Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Платежный баланс Россия но текущим операциям (млрд долл. , без расчета по межреспубликанским, экономическим связям)⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
* Согласованный «пакет помощи» России в 1992 г. — 24 млрд долл., в том числе кредиты МВФ — 4 млрд долл. в виде резервного кредита и 6 млрд долл. в качестве стабилизационного фонда в рублях; отсрочка платежей в счет внешнего долга — 2,5 млрд долл.; кредиты МБРР и ЕБРР и др. — около 1 млрд долл.; официальные кредиты и гарантии — около 10 млрд долл. Фактическое финансовое содействие России в 1992 г. — 34,8 млрд долл., в том числе просроченные, отсроченные и перенесенные платежи в счет внешней задолженности — около 23,7 млрд долл.; официальные кредиты и гарантии — около 10 млрд долл.; кредит МВФ — 1 млрц долл.; кредиты МБРР, ЕБРР и др. — около 100 млн долл. // См.: Деньги и кредит, 1993. — №8. — С.23—24.
Приведенные данные показывают различие между согласованным «пакетом помощи» и реально полученным содействием. В начале 90-х гг. определилась структура «пакета помощи» России, включающая три основных компонента: официальные кредиты; кредиты международных экономических организаций; льготы в отношении платежей в счет внешней задолженности. Двусторонние официальные кредиты используются для финансирования критического импорта; долгосрочные кредиты МБРР и МВФ идут на программы структурной перестройки; кредиты МВФ — на поддержку платежного баланса, а отсрочка платежей отвечает интересам стабилизации экономики. Наиболее ощутимо финансовое содействие России проявилось в предоставлении уступок и льгот в отношении платежей в счет внешней задолженности. Кредиты МБРР, ЕБРР* и других организаций фактически были использованы на 10% в силу неотработанности процедуры и механизмов в использовании кредитных возможностей. * ЕБРР — Европейский банк реконструкции и развития.
Опыт предоставления и использования «пакета помощи» России показывает, что пока страна недостаточно четко вписывается в сложившийся международный валютно-финаисовый и кредитный механизмы. Современная система платежных и кредитных отношений между странами-заемщиками и странами-кредиторами имеет сложившуюся и устоявшуюся структуру (получение и погашение кредитов международным организациям, правительствам, коммерческим банкам, частным фирмам), в которой все элементы взаимосвязаны. Связующим звеном выступают стабилизационные программы МВФ и предоставляемые им резервные кредиты. Структурные кредиты МБРР идут в одной связке с кредитами МВФ, решая проблемы на отраслевом уровне. Для ЕБРР выполнение страной стабилизационной программы МВФ принимается во внимание при разработке кредитной политики. Органы официального кредитования западных стран также увязывают свою деятельность с выполнением страной-заемщиком своих обязательств перед фондом. В равной мере процесс переоформления внешней задолженности в рамках Парижского и Лондонского клубов также зависит от соглашений страны и МВФ. Важно подчеркнуть, что какие бы льготы в области погашения внешней задолженности ни открывались перед Россией, все они в конечном счете ведут к увеличению внешнего долга. В нынешних условиях основной задачей является отработка эффективного механизма использования полученных фондов.
