Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Звук. Группа 2-3 года

Поиск

Занятие 1. Звук. Группа 2-3 года

Опубликовано 02.04.2013 автором Tavika

ЗВУК. Основные свойства звука

Спросите своего малыша, а знает ли он, что такое звук? Конечно, он вряд ли сможет сказать определение этого физического явления. Но на простом бытовом уровне это явление знакомо малышу: звук это то, что мы слышим.

Задание. Попросите ребенка самого поиздавать какие-нибудь звуки. Как мяукает кошка? Как работает мотор автомобиля, как капает дождик? А потом пусть он прислушается и послушает – какие звуки окружающего мира он слышит? Помогите ему идентифицировать их.

Для прослушивания можно воспользоваться презентациями со звуками природы, ссылки на которые я дала в дополнительных материалах в конце занятия. Давайте вместе с малышом выясним, как звуки приходят к нам.

Опыт 1. Чем мы воспринимаем звуки.

Пусть ребенок закроет глаза и послушает – слышит ли он звуки? Потом пусть закроет нос и опять послушает – слышит ли он? А потом предложите ему заткнуть уши – будет ли он так же хорошо слышать? Подведите ребенка к выводу (только не делайте вывод за него, а добейтесь этого наводящими вопросами), что звуки мы слышим ушами.

Физкультминутка:

Встаньте друг перед другом и попросите малыша повторять за вами движения. Сначала просто дотронуться обеими руками до ушей. А потом левой рукой до правого уха, а правой – до левого. Теперь то же самое повторите с глазами, с плечами, с коленями, с пяточками.

Игра на тренировку слуха:

Подготовьте заранее несколько предметов, издающих разные звуки: полиэтиленовый пакет, бумагу, стеклянные чашки, колокольчик, ключи, деревянные палочки или ложки, ткань и т.д. Покажите их ребенку, а потом попросите отвернуться и отгадывать, какой из этих предметов будет сейчас звучать. Издавайте ими звуки за спиной ребенка.

А теперь спросите ребенка, чем мы делаем звуки? Ртом? Только ли ртом? Пусть малыш попробует издавать звуки другими способами: топает, хлопает, стучит каким-нибудь предметом. От всех этих действий звук долетает до наших ушей.

Расскажите ребенку, что в природе есть много существ, которые умеют разговаривать, хотя и не пользуются ртом. Например, кузнечик стрекочет, когда трет своими ногами о брюшко. Муха жужжит, когда машет крылышками. Журавль клекочет, стукая клювом. Даже немые рыбы (например, обычный аквариумный сомик) могут издавать звуки, скрипя своей чешуей. Попросите ребенка сымитировать все эти звуки и действия.

Для иллюстрации своего рассказа можно воспользоваться произведением В.Бианки «Кто чем поет?». Мою презентацию по рассказу можно скачать здесь.

Попробуем узнать свойства звука.

Занятие 5. Силы. Группа 2-3 года

Опубликовано 06.04.2013 автором Tavika

ФИЗИЧЕСКИЕ СИЛЫ. Инерция.

На все тела в мире действуют разнообразные физические силы. Все вокруг движется, едет, бежит, летит из-за них.

Задание на развитие речи. Подбираем нужные глаголы.

Какие слова, обозначающие движение, знает малыш? Задайте ему несколько вопросов следующего вида: «Машина что делает?» (едет), «Самолет что делает?» (летит), «Рыба что делает?» (плывет) и т.д.. А потом, наоборот, называйте глагол, обозначающий движение, а малыш пусть скажет, кто так делает. «Кто прыгает?» (лягушка), «Кто машет крыльями?» (бабочка), «Что катится?» (мячик) и т.д. Попросите малыша продемонстрировать все эти действия.

Задание. Силы, действующие на тело.

Материалы: мячик.

Попросите малыша взять мячик и положить его на ровный пол. Будет ли мячик двигаться? Нет, мячик лежит спокойно. Спросите малыша, что нужно сделать, чтобы мячик покатился? Правильно, толкнуть или ударить его. То есть приложить к мячику силу. Пусть малыш так и сделает. Мячик покатится по прямой. Если бы ему ничего не мешало, он бы катился и катился вперед. Попросите малыша как-нибудь помешать мячику катиться вперед. Что он сделает? Столкнет мячик с пути, а, может, перегородит ему путь. То есть, чтобы изменить движение, малышу придется применить к мячику какую-то силу. Только тогда мячик перестанет катиться вперед и изменит направление движения.

