Типы организации предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы организации предприятий



 

Несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в самых различных отраслях экономики и имеющихся между ними отличиями, можно выделить три основных типа организации фирм (предприятий):

· индивидуальное предприятие;

· товарищество;

· акционерное общество.

Как правило, на форму организации предприятия определяющее влияние оказывает его размер. Так, малые и средние предприятия обычно образуются и работают в форме индивидуального предприятия или товарищества. Подавляющее число крупных предприятий организованы в виде акционерных обществ.

Рассмотрим более подробно каждый из названных типов организации предприятий.

 

14.1. Малый бизнес: индивидуальные предприятия и товарищества

 

Исторически малый бизнес являлся первой и – на протяжении долгих веков – единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX в.

Малые предприятия сегодня – это динамично развивающийся сектор любой рыночной, в том числе и российской, экономики.

Их высокая эффективность связана с двумя факторами:

· во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;

· у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.

Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, подчеркнем следующие его черты. Малые фирмы динамичны и гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции. Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений. Некоторые из них, так называемые венчурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки. Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей. Чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства. Поэтому они – значительный источник новых рабочих мест. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета. В современной России это наблюдается только в одном, но очень важном регионе – Москве.

Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни малых предприятий разоряются и прекращают свое существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остается примерно половина, через три года – 7-8%, а через пять лет – только 3%. Но на месте ликвидированных фирм образуются новые. Дело в том, что вход на рынок и выход с него для малого бизнеса относительно безболезнен. Ликвидация не означает чрезмерных финансовых потерь, и многие предприниматели делают по 3-4 неудачных попытки, прежде чем найдут действительно свое дело.

Индивидуальное предприятие

Самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие. Индивидуальное предприятие – это небольшая фирма, владелец которой является одновременно и ее главным служащим. Обычно он не преследует далеко идущих целей. Его устраивает свой бизнес, в котором он выполняет роль и работника, и бухгалтера, и координатора-управленца.

Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу, управляется им самостоятельно и является для него основным источником получения доходов. В то же время по всем возникающим обязательствам предприятия владельцу приходится нести личную ответственность.

К преимуществам данного организационного типа предприятий относятся:

· возможность быстрой организации предприятия, несложность процедуры его открытия и ликвидации; упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;

· сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия;

· независимость владельца предприятия, возможность самостоятельного принятия решения и оценки полученных результатов.

Однако наряду с преимуществами эта форма организации бизнеса имеет определенные недостатки. Наиболее значимый из них с точки зрения владельца связан с тем, что имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.).

С точки зрения контрагентов индивидуального предприятия обязанность его владельца расплачиваться всем своим имуществом (с поставщиками за приобретенные у них ценности, с кредиторами – по полученным кредитам, с государственным бюджетом – по налогам и т.д.) хотя бы частично снижает риск ведения сделок с малой, а значит финансово слабой фирмой.

Индивидуальное предприятие в России может быть организовано в двух формах:

1. индивидуальная трудовая деятельность (ИТД);

2. индивидуальное частное предприятие (ИЧП).

Разница заключается в том, что ИТД основана на собственном труде предпринимателя, а в ИЧП наряду с предпринимателем используется также труд наемных работников.

Товарищества

Индивидуальное предприятие является преобладающей, но не единственной формой организации малого предприятия. Дальнейший рост и развитие предприятия требует дополнительного привлечение капитала, который может быть получен с помощью участия других лиц (товарищей). Соответственно эта форма получила название товарищество. Товарищество может выступать также и формой организации среднего и даже крупного бизнеса. Однако в последнем случае в роли товарищей в них обычно выступают не отдельные люди, а целые фирмы.

Деятельность товарищества основана на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пая фиксируется в паевом свидетельстве и дает право его владельцу на получение прибыли и право голоса на собрании предприятия,

Форма организации предприятия в виде товарищества стала применяться в России с конца семнадцатого века и использовала традиции старинного складничества. Она просуществовала до 20-х годов XX в. (период нэпа), а затем возродилась лишь в годы реформ.

В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на:

1. полные товарищества;

2. товарищества с ограниченной ответственностью;

3. смешанные товарищества.

Организация полного товарищества предполагает высокую степень доверия его участников друг к другу и основывается на принципах полной и солидарной ответственности. Участникам приходится отвечать по всем обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным имуществом.

