Платежный баланс Россия но текущим операциям (млрд долл. , без расчета по межреспубликанским, экономическим связям) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платежный баланс Россия но текущим операциям (млрд долл. , без расчета по межреспубликанским, экономическим связям)



    С учетом финансового содействия Запада * Без учета финансового содействия Запада
       
Баланс по торговым операциям -1,5 -1,0 -1.0 -12,0
Баланс по неторговым операциям -3.2 -2,0 -23,0 -42,0
Продажа золота, включая операции своп 2,0 2,0 2,0 2,0
Баланс по текущим операциям -2,7 -1,0 -31,0 -52,0

* Согласованный «пакет помощи» России в 1992 г. — 24 млрд долл., в том числе кредиты МВФ — 4 млрд долл. в виде резервного кредита и 6 млрд долл. в качестве стабилизационного фонда в рублях; отсрочка платежей в счет внешнего долга — 2,5 млрд долл.; кредиты МБРР и ЕБРР и др. — около 1 млрд долл.; официальные кредиты и гарантии — около 10 млрд долл.

Фактическое финансовое содействие России в 1992 г. — 34,8 млрд долл., в том числе просроченные, отсроченные и перенесенные платежи в счет внешней задолженности — около 23,7 млрд долл.; официальные кредиты и гарантии — около 10 млрд долл.; кредит МВФ — 1 млрц долл.; кредиты МБРР, ЕБРР и др. — около 100 млн долл. // См.: Деньги и кредит, 1993. — №8. — С.23—24.

 

Приведенные данные показывают различие между согласо­ванным «пакетом помощи» и реально полученным содействи­ем. В начале 90-х гг. определилась структура «пакета помощи» России, включающая три основных компонента: официальные кредиты; кредиты международных экономических организаций; льготы в отношении платежей в счет внешней задолженности. Двусторонние официальные кредиты используются для финан­сирования критического импорта; долгосрочные кредиты МБРР и МВФ идут на программы структурной перестройки; кредиты МВФ — на поддержку платежного баланса, а отсрочка платежей отвечает интересам стабилизации экономики. Наибо­лее ощутимо финансовое содействие России проявилось в пре­доставлении уступок и льгот в отношении платежей в счет внешней задолженности. Кредиты МБРР, ЕБРР* и других ор­ганизаций фактически были использованы на 10% в силу неот­работанности процедуры и механизмов в использовании кре­дитных возможностей.

* ЕБРР — Европейский банк реконструкции и развития.

 

Опыт предоставления и использования «пакета помощи» России показывает, что пока страна недостаточно четко вписы­вается в сложившийся международный валютно-финаисовый и кредитный механизмы. Современная система платежных и кре­дитных отношений между странами-заемщиками и странами-кредиторами имеет сложившуюся и устоявшуюся структуру (получение и погашение кредитов международным организаци­ям, правительствам, коммерческим банкам, частным фирмам), в которой все элементы взаимосвязаны. Связующим звеном выступают стабилизационные программы МВФ и предостав­ляемые им резервные кредиты. Структурные кредиты МБРР идут в одной связке с кредитами МВФ, решая проблемы на отраслевом уровне. Для ЕБРР выполнение страной стабилиза­ционной программы МВФ принимается во внимание при раз­работке кредитной политики. Органы официального кредито­вания западных стран также увязывают свою деятельность с выполнением страной-заемщиком своих обязательств перед фондом. В равной мере процесс переоформления внешней за­долженности в рамках Парижского и Лондонского клубов так­же зависит от соглашений страны и МВФ. Важно подчеркнуть, что какие бы льготы в области погаше­ния внешней задолженности ни открывались перед Россией, все они в конечном счете ведут к увеличению внешнего долга. В нынешних условиях основной задачей является отработка эффективного механизма использования полученных фондов.

Не менее значительными представляются потребности Рос­сии в привлечении иностранных частных инвестиций для дос­тижения макроэкономической стабильности, проведения струк­турных преобразований на уровне предприятий и организаций.

Глава 2 Международный кредит

§1. Классификация международного кредита

Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и ва­лютных ресурсов.

Возник международный кредит в XIV—XV вв. в междуна­родной торговле, особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее — в Америку и Индию.

Функционирует такой кредит на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого характера за счет внешних и внутренних источников.

Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:

по источникам — внутреннее и внешнее кредитование внешней торговли;

по кредитору — фирменные, банковские, государственные, кредиты международных валютно-кредитных организаций;

по назначению — коммерческие, или торговые (непосред­ственно связанные с внешней торговлей и услугами), фи­нансовые (на прямые капиталовложения, строительство объ­ектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней за­долженности, валютную интервенцию), промежуточные (для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг, например, в виде выполнения подрядных работ — «инжиниринг»);

по форме — товарные (предоставляемые экспортерами им­портерам), валютные (предоставляемые в денежной форме);

по валюте займа — в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, в международной счетной денежной единице (СДР, ЭКЮ и др.);

по срокам — сверхсрочные (суточные, недельные, до трех месяцев), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти); при пролон­гации (продлении) краткосрочных и среднесрочных кредитов они становятся долгосрочными, причем с государственной гарантией;

по обеспеченности — обеспеченные (товарными документа­ми, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др.), бланковые — под обязательство должника (соло-вексель с од­ной подписью);

с точки зрения предоставления — наличные (зачисляемые на счет и в распоряжение должника), акцептные (при акцепте тратты импортером или банком), депозитные сертификаты, облигационные займы, консорциальные кредиты.

§2. Кредитование внешней торговли

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта.

Кредитование экспорта проводится в двух формах.

1. Фирменного кредита — покупательских авансов, выдавае­мых импортерами той или иной страны иностранным произво­дителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от ино­странных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказ­чиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера.

2. Банковского кредита в виде:

• кредитования под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных то­варов);

• предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов — коносамент, желез­нодорожная накладная и др.);

• выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

• ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают круп­ные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длитель­ные деловые связи или участвующих в их капитале.

Кредитование импорта также имеет формы фирменного и банковского кредита.

Фирменные кредиты подразделяются на два вида.

1. Кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импор­тера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установлен­ный срок). Этот вид кредита применяется при регулярных по­ставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или конце месяца). В данном случае банки выпол­няют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.

2. Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок. Во многих, в первую очередь англо-саксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против предостав­ленных им документов об отгрузке товаров.

Для уменьшения риска от возможной неплатежеспо­собности иностранных покупателей создана система страхо­вания кредитов по внешней торговле, представленная в формах:

частного страхования, при котором специальные страхо­вые компании принимают на себя риск по экспортным кре­дитам и в случае неплатежеспособности иностранных им­портеров оплачиваются их долговые обязательства отечест­венным экспортерам;

государственных гарантий, когда риск берет на себя госу­дарство.

Так, в Великобритании гарантирование экспортных кре­дитов осуществляет правительственный Департамент гаран­тий экспортных кредитов. Он гарантирует экспортерам воз­мещение убытков от 85 до 100%. В США эти функции осу­ществляет Экспортно-импортный банк, во Франции — Французская страховая компания для внешней торговли, в ФРГ — акционерное общество «Гермес» и Межминистер­ский комитет по экспортным кредитам. Страхование экс­портных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, которые он продавал в кредит иностранным по­купателям. В случае неплатежеспособности последнего экс­портер получает гарантированную сумму платежа от учреж­дения-гаранта, к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на сле­дующие виды.

1. Акцептный кредит — кредит, выдаваемый в форме акцеп­та, или согласия, банка-импортера на оплату тратты экспорте­ра. При этом перед наступлением срока платежа импортер вно­сит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязатель­ство перед экспортером.

Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам. Например, до Первой мировой войны, когда мировым финансовым цен­тром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслужи­вали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После Второй мировой войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков.

2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.

С конца 50-х — первой половины 60-х гг. распространи­лись новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию ино­странных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кре­дитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора; второму отводит­ся сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х гг. соотношение между фирмен­ными и банковскими кредитами в общем объеме средне- и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции равнялось 2:1, то в последние годы на долю бан­ковских кредитов (кредиты покупателю) приходится свыше ¾ экспортных кредитов данной продолжительности.

Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экс­портным кредитам, прибегая в случае необходимости к ре­финансированию своих заграничных активов в государст­венных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуще­ствлялось путем «связывания» кредита с разовой внешне­торговой сделкой. В последнее время широкое распростра­нение получило открытие банками так называемых кредит­ных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.

