Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод обучения. Приёмы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике, их анализ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мо- упорядоченная деят-ть педагога и уч-ся, направленная на достижение цели обучения. Приём обучения -это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. М. о. - категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Классификация: 1)Традиционная. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берётся источник знаний(практика, наглядность, слово). В данной классиф 5 методов: практический (опыты, упражнения, учебно-производительный труд), наглядный (иллюстрации, демонстрации), словесный (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, инструктаж, разъяснение, объяснение), работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, конспектирование, составление плана), видеометод (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль). 2)Классификация методов по назначению (Данилов, Есипов). Общий признак-последовательные этапы, через кот проходит процесс обучения на уроке. Методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приминения знаний, творческой деят-ти, закрепления, проверка знаний умений и навыков. 3)Класс-ия методов по типу познавательной деят-ти. ТПД-это уровень самостоятельности познавательной деят-ти, кот достигают уч-ся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Методы: объяснительно-иллюстративный (учитель орган-ет восприятие знаний, уч-ся осущ-ют восприятие и осмысление знаний, запоминают в памяти), репродуктивный (знания учащимся предлагают в «готовом» виде, уч-ся сознательно усваивают знания, многократное повторение знаний), проблемное изложение (учитель показ путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца, ученики наблюдатели), частично поисковый (уч-ся знания добывают самостоят, учит орган-ет поиск новых знаний с пом разнообразн средств), исследовательский (учитель вместе с у-ся формул-ет проблему, уч-ся сами добывают знания, деят-ть учит сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач). 4)По дидактическим целям выделяют две группы методов: 1)методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие (беседа, устное изложение учителя, работа с книгой), эвристические (эврест беседа, диспут, лаборат раб), исследовательский метод. 2)методы, способств закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упр), практические работы. 5)Бинарные и полинарные классификации. Махмутов- Кл-ия на сочетании методов преподавания и методов учения(метод препод-метод учения: информационно-сообщающий-исполнительный, объяснительный-репродуктивный, инструктивно-практический-продуктивно-практический, объяснительно-побужждающий-частично-поисковый, побуждающий-поисковый). 6)три группы методов. Бабанский. 1 )методы организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти (словесные, нагляд, практич, методы самост работы и под руководством учит; познавательные игры, учебные дискуссии) 2)М стимулирования и мотивации учебно-познавательной деят-ти (убеждения в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения и порицания) 3)методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деят-ти.(методы устного контроля и самоконтроля (индивид. Опрос, фронтальный опрос, устный зачёт, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль), методыписьмен контроля и самоконтроля (контр письм работа, письм зачет и экзамен, программ письменных работ, письмнный самоконтроль), методы лабораторно-практического контроля (контрольные лаборат работы, машинный контроль, лабораторно-практический самоконтроль).
Проблемное обучение. По – это такое обучение, при кот уч-ся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.(Лернер). обучение, при к-ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П. о. направлено на формирование познават. самостоятельности учащихся, развитие их логич., рационального, критич. и творческого мышления и познават. способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику науч. исследования, П. о. способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается гл. отличие П. о. от традиционного объяснительно-иллюстративного. П. о. предполагает не только усвоение результатов науч. познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации П. о. лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой уч.-познават. деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знании к практике. Возникла система методов обучения, в к-рой создание проблемной ситуации учителем и решение проблем учащимися стало гл. условием развития их мышления. В этой системе различаются общие методы (монологич., показательный, диалогич., эвристич., исследо-ват., программированный, алгоритмический) и бинарные - правила взаимодействия учителя и учащихся. П. о. предполагает отличную от традиционной структуру урока, состоящую из трёх компонентов (являющихся одновременно и его этапами): актуализация опорных знаний и способов действия; усвоение новых понятий и способов действия; применение их (формирование умений и навыков). Такая структура урока обеспечивает реализацию познавательной, развивающей и воспитывающей функций обучения. Пробл ситуация -это психическая реальность, кот выявлена в экспериментальных исследованиях мышления как одно из закономерностей его процесса, пределяющих начальный момент мышления. Способы создания пробл сит: 1)столкнов уч-ся с жизненными явлениями, предметами, требующими теоретич объяснения. 20при организации практич работы уч-ся 30при побуждении уч-ся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этом явлении 4)при формировании гипотез 5)при побуждении уч-ся к предварительному обобщению новых фактов 7)при организации исследовательских заданий
Программированное обучение. Название «программированное обучение» происходит от термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель этого вида обучения — улучшение управления учебным процессом. Возникнув в начале 60-х гг. XX в. на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей, оно направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг родвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие ученые. Особенности программированного обучения заключаются в следующем: — учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); — учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; — каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.); — при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; — при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные — каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; — результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь); — педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; — в учебном процессе широко применяются специфические средства обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины). Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними школьников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими. Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно- вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой судя по всему предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач: предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.011 с.) |