Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поиск ответа на спонтанные образыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Убедившись, что пациента посещают неприятные образные представления, терапевт обучает его нескольким способам ответа на них, предваряя разъяснения логическим обоснованием. Т: Салли, у вас есть несколько возможностей разобраться с подобными мысленными картинами. И сейчас я расскажу вам о них. Трудно предсказать заранее, в каком случае какая техника окажется наиболее полезной, поэтому мы потренируемся, чтобы в будущем вы знали, из чего можете выбирать. Существует несколько способов ответа на спонтанно возникающие представления. Первые шесть из них позволяют пациенту взглянуть на ситуацию другими глазами и тем самым снизить остроту неприятных эмоциональных переживаний; последняя техника, предполагающая переключение внимания, дает пациенту временную передышку, служит своеобразной "скорой помощью". Терапевт обязательно подчеркивает, что для овладения всеми этими техниками и их эффективного применения требуется практика: многократные упражнения во время сессий и между ними.
Завершение образа Эта техника зачастую бывает самой эффективной, и поэтому ее можно представить пациенту первой. С ее помощью терапевту удастся лучше концептуализировать проблему пациента, осуществить когнитивную перестройку травмирующего образа и добиться улучшения состояния пациента. Техника заключается в том, что терапевт побуждает пациента развивать спонтанно возникший образ до тех пор, пока не произойдет одно из двух: • пациент мысленно минует кризисную точку, и его состояние улучшится; • в конце концов пациент дойдет в своем воображении до катастрофы, например до смерти.
В последнем случае терапевт получает возможность выявить наиболее пугающие пациента последствия и выяснить значение для него катастрофы. Новые данные позволят ему эффективно продолжить терапевтическое вмешательство. Ниже представлен пример, в котором события разворачиваются по первому сценарию: пациентка представляет прохождение через определенные сложности и в итоге испытывает эмоциональное облегчение.
276 Глава 13 Т: Хорошо, Салли, представьте это еще раз, так живо, как будто это происходит наяву, и дайте мне знать, когда у вас получится. П: Я сижу в классе. Начинается контрольная работа. Преподаватель раздаст задания. Я читаю свое задание... В голове у меня пусто. Перечитываю вопросы, но ничего не понимаю. И думаю: "Вот я и попалась. Это ловушка. Конец". Т: И вы чувствуете... П: Мне очень, очень страшно. Т: Что-то еще происходит? П: Нет. Т: Это очень типично: вы остановили свой образ на самом худшем моменте, когда вы чувствуете, что в голове у вас пусто и вы "в ловушке". Попробуйте представить, что происходит потом. П: Гм... Я не знаю... Т: Бы пребываете в этом состоянии целый час или дольше? П: Манерное, нет. Т: Тогда представьте, что происходит потом. Вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов. Вы действительно в ловушке? П: Нет... Т: Расскажите, что происходит потом? П: Я снова читаю свой билет, но не могу сосредоточиться. Т: Потом? П: Я пытаюсь что-то вспомнить... Первый вопрос мне совершенно непонятен. Т: Так, что дальше? П: Читаю следующий вопрос. Я не уверена, что именно нужно отвечать. Т: Потом что? П: Я прочитываю все вопросы, пока не нахожу тот, по которому я хоть что-то знаю. Т: Что потом? П: Наверное, я пишу ответ... Т: Вы видите себя пишущей ответ? П: Да. Т: Очень хорошо. И что дальше?
Образные представления 277
П: Я опять читаю вопросы, пока не нахожу такой, на который могу ответить. Т: Что потом? П: Потом я возвращаюсь к первым вопросам и пытаюсь хоть что-нибудь написать. Т: Хорошо. Что потом? П: Наконец я сдаю лист с ответами. Как могла, так и написала. Т: Что вы делаете потом? П: Собираю свои вещи. Т: И?.. П: Наверное, иду на следующий урок. Т: И затем? П: Сажусь, достаю учебник. Т: И как вы себя сейчас чувствуете, в этом образе? П: По-прежнему немного неуверенно. Я не знаю, как я написала контрольную. Т: Это лучше, чем вы чувствовали себя в начале, с пустой головой и в ловушке? П: Да, конечно. Намного лучше. Т: Хорошо. Давайте посмотрим, что нам удалось сделать. Во-первых, вы выявили неприятный образ, который остановили в самой худшей точке. Затем вы стали представлять, что может произойти потом. Вы разворачивали мысленную картину до тех пор, пока вам не стало лучше. Эту технику мы называем завершением образа. Как вы думаете, пригодится ли она вам в будущем. В этом примере пациентке легко удалось привести воображаемую ситуацию к разумному исходу. Но в некоторых случаях терапевт предлагает изменить описываемую картину. Т: Расскажите, что происходит потом?...Если вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов, вы действительно в ловушке? П: Я не знаю. Я чувствую, что я в ловушке. Т: Что происходит дальше? П: Не знаю. Я сижу и чувствую, что я в ловушке. Т: Можете ли вы увидеть, как вы пошевелились, делаете глубокий вдох, смотрите в окно?