Эта форма находит применение на тех предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, внедренческие, адвокатские фирмы). Люди, работающие в таких фирмах, являются деловыми партнерами.

Учитывая, что полная ответственность связана с рядом неудобств, большая часть предприятий отдает предпочтение другой форме – товариществу с ограниченной ответственностью, весьма распространенному в том числе и в нашей стране. Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства предприятия его участник рискует только своим паем, вложенным в предприятие. Иначе говоря, за долги обанкротившегося предприятия не могут быть востребованы личное имущество его владельцев, ценные бумаги других предприятий, личные денежные счета. Поэтому товарищество с ограниченной ответственностью представляет собой очень распространенную организационную форму предприятия.

Появление последней формы – смешанного товарищества – восходит к итальянским фирмам в далеком XIV в. К возникновению этой формы привели развитие промышленности и торговли, дальние морские путешествия, связанные с большим риском потери вложенного капитала.

Смешанное товарищество включает:

· полных участников (товарищей), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам предприятия;

· вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).

Данная форма позволяет быстро увеличить капитал предприятия за счет внешних участников, обещая им хорошую прибыль, и что очень важно, одновременно страхует их от полного разорения при неудаче. Одновременно личное богатство полных товарищей служит для партнеров по сделкам гарантией уплаты по обязательствам.

 

14.2. Крупный бизнес: акционерные общества

 

Крупные компании принято сравнивать с «бриллиантами в короне» хозяйства развитых стран, так как их малочисленность компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (от 0,1% во Франции до 2% в США). Однако ими создается большая часть всей продукции страны – около 50%.

Высокая эффективность крупных компаний опирается:

· на экономию на масштабах производства;

· на сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек;

· на снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.

Основной организационной формой крупного предприятия является акционерное общество (АО). Деятельность АО основана на объединении капиталов участников предприятия. Свидетельством вложения капитала в фирму является акция, она же дает ее владельцу – акционеру право на получение дохода и участие в управлении АО.

Дело в том, что единоличным предпринимателям обычно не под силу создать крупное производство в промышленности. Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, как в товариществе, а широкой публики.

Так, например, образованный в 1863 г. инженером А.Е. Струве Коломенский паровозостроительный завод первые годы своего существования был мастерской, а затем небольшим заводом. Предприятие получило новое рождение в 1871 г., когда было акционировано. Аккумуляция необходимого капитала дала возможность быстро расширить завод, приобрести современные технологии, и уже в 80-е годы XIX в. стать основным поставщиком локомотивов для русских железных дорог.

Преимущества АО:

· Важнейшее преимущество АО связано, как уже было отмечено, с возможностью привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства при современных масштабах экономики.

· Акционерная компания является обществом с ограниченной ответственностью. Поэтому в случае банкротства предприятия акционер теряет только сумму, которую он вложил в данное предприятие. Это гарантирует акционерам снижение риска при сохранении возможности больших выигрышей (прибылей). Именно ограниченность риска заранее определенной суммой денежных средств превращает АО в наиболее эффективную форму вложения капиталов, обеспечивает сосредоточение денежных средств и их быстрый перелив из одной отрасли в другую.

· Выход из АО какого-либо участника не приводит к остановке производства, и предприятие продолжает работать. Акционерное общество – это наиболее устойчивая форма объединения капиталов.

· Акционерное общество использует профессиональный менеджмент – наемных управляющих, специально подготовленных для деятельности в определенной области и потому способных эффективно решать сложные вопросы (скажем, инженерные, маркетинговые, финансовые и прочие проблемы).

Не лишена акционерная форма и недостатков:

· Организация и ликвидация акционерной компании требует высоких (по сравнению с ликвидацией малых предприятий) затрат.

· Сложная организационная структура АО способствует его бюрократизации.

· Участие акционеров в управлении АО и контроль за ними существенно слабее власти хозяина в малой фирме. При некоторых условиях наемные менеджеры могут действовать в своих узкокорыстных интересах в ущерб акционерам и компании в целом.

· Прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль. Первый раз облагается налогом полученная предприятием прибыль, а второй раз налог взимается с полученных акционерами дивидендов.

Различают два вида акционерных обществ:

· закрытое акционерное общество (ЗАО);

· открытое акционерное общество (ОАО).

