Последовательность формирования навыков мелкой моторики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность формирования навыков мелкой моторики




Возраст, месяцы

От 0 до 4

От 4 до 12

От 12 до 24

От 24 до 36


Навыки

Смотрит на предмет; машет руками; следит за предметом; пытается дотянуться до висящего над ним предмета; разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет; произвольно засовывает палец в рот

Тянет в рот предмет, находящейся в руке; трясет вложенной в руку погремушкой; хватает j предметы из рук взрослого; сам берет находящийся перед ним предмет; берет второй | предмет, не бросая первый; перекладывает предмет из руки в руку; берет предмет, I противопоставляя ладони большой палец; берет предмет щепотью; стучит предметом о i предмет: берет мелкие предметы, зажимая их между большим' и указательным пальцами;

использует пинцетный захват__________________________ ______ ____

Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями; перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; вставляет стержень в отверстие: строит башню из двух кубиков; рисует каракули; зачерпывает ложкой еду; пьет из чашки; строит башню из 3-4 кубиков; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие

j отверстая; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию; снимает расстегнутую

' одежду; листает книгу по одной странице

I Поворачивает дверную ручку; нанизывает крупные бусы; складывает пополам бумагу; {делает одно движение ножницами; рисует, двигая всей рукой от плеча; вырезает из бумаги простые фигуры; раскатывает пластилин; аккуратно ест ложкой и вилкой; чистит банан; j разворачивает фантик; пьет из чашки, держа ее одной рукой; надевает свободную одежду


58

Таблица 10

Факторы, указывающие на готовность ребенка к успешному овладению навыками мелкой моторики

(П.Л. Жиянова, 2002)

 

Уровень развития крупной моторики Умеет сидеть, сохраняя равновесие. Развит контроль головы. Достаточно сильные мышцы плечевого пояса
Умение имитировать движения Умеет повторять простые движения вслед за взрослым (пальчиковые игры, пение песенок)
Сформированность зрительно-двигательной координации Координация движений руки и глаз (игра в мяч)
Умение пересекать рукой среднюю линию своего тела Умение тянуться правой рукой к левому плечу (за игрушкой)
Умение управлять предплечьем Уметь менять положение кисти, используя движения предплечья - ладонью вверх, вниз, помещать ладонь на ребро (поймать мяч, подставить ладошки под струю воды. 1 постучать как топорик и т.п.)
Координированные движения рук, формирование доминантной руки Взаимодействие ведущей и помогающей рук формируется 1 к 3-5 годам
Умение планировать свою деятельность Выполнение цепочки целенаправленных последовательных действий

Таблица 11

Образцы захватов

(Лаборатория Виндзор, 1994)

 

Возраст Захват Палочка Кубик Карандаш
Новорож­денный Нет захвата (рис. 1) Может быть зри­тельное сосредото­чение, но нет созна­тельного захвата (рис. 9) Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата. Только рефлекторный за­хват (рис. 17)  
3 месяца   Зрительное внима­ние, поддерживаю­щий захват локте­вой стороной ладо­ни, а не большим пальцем, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (рис. 10) Зрительное внимание, может быть поддержи­вающий сознательный за­хват локтевой стороной кисти, большой палец не участвует в захвате, сред­ние пальцы напряжены, запястье согнуто (рис. 18)  
4 месяца   Примитивный за­хват. Зрительное внимание, большой палец не участвует в за­хвате (рис. 11) Примитивный захват. Зри­тельное внимание,при­ближение к предмету, большой палец не участ­вует (рис. 19)  
5 месяцев Нет попытки к захвату. Зрительное сосредоточе­ние (рис. 2) Ладонный захват. Предмет удержива­ется пальцами и приведенным большим пальцем (рис. 12) Ладонный захват. Пальцы сверху объекта, прижима­ют его к центру кисти, большой палец приведен (рис. 20)  
6 месяцев «загребание», «контакти­рование» с предметом, большой палец приведен и согнут (рис. 3)   Радиальный ладонный за­хват. Пальцы и противо­поставленный большой палец находятся на проти­воположных сторонах предмета, участвует ради­альная сторона кисти (рис.21)  

Таблица 11 (продолжение)



 

Возраст Захват Палочка Кубик Карандаш
7 месяцев Нижний «ножницеобразный» захват. «Загребание» предмета в ладонь с приведением и полным сгибанием большого пальца, пальцы могут быть полностью согнуты или два из них частично выпрямлены (рис. 4) Радиальный ладон­ный захват. Пред­мет удерживается пальцами, противо­поставленным большим пальцем, запястье на прямой линии с рукой (рис. 13) Радиальный ла­донный захват. Кисть находится на одной линии с ру­кой (рис. 22)  
8 месяцев «Ножницеобразный» захват. Между большим пальцем и боковой стороной указатель­ного пальца, который согнут во всех суставах, дистальный отдел большого пальца слег­ка согнут, а проксимальный -немного разогнут (рис. 5) Радиальный ладон­ный захват. Пред­мет удерживается противопоставлен­ным большим паль­цем, кончиками пальцев, между ни­ми видимое про­странство (рис. 14) Радиальный паль­цевой захват. Предмет удержи­вается противо­поставленным большим пальцем и кончиками паль­цев, между ними видно пространст­во (рис. 23) _,  
9 месяцев Нижний «пинцетныи» захват. Между ладонной стороной большого пальца и указа­тельным пальцем, дисталь­ный отдел большого пальца разогнут начинается проти­вопоставление большого пальца (рис. 6) Радиальный захват пальцами. Предмет удерживается большим пальцем и другими двумя пальцами (рис. 15) Радиальный паль­цевой захват (рис. 24)  
10 месяцев «Пинцетныи» захват. Между дистальной частью большого пальца и указа­тельного пальца, дистальный сустав большого пальца слег­ка согнут, большой палец противопоставлен (рис. 7) Предмет удержива­ется большим и ещё двумя паль­цами (рис. 16)    
12 месяцев Хороший «пинцетныи» захват. Между кончиками пальцев или подушечками пальцев, дистальный сустав большого пальца согнут (рис. 8)      
12-18 месяцев       Ладонный захват. Предмет удерживает­ся кистью, сжатой в кулак, запястье слегка согнуто и супинирова-но от среднего поло­жения кисти (рис. 25)
24-36 месяцев       Пальцевый захват. Предмет удерживает­ся пальцами, запя­стье прямое прониро-вано, легкая девиация в локтевую сторону. Предплечье с кистью двигается как целое (рис. 26)

60

Рисунки к таблице 11





Рис. 1


Рис.2


Рис. 3


Рис. 4


 






Рис. 5


Рис.6


Рис. 7


Рис. 8


 





Рис, 9


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12


 






Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16


 




Рис. 17


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


 







рис. 21

Рис. 23


рис. 22

Рис. 24


Рис. 25


Рис. 26


 



Показатели норм развития у детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.018 с.)