Это свойство мячика (и любых других тел) сохранять покой или прямолинейное движение до тех пор, пока на него не подействуют еще какие-то силы, называют инерцией.

Задание на развитие речи. Прочитайте ребенку стихотворение С.Маршака «Мяч». Во время произнесения глаголов, обозначающих действия, пусть малыш демонстрирует их. Разучите с ребенком начало этого стихотворения.

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород.

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул -

Вот и все!

Творческое задание. Рисуем в технике фроттаж

Материалы: нарисованное вами или распечатанное из приложения крупное изображение мяча, цветные карандаши или восковые мелки. Фактурные поверхности (сетка, доска с дырочками от мозаики, кружево, блокнот «из крокодильей кожи» и т. п.).

Спросите ребенка, какого цвета был мяч в стихотворении? Пусть он сам выберет соответствующие цветные карандаши (а еще лучше, если это будут восковые мелки). Предложите ребенку раскрасить ими мяч. Но не просто раскрасить, а рельефно, так, чтобы получились узоры. Для этого лист бумаги надо положить на фактурную поверхность. Если теперь закрашивать бумагу карандашом, то на ней проступит рисунок.

Опыт 2. Передаем движение.

Материалы: два мячика

Пусть один мячик малыш поставит посередине комнаты, а другой покатит так, чтобы он столкнулся со стоящим мячом. Что случится с последним? Он начнет движение. А первый мячик заметно притормозит или даже совсем остановится. Он свою силу передал стоявшему мячу.

Задание на конструирование. TIM-машина

Материалы: мячик и подручные средства.

Существует серия компьютерных игр под названием «The Incredible Machine» («Невероятная машина», «TIM»). Смысл их в том, чтобы с помощью постройки разнообразных конструкций, мячик (или другой предмет) дошел до цели. То же самое можно проделать и в реальности.

Например, наш вариант TIM-машины можно посмотреть в видеоролике на YouTube: http://youtu.be/oio3EWdunA8. Была поставлена цель — с помощью разнообразных ухищрений запустить бумажную ракету.

Попробуйте с малышом построить простейшую полосу препятствий: пусть мячик, например, скатывается с какой-нибудь наклонной плоскости. На пути его поставить книгу, которая при падении может сбить подпорку, тогда сверху упадет другой мячик, толкнет еще что-нибудь и т.д. и т.п.

Начните с простых вариантов в два-три шага. Когда ребенок освоит их, пусть попробует самостоятельно построить что-нибудь более сложное.

МАГНЕТИЗМ. Магниты

Есть на свете такие волшебные кусочки железа, которые называют магнитами. Сам по себе это кусочек как кусочек. Твердый, серый, ничем не примечательный. Но как только поднесешь этот кусочек к какому-нибудь железному предмету, тут и проявится его необычность. Магнит начинает железо притягивать.

Задание. Из каких материалов сделаны предметы.

Знает ли малыш, из каких материалов сделаны предметы в доме? Умеет ли он определять основные материалы: дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага, камень, стекло? Попросите малыша найти в комнате предметы из дерева, из бумаги и т.д. Для этого поиграйте с ним в игру: вы называете материл и начинаете считать до пяти. За это время ребенок должен подбежать к какому-нибудь предмету, сделанному из этого материала, и дотронуться до него.

А теперь обратное упражнение. Распечатайте карточки с изображением основных материалов (они даны в приложении). Объясните ребенку, какая картинка что символизирует. Дальше можно играть так: вы спрашиваете ребенка, из чего сделана… (ложка, чашка, книга и т.д.) А он должен показать нужную карточку. Обратите его внимание, что может быть не один правильный ответ. Например, книжка всегда сделана из бумаги, а вот ложка может быть металлической, пластмассовой, деревянной.

Дополнительно можно посмотреть презентацию, сделанную мною в программе “PowerPoint” «Что из чего» (в ней показаны животные, продукты, материалы и то, что из них получают).