278 Глава 13
П: Угу. Т: Можете ли вы увидеть, как вы трете шею, чтобы снять излишнее напряжение? П: Да. Т: Хорошо, а готовы ли вы сейчас, в вашем образе, еще раз прочитать задания, чтобы найти что-нибудь понятное вам? П: Да. Т: Вы можете представить, как делаете это? Что происходит? П: Я нахожу легкий вопрос. Т: И что потом?
Здесь терапевт, чтобы помочь пациенту выйти из тупика, вводит в образ новые элементы. Он продолжает в этом ключе до тех пор, пока пациент не подхватит его инициативу, чтобы продолжить развитие образа. Как упоминалось выше, иногда пациент представляет картину, которая ухудшается, порой - катастрофически. В этом случае терапевт концептуализирует значение этой катастрофы для пациента и проводит соответствующее вмешательство. Т: Итак, Мари, вы видите себя в машине, которая скатывается к ограждению моста. Постарайтесь представить эту сцену как можно отчетливее. Что происходит потом? П: Край моста приближается. Машина надает. (Плачет.) Т: (Мягко.) И что потом? П: (Со слезами.) Машина полностью уходит под воду. Т: (Мягко.) А вы? П: (С плачем.) Я мертва. Т: Что происходит потом? П: Не знаю. Дальше я ничего не могу увидеть. (Снова плачет.) Т: Мари, я думаю, вам необходимо заглянуть немного дальше. Что самого плохого в том, что вы умираете в этой аварии? П: Мои дети. У них больше не будет матери. Оки никому не будут нужны. Т: (После паузы.) Мари, как вы представляете это? В этом примере попытка завершения образа приводит к катастрофе. Терапевт продолжает мягко, но настойчиво задавать вопросы и таким образом определяет значение для пациентки этой катастрофы. Далее в этой главе представлен пример, в котором применяется техника дистанцирования — это один Образные представления 279
из способов решения проблем подобного рода. В приведенном примере пациентка обнаружила, что у нее присутствует другой образ - скорбящих детей на ее похоронах. И снова пациентка останавливает образ в самой худшей, самой неприятной точке. (В последнем примере этой главы вы увидите, как терапевт поможет Мари представить ее детей (которые чувствуют себя гораздо лучше) спустя много лет, в будущем.) Итак, попытка завершения образа может пойти по двум сценариям. Либо проблема в конце концов разрешается и пациент испытывает облегчение, либо она обостряется и приобретает масштаб катастрофы. В последнем случае терапевт выявляет значение катастрофы для пациента и вскрывает новую, более глубокую проблему. Затем терапевт помогает пациенту создать копинг-образ, как показано далее в этой главе.
Прыжок в будущее В некоторых случаях подводить образ к завершению неэффективно, поскольку пациент продолжает представлять все больше негативных деталей, препятствий и болезненных событий, и этому не видно конца. В таком случае терапевт предлагает пациенту представить себя в каком-либо моменте ближайшего будущего. Т: (Подводя итог.) Итак, Салли, когда вы представляете, как приступаете к курсовой работе, вы видите, насколько сложна эта работа, сколько от вас потребуется усилий и сколько у вас возникнет сложностей. Но если посмотреть реалистично, как вы думаете, вы все-таки осилите эту работу? П: Наверное, да. Хотя мне, наверное, придется работать над ней и днем, и ночью. Т: Попробуйте мысленно шагнуть в будущее и представить, что вы только что закончили писать эту курсовую. Можете ли вы вообразить эту картину. Как это будет выглядеть? П: Думаю, да... Наверное, я делаю последнее исправление. И иду сдавать ее преподавателю. Т: Подождите минутку. Можете ли вы еще раз представить этот эпизод, как в замедленной съемке, чтобы увидеть как можно больше подробностей, например, как вы скрепляете страницы курсовой работы или делаете копию? П: Хорошо. Я пользуюсь компьютером в Студенческом центре. Поэтому я распечатываю две копии. Скрепляю страницы каждой копии. Кладу их светло-коричневую папку. Я складываю все в сумку, одеваюсь и иду в колледж, чтобы сдать работу преподавателю. Т: Можете ли вы представить эту дорогу и встречу с преподавателем?
280 Глава 13
П: Да. Т: Что вы чувствуете в этой сцене? П: Облегчение... Как будто с моей души упал камень. Мне намного легче. Т: Давайте посмотрим, что мы сделали. Вы представляли, как принимаетесь за контрольную работу, и чем больше вы представляли, тем больше трудностей видели и тем хуже себя чувствовали. Но когда вы представили себя в будущем и увидели, как вы завершаете курсовую, ваше состояние улучшилось. Предлагаю вам кратко описать в блокноте эту технику - прыжок в будущее, - чтобы вы могли применять ее самостоятельно, дома.
