Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лирический портрет в поэзии Павла ВасильеваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говоря о стилевом своеобразии Павла Васильева, исследователи его поэзии подчеркивают «историзм творчества», «былинную силу его героев»[1], «русскую песенную удаль, цветную праздничность зрения, лихую звонкость стиха, жадный интерес с миру»[2]; отмечают, что «в стихах Павла Васильева – поэзия упруго пульсирующей жизненной силы, поэзия энергичного действия»[3]. В литературоведении последнего десятилетия выделяется работа С.С.Куняева, который пишет, что «работа над казахским фольклором стала одним из решающих этапов в становлении Васильева как поэта <…> Эта рельефность и стала определяющей чертой творчества самого Васильева. Густая живописная образность органически сочетается в его стихах с ощущением стремительного порыва, сдвинувшихся пластов, сметающих традиционный уклад»[4]. Живописность поэзии П.Васильева очевидна, и об этом писали исследователи: «<…>как поэт-живописец, он избегает, с одной стороны, описательной риторики, а с другой – прямого авторского самовыражения. У него мало стихов-настроений, стихов-раздумий. Он весь во власти жизненных картин, событий»[5]. «Если поэт рисует «портрет» животного, то этот портрет приобретает черты осязаемой скульптурности, физической зримой картины. <…> Если Васильев рисует пейзаж, то он наполнен реальными красками и запахами, звуками и светом <…> Если это портрет любимой женщины, то он предстает в его стихах во всей своей естественной, живой плоти[6]». Однако портрет в лирическом произведении занимает особое место, так как он, часто вовсе лишенный описательности, является не только средством создания образа героя (как в прозаическом произведении), но часто выражает образ идеи поэтического текста[7]. В лирической поэзии П.Васильева чаще всего возникает парный портрет[8], связанный с движением лирического сюжета. Какой ты стала позабытой, строгой И позабывшей обо мне навек. Не смейся же! И рук моих не трогай! Не шли мне взглядов длинных из-под век. Не шли вестей! Неужто ты иная? Я знаю всю, я проклял всю тебя. Далекая, проклятая, родная, Люби меня хотя бы не любя!
В этом стихотворении, построенном на оксюмороне (почти лермонтовском), повторах и отрицаниях, создающих эмоциональную напряженность текста, именно через портрет раскрывается вся глубина лирического сюжета. Надо сказать, что оксюмороном и лексическими повторами Васильев пользуется довольно активно как для создания портрета, так и для построения художественного содержания произведения в целом. Медь в моих кудрях и пепел, Ты черна, черна, черна. Я еще ни разу не пил Глаз таких, глухих до дна, Не встречал нигде такого Полнолунного огня. («Я тебя, моя забава»)
Рыжий волос, весь перевитой, Пестрые глаза и юбок ситцы, Красный волос, наскоро литой, Юбок ситцы и глаза волчицы. (К портрету) Портрет возлюбленной довольно часто создается перечнем эпитетов без обозначения самого объекта. Поэт таким образом выстраивает портрет, словно дает имя героине. Например, «Далекая, проклятая, родная», или «Вся ситцевая, летняя приснись», или Не знаю, близко ль, далеко ль, не знаю, В какой стране и при луне какой, Веселая, забытая, родная, Звучала ты, как песня за рекой. Такой стилевой прием позволяет достичь не только динамики и выразительности в создании образа, но и создать напряженность и движение лирического переживания героя. Очень часто в контексте произведений П.Васильева понятия «портрет» и «имя» становятся тождественными и приобретают особую значимость и наполнение[9]. До пяты распустишь косы И вперишь глаза во тьму, И далекие покосы Вдруг припомнятся ему. И когда к губам губами Ты прильнешь, смеясь, губя, Он любыми именами Назовет в ответ тебя. («У тебя ль глазищи сини», 1932)
Оправишь волосы, и вот Тебе покажутся смешными И хитрости мои, и имя, И улыбающийся рот. («Когда-нибудь сощуришь глаз», 1932)
Вся ситцевая, летняя приснись, Твое позабываемое имя Отыщется одно между другими. («Вся ситцевая, летняя приснись», 1932)
Нельзя не сказать и о близости лирики П.Васильева и С.Есенина, и это тоже неоднократно отмечали литературоведы. П.С.Выходцев в частности писал: «По своей напряженности и искренности она (поэзия – С.К.) близка есенинской поэзии»[10]. Конечно, выразительность образов, динамичность лирического сюжета, часто переданная через портрет, стремление в этой динамике отразить движение, преображение чувств лирического героя – это те черты, которые сближают поэтов в их отношении к художественному слову. В стихотворении «Вся ситцевая, летняя приснись» П.Васильева и в стихотворении С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных» способы создания лирического портрета вполне сопоставимы[11].
В обоих стихотворениях возникает чувственный лирический портрет, который составляет органичное единство с пейзажной зарисовкой. Оба автора особое внимание уделяют поэтике имени. Однако стоит подчеркнуть, что в поэтическом тексте П.Васильева портретная составляющая более определенно, более предметно обозначена. Безусловно, индивидуальный стиль Павла Васильева формировался прежде всего под влиянием фольклорной традиции, и это отмечают все исследователи его творчества. «<…> бабка и дед обладали редким даром сочинять и рассказывать сказки, им и обязан Васильев во многом знанием русского фольклора, он помнил их сказки всю жизнь, и многое из того, что ими было рассказано и напето, впоследствии отразилось в его произведениях»[12]. Конечно, своеобразие поэзии П.Васильева рождается на стыке яркой фольклорной живописности, динамики лирического переживания героя, выраженной в стремительной смене портретно-пейзажных зарисовок, а также песенности, возникающей за счет анафор, повторов эмоционально значимых строк, особого ритмического рисунка.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.006 с.) |