Баланс ссуда-сберегательных ассоциаций США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баланс ссуда-сберегательных ассоциаций США



Пассивные операции Проц. Активные операции Проц.
Собственный капитал   4,5 Наличные деньги и средства, вложенные в ценные бумаги 14,5
Сберегательные и сроч­ные депозиты 77,7 Закладные     45,9
Заемные средства 16,2 Ценные бумаги, обеспе­ченные под недвижи­мость 12,3
Прочие 1,6 Прочие 27,3
Всего        

 

Как показывают данные таблицы, в пассивных операциях ассоциаций появилась новая статья. Прежде всего место коопе­ративных паев прочно занял собственный капитал, который стал базироваться в значительной степени на акционерном ка­питале. Ассоциации начали принимать сберегательные и сроч­ные депозиты (последние делаются в малых размерах), что приблизило их пассивные операции к пассивным операциям коммерческих и сберегательных банков. В структуре активных операций также доля ипотечных кредитов уменьшилась при­близительно с 90% активов до 45,9%. При этом возросли вло­жения в частные и государственные бумаги, увеличились про­чие активы.

В то же время проблема ликвидности для ассоциаций становиться все более острой, поскольку, как и банки, они имеют активы менее ликвидные, чем пассивы. Как правило, занимают они на короткие сроки, а ссужают, наоборот, на длительные. Это считалось абсолютной нормой в США. По­этому в целях стимулирования жилищного строительства Центральный банк (ФРС) до 1980 г. давал им льготу в виде взимания процентной ставки на 0,25% больше, чем коммер­ческим банкам. Долгое время этого было достаточно, чтобы ассоциации могли обеспечивать настоящий приток денеж­ных средств для себя. Однако колебания рыночных про­центных ставок в сторону повышения вынудили акционеров и вкладчиков продавать свои акции за наличные и вклады­вать средства в другие сферы, например, во взаимные фонды денежного рынка, что вызвало массовый отток денежных средств из ассоциаций. Это опустошающе воздействовало на ассоциации, рынок ипотечного кредита, что в итоге привело к спаду жилищного строительства и в целом американской экономики.

Политика дерегулирования в начале 80-х гг. позволила ассоциациям более эффективно конкурировать на рынке за привлечение средств, однако их портфель был отягощен за­кладными еще 50—60-х гг. и низким процентом 70-х гг. В ре­зультате ассоциациям приходилось платить по пассивам больше, чем получать по активам, что вызывало крупные убытки и подрывало ликвидность. С 1980—1987 гг. 30% об­щего числа ассоциаций либо обанкротилась, либо подвер­глась вынужденному слиянию.

В этих условиях ассоциации вынуждены были прибегнуть к новой рыночной стратегии, стараясь приблизиться по опе­рациям к коммерческим банкам за счет диверсификации. Они стали практиковать выдачу коммерческих и потреби­тельских ссуд, долги оформлять ценными бумагами и продавать их на вторичном рынке, а сберегательные счета переводить в срочные.

§5. Финансовые компании

Финансовые компании — особый тип кредитно-финансовых учреждений, которые действуют в сфере потребительского кре­дита. Их организационными формами могут быть акционерная и кооперативная.

Финансовые компании представлены двумя видами: по фи­нансированию продаж в рассрочку и личного финансирования. Первые занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.), предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансиро­ванием розничных торговцев. Вторые, как правило, выдают ссуды в основном потребителям, а иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компа­нии. Компании обоих видов предоставляют ссуды от года до трех лет.

Пассивные операции компании осуществляют главным об­разом за счет выпуска собственных ценных бумаг, а также краткосрочных кредитов у коммерческих сберегательных бан­ков. Основой активных операций являются выдача потреби­тельских кредитов, а также вложения в государственные цен­ные бумаги. На потребительские кредиты приходится до 90% активных операций.

Первоначально финансовые компании стали развиваться в США, особенно после Второй мировой войны. Именно здесь стала активно развиваться продажа товаров длитель­ного пользования в кредит. В 60-е гг. опыт США переняли страны Западной Европы, Япония и др. Развитие финансо­вых компаний возможно при широкой насыщенности потре­бительского рынка товарами и услугами, а также активной конкуренции между ними.