ЗАО представляет собой предприятие, капитал которого распределен среди замкнутого круга лиц: членов трудового коллектива; учредителей предприятия; смежников. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Для акционерных обществ закрытого типа характерна зависимость между обладанием акциями и выполнением акционерами каких-либо производственных функций. В силу всех этих ограничений, избрание формы ЗАО затрудняет свободный приток капиталов, но гарантирует фирму от захвата со стороны путем скупки акций.

Акции ОАО распространяются по открытой подписке. Купить акцию и стать акционером может любой человек. Акции открытого акционерного общества свободно продаются. С целью предоставления информации о деятельности предприятия, необходимой для акционеров, акционерное общество обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании, некоторые другие показатели.

Характерной чертой акционерного общества является разделение в рамках пучка прав собственности функций владения и управления.

Владельцами акционерного общества являются акционеры – собственники акций. А управляют этой собственностью по их поручению менеджеры – наемные управляющие, собственниками не являющиеся.

Этим обстоятельством и определяется специфика управления акционерной компанией. По российским законам система управления акционерным обществом включает три уровня (рис. 14.1).

Собрание акционеров – высший орган управления АО. На нем решаются важнейшие производственные, финансовые и социальные вопросы (избрание директора предприятия, утверждение годовых результатов деятельности, изменение устава предприятия и т. д.). Решения принимаются большинством голосов, а каждая акция дает акционеру право на один голос. Поэтому при голосовании мнение акционера «весит» соответственно его вкладу в капитал. Акционер, сосредоточивший в своих руках значительное количество акций, имеет большее влияние на предприятие.

 
 

 

 


Рис. 14.1. Управление акционерным обществом.

 

Контрольным пакетом называется такое количество акций, которое дает возможность осуществлять полный контроль за деятельностью акционерного общества. Чтобы иметь на собрании абсолютное большинство голосов, теоретически необходимо располагать 50% акций плюс 1 акция.

Кроме контрольного пакета, важную роль играет и запирающий пакет. Если первый обеспечивает проведение решений, диктуемых владельцем (или объединившейся группой владельцев) большинства акций, то второй гарантирует защиту интересов владельца значительного меньшинства капитала. Собственники крупных пакетов (обычно не менее 25% акций), даже если эти пакеты не являются контрольными, имеют право вето, т.е. запрета проведения невыгодных им решений. Поэтому такой пакет и называется запирающим (блокирующим).

На практике контрольный пакет обычно меньше 50%. Это связано с двумя причинами. Во-первых, реально не все акционеры пользуются своим правом голоса, так как не имеют времени, знаний или желания принимать участие в собрании акционеров. Во-вторых, наблюдается так называемое распыление капитала крупных акционерных компаний. Акции часто бывают распределены среди тысяч акционеров, большинство из которых владеет незначительной частью акций компании. Реальной возможности повлиять на принимаемые АО решения мелкий акционер не имеет и в голосовании обычно не участвует. Поэтому все важнейшие вопросы решаются крупными акционерами: достаточно иметь 10-15% акций, чтобы контролировать деятельность компании.

Сложность практического, повседневного управления крупной компанией, а также разделение капитала (а значит, и власти в фирме) между многими лицами побуждает акционеров доверять права управления своей собственностью профессиональному управляющему – менеджеру. Рост крупных акционерных компаний, поэтому, способствовал широкому распространению в бизнесе наемного управленческого труда. На этой базе в начале XX в. произошла менеджериальная революция. Реальная власть в крупных фирмах в значительной степени перешла от собственников (капиталистов) к менеджерам. Другими словами, в процессе принятия решения в АО резко выросла роль третьего уровня – исполнительного органа или правления.

Если на собрание акционеров возложено решение стратегических проблем предприятия, то оперативные (текущие) вопросы курирует исполнительный орган в лице директора (генерального директора) или правления (дирекции).

Исполнительный орган формируется из наемных менеджеров. Важно понимать, что даже генеральный директор является не хозяином, а только служащим фирмы. Каждый из менеджеров – профессионал в определенной сфере: организации производства, технических разработок, маркетинга, финансов и т.п. Вмешательство акционеров в его требующую больших специальных знаний деятельность весьма затруднено.

Что же заставляет менеджеров точно исполнять волю акционеров? Иными словами, каким образом осуществляется контроль за деятельностью менеджеров?

В определенной мере эта проблема решается организационно, за счет существования второго уровня управления – совета директоров.

