Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различия между автоматическими мыслямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ Когда терапевт выясняет, каковы автоматические мысли пациента, следует узнать конкретные слова или образы, которые их составляют. Многие пациенты поначалу предлагают терапевту интерпретации, которые могут отражать, а могут и не отражать фактические мысли. Рассмотрим следующий пример.
Т: Когда вы увидели ту женщину в кафетерии, о чем вы подумали? П: Думаю, я просто постаралась отвлечься от своих чувств. Т: Но все-таки, о чем вы подумали? П: Не пойму, что вы имеете в виду?
Здесь пациентка сообщает о своей интерпретации собственных чувств и мыслей. В этом случае терапевт проясняет ситуацию, обращая внимание на ее эмоции и даже намеренно усиливая их. Т: Что вы почувствовали, когда увидели ту женщину? П: Думаю, я просто попыталась отвлечься. Т: Гм... А от чего вы хотели отвлечься? П: Не знаю... Т: Вы обрадовались, когда увидели ее? Испытывали радостное возбуждение? (Называет эмоции, противоположные тем, которые могла испытывать Салли, чтобы подтолкнуть ее к ответу.) П: Нет, ничего подобного. Т: Вспомните, пожалуйста, как вы зашли в кафетерий и увидели ту женщину. Можете ли вы представить себе эту картину? П: Попробую. Т: Что вы чувствуете? П: Мне грустно. Т: О чем вы думаете, глядя на нее?
Выявление автоматических мыслей 115
П: Мне очень грустно, и я ощущаю какую-то пустоту в животе. (Вместо автоматических мыслей сообщает об эмоции и о физиологической реакции.) Т: О чем вы сейчас думаете? П: Она такая красивая. Мне не сравниться с ней. Т: (Записывает эти мысли.) Хорошо. Что-нибудь еще? П: Нет. Я просто прошла к столику и заговорила с приятелем.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ БОЛЕЕ И МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫМИ АВТОМАТИЧЕСКИМИ МЫСЛЯМИ До того как пациент научится распознавать конкретные автоматические мысли, которые причиняют ему беспокойство, он может сообщать о многих мыслях. Некоторые из них просто описывают ситуацию и не имеют отношения к обсуждаемой проблеме. Упоминание о значимых автоматических мыслях всегда вызывает заметное беспокойство пациента. Как и в предыдущем разделе, терапевт пытается определить, на какой мысли или мыслях следует остановиться в первую очередь. Т: Значит, когда вы положили трубку, вам стало очень грустно? О чем вы подумали? П: У моей подруги все так хорошо складывается... У нее есть работа, много друзей. Ей позволяют пользоваться машиной родителей. Иногда я хочу, чтобы у меня все было, как у нее. Она счастлива. А я ничтожество. Т: Вы так и подумали: "Я ничтожество", когда положили трубку? П: (Кивает.) Т: У вас были другие мысли в тот момент? П: Нет. Только мысль, что я - ничтожество. И мне никогда не стать такой, как она. УТОЧНЕНИЕ ЗАПОМНИВШИХСЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ Чтобы эффективно оценивать автоматические мысли, пациенту необходимо научиться определять не только их содержание, но и конкретные слова, которые приходят ему на ум. Вот несколько примеров высказываний пациента и соответствующих им фактических мыслей.
116 Глава 6
Терапевт мягко подводит пациента к тому, чтобы тот вспомнил фактические слова, которые приходят ему на ум. Т: О чем вы подумали перед тем, как покраснели у всех на виду? П: Мне кажется, я боялась показаться ему странной. Т: Вспомните, пожалуйста, точные слова, которые пришли вам на ум в тот момент. П: (Озадаченно.) Не пойму, что вы имеете в виду. Т: Вы думали: "Мне кажется, я боюсь показаться ему странной" или "Он подумал, что я странная"? П: Конечно, второе. Если еще точнее, то я подумала так: "Наверное, он думает, что я очень странная".
ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ "ТЕЛЕГРАФИЧЕСКИХ" ИЛИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ Пациенты часто сообщают о мыслях, которые обрывочны и неполны. Поскольку эти "телеграфические" мысли трудно оценить, терапевт побуждает пациента раскрыть их в более полной форме. Т: О чем вы подумали, когда преподаватель рассказал о требованиях к курсовой работе? П: Ох, нет. Я подумала просто: "Ох, нет". Т: Проговорите, пожалуйста, полностью. "Ох, нет" означает... П: Я не успею сдать курсовую вовремя. Это непосильная для меня работа. Если пациенту трудно "расшифровать" обрывочную мысль, терапевт может предложить в качестве варианта противоположную ожидаемой мысль: "Означало ли "Ох, нет" - "Все в порядке"?"
Выявление автоматических мыслей 117
Когда автоматические мысли принимают форму вопроса, оценить их также непросто. В этом случае терапевт, прежде чем приступить к анализу, побуждает пациента выразить мысли в утвердительной форме. Т: Значит, вы тревожились? А о чем вы думали? П: Я думала: "Сдам ли я экзамен?" Т: Хорошо. Но прежде чем оценивать эту мысль, давайте попробуем выразить ее в утвердительной форме. Этим мы облегчим себе работу. Вы предполагали, что сдадите или не сдадите экзамен? П: Что не сдам... Т: Так может быть, вашей мыслью была: "Я могу не сдать экзамен"? Вот еще один пример. Т: Значит, у вас возникла мысль: "Что со мной будет [если я буду нервничать все больше и больше]?" Чего именно вы боитесь? П: Я не знаю... Наверное, потерять над собой контроль. Т: Можно ли выразить эту мысль так: "Я могу потерять над собой контроль"? В последнем примере терапевт подводит пациента к выявлению страхов. В следующем примере у пациента сначала не получалось выявить обусловленную автоматической мыслью эмоцию - страх. Терапевт задал несколько наводящих вопросов. Т: Итак, вы подумали: "И что дальше?" Как вам казалось в тот момент, что могло произойти дальше? П: Не знаю. Т: Опасались ли вы определенных событий, которые, как вы предполагали, могут произойти? П: Не уверена... Т: Что самое плохое могло произойти в той ситуации? П: Гм... что меня исключат из колледжа. Т: Вы этого боялись? Приведем другие примеры перевода вопросительных автоматических мыслей в утвердительную форму.
118 Глава 6
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.180 (0.007 с.) |