Задание. К чему притягивается магнит.

Материалы: магнит

Дайте малышу магнит, попросите его попробовать найти в комнате предметы, к котором он притягивается. Пусть ребенок на собственном опыте убедится, что магнит прилипает только к металлам, например, к железу.

Задание на развитие речи: Прочитайте ребенку загадку (автор Валентина Калиниченко), выучите ее наизусть.

Этот жадный предмет

Всё железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

(Ответ: магнит)

Задание. Ищем магниты

Попросите ребенка найти дома вещи, в которых используется магнит. Например, это может быть сувенирный магнит на холодильник, магнитный контур в дверце самого холодильника, магнитная защелка на дверце шкафа, магнитные застежки бижутерии и сумочек, магнитные игрушки (конструктор, экран для рисования) и т.п.

Задание. Магнитное поле.

Материалы: магнит, скрепки, носовой платок, бумага.

Малыш уже наверное заметил, что железные предметы «чувствуют» магнит на расстоянии. Если поднести магнит к скрепке достаточно близко, но еще не коснуться ее, скрепка сама «наскакивает» на магнит. Чем же он ее к себе тянет – у него ведь нет ни рук, ни веревки, ни крючков? Но у магнита есть одно очень важное свойство. Вокруг себя он распространяет невидимое магнитное поле. И все предметы, которые умеют чувствовать магнитное поле, тут же притягиваются им. При приближении магнита человек не чувствует ничего (попросите ребенка поднести магнит к руке, спросите об ощущениях). А скрепка чувствует (попросите ребенка поднести магнит к скрепке).

Магнитное поле может проходить сквозь преграды. Попросите ребенка перегородить магниту путь к скрепке листом бумаги. Но скрепка все равно притянется к тому месту, где за бумагой стоит магнит. Попробуйте проделать то же самое с тканью. Сильный магнит может действовать на скрепку даже через деревянную столешницу или через ладонь руки.

Поделка. «Живая» мышка.

Нарисуйте и вырежьте из бумаги мышонка (шаблон можно распечатать из приложения).

Прикрепите ему на нос скрепку. Сделайте усики. Теперь, если водить под столешницей магнитом, мышонок будет перемещаться по столу вслед за ним.

Давайте посмотрим, что случится, если у нас будет не один магнит, а два? Примагнитятся ли они друг к другу? И как себя поведут?

Задание: Полюса магнита.

Материалы: два магнита, железный предмет.

Положите магниты на стол. Попросите ребенка поднести магнит к железному предмету. Он примагнитится к нему. Если магнит повернуть другой стороной, то предмет все равно будет примагничиваться. Железному предмету все равно, какой стороной магнита на него действовать. Теперь попросите ребенка медленно приближать один магнит к другому. Может возникнуть две ситуации: магниты прилипнут друг к другу, и магниты начнут отталкиваться. Что случится, если один из магнитов перевернуть другим боком? Если магниты отталкивались, то начнут притягиваться, если притягивались – отталкивались.

Значит для магнитов не все равно, какая у них сторона! Эти стороны магнита называют его полюсами. Их условно называют «северный» (по англ. Nord) и «южный» (по англ. Soulth) и обозначают значками «N» и «S» соответственно. Учебные магниты окрашивают со стороны «N» в красный цвет, со стороны «S» — в синий или белый. Одинаковые полюса двух магнитов отталкиваются, разные притягиваются.

Попросите ребенка определить, нарисованные на картинке пары магнитов будут притягиваться или отталкиваться?

Еще одно свойство магнитного поля — оно может передаваться железным предметам и делать их временными магнитами.

Задание. Передача магнитных свойств.

Материалы: магнит, скрепки.

Если на кусок обычного немагнитного железа подействовать магнитом, то железо тоже приобретет свойство магнититься. Попробуйте подействовать на скрепку магнитом. А потом поднесите эту скрепку к другим скрепкам. Они станут примагничиваться к ней, как к настоящему магниту.

Попросите ребенка построить поезд из скрепок. Пусть магнит будет паровозом. А скрепки, примагничиваясь друг за другом, станут его вагончиками. Сколько скрепок может потянуть за собой магнит? А если взять второй магнит, сколько скрепок вытянет он? В каком поезде больше вагонов, в каком меньше? Какой поезд короче, какой длиннее?