Основное предназначение совета директоров заключается в выполнении контрольной функции. Совет директоров несет главную ответственность за управление делами предприятия и осуществляет три основные функции:

1. контроль за деятельностью администрации;

2. назначение исполнительного органа АО;

3. рассмотрение и принятие важнейших стратегических решений.

В совет директоров входят внешние члены (лица, не работающие на данном предприятии, – представители банков, контрагенты, адвокаты и др.) и внутренние члены (работники предприятия, избираемые акционерами из состава его администрации). Совет директоров следит за тем, как выполняются желания акционеров и определяет направления развития компании на длительную перспективу.

Другим способом заставить менеджеров работать в интересах акционеров выступает система стимулирования их труда. Используются премии, величина которых зависит от результатов работы управляющих. Часть жалования руководителям выплачивается акциями своей фирмы, что позволяет «усадить менеджеров и акционеров в одну лодку». Если менеджер эффективно управляет предприятием, то оно работает прибыльно, соответственно растет цена принадлежащих лично ему акций.

Эффективным средством контроля за деятельностью менеджера является также способность акционеров «голосовать ногами». Так, акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей компании, могут просто продать ее акции. Появление на рынке значительного количества акций данного предприятия (увеличение предложения акций) ведет к падению их стоимости. Это позволяет другим компаниям дешево скупить их и осуществить поглощение. Новый же владелец обычно производит замену прежних, не справившихся со своими обязанностями менеджеров.

 

14.3. Объединения предприятий

 

Наряду с фирмами в современной рыночной экономике значительную роль играют объединения предприятий. Особенностью данной формы предпринимательской деятельности является сочетание элементов стихийного порядка и иерархии, Объединения предприятий представляют собой группу фирм, внутри каждой из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие же между фирмами группы осуществляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не единая фирма, но и не чистый рынок.

Отдельно стоящей фирме приходится расходовать средства на приобретение информации о ценах, технологиях, возможных контрагентах, на заключение контрактов, на контроль их исполнения, на поиск необходимых ресурсов для развития и т.д. Объединение предприятий позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, поскольку многие трансакции осуществляются с партнерами по группе, с которыми налажены устойчивые связи. Кооперация фирм в рамках объединений создает также возможности перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет координировать совместную деятельность и т.д.

Вместе с тем объединение не превращается в единую суперфирму и, следовательно, не ведет к чрезмерному росту внутрифирменных трансакционных издержек. Взаимодополнение стихийного порядка и иерархии в объединении фирм способствует эффективной работе, стабильному развитию и устойчивому положению на рынке.

Наиболее распространенной основой для создания объединений является взаимовыгодное переплетение интересов крупных банковских структур и промышленных фирм. Дело в том, что по природе своих операций банк заинтересован в привлечении крупных, надежных и постоянных клиентов. Фирма же нуждается в столь же долгосрочных источниках кредитов.

Организационной формой объединений банков и предприятий стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Каждая составная часть ФПГ самостоятельно решает собственные задачи, но при этом учитывает и общий интерес группы. Роль координатора в ФПГ выполняет головная организация (ею может быть банк или крупнейшее предприятие). Выполняемые ею функции, однако, носят ограниченный характер, сохраняя за другими участниками группы свойственный независимому предприятию уровень самостоятельности.

ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов давно зарекомендовала себя во всем мире, поскольку способна – прежде всего силами самой группы – обеспечить:

· аккумуляцию финансовых ресурсов;

· благоприятные условия для инвестиционной деятельности;

· должный контроль за эффективным использованием финансовых средств;

· поддержку и развитие широкомасштабных научных исследований и разработок;

· межотраслевое перераспределение ресурсов.

Иными словами, ФПГ максимально использует наиболее выгодные возможности объединения предприятий.

 

14.4. Государство как предприниматель. Унитарные предприятия

 

Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:

1. в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасности страны;

2. естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;

3. в убыточных, а потому не привлекающих частный бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.

Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:

1. предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество этих предприятий является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (акциям, паям). Поэтому эти предприятия принято называть унитарными (от латинского unitas – единство, одно целое).

2. предприятия, находящиеся под контролем государства через его владение контрольным пакетом акций. По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными обществами, но с правом принятия решений государством.

 

Контрольные вопросы

 

1. На основе данных, приведенных в таблице, определить равновесную цену товара, равновесный объем продаж.

