ТОП 10:

География, проблемы и перспективы развития автомобилестроения в мире



Автомобилестроение (АС) как отрасль зародилась в конце XIX века в Германии. История современного АС началась 125 лет назад в Германии - 29 января 1886 года. Инженер Бенц зарегистрировал в Мангейме патент на Трицикл - самодвижущийся трехколесный экипаж (со скоростью 18 км/ч). Инженер Г. Даймлер придумал самодвижущийся экипаж на четырех колесах. Мотор разработал инженер В. Майбах. В 1892 году появился второй из наиболее популярных двигателей – дизельный, с более высоким КПД, чем двигатель Отто. Его создал немецкий инженер – Р. Дизель. К началу ХХ века в мире было 75 автостроительных фирм. Выпуск всего 4192 авто:1688 паровых ,1575 электрических, 929 бензиновых.

США Массовое производство авто связано с именем Генри Форда. В 1913 году придумал и внедрил на своем заводе конвейерную сборку (модель стал Ford T). Слово "фордизм" стало нарицательным. Но Форд платил высокую зарплату. Социальные блага на заводах Форда. Модель Ford Т выпускалась практически в неизменном виде вплоть до 1927 года 15 млн экземпляров. Этот рекорд оставался непревзойд. на протяжении 45 лет – до 1970 г.

ГерманияВ 1926 году компании Даймлер и Бенц заключили альян. Авто, выпускаемые совместным предприятием - Мерседес-Бенц. Почти 90 производителей в Германии. Австрийский инженер Ф. Порше:был первым, кто поставил на автомобиль электродвигатель, создал полноприводные модели. В 1930 году Порше основал свою компанию - цель создать массовый «народный авто» - Volkswagen. В 1934 году Порше заключил с правительством Германии договор о реализации проекта. В 1937 году "народный авто" получил свою окончательную форму (Käfer - "Жук") и в 1938 году начался его выпуск. После окончания войны возобн. производство и к 1949 году было выпущено уже 50 тысяч машин. Эта машина "Жук" стала самой популярной в мире. В 1955 году с конвейера 1 миллион. К 1972 году - 15 млн. 30 июля 2003 года в Мексике с конвейера сошел последний "Жук" с порядковым номером 21 529 464 - в музее Фольксваген в Вольфсбурге.

География отрасли в течение 20-го века неоднократно менялась. В послевоенное время наряду со США и Германией производство авто начало интенсивно развиваться в Японии, Бразилии, Аргентине, Испании, Индии, КНР и др. К 1970-м годам США уступили 1-ое место З.Европе и Японии. В течение длительного времени после Второй мировой войны наблюдалось сильное различие между Севером и Югом в размещении мирового машиностроении – поляризация. Удельный вес Юга в продукции этой отрасли составлял всего 5-8 %. Затем соотношение между Севером и Югом стало довольно быстро изменяться и в 2000 году составляло 75:25., а с 2005 года и до настоящего времени — 70:30. Наиболее высокими темпами автомобилестроение развивалось до середины - 60-х годов 20-го века. Затем наступил спад, 70-е гг. - топливно-энергетический кризис Необходимость структурной перестройки отрасли на новое поколение более экономичных автомобилей. Автомобильная война: США- Япония. С 1975 г. темпы производства авто в мире снова возросли. В 1980-х началось интенсивное развитие АС в Р. Корея. В 90-х гг. на долю США осталось лишь 30 % мирового АС. В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается АС континент. Китая. Привлечение иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2009 году производство авто в КНР выросло на 49,2 % по сравнению с 2008 годом 13,8 млн авто, включая 10,4 млн легковых авто – 1 место в мире. 33 года Япония занимала 1 место, где производство снизилось на 31,5 % до 7,9 млн. авто. В настоящее время производство авто в мире распределяется по странам так: каждый 5авто произв. в Китае (22 % мирового производ. в 2009 году), на Японию приход.13 % производства. США и ФРГ имеют примерно одинаковый удельный вес в мировом производстве – на уровне 8-9%. В последнее время в первую десятку стран мира по производству автомобилей входит Бразилия, благодаря привлечению капиталов западных автомобильных ТНК, таких как «Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер-Крайслер», «Фольксваген», «ФИАТ», «Рено» и др. Автомобильные предприятия (АП) многих развивающихся стран пока маломощны.

