Написание реферативной части работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Написание реферативной части работы



Курсовая работа начинается с раздела «Введение», который не нумеруется. Во «Введении» обычно обосновывается актуальность работы, характеризуется ее предмет, объект, цели, задачи, новизна исследования, используемые методы и дается краткий обзор всей работы: содержание каждого раздела, включая список литературы и приложения. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако полезно ключевые слова («актуальность работы», «предмет исследования» и т.п.) выделять подчеркиванием, или жирным шрифтом, или курсивом, но не заключать в кавычки. Рекомендуемый общий объем «Введения» - не более 1-1,5 страницы.


После «Введения» следует основная часть работы, которая имеет несколько разделов, называемых «Главами».

Например, «Глава 1. Проблема стресса в психологии».

Курсовые работы, которые имеют небольшой объем, на главы не делятся. В