 

Цена, руб. Объем спроса, млн. шт./год Объем предложения, млн. шт./год
     

 

Каков будет объем продаж при цене 100 руб.?

Каков будет объем продаж при цене 140 руб.?

 

2. Функция спроса населения на данный товар

QD = 7 P,

функция предложения данного товара

QS = 5 + 2P,

где QD – объем спроса, млн. шт./год; QS – объем предложения, млн. шт./год; P – цена, руб.

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Что случится, если цена будет установлена правительством на уровне 3 руб.?

 

3. Функция спроса населения на данный товар

QD = 4 P,

функция предложения

QS = 5 + P.

Нарисуйте линии спроса и предложения. Определите равновесный объем продаж.

 

4. Что случится с линией спроса на говядину при повышении цены на баранину?

 

5. Что случится с линией спроса на микролитражные экономичные легковые автомобили при повышении цены на бензин?

 

6. Что случится с линией спроса на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения?

 

7. Что случится с линией спроса на хлеб при увеличении доходов населения?

 

8. Что случится с линией спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения?

 

9. Что может случиться с линией предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

 

10. Что может случиться с линией предложения стульев при повышении цен на столы?

 

11. Предположим, в производстве стали начала применяться технология, обеспечивающая экономию затрат. Как это повлияет на положение линии предложения стали?

 

12. Что может случиться с линией предложения мяса при повышении цен на шкуры?

 

13. Предположим, правительство, пытаясь поддержать цены на сельхозпродукцию на высоком уровне, вводит премирование фермеров за сокращения посевных площадей. Как это повлияет на положение линии спроса и линии предложения сельскохозяйственных продуктов?

 

14. Что такое «взаимозаменяемые товары»?

 

15. Назовите основные типы рынка.

 

16. Что такое «ценовая дискриминация»?

 

17. Какие факторы производства вы знаете?

 

18. Что называется отдачей от масштаба производства? Виды отдачи?

 

19. Назовите основные формы оплаты труда.

 

20. Что показывает естественный уровень безработицы.

 

21. Что такое инфляция?

 

22. Чем отличается бухгалтерская прибыль от экономической?

 

23. Назовите основные типы организации предприятий.

 

24. Перечислите основные функции совета директоров акционерного общества

 

25. Для чего создаются финансово-промышленные группы?

 

26. В чем отличие смешанного товарищества от полного?

 

27. Назовите основные последствия инфляции.

 

28. С чем связаны неявные затраты?

 

29. Что характеризует уровень безработицы?

 

30. Для чего используются бюджетные линии?

 


Глоссарий

 

Акциз – налог, взимаемый с единицы проданной продукции в твердо установленном размере.

Аллокация – определенное распределение благ между индивидами или факторов производства между отраслями.

Аллокация «безупречная» – эффективная по Парето и признаваемая справедливой всеми членами общества аллокация.

Аллокация Парето-эффективная – см. Парето эффективное (оптимальное) состояние экономики.

Аннуитет – чистый доход от финансового актива, равновеликий по всем годам срока службы актива.

Безработица – превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда.

Благо – предмет или услуга, пригодные для удовлетворения потребностей индивида.

Благо исключаемое – благо, недоступное тем, кто не готов заплатить за него рыночную цену.

Благо конкурентное – благо, потребление которого одним субъектом исключает возможность его потребления другим субъектом.

Благо неисключаемое – благо, потребление которого нельзя ограничить путем установления платы за его использование.

Благо некачественное – благо, спрос на которое по мере роста дохода потребителя уменьшается.

Благо неконкурентное – благо, потребление которого одним субъектом не исключает возможность его потребления другим субъектом.

Благо нормальное – благо, спрос на которое по мере роста дохода потребителя увеличивается.

Благо общественное – благо, являющееся одновременно неконкурентным и неисключаемым.

Благо смешанное – благо, являющееся одновременно конкурентным и неисключаемым или неконкурентным и исключаемым.

Благо частное – благо, являющееся одновременно конкурентным и исключаемым.

Бюджетная линия – совокупность точек, представляющих различные сочетания количеств двух благ, доступные потребителю при данных ценах и бюджете.

Бюджетная линия двухпериодная – совокупность точек, представляющих всевозможные сочетания объемов потребления в текущем и будущем периодах при данной ставке процента и заданном бюджете текущего периода.

