Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действия терапевта на первой сессииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Терапевт начинает готовить пациента к завершению терапии и возможному рецидиву уже на первой сессии. Здесь важно выяснить, каковы у пациента ожидания относительно прогресса терапии: каких он ожидает улучшений, в течение какого периода времени, настроен ли он на непрерывное улучшение состояния или осознает, что неизбежны временные ухудшения. Типичный характер изменений в ходе терапии пациенту можно представить в графическом виде.
320 Глава 15
На графике ясно видно, что периоды улучшений чередуются с ухудшениями, а стадии, когда нет заметных изменений, - с резкими колебаниями эмоционального состояния (рис. 15.1). Подготовив пациента к возможным ухудшениям состояния, вы снизите вероятность того, что он воспримет их как катастрофу. Кроме того, по окончании терапии пациент будет в достаточной мере "вооружен", чтобы выйти из сложных ситуаций победителем. Терапевт: Многие пациенты ожидают, что их состояние будет улучшаться непрерывно, от сессии к сессии. Вы согласны с этим мнением? Пациент: Не знаю. Т: Тогда я хочу немного рассказать вам о том, какими могут быть изменения, чтобы вы не беспокоились, если заметите, что "стоите на месте" или, тем более, что ваше состояние ухудшилось. П: (Кивает.) Т: Хотя все люди разные, очень редко состояние улучшается стабильно, от сессии к сессии. У большинства пациентов наблюдаются как подъемы настроения, так и спады. Например, состояние понемногу улучшается, а потом внезапно наступает период без изменений или даже ухудшение. Это совершенно нормально. Понимаете ли вы, зачем я рассказываю вам об этом? П: Чтобы я не расстраивалась, если мне снова станет хуже. Т: Правильно. В этом случае вы сможете вспомнить этот наш разговор и то, как мы предсказывали, что спады неизбежны. Я нарисую вам график (рис. 15.1). Вот как это обычно происходит... Со временем периоды ухудшений становятся все более короткими и менее яркими. П: (Кивает.)
Завершение работы и профилактика рецидивов 321
Т: Эти спады и подъемы случаются и после окончания курса терапии. Конечно, к тому времени вы будете "вооружены" навыками и умениями, которые помогут вам одолеть трудности. А возможно, вы захотите снова прийти сюда, на пару сессий. Мы обсудим это перед завершением курса терапии. П: Хорошо. Т: Никому из нас заранее не известно, как будет меняться ваше состояние ходе терапии, но ухудшения бывают у всех пациентов. Салли, вы будете учиться быть своим собственным терапевтом, чтобы после окончания терапии самостоятельно выходить из сложных ситуаций.
ДЕЙСТВИЯ ТЕРАПЕВТА В ПРОЦЕССЕ ТЕРАПИИ Поощрение пациента за успех Терапевт использует каждую возможность, чтобы похвалить пациента. В достигнутом успехе терапевт подчеркивает заслугу самого пациента. Он снова и снова повторяет, что в основе изменений мышления, настроения и поведения пациента лежат его собственные усилия. Т: Похоже, на прошлой неделе ваша депрессия пошла на спад. Как вы думаете, почему это случилось? П: Не знаю. Т: Вы действовали на прошлой неделе иначе, чем обычно? Выполняли задания, которые мы запланировали в прошлый раз? Удалось ли вам выявить негативные мысли и ответить на них? П: Да. Я делала по утрам зарядку, два раза ходила гулять с друзьями... Пару раз я замечала, что начинаю критиковать себя, и тогда заполняла бланк РДМ. Т: Согласны ли вы, что на этой неделе вам было лучше потому, что вы изменили свое поведение? П: Да, наверное. Т: Объясните, пожалуйста, это своими словами. П: Когда я делаю что-нибудь, чтобы помочь себе, я действительно начинаю чувствовать себя лучше. Если в начале терапии пациент видит в улучшении своего самочувствии заслугу исключительно терапевта, то открытие, что он сам ответственен за позитивные изменения, может повысить его самооценку и укрепить уверенность в себе. Безусловно, последнее чрезвычайно важно для предупрежден рецидива расстройства после завершения терапии.
322 Глава 15
Т: Как вы думаете, почему на прошлой неделе ваше состояние улучшилось? П: На прошлой сессии вы очень помогли мне. Т: Да, я действительно научил вас кое-чему, но кто был тем человеком, который изменил свое мышление и поведение на прошлой неделе? П: Я. Т: Насколько теперь вы согласны с тем, что это ваша заслуга, что вам стало лучше? С другой стороны, пациент может решить, что все улучшения произошли исключительно вследствие благоприятных обстоятельств (например: "Мне стало лучше потому, что мне позвонил мой парень") или приема медикаментов. Терапевт признает действие этих факторов, но также интересуется у пациента, изменил ли он свое поведение и мышление, и если да, подчеркивает роль, которую сыграл в улучшении своего состояния сам пациент. Если пациент категорически отказывается признавать свой вклад в успех, терапевт выявляет лежащее в основе убеждение пациента ("Если я хвалю вас за проделанную работу, что это для вас означает?").
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.172 (0.009 с.) |