Кроме того, в 70-е гг. появились новые формы кредитно-финансового стимулирования экспорта.

Возобновляемая, или ролловерная, кредитная линия (разновид­ность кредитной линии, которая обычно применяется в кре­дитных операциях евровалютного рынка).

Факторинг — факторинговая компания является специа­лизированным финансовым учреждением, оказывающим экспортеру, продавшему товар на условиях кредита, разно­образные услуги. Она берет на себя обязательства экспорте­ра по взысканию задолженности, учету экспортных опера­ций, контролю и т.д. При этом фирма обязуется либо вру­чить деньги клиенту по мере взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении сделки. Взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, факторинговая компания выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Стоимость факторинга до­роже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отно­шении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%. Следует учитывать, что в нее входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет воз­можности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.

Операции по форфейтингу. Они развились на базе так на­зываемого безоборотного финансирования, появившегося в конце 50-х гг. в Западной Европе. В США этот метод менее развит и известен как «рефинансирование векселей». Суть операции заключается в передаче экспортером Прав по требо­ваниям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может держать их у себя или продать на междуна­родном рынке. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их стоимости на­личными за вычетом фиксированной учетной ставки, пре­мии (forfait), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера.

Техника и финансовые инструменты, используемые в опе­рациях по форфейтингу, аналогичны тем, которые применяют­ся при традиционном учете торговых векселей банками. Отли­чие заключается в том, что векселедатель, т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его неоплату долж­ником, согласно вексельному законодательству многих стран, сохраняется за ним в любом случае.

Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования экспортером покупателя на условиях век­сельного кредита, доведя их до пяти, а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в дли­тельном помещении своих средств. Источником средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на этом рынке. Основными валютами сделок являются: марка ФРГ — 50%, американский доллар — 40% и швейцарский франк — 10%.

Лизинговые операции становятся все более важной формой международной торговли машинами н оборудованием. Лизинг — одна из разновидностей арендных операций, при которых не происходит передачи юридического права собст­венности потребителю товара. Путем периодических отчис­лений средств арендодателю в течение срока договора он оплачивает право временного пользования товарами. Лизинг подразумевает предварительную покупку оборудования спе­циальным кредитно-финансовым обществом — лизинговой компанией, которая затем вступает непосредственно в пря­мые отношения с потребителем сдаваемого внаем товара. Как правило, объектом таких операций является различное оборудование, средства транспорта, ЭВМ и т.д. Расходы по страхованию лизинговых операций ложатся на арендатора.

Аренда выступает своеобразной формой получения кре­дита и во многих случаях существенно облегчает продвиже­ние продукции экспортеров на внешние рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают. условия проведения арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать денежные средства. Оплата аренды произ­водится по частям в течение всего периода использования оборудования. Однако целью лизинга является не получение права собственности на товар, а приобретение права исполь­зовать его потребительские качества.

Увеличение объема арендных операций в международной торговле требует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не случайно крупные коммерческие банки многих стран активно участвуют в финансировании лизин­говых компаний, которые затем переходят часто в их собст­венность.

В последние годы отчетливо проявилась тенденция к ин­тернационализации национальных систем финансирования экспорта как в сфере фирменного кредитования (например, развитие операций на рынке форфейтинга), так и в области банковского кредитования. Характерным стало предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-заемщик, полу­чая в кредит на 15—20 лет машины, оборудование для созда­ния и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий. Отли­чительными чертами компенсационных соглашений являют­ся крупномасштабный долгосрочный характер, а также вза­имная обусловленность экспортной и импортной сделок.

Широкое распространение получили так называемые мультинациональные контракты на огромные суммы, в вы­полнении которых в качестве самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Такие контрак­ты совместно страхуются и финансируются банками и на­циональными страховыми институтами экспортного креди­тования участвующих в них стран. В связи с этим можно отметить создание временных международных банковских консорциумов для финансирования определенных контрак­тов, выполняемых фирмами нескольких стран.

Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который выступает перед заемщиками в качестве единого ин­ститута. С категорией экспортных кредитов данную форму фи­нансирования сближает то, что она носит целевой, а не чисто финансовый характер, ив гарантировании этой операции при­нимают участие правительственные институты заинтересован­ных стран.

