Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Развитие психики и сознанияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для подготовки к занятию 1. Определите сущность понятия «психика». 2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития психики. 3.Определите содержание понятий «раздражимость», «чувствительность», «ощущение». 4. Поведение как форма приспособления к условиям внешней среды. 5. Перечислите познавательные процессы и кратко охарактеризуйте каждый из них. 6.Раскройте содержание понятия «бессознательное» и его роль в регуляции поведения человека. 7. Определите сущность понятия «сознание». 8. Раскройте содержание понятия «Я-концепция» и ее роль в регуляции поведения человека. 9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции психики. 10. Расскажите о происхождении сознания. 11. Раскройте сущность инстинктивного поведения. 12. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных. 13. Назовите основные типы нервной системы и охарактеризуйте каждый из них. 14. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных. 15. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. 16. Раскройте содержание концепции Леонтьева-Фабри. Задание 2.1. Заполните таблицу «Развитие психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри)»:
Задание 2.2. Какие понятия обозначают психические явления? Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность [1]. Вопросы для подготовки к занятию 1. Дайте определение ощущения как чувственной формы освоения действительности. 2. Перечислите основные характеристики ощущений. 3. Расскажите о строении анализатора. 5. Назовите основные классификации ощущений. 7. Расскажите о порогах ощущений и охарактеризуйте их виды. 8. Расскажите об основных закономерностях ощущений (сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений). 10. Перечислите основные пути и средства развития ощущений. 12. Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами. 16. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприятия. 17. Расскажите об иллюзиях восприятия. 18. Назовите основные классификации форм восприятия. 19. Расскажите об индивидуальных различиях в восприятии. 20. Расскажите о роли представлений в регуляции поведения человека. 21. Дайте определение внимания как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами. 23. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания. 24. Расскажите об основных видах внимания. 27. Перечислите основные методы изучения внимания. 28.Перечислите основные пути и средства развития внимания. Ощущение – это процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Задание 3.1. Составьте схему «Виды ощущений»:
Средние значения абсолютных порогов ощущений разных органов чувств.
Приведем еще несколько примеров, насколько велика чувствительность анализаторов человека. Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света… Если бы глаз был еще более чувствителен, …постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу. Абсолютный порог для слуха настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим. Задание 3.2. Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах[2]? 1) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др. Синестезия 2) Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. Адаптация 3)Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам. Сенсибилизация 4) Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время. Последовательный образ 5) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение. Порог чувствительности
Восприятие – это процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом. Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.
Изначально для меня черный фон, а на нем белая ваза. Сначала я вижу молодую женщину, а если приглядеться – старую.
На данных картинках я также сначала вижу лицо, т.е. фигуру, а уже потом фон – лошадей и отдельных птиц, листья. Задания 3.3. Заполните таблицу «Свойства восприятия».
Внимание – это направленность и избирательность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Задание 3.4. Охарактеризуйте виды внимания:
Задание 3.5. Напишите свойства внимания: Концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение. К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности? В вашей будущей профессии? Все свойства внимания в равной степени необходимы как в учебе, так и в профессиональной деятельности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.009 с.) |