Мысленное решение проблемы
Применяя эту технику, терапевт помогает пациенту представить, будто ему удалось разрешить трудную ситуацию, которая спонтанно возникла в его воображении. Т: (Подводя итог.) Значит, вы представляете, как идете в библиотеку со своими учениками [учащимися начальной школы], и вы страшно растеряны. Один малыш начинает шалить, и вы понимаете, что не справитесь с ним, так? П: Да. Т: Итак, еще раз: у вас возникает картина, которую вы останавливаете на самом худшем моменте? П: Наверное, да. Т: Попытайтесь еще раз вызвать этот образ, но на этот раз попробуйте решать проблемы по мере их возникновения. П: Ну... вначале этот ребенок начинает колотить в дверь библиотеки. Я шепчу ему: "Шш! Там сейчас другой класс!" Т: И что это происходит? П: Он начинает бегать по коридору... Т: А вы что делаете? П: Наверное, беру его за руку, пытаюсь отвлечь. Диалог продолжается подобным образом до тех пор, пока пациенту не удастся справиться со сложной ситуацией. В случае необходимости терапевт помогает ему, задавая наводящие вопросы (см. раздел "Завершение образа" выше в этой главе). В некоторых случаях пациенту полезно представить самого себя, применяющего для решения проблемы навыки, освоенные в процессе терапии, например чтение копинг-карточек, контролируемое дыхание, проговаривание формул самовнушения. Образные представления 281
Изменение образа
Эта техника заключается в обучении пациента выявлению образа и продумы-ванию его заново, но с измененным финалом. Обычно это ослабляет дистресс пациента и улучшает его состояние. Ниже представлены два примера использования этой техники. В первом вы увидите реалистичное изменение, а во втором - более "волшебное". Т: Салли, в прошлый раз мы говорили о том, что вы можете сделать, если "видите" неприятные мысленные картины. Помните?...Вам удалось применить какую-нибудь из этих техник?...А сейчас я расскажу вам еще об одной - об определенном изменении образа. За последнюю неделю у вас возникали какие-нибудь представления? П: (После паузы.) Да. Сегодня утром. Я думала о весенних каникулах. Я не могу поехать домой. Я должна буду оставаться здесь. Т: Что представлялось вам? П: Я видела себя, сидящую за столом в своей комнате, в одиночестве, подавленную и несчастную. Т: Что-нибудь еще? П: Нет... кроме тишины... В общежитии нет никого, кроме меня. Т: И из-за этого вы чувствуете себя... П: Мне грустно. Очень грустно. Т: Салли, вы можете освободиться от власти этого образа, изменить его, если захотите. Вы - словно режиссер фильма: вам решать, что менять. Вы даже можете изменить эту "картину" волшебным способом... Вообразить то, что на самом деле никогда не произойдет. Или же создать вполне реалистичный сценарий. Я думаю, если вы попробуете это сделать, ваше самочувствие улучшится. П: Я не совсем поняла, что нужно делать... Т: Итак, вы сидите за столом. Что бы вам хотелось, чтобы произошло дальше? П: Чтобы мне позвонила моя лучшая подруга... Или оказалось, что в обежитии кроме меня еще много других людей, и чтобы кто-нибудь постучался в мою комнату и пригласил меня пойти вместе обедать. Т: Есть другой вариант? П: Может быть, я вспоминаю, что сегодня происходит какое-то событие в колледже, например соревнование по бейсболу, и иду играть или смотреть его
282 Глава 13
Т: Все это - гораздо лучшие сценарии, чем первоначальный... Как вы думаете, как бы вы себя чувствовали, если бы представили, что события разворачиваются по какому-либо из них? П: Лучше. Но как мне узнать, произойдет ли так на самом деле? Т: Ну, прежде всего, никто из нас не знает, будете ли вы на самом деле сидеть в одиночестве в своей комнате и плакать. Что нам известно наверняка - эта картина заставляет вас грустить. Во-вторых, может быть, нам стоит поговорить сейчас о том, как довести этот образ до лучшего завершения. Вообразим, что вам позвонила подруга, или кто-то постучался в дверь, или вы собираетесь на какое-то веселое мероприятие. В этом случае изменение образа приводит к развитию продуктивной дискуссии, включая решение проблем. Некоторые образы требуют более "волшебных" изменений, что также приводит к улучшению состояния пациента и способствует началу продуктивной деятельности. Вот пример подобного изменения образа. Т: (Подводит итог, используя собственные слова пациента.) Значит, вы представляете преподавателя, который, нахмурившись, смотрит на вас сверху вниз, топает ногой и обращается к вам очень сердито и высокомерно. И вы испытываете сильную тревогу. П: Да. Т: Хотите изменить этот образ? Представить все по-другому? П: Как? Т: Не знаю... Образ вашего преподавателя напоминает мне трехлетнего ребенка в приступе гнева... Можете ли вы представить, что он уменьшается в размерах, но по-прежнему хмурится и топает ногой? П: (Улыбается.) Да. Т: Опишите мне эту новую картину как можно подробнее. (Пациент выполняет задание.) Как вы себя чувствуете сейчас? Вам тревожно? П: Нет, намного меньше. Т: Было ли этого достаточно, чтобы вы отважились договориться с ним о консультации? П: Думаю, да. Т: Хорошо. Давайте подведем итог. Когда вы собирались позвонить преподавателю и договориться о консультации, у вас возникал спонтанный образ, который был настолько неприятным для вас, что удерживал от столь необходимого шага. Мы изменили образ, вследствие чего тревога ослабла, и этого Образные представления 283
оказалось достаточно для того, чтобы сейчас вы были готовы обратиться к преподавателю за помощью. Мы называем эту технику "Изменение образа".