Магнитами бывают не только твердые куски металла, но и мягкие. Так называемые «резиновые» или «виниловые» магниты. В последнее время их часто используют в качестве рекламных материалов. Магнитные свойства их гораздо слабее, но зато они гораздо удобнее в применении. Такие магниты можно гнуть, резать ножницами, приклеивать на предметы.

Если у вас дома есть такой ненужный мягкий магнит, то на его основе можно сделать кукольный театр.

Задание на развитие речи. Рассказываем сказку.

Попросите ребенка рассказать сказку «Репка». По ходу повествования пусть он наклеивает на холодильник соответствующие фигурки.

ТЕПЛО. Теплопроводность

Во время одевания спросите ребенка, для чего людям одежда? Чтобы было красиво и чтобы было тепло.

Задание. Подбери нужную одежду.

Распечатайте рисунок с изображением различных предметов из приложения. Попросите ребенка зачеркнуть все изображения одежды, которые есть на картинке.

Распечатайте рисунок с изображением одежды из приложения. Попросите ребенка соединить линией ту одежду, которую носят мальчики с фигуркой мальчика, а ту, что носят девочки – с фигуркой девочки. Знает ли он название для каждого предмета одежды? Есть ли такая одежда, которую можно соединить и с мальчиком и с девочкой?

Как же одежда дает нам тепло? Спросите ребенка, греет ли шуба? Большинство детей думают, что шуба сама по себе выделяет тепло. Покажем, что это не так.

Опыт 1. Лед в шубе.

Материалы: шуба (или другая теплая одежда, свитер, например), два кусочка льда, два полиэтиленовых пакета.

Возьмите два кусочка льда и завяжите каждый из них в пакет (опыт можно было бы провести и без пакета, но мы рискуем намочить шубу). Один положите просто на стол. А второй заверните хорошенько в шубу.

Когда первый кусочек льда от тепла в комнате начнет таять, разверните шубу.

Что произошло со вторым куском? Он совсем не растаял, хоть и был одет в шубу!

Подведите ребенка к выводу, что шуба не нагревает предмет, а просто хранит его тепло.

Проверим, а что будет, если что-то горячее оставить в шубе.

Опыт 2. Яйцо в шубе.

Материалы: два куриных яйца, шуба.

Сварите два яйца. Одно оставьте лежать просто на столе, второе заверните в шубу. Минут через 10 проверьте температуру яиц. То, которое в шубе, остывает медленнее.

Вывод: это подтверждает то, что шуба сама по себе не греет, а только помогает сохранять тепло.

Спросите ребенка, так для чего же мы надеваем шубу зимой? Чтобы она сохраняла тепло нашего тела и не давала ему остыть.

Задание на развитие речи.

Предложите ребенку отгадать загадку:

Лохматый пёс

Тепло принёс,

Хозяина обнимает,

От стужи укрывает. (Шуба)

Выучите загадку наизусть, пусть малыш загадает ее кому-нибудь из родных или знакомых. Попросите ребенка придумать свои загадки про шубу или другую одежду. Прочитайте малышу стихотворение Михаила Садовского «Зимняя шуба»

Снег пойдет

И перестанет,

Незаметно

Он растает.

Шубу белую зима

Примеряет всем сама.

Шуба

Зайцу беляку,

Шуба

Лесу и лужку,

Шуба

Лене и Николе,

Шуба

Дубу в чистом поле,

Шуба

Тополю и вязу.

Я уже

В сугробе вязну,

Но у всех такая

Шуба,

Что носить всю зиму

Любо!

Спросите малыша, как он понимает, выражение «шубу белую зима примеряет всем сама»? Что за шуба такая для зайца? Для леса и луга? Что за шуба для Лены и Николы?

То, что мы называем «тепло» и «холод» понятия относительные. То, что одному человеку кажется теплым, другому может показаться холодным. Или, наоборот, горячим. Напомните ребенку, что чай, который спокойно пьют взрослые, ему кажется слишком горячим.

Задание. Знакомимся с термометром.