Финансовые компании служат важным инструментом проталкивания товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, в особенности в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъ­юнктуры. Особое место занимает продажа автомобилей, поскольку большая их часть на Западе приобретается в кредит. Многие автомобильные корпорации западных стран создают дочерние или зависимые финансовые компании с целью ускорения реализации своей продукции. Так, ведущая авто­мобильная корпорация США «Дженерал моторс» имеет до­чернюю финансовую компанию «Дженерал моторс аксентанс корпорейшн». Многие американские, европейские и япон­ские автомобильные компании имеют аналогичные подраз­деления. Своеобразие деятельности компании состоит в том, что она взимает довольно высокий процент за кредит — от 10 до 30% в различные периоды колебания конъюнктуры.

Потребитель, или заемщик, в случае невозможности возвра­та потребительской ссуды лишается своего имущества, которое переходит в собственность финансовой компании.

§6. Благотворительные фонды

Развитие благотворительных фондов также связано с ря­дом обстоятельств. Во-первых, благотворительность стала частью предпринимательства. Во-вторых, создание благотво­рительных фондов имеет весьма прагматичную причину — стремление владельцев крупных личных состояний избежать больших налогов при передаче наследств и дарений. По­следнее обстоятельство — наиболее важное и определяющее, поскольку позволяет крупным собственникам укрывать свои капиталы от обложения подоходным налогом и налогом на наследство.

Создавая благотворительные фонды, крупные собст­венники и корпорации финансируют: образование (уни­верситеты, колледжи, школы), научно-исследовательские ин­ституты, центры искусств, церкви, различные обществен­ные организации. Передача средств в благотворительные фонды осуществляется в виде крупных денежных поступ­лений или пакетов акций. За счет этого благотворительные фонды действуют на рынке капиталов, вкладывая средства в различные ценные бумаги или получая дивиденды с пере­данных им ценных бумаг, и таким образом увеличивают свой капитал.

Пассивные операции благотворительных фондов склады­ваются из благотворительных поступлений в виде денежных средств и ценных бумаг, а активные — из вложений в раз­личные ценные бумаги, включая государственные, а также в недвижимость. Большую часть активов (более 90%) состав­ляют акции и облигации корпораций. Приоритет в создании благотворительных фондов принадлежит США. В этой стра­не они начали создаваться еще в довоенные годы на базе крупнейших личных состояний Карнеги, Форда, Рокфеллера и других богатых семейств. В последующие годы представи­тели других крупных состояний тоже стали организовывать благотворительные фонды. Большое количество фондов возникло в юго-западной части страны (Калифорния, Техас, Невада, Луизиана). В послевоенные годы начали создаваться аналогичные фонды в странах Западной Европы и Японии.

Как правило, благотворительная деятельность крупных банкиров и промышленников в области образования, здра­воохранения, культуры, искусства используется в их интересах в качестве имиджа и рекламы. Колледжи, институты и университеты готовят на их средства кадры, т.е. человече­ский капитал, который впоследствии приносит высокие прибыли крупнейшим корпорациям и увеличивает капитал первоначальных благотворительных пожертвований.

Статистическая информация об инвестициях благотвори­тельных фондов обычно очень ограничена, а иногда вообще недоступна. Многие фонды не представляют отчетов и не сообщают о структуре своих активов. Благотворительные фонды пользуются большими налоговыми льготами.

Длительное время благотворительные фонды США поль­зовались довольно значительными налоговыми льготами. Только в 1969 г. были введены налоги на их деятельность. Так, налог стал взиматься: в размере 4,5% — от рыночной стоимости активов, приносящих прибыль; 4% — от дохода от собственных инвестиций 5% — на операции между благо­творительными фондами и его основателями.

В то же время довольно широкое обследование деятель­ности 575 фондов, проведенное в конце 60-х гг., показало, что они существуют не только за счет пожертвований и благотворительности. Это подтверждается следующими дан­ными (см. табл. 1.3).

Таблица 1.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.006 с.)