Проверка образа реальностью Используя стандартный сократический диалог, терапевт обучает пациента поступать с неприятной мысленной картиной так, как с автоматической мыслью. Т: Итак, вы представляете, что я хмурюсь и всем своим видом выражаю разочарование, когда вы сообщаете мне, что часть домашнего задания не выполнена? П: (Кивает.) Т: Каковы доказательства того, что я могу хмуриться и быть разочарованным? Есть ли доказательства противоположного? (Терапевт предлагает пациенту оценить спонтанно возникший образ, опираясь на вопросы, приведенные в нижней части бланка для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ).) В другом случае терапевт помогает пациенту сравнить спонтанно возникший образ с тем, что происходит в действительности. П: Вчера вечером я была в библиотеке, и мне внезапно представилось, что вокруг совершенно пусто, что мне стало очень плохо и я пытаюсь найти выход, но никто не приходит ко мне на помощь. Т: А это правда, что библиотека была совершенно пуста? П: Нет. Несмотря на позднее время, незадолго до закрытия, там по-прежнему были несколько посетителей. Т: Хорошо. Такие мысленные картины, когда у вас возникает образ событий, якобы происходящих в данный момент, вы можете проверить реальностью. Спросите себя: "Пуста ли библиотека? Я действительно плохо себя чувствую?" Если бы вы знали об этом и сделали так вчера вечером, как вы думаете, что произошло бы с вашим настроением? П: Я бы так не нервничала. В большинстве случаев при работе с мысленными образами желательно применять методики, основанные на воображении, а не вербальные техники, поскольку мысленные картины лучше поддаются такого рода вмешательству. Однако пациенту, у которого возникает много ярких, болезненных образов, может понадобиться целый ряд техник, в том числе вербальная техника "Проверка образа реальностью".
284 Глава 13
Многократное "проигрывание" образа
Эта техника полезна в тех случаях, когда пациент рисует в своем воображении явно преувеличенный (гиперболизированный), хотя и не катастрофический исход воображаемой ситуации. Терапевт предлагает пациенту снова и снова "проигрывать" этот первичный образ и обращать при этом внимание, изменяется ли сам образ и степень интенсивности связанных с ним отрицательных эмоций. При выполнении данной техники некоторые пациенты автоматически осуществляют проверку реальностью и видят каждую последующую картину вес реалистичнее, и с каждым разом их самочувствие улучшается. Т: Значит, Салли, вы представляете, как просите у преподавателя отсрочку в написании работы, а он начинает злиться, кричит на вас, наклоняется к вам и размахивает руками, восклицая: "Да как вы посмели! Вы же знали, когда истекает срок! Возмутительно, что вы просите меня об этом! Убирайтесь! Убирайтесь немедленно!" П: Да. Т: Салли, представьте, пожалуйста, снова всю эту сцену. Начните точно так же, и мы посмотрим, что произойдет. П: (Закрывает глаза.) Т: Вам удалось это? Что произошло? П: Он сердился. Снова кричал на меня и прогонял. Т: В этот раз он махал руками, наклонялся к вам? П: Нет. Он просто стоял, вцепившись руками в стол. Т: Хорошо. Пожалуйста, представьте эту сцену еще раз. Терапевт побуждает Салли мысленно "проиграть" неприятный воображаемый эпизод трижды или четырежды. Постепенно ее образ претерпевает существенные изменения: профессор откидывается на спинку кресла, бросает на Салли раздраженный взгляд и неприветливо, но без угрозы в голосе отвечает: "Нет". Острота тревоги Салли значительно снижается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.014 с.) |