Внешние эффекты – не отражающиеся в рыночных ценах затраты (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), возникающие при производстве и потреблении благ.

Внутренняя доходность инвестиционного проекта – эквивалент ставке ссудного процента, при которой проект можно реализовать за счет займа под сложные проценты, оставаясь «при своих».

Выручка – валовой доход от объема проданной продукции.

Гипотеза выпуклости – если некоторый набор благ F потребитель признает равнозначным другому набору из этих же благ H, то все наборы, соответствующие линейной комбинации aF + (1 – a)H при 0 < a < 1, являются для него более предпочтительными.

Гипотеза ненасыщения – при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

Гипотеза полной упорядоченности – при наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными).

Гипотеза рефлексивности – при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого.

Гипотеза транзитивности – если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.

Диаграмма Эджуорта – инструмент микроэкономического анализа в виде четырехугольника, образованного двумя картами безразличия или изоквант в результате поворота одной из них на 180°.

Дисконт – мера предпочтения экономическим субъектом нынешних благ будущим; показывает, насколько единиц должен увеличиться объем благ будущего периода при уменьшении объема благ в текущем периоде на единицу, чтобы при этом благосостояние субъекта не изменилось; по отношению к деньгам: насколько должна возрасти сумма денег, предоставленная в кредит на определенное время, чтобы благосостояние субъекта не изменилось.

Дисконтирование – приведение ценности будущих периодов к текущему периоду.

Дотация – отрицательный налог.

Закон Вальраса – если в экономике, состоящей из n числа взаимосвязанных рынков, на n – 1 рынке достигнуто равновесие, то и на последнем рынке будет равновесие.

Закон Госсена второй – при заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам.

Закон Госсена первый – предельная полезность благ убывает.

Закон снижающейся предельной производительности – при отсутствии технического прогресса увеличение одного из факторов производства после достижения оптимальной капиталовооруженности труда сопровождается снижением предельной производительности переменного фактора.

Закон спроса – при снижении цены блага увеличивается объем спроса на него.

Законы спроса и предложения – при увеличении спроса цена блага повышается, а при увеличении предложения – снижается; при уменьшении спроса цена блага понижается, а при уменьшении предложения – повышается.

Затраты альтернативные – ценность тех благ, которые можно было бы произвести посредством затраченных на производство данного блага факторов.

Затраты переменные – затраты, изменяющиеся с изменением выпуска.

Затраты постоянные – затраты, не меняющиеся с изменением выпуска.

Затраты предельные – приращение общих затрат при увеличении выпуска на единицу.

Затраты средние – затраты на единицу выпуска.

Издержки – см. затраты.

Излишек потребителя – разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за него заплатил.

Излишек производителя – разность между суммой денег, полученной за проданную продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.

Изокванта – совокупность точек, представляющих всевозможные сочетания определенных количеств двух факторов производства, обеспечивающих заданный объем выпуска.

Изокоста – совокупность точек, представляющих одинаковые по ценности сочетания различных количеств двух факторов производства.

Изопрофита – совокупность точек, представляющих различные комбинации выпуска и затрат фактора, обеспечивающие одинаковую прибыль.

Капиталовооруженность труда – отношение объема капитала к объему труда.

Капиталовооруженность труда оптимальная – капиталовооруженность труда, обеспечивающая при данной технологии минимальные затраты на единицу продукции.

Кардиналистская концепция – теория потребительского спроса, основанная на допущении возможности количественного измерения полезности.

Карта безразличия – множество кривых безразличия, графическое представление функции полезности.

Карта изоквант – множество изоквант, графическое представление производственной функции длинного периода.

Картель – группа производителей гомогенного блага, объединенных соглашением о единой цене и объемах предложения для приобретения монопольной власти.

Компенсирующее изменение дохода – денежная сумма, обеспечивающая неизменность благосостояния потребителя после повышения цены блага.

Коэффициент перекрестной эластичности предложения – показывает, на сколько процентов изменится объем предложения одного блага, при изменении цены другого блага на один процент.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса – показывает, на сколько процентов изменится объем спроса одного блага, при изменении цены другого блага на один процент.

Коэффициент эластичности выпуска от масштаба – показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении темпа роста всех факторов на один процент.

Коэффициент эластичности выпуска по фактору – показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении объема фактора на один процент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 4695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.172.82 (0.18 с.)