Не менее значительными представляются потребности России в привлечении иностранных частных инвестиций для достижения макроэкономической стабильности, проведения структурных преобразований на уровне предприятий и организаций. Глава 2 Международный кредит §1. Классификация международного кредита Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов. Возник международный кредит в XIV—XV вв. в международной торговле, особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее — в Америку и Индию. Функционирует такой кредит на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого характера за счет внешних и внутренних источников. Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:
по источникам — внутреннее и внешнее кредитование внешней торговли; по кредитору — фирменные, банковские, государственные, кредиты международных валютно-кредитных организаций; по назначению — коммерческие, или торговые (непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами), финансовые (на прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютную интервенцию), промежуточные (для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг, например, в виде выполнения подрядных работ — «инжиниринг»); по форме — товарные (предоставляемые экспортерами импортерам), валютные (предоставляемые в денежной форме); по валюте займа — в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, в международной счетной денежной единице (СДР, ЭКЮ и др.); по срокам — сверхсрочные (суточные, недельные, до трех месяцев), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти); при пролонгации (продлении) краткосрочных и среднесрочных кредитов они становятся долгосрочными, причем с государственной гарантией; по обеспеченности — обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др.), бланковые — под обязательство должника (соло-вексель с одной подписью); с точки зрения предоставления — наличные (зачисляемые на счет и в распоряжение должника), акцептные (при акцепте тратты импортером или банком), депозитные сертификаты, облигационные займы, консорциальные кредиты. §2. Кредитование внешней торговли Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта. Кредитование экспорта проводится в двух формах. 1. Фирменного кредита — покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера. 2. Банковского кредита в виде: • кредитования под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров); • предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов — коносамент, железнодорожная накладная и др.); • выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере; • ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участвующих в их капитале. Кредитование импорта также имеет формы фирменного и банковского кредита. Фирменные кредиты подразделяются на два вида. 1. Кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импортера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок). Этот вид кредита применяется при регулярных поставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или конце месяца). В данном случае банки выполняют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.
2. Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок. Во многих, в первую очередь англо-саксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против предоставленных им документов об отгрузке товаров. Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле, представленная в формах: частного страхования, при котором специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае неплатежеспособности иностранных импортеров оплачиваются их долговые обязательства отечественным экспортерам; государственных гарантий, когда риск берет на себя государство. Так, в Великобритании гарантирование экспортных кредитов осуществляет правительственный Департамент гарантий экспортных кредитов. Он гарантирует экспортерам возмещение убытков от 85 до 100%. В США эти функции осуществляет Экспортно-импортный банк, во Франции — Французская страховая компания для внешней торговли, в ФРГ — акционерное общество «Гермес» и Межминистерский комитет по экспортным кредитам. Страхование экспортных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, которые он продавал в кредит иностранным покупателям. В случае неплатежеспособности последнего экспортер получает гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта, к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера. Банковские кредиты по импорту подразделяются на следующие виды. 1. Акцептный кредит — кредит, выдаваемый в форме акцепта, или согласия, банка-импортера на оплату тратты экспортера. При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство перед экспортером.
Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам. Например, до Первой мировой войны, когда мировым финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После Второй мировой войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков. 2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок. С конца 50-х — первой половины 60-х гг. распространились новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора; второму отводится сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х гг. соотношение между фирменными и банковскими кредитами в общем объеме средне- и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов (кредиты покупателю) приходится свыше ¾ экспортных кредитов данной продолжительности. Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков. Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем «связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок. Кроме того, в 70-е гг. появились новые формы кредитно-финансового стимулирования экспорта. Возобновляемая, или ролловерная, кредитная линия (разновидность кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях евровалютного рынка). Факторинг — факторинговая компания является специализированным финансовым учреждением, оказывающим экспортеру, продавшему товар на условиях кредита, разнообразные услуги. Она берет на себя обязательства экспортера по взысканию задолженности, учету экспортных операций, контролю и т.д. При этом фирма обязуется либо вручить деньги клиенту по мере взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении сделки. Взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, факторинговая компания выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Стоимость факторинга дороже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отношении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%. Следует учитывать, что в нее входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.
