дополни­тельно (с 2 с половиной лет) предлагается показать на картинке мальчика (девочку)

Ребенку старше 3 лет предлагают рассказать, что он видит на картинке, в случае за­труднений взрослый помогает ребенку вопросами: «Кто нарисован на картинке?», «Что он делает?». Задает косвенные вопросы («Кого?», «Чем?», «Где?» и т.д.).

Определяется уровень развития речи (активной и пассивной).

29. Большая машина с водителями и грузом (открывающимися и закрывающими­
ся разноцветными коробками и вкладышами к ним).

Используется для организации свободной деятельности ребенка и наблюдения за ним.

С 3 лет эта игрушка также используется для исследования понимания ребенком пред-ложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; малышу даются задания, напри­мер: «Посади водителя (дядю) в кабину», «Поставь на машину», «Положи под машину», «Спрячь за машиной».

30. Игра «Укрась мостик» (картинка с шариками (у шариков только контур), располо­
женными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов желтого и красного цвета (по
четыре каждого цвета)).

Ребенку предлагается чередовать овалы по цвету (только 2-шаговое чередование), выкладывая их на контур шариков (инструкция: «Давай украсим мостик и сделаем шарики цветными. Выложим так...»). Взрослый показывает образец: «Красный шарик - желтый -снова красный - желтый, а потом шарик какого цвета?».

Проверяется умение чередовать предметы по цвету. Игра используется для тестиро­вания детей с 3 лет.


31. Размерный ряд.
Пазл «Собачки».

Доска с пазами для вкладывания «собачек», отличающихся лишь по величине (раз­мерный ряд из пяти элементов), 5 вкладышей-«собачек».

Ребенку предлагается последовательно заполнить ряд, начиная с самой большой (маленькой) собачки, выбирая из 3 предложенных взрослым. При повторной игре малышу предлагается самостоятельно собрать пазл. В случае необходимости можно вернуться к игре по инструкции.

Дети с 3 до 3 с половиной лет выполняют задание с небольшой помощью, старше -допускают не более одной ошибки при самостоятельной сборке пазла.

32. Игра «Дополни картинку».

В набор входят 4 карточки. Каждая карточка разделена на две части, в левой части изображен предмет, состоящий из двух элементов, например: кружка - прямоугольник и ручка (дуга), шарик - кружок и ниточка, флажок - треугольник и палочка, жук - овал и шесть ножек; на правой изображен только один элемент: ручка, ниточка, палочка и т.д. Кроме этого, в наборе предлагаются геометрические фигурки, соответствующие изображенным элементам (овал, круг, прямоугольник и треугольник).

Ребенок должен выбрать необходимую фигурку из предложенных, чтобы на правой части карточки получился такой же предмет, как и на левой.

Игра позволяет исследовать аналитическое мышление ребенка.

33. Игра «Разрезные картинки».

Знакомые ребенку изображения предметов разрезаны на четыре части. Ребенку пред­лагается составить картинку. В качестве помощи можно расположить части четырехсос-тавной картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить их. В случае ошибочного выполнения задания малышу можно предложить двухсоставные картинки (одна картинка разрезана по горизонтали, другая - по вертикали).

Используется для проверки у ребенка пространственного восприятия (отношения «це­лое» - «часть», «верх» - «низ»).

34. Картинки с изображением пространственно-временных отношений и логи­
ческих связей.

Для проверки у малыша умения дифференцировать время суток используются две карточки с изображением дня и ночи. Ребенку предлагается показать, на какой картинке -день, а на какой - ночь (картинки предъявляются одновременно), и назвать, что изображе­но на них («Это день или ночь?»).

С 3 с половиной лет ребенка просят показать на двух картинках, связанных единым сюжетом, что делается сначала, а что потом («Что сначала мальчик (девочка) делает: моет руки или вытирает? Надевает пальто или гуляет?»).

Для проверки сформированности пространственных представлений малышу пред­лагается картинка с тремя бабочками, изображенными на разной высоте. Ребенка просят показать бабочку, которая «летает выше (ниже) всех»; поднять (опустить) руки вверх (вниз). Показ взрослым этих движений в данном случае исключается.

Для исследования мышления ребенка просят выбрать из двух предложенных карти­нок одну к заданному вопросу («Чем чистят зубы?» - зубная щетка и расческа), назвать, что делают оставшимся предметом. Таким образом рассматривают четыре пары картинок («Чем пишем?» - ручка и утюг, «Чем режем?» - ложка и нож, «Чем открываем дверь?» -ключ и молоток; «Что делаем утюгом, ложкой, молотком, расческой?»). Кроме вышепере­численного, ребенку предлагают выбрать: «Что ест корова?» (траву или торт), «Что несет курочка?» (яичко или молоко), «Кто ест рыбу?» (белка или кошка).


РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) (Составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова)

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка
Дата рождения, возраст
Домашний адрес

Из какого ДОУ поступил_______________________

(№ ДОУ, район)

Решение медико-педагогической комиссии от_____

Протокол №___________________ принят на срок_

Диагноз медико-педагогической комиссии________

 

   
Дата заполнения речевой карты  
Логопед  
Решением РМПКот  
продлен срок пребывания в речевой группе  
Члены РМПК  
   
Решением РМПК от  
выпускается с (состояние речи)
в (тип школы, ДОУ)
Ответственный за выпуск  
Члены РМПК  

АНАМНЕЗ


 


 

Мать Отец

________________________________________________ возраст при рождении ребенка

________________________________________________ возраст при рождении ребенка

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у
родителей ___________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________


 


От какой беременности ребенок_________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы,
психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)_______________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

Когда закричал ребенок


Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-
фактора матери и ребенка) _____________________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить)_______________________________

как взял грудь_____________________ как сосал__________________________________

наблюдалось ли срыгивание, поперхивание______________________________________

Грудное вскармливание до

Выписались из роддома__________ если задержались, то почему___________________

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ


Когда стал держать голову.

Когда стал сидеть_______

Когда стал ходить_______

Когда появились зубы ___

К году количество зубов__


.(в норме с 1,5 мес.) __ (в норме с 6 мес.)

(в норме с 11-12 мес.)
___ (в норме 6-8 мес.)


ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой

температуре, хронические заболевания)

До 1 года:_____________:______________________________________________________

От 1 года до 3 лет: После 3 лет:

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ


Гуление Лепет

Первые слова с_________________________________

Первые фразы с________________________________

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)


_ (в норме от 4 до 8 мес.)

__ (в норме около 1 года)

(в норме от 1,5 до 2 лет)


УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

1. Социальная среда, где воспитывался ребенок (дома с мамой, бабушкой, в доме ребенка,
детских яслях или детском саду с дневным либо круглосуточным пребыванием и др.).

2. Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия,
какой язык преобладает в общении).

3. Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка (безразличие, постоянно
фиксируют внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют завышенные
требования к речи ребенка или оставляют дефект незамеченным).

4. Какие меры принимались для устранения патологии развития:

а) занимались ли с логопедом;

б) результаты логопедической работы;

в) проводилось ли лечение у врача;

г) пребывание в специальных учреждениях образования и здравоохранения.


ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

1. Наблюдение за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение
неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности ребенка (манипулирование с предметами, игры с
воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые
игры);

г) индивидуальные особенности ребенка...-..<

2. Исследование слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления звучания игрушки. : ^

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом) большой -
маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

• 2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый

• 3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый

в) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм - подбор
картинок по образцу: ^^ ▲ |Н

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте;

- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на двух ногах на месте;

- выполнить наклоны вперед и в стороны.
Для детей от 3 до 4 лет:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.196 с.)