Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения.

Поиск

Вопросы для подготовки к занятию

1. Определите сущность понятия «потребность».

2. Перечислите основные классификации потребностей и их роль в жизни человека.

3. Охарактеризуйте основные свойства потребностей человека.

4. Определите сущность понятий «мотив» и «мотивация».

5. Назовите функции и виды мотивов.

6. Расскажите о формировании и развитии мотивов.

7. Перечислите основные теории мотивации в психологии (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.).

8. Расскажите об эмоциях и чувствах как формах душевной жизни человека.

9. Определите сущность понятий «воля» и «волевая регуляция».

10. Расскажите о развитии воли у человека.

11. Охарактеризуйте основные параметры произвольности поведения человека.

12. Расскажите о мотивационном конфликте и его преодолении как условии совершения волевого действия.

Задание 5.1.

Заполните схему «Пирамида потребностей по А. Маслоу»

Задание 5.2.

Составьте схему «Классификация эмоций»

Настроение Простейшие (биологические) Аффект Чувство Страсть Стресс
Относительно слабовыраженная, но долго существующая эмоция. Отражает общее состояние дел человека в данный момент, его жизненный тонус или настрой. Переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; получаемое в процессе их удовлетворения удовольствие или неудовольствие. Сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах, мимике, поведении. К таким эмоциям относятся радость, страх, гнев, печаль и некоторые другие. Комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами или событиями. Основной вид эмоций, характерный для человека. Очень сильно, чрезмерно выраженные чувства, которыми человек не в силах управлять. Такие состояния скорее сами управляют человеком. Особое психофизическое состояние, возникающее при чрезмерных перегрузках, которые организм и психика человека уже не выдерживают, в них наблюдаются серьезные расстройства.

 

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

Понятие локуса контроля, в его современном понимании, было введено в психологию американским психологом Дж. Роттером. Говоря о локусе контроля личности, имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнь либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. При внутренней мотивации личность имеет внутренний локус контроля или, другими словами, имеет представление о том, что причины, обусловливающие поведение, находятся внутри ее, и она предпринимает его по своей воле. При внешней мотивации личность характеризуется внешним локусом контроля. Она считает, что причины, детерминирующие ее поведение, находятся вне ее самой и являются внешними по отношению к ее Я.

Задание 5.3.

Тест «Локус контроля»

Цель: исследование уровня субъективного контроля (УСК).

Инструкция: Определите степень своего согласия или несогласия с утверждениями по 6-бальной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» - «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Опросник

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов,

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий,

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств;

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье,

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий,

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни било, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Подсчет баллов осуществляется в соответствии с ключом (Приложение 2), пояснения по подсчету даются преподавателем.

Интерпретация результатов.

1. Шкала общей интернальности (Ио) - высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля испытуемого над любыми значимыми ситуациями. Они чувствуют свою ответственность за то, как складывается их жизнь. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые считают, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид) - высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни. Низкие показатели - свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам, везению, поступкам других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин) - высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях. Низкие показатели - испытуемые приписывают ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис) - высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. При низком значении Ис - партнеры являются причиной ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) – высокие показатели - человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип - испытуемый склонен придавать большее значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе.

6. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) – высокие показатели – испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье. Низкие значения - болезнь – результат случая.

 

Задание 5.4.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)

опросник А.А. Реана [3]

Цель: оценка мотивации достижения

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Опросник

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику, обработка результатов и критерии оценки представлены в Приложении 3.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Тема 6. Психология личности

Вопросы для подготовки к занятию

1. Определите сущность понятия «личность».

2. Назовите основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности человека, и расскажите о них.

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные направления в изучении личности в зарубежной психологии – психоаналитическое, гуманистическое, психосоциальное.

4. Перечислите основные концепции личности в отечественной психологической науке.

5. Расскажите о психологической структуре личности.

6. Дайте характеристику темперамента как индивидуально-психологической особенности личности.

7. Расскажите о характере и его месте в структуре личности.

8. Дайте характеристику способностей и расскажите об их формировании и развитии.

9. Расскажите о соотношении понятий «личность» и «индивидуальность».

Задание 6.1. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Выпишите слова в две группы. Целеустремленность, музыкальность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, низкая адаптация к темноте, стабильность, ригидность, старательность, трудолюбие, цельность, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост, артистичность[4].
Личность Индивид
Целеустремленность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, стабильность, старательность, трудолюбие, цельность, ригидность, познавательная активность, критичность ума, внимательность, артистичность. Музыкальность, низкая адаптация к темноте, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, хороший слух, прекрасная дикция, средний рост, подвижность.

 

Темперамент – динамическая характеристика психической деятельности индивида.

 

_____________________

4 Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3 т. Т.1. – Самара: Изд-во ун-та. 1994. - С. 112.

Важную роль в изучении темперамента сыграло учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности. В основу классификации положены три критерия: сила, уравновешенность и лабильность коры головного мозга.

 

Схема 6.1. Соотношение свойств нервной системы и типов темперамента.

 

С.Л. Рубинштейн: «Темперамент - не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности».

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него; выражается в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям.

Интроверсия – обращенность сознания и внимания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Задание 6.2.

Охарактеризуйте по типам темперамента персонажей изображенных на рисунке 6.1. Обоснуйте свой ответ.

1. Холерик, т.к. вспыльчив и не сдержан.

2. Флегматик, т.к. спокоен и холоднокровен.

3. Меланхолик, т.к. мрачный настрой и глубокие переживания.

4. Сангвиник, т.к. основными характеристиками являются оптимистичность, легкость вступления в контакты.

Рис. 6.1.Типы темперамента: реакция людей с различными типами темперамента на смятую шляпу.

Задание 6.3.

Из перечисленных качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика (заполните таблицу)[5]:

 

Сангв ник Флегматик Холерик Меланхолик
Подвижность, энергичность, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке. Терпеливость, однообразие мимики, выдержанность, ровное, спокойное настроение, малая активность, медленное усвоение и перестройка навыков. Возбужденное состояние, повышенная эмоциональная возбудимость. Сосредоточенность внимания, невыразительность речи, подавленность и растерянность при неудачах, неуверенность в себе.
 
   
     

Задание 6.4.

Тест-опросник Г. Айзенка

Цель: оценка свойств темперамента.

Инструкция: ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

________________________

5 Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии: Уч. пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – С. 56.

 

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя безобидным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать прежде чем действовать?

6. Всегда ли сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Возникало ли у вас чувство, что вы несчастный человек, хотя серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с незнакомым человеком?

12. Бывает ли, что разозлившись вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете под влиянием минуты?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с другими людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда вялые?

20. Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю чувствам и во всю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы бывают вас часто натянуты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Если хотите узнать о чем-нибудь, то скорее предпочтете прочитать в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если долго не смогли бы видеться со своими знакомыми, друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть ли такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Обидитесь ли вы, если покритиковать недостатки ваши и вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам трудно внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.011 с.)