Операции по форфейтингу. Они развились на базе так называемого безоборотного финансирования, появившегося в конце 50-х гг. в Западной Европе. В США этот метод менее развит и известен как «рефинансирование векселей». Суть операции заключается в передаче экспортером Прав по требованиям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может держать их у себя или продать на международном рынке. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их стоимости наличными за вычетом фиксированной учетной ставки, премии (forfait), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера. Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель, т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником, согласно вексельному законодательству многих стран, сохраняется за ним в любом случае. Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования экспортером покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до пяти, а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в длительном помещении своих средств. Источником средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на этом рынке. Основными валютами сделок являются: марка ФРГ — 50%, американский доллар — 40% и швейцарский франк — 10%. Лизинговые операции становятся все более важной формой международной торговли машинами н оборудованием. Лизинг — одна из разновидностей арендных операций, при которых не происходит передачи юридического права собственности потребителю товара. Путем периодических отчислений средств арендодателю в течение срока договора он оплачивает право временного пользования товарами. Лизинг подразумевает предварительную покупку оборудования специальным кредитно-финансовым обществом — лизинговой компанией, которая затем вступает непосредственно в прямые отношения с потребителем сдаваемого внаем товара. Как правило, объектом таких операций является различное оборудование, средства транспорта, ЭВМ и т.д. Расходы по страхованию лизинговых операций ложатся на арендатора. Аренда выступает своеобразной формой получения кредита и во многих случаях существенно облегчает продвижение продукции экспортеров на внешние рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают. условия проведения арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать денежные средства. Оплата аренды производится по частям в течение всего периода использования оборудования. Однако целью лизинга является не получение права собственности на товар, а приобретение права использовать его потребительские качества. Увеличение объема арендных операций в международной торговле требует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не случайно крупные коммерческие банки многих стран активно участвуют в финансировании лизинговых компаний, которые затем переходят часто в их собственность. В последние годы отчетливо проявилась тенденция к интернационализации национальных систем финансирования экспорта как в сфере фирменного кредитования (например, развитие операций на рынке форфейтинга), так и в области банковского кредитования. Характерным стало предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-заемщик, получая в кредит на 15—20 лет машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий. Отличительными чертами компенсационных соглашений являются крупномасштабный долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и импортной сделок. Широкое распространение получили так называемые мультинациональные контракты на огромные суммы, в выполнении которых в качестве самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Такие контракты совместно страхуются и финансируются банками и национальными страховыми институтами экспортного кредитования участвующих в них стран. В связи с этим можно отметить создание временных международных банковских консорциумов для финансирования определенных контрактов, выполняемых фирмами нескольких стран. Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который выступает перед заемщиками в качестве единого института. С категорией экспортных кредитов данную форму финансирования сближает то, что она носит целевой, а не чисто финансовый характер, ив гарантировании этой операции принимают участие правительственные институты заинтересованных стран. §3. Международный долгосрочный кредит Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и банки, приобретающие облигации займов; государства, представляющие займы другим странам; международные валютно-кредитные организации. В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется на частный, государственный и частно-государственный. Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все развитые страны ввели полную обратимость валют. Они и раньше практиковали международные финансовые кредиты, но в большинстве случаев эпизодически. Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-заемщики получили кредиты в США с условием покупки там же товаров. Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в других странах, что привело к оседанию долларов на счетах западноевропейских банков и других стран. Так возник рынок евродолларов, а на его основе — институт частных финансовых кредитов и займов. Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов являются межбанковские депозиты и вклады под евродолларовые депозитные сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный характер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация. Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем прослеживается тенденция к их росту. Так, по данным Института мировой экономики и международных отношений, если в 1985 г. объем облигационных займов составил 167,8 млрд долл., то в 1989 г. он возрос до 254 млрд долл., или на 51,4%.* * Рассчитано по: Экономическое положение капиталистических и развивающихся стран: обзор за 1989 г. и начало 1990 г.— С.32.
Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд долл. Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим во время Второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду). После Второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону. В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции. Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд долл. Количество государственных займов как составной части программ помощи постепенно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70—80-е гг. межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции. После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций. §4. Международные валютно-кредитные организации Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития. Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк, который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран. БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария. Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам — членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов. Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттон-Вудской валютной системы новой Ямайской валютной системой. Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. — 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США — 1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся. Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти. Кредиты МВФ делятся на несколько видов. 1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты. 2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер. Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках. МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%). В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами — членами МВФ. Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г. Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков. Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон. Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса. В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти ¾ всех займов приходится на МБРР. Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд долл.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.076 с.) |