§3. Международный долгосрочный кредит

Вывоз капитала осуществляется в форме предпринима­тельского и ссудного капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие част­ные предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и банки, приобре­тающие облигации займов; государства, представляющие займы другим странам; международные валютно-кредитные организации.

В соответствии с этим международный долгосрочный кре­дит подразделяется на частный, государственный и частно-государственный.

Международный частный кредит становится одной из не­отъемлемых основ международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все развитые страны ввели пол­ную обратимость валют. Они и раньше практиковали между­народные финансовые кредиты, но в большинстве случаев эпизодически.

Быстрому развитию международных финансовых креди­тов в послевоенный период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-заемщики получили кре­диты в США с условием покупки там же товаров. Постепен­но все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в других странах, что привело к оседанию долларов на счетах западноевропейских банков и других стран. Так возник рынок евродолларов, а на его основе — институт частных финансовых кредитов и займов.

Главными источниками международных частных финан­совых кредитов и займов являются межбанковские депозиты и вклады под евродолларовые депозитные сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный ха­рактер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.

Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме вы­пуска облигаций и подразделяются на иностранные облигаци­онные и международные облигационные займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем прослеживается тен­денция к их росту. Так, по данным Института мировой эконо­мики и международных отношений, если в 1985 г. объем обли­гационных займов составил 167,8 млрд долл., то в 1989 г. он возрос до 254 млрд долл., или на 51,4%.*

* Рассчитано по: Экономическое положение капиталистических и разви­вающихся стран: обзор за 1989 г. и начало 1990 г.— С.32.

 

Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд долл.

Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальней­шем оплачивать свои долги. В связи с этим во время Второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).

После Второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительствен­ных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны За­падной Европы. Самым крупным из них был правительствен­ный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.

В мае 1946 г. США предоставили правительственный за­ем Франции в размере 650 млн долл. сроком на 35 лет с ус­ловием использования половины этой суммы на оплату аме­риканских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.

Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в после­военное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд долл.

Количество государственных займов как составной части программ помощи постепенно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70—80-е гг. межправитель­ственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключе­нием межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции.

После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.

§4. Международные валютно-кредитные организации

Международные и региональные валютно-кредитные и фи­нансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования меж­дународных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а так­же региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосудар­ственный банк, который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Герма­нии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репараци­онным платежам Германии и военным долгам, а также содей­ствовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных бан­ков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом евро­пейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участ­вующих в ней стран.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает аген­том центральных банков. Будучи западноевропейским между­народным банком, БМР осуществляет межгосударственное ре­гулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализи­рованного учреждения ООН. МВФ был создан на международ­ной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие разви­тию международной торговли и валютного сотрудничества пу­тем установления норм регулирования валютных курсов и кон­троля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государст­вам — членам фонда средств в иностранной валюте для вырав­нивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесе­на первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала за­мену Бреттон-Вудской валютной системы новой Ямайской валютной системой.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — чле­нов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической эконо­мике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. — 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США — 1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство рас­полагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директо­рат, состоящий из шести членов, назначаемых странами с наи­большими квотами, и 16 членов, избираемых по географиче­скому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят мини­стры финансов 22 стран.

В устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской ва­лютной системой. Они были ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохра­нили право вето при решении важнейших вопросов. Не­сколько повысился удельный вес голосов и квот развиваю­щихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посред­ством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссу­ды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ог­раничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, зара­ботной платы и ведут к снижению темпов экономического рос­та, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность стра­нам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регу­лировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была постав­лена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регули­рованию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на базе фиксированных валютных кур­сов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, ва­лютные ограничения были отменены лишь 60 странами — членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных ва­лютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фик­сированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с ап­реля 1978 г.

Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему инфор­мацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обра­щения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные использу­ются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обя­зательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассо­циации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содей­ствие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гаранти­рования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно постра­дала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Ев­ропы стабилизировалось, деятельность МБРР во все боль­шей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия националь­но-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из мини­стров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадле­жит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капи­тала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кре­дитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании мис­сии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кре­дитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здра­воохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулиро­вания внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финан­совые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в со­став членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти ¾ всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развиваю­щимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд долл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.076 с.)