ОТВЛЕЧЕНИЕ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТВЛЕЧЕНИЕ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ



Как описано в главе 8, в большинстве случаев целесообразна непосредствен­ная работа с дисфункциональными автоматическими мыслями пациента, с тем, чтобы изменить их. Однако иногда эта стратегия неосуществима, и тогда следует применить технику отвлечения, переключения внимания или чтения копинг-карточек.

Переключение внимания особенно полезно в ситуациях, когда пациенту не­обходимо сосредоточиться на выполнении определенных задач, например, на работе, в беседе или при управлении автомобилем. Терапевт обучает пациента переключать внимание на непосредственное занятие — осознанно концентри­роваться на составляемом отчете, на словах собеседников, на дорожной ситуа­ции. Терапевт предлагает пациенту опробовать эту стратегию непосредственно

 

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 251

 

на сессии, чтобы выяснить, как тому удавалось переключать внимание в прошлом или как, по его мнению, это получится в будущем.

Т: Итак, если на занятиях у вас возникают тревожные мысли, вы можете постараться правильно на них ответить. Но иногда полезно просто переклю­чить внимание. Бываю ли, что вы пытались сосредоточиться на том, что про­исходит в аудитории?

П: Гм... Да, наверное. Т: Каким образом?

П: Мне лучше всего удавалось сосредоточиться, когда я начинала много за­писывать - вести подробный конспект.

Т: Неплохо. На будущей неделе, если на занятиях вы начнете тревожиться и грустить, попробуйте ответить своим негативным мыслям или переключи­те свое внимание, подробно конспектируя лекцию. А может, у вас получится применить обе эти стратегии?

П: Хорошо.

Т: Как вы вспомните, что должны так поступить?

В другом случае, когда пациенту не удается избавиться от навязчивых от­рицательных эмоций и он не занят ничем определенным, полезно применить технику отвлечения. Как и в предыдущем примере, терапевт с помощью осто­рожных вопросов выясняет, как пациенту удавалось отвлекаться в прошлом, и, если необходимо, предлагает другие способы.

Т: Значит, вы заполнили бланк для работы с дисфункциональными мысля­ми (РДМ), но вам по-прежнему грустно?

П: Да.

Т: Возможно, чуть позже мы поговорим, почему ваше состояние не улуч­шилось после работы с мыслями, но сейчас я хочу рассказать вам еще об одном способе справиться с тревогой. Хорошо?

П: (Кивает.)

Т: Скажите, Салли, вы когда-нибудь пробовали отвлечься, когда у вас был» плохое настроение? Как вы это делали?

П: Гм... Я включала телевизор.

Т: Это помогало?

П: Когда я забывалась, мне становилось лучше. Но иногда это было б полезно.

Т: Что еще вы пробовали?

 

252 Глава 12

 

П: Иногда листала газету или разгадывала кроссворд, но это тоже не всегда помогало.

Т: Есть еще идеи?

П: ...Нет, наверное.

Т: Позвольте, я расскажу о других способах. Постарайтесь применить не­которые из них на будущей неделе. Итак, вы можете прогуляться на свежем воздухе или выйти на пробежку, позвонить по телефону своей подруге, убрать в комнате или на рабочем столе, навести порядок па книжных полках, подвести баланс по чековой книжке, сходить за покупками, навестить соседей. Как вам эти идеи? Приглянулась какая-нибудь?

П: Да, я постараюсь выйти на пробежку. Раньше я очень любила бег.

 

При дисфории желательно не просто избавить пациента от неприятных мыслей, научив его переключать внимание или отвлекаться. Чтобы добиться устойчивого улучшения состояния, пациентам необходимо применить ряд
техник (особенно если когнитивная реструктуризация невозможна или неэф­фективна). Однако имейте в виду, что некоторые пациенты склонны слишком полагаться на эти альтернативные техники, позволяющие им улучшить свое
состояние, в ущерб оцениванию и изменению дисфункциональных автомати­ческих мыслей. Иногда требуется краткое обсуждение, подобное приведенно­му ниже.

Т: Итак, если я правильно понял, вы всегда стараетесь прогнать плохие мысли.

П: Да.

Т: Исчезают ли полностью эти мысли, например о том, что вам не удастся что-то выполнить?

П: Нет, обычно они возвращаются.

Т: Значит, вы не избавляетесь от них полностью, а лишь загоняете вглубь, где они дожидаются очередной возможности проявить себя и ухудшить ваше состояние. Вы согласны?

П: Наверное, вы правы.

Т: На будущей неделе хотя бы несколько раз попробуйте не прогонять не­угодные вам мысли, а действительно с ними поработать, оценить их так, как мы это делали сегодня на сессии.

П: Ладно.

Т: Даже если у вас не получится сразу же заполнить бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ), постарайтесь сделать это при первом удобном случае.

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 253

РЕЛАКСАЦИЯ

Многим пациентам полезно освоить техники релаксации, подробно описанные во многих источниках (Benson, 1975; Jocobson, 1974). Подобно всем остальным методикам, описанным в этой книге, техники релаксации необходимо предста­вить пациенту на сессии и обучить его их выполнению. Это дает возможность выявить и разрешить сопутствующие проблемы и повысить эффективность самостоятельного применения техник пациентом.

Терапевт также должен учитывать, что на некоторых пациентов техники релаксации могут произвести парадоксальный обратный эффект - усилить возбуждение, психическую напряженность и тревогу (Clark, 1989). Как всегда, терапевт предлагает пациенту применить технику релаксации в качестве экс­перимента: либо тревога снизится, либо возникнут новые тревожные мысли, с которыми следует поработать.

 

КОПИНГ-КАРТОЧКИ

 

Для составления копинг-карточек [7]используются листки бумаги для записей размером примерно 8 x 12 см. Готовые копии г-карточки пациент хранит в пре­делах досягаемости - в ящике письменного стола, в бумажнике, кошельке - или прикрепляет на зеркале в ванной, на холодильнике или приборной панели своего автомобиля. Терапевт предлагает пациенту перечитывать копинг-карточки трижды в день и каждый раз в случае необходимости. Копинг-карточки могут быть нескольких типов, три из которых представлены ниже. Это запись ключевой автоматической мысли или убеждения с одной стороны карточки и адаптивного ответа - с другой стороны; описание поведенческих стратегий (вариантов действия) в определенной проблемной ситуации и составление ак­тивизирующих пациента самоинструкций.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.01 с.)