Например, Нигерия производит всего лишь 4 000 автомобилей в год, Эквадор – 1 500, Судан – 500 штук. Россия по выпуску авто находится лишь на 19-м месте в мире. В России работает 8 авто заводов (крупнейший - «АВтоВАЗ» в Тольятти и производит всего 740 тысяч авто в год). В ХХ1 веке основным направлением географических сдвигов автомоб. промышленности стало ее рассредоточение по все большему числу стран. В 2005 году автомоб. заводы имелись в 52 странах мира, в том числе в 22 развивающихся. В целом на зарубежную Азию приходится 76 % всех выпущенных в развивающихся странах авто, на Латинскую Америку 20 % ,на Африку менее 1 %.

В США автомобильные заводы размещены в 250 городах и 26 штатах страны. Главный район – штат Мичиган, в кот. находится авто столица США – Детройт. «Золотым веком» этого штата называют период до начала мирового экон. кризиса 1929 – 1933 гг., когда он производил 4/5 всех авто США (в настоящее время - 1/3). Многочисленные автосборочные заводы японских компаний, построенные в США за последние 2-3 десятилетия, также находятся в этом районе. Таким образом, к 2010-м годам в мировом автомобилестроении намечается смена лидеровранее первенствовал американский автопром, представленный Большой тройкой (Дженерал Моторс, Даймлер-Крайслер, Форд), начиная с 1980-х был потеснен японским автопромом (представленным компаниями Тойота, Нисан, и т. д.), в 2000-х также и европейским автопромом, включая концерны Фольксваген, Даймлер, БМВ, Рено, Пежо-Ситроен и др, США в результате мирового финансового кризиса значительно снизил объёмы производства и продаж. Весь объем производства авто в мире в последние годы колеблется. В 2007 год объем производства составил 73,1 млн (плюс 5,4 % к 2006 году). В 2009 году сократился на 11 млн - до 62 млн ед.. Общемировое производство авто в теперь составляет 61,7 млн. ед., в том числе почти 50 млн - легковые авто. В целом в мире более 30 стран обладают более или менее развитым АС. Многие развитые и развивающ. страны имеют на своей тер-рии только автосборочные и авторемонтные предприятия, производство деталей и запасных частей. В настоящее время в МХ выделяют 5 зон развитого АС: 1) Северо-Амер. − США, Канада; 2)Зап.-Европ. − Германия, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания; 3)Тихоокеанская − Япония, Китай, Р. Корея, Австралия; 4)Южно-Амер.− Аргентина, Бразилия; 5)Вост.-Европ. − Россия, Чехия, Беларусь, Польша.

В 1990 г. в мире было произведено 11,2 млн грузовых автомобилей и автобусов. Основные производит. − Япония (4,3 млн шт.) и США (4,1 млн шт.). В настоящее время составляет в Японии 3,1 млн единиц, в США -3,9 млн. Возросло производство грузовиков и автобусов в Германии, Франции, России, Р. Корее и др. Внутри стран и регионов размещение автомоб. заводов историч. сложилось следующим образом. Во Франции заводы расположены в долине Нижней Сены, в портах Британи, вблизи Большого Парижа; В Великобритании это Большой Лондон, в Германии - районы Штутгарта, Мюнхена, Брауншвейга. Один из заводов фирмы "Фольксваген", ориентированный на экспорт продукции, размещен в г.Эмдене в эстуарии р. Эмс у выхода в Северное море.В Японии производство автомобилей, в целом ориентированное на экспорт, расположено в Тихоокеанском промышленном поясе в районе городов Нагоя, Иокогама, Кавасаки и Токио. В США, где производство ориентировано в значительной степени на внутренний рынок, заводы расположены в районе городов Детройт − исторически сложившемся центре автомобилестроения, и Лос-Анджелесе.

Автомобильная отрасль является одной из наиболее глобализированной в мире. Концерн Volkswagen ( Audi и Porsche) занимает сейчас 2 место в мире по объему производства после Toyota. В 2009 году с конвейеров сошло более 67 млн автомобилей, Всего, по оценкам экспертов, по дорогам мира сейчас колесит без малого миллиард автомобилей.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.004 с.)