Материалы: водяной термометр

Дайте ребенку разглядеть термометр для измерения температуры воды. Обратите его внимание на стеклянный столбик, в котором стоит красная полоска подкрашенного спирта. Пусть малыш поднесет термометр к чему-то холодному – открытому холодильнику например. Что случилось с красной полоской? Она поползла вниз. Теперь пусть малыш поднесет термометр к чему-то горячему – батарее отопления, горячему чайнику (будьте осторожны!). Что случилось с полоской? Она поползла вверх.

Сделайте вывод: столбик спирта опускается когда холодно и поднимается, когда тепло. Чем сильнее он это делает, тем теплее (или холоднее).

Сбоку от стеклянного столбика есть полосочки и циферки (называется шкала термометра). По ним можно посчитать, на сколько поднимается или опускается температура.

Задание на развитие математических способностей.

Материалы: бумажный термометр.

Попросите ребенка установить столбик термометра на отметку ноль градусов. При этой температуре на улице замерзают все лужи. Что будет с лужами, если на улице потеплеет? Лужи растают. А что случится со столбиком термометра? Он поднимется вверх. Говорят, «температура поднимается», «температура растет». Попросите малыша показать это. А теперь попросите его показать на термометре самую сильную жару. Куда надо подтянуть красную ниточку?. А если похолодает? Говорят «температура упала», «температура понизилась». Пусть малыш покажет понижение температуры. Попросите ребенка установить столбик термометра на 1 градус мороза. А на 1 градус тепла? И т.п. В конце попросите поставить столбик термометра на самый сильный мороз.

Физкультминутка.

Предложите малышу представить, что наступили холода. Пусть покажет, что ему холодно (дрожит, сжимается). Предложите ему погреться под песенку Железновых «Мороз». (прослушать ее можно здесь)

Вот так холод, вот мороз

Больно щиплет нос (2 раза)

Чтоб согреть его скорей

Надо потереть сильней

Чтоб согреть его скорей

Потереть сильней

(во время пения под соответствующие слова трите «замерзшие» руки, указывайте пальцем на нос, растирайте его ручками)

Будем ножки согревать

Прыгать и скакать

Очень холодно стоять

Ножки стали замерзать

Очень холодно стоять

Стали замерзать

(прыгайте и скачите)

Крепче стал мороз никак

Мерзнем стоя так (2 раза)

Нам пора бежать бегом

Нам нельзя идти пешком

Нам пора бежать бегом

Нельзя идти пешком

(бегайте по кругу)

Чтобы ручки согревать

Будем мы махать (2 раза)

И в ладошки будем бить

И локтями шевелить

И в ладошки будем бить

Локтями шевелить

(проделайте все названные движения руками)

Мы на месте не стоим

Мы бежим, бежим (2 раза)

Чтоб согреться по скорей

Надо нам бежать быстрей

Чтоб согреться по скорей побежим быстрей

(снова бегайте по кругу)

Ну вот, малыш отдохнул, можно продолжать изучать свойства тепла. Одно из основных его свойств — тепло может передаваться от одного тела к другому.

Опыт 4. Передача тепла

Материалы: чашка, горячая вода, кубики льда.

Попросите малыша потрогать пустую чашку. Пусть запомнит ее температуру. Положите в чашку кубики льда. Через минутку опять дайте малышу потрогать чашку. Какой стала ее температура? Она стала холодной, ей передалась температура от холодного льда. Но и самому льду передалось тепло от чашки и от окружающего воздуха – он стал нагреваться и таять. После этого уберите лед и налейте в чашку горячую воду (не используйте для опытов кипяток, им ребенок может обжечься! Достаточно просто теплой воды из-под крана).

Пусть теперь малыш потрогает чашку. Что с ней случилось? Она стала горячей из-за того, что ей передалось тепло от горячей воды.

Все тела стараются сравнять свои температуры, это называется теплопередача. Теплое тело передает тепло холодному до тех пор, пока их температура не сравняется. Но тела, сделанные из одних материалов, передают тепло быстрее, чем тела, сделанные из других материалов. Физики говорят, что у них разная теплоемкость.

Занятие 1. Звук. Группа 2-3 года

Опубликовано 02.04.2013 автором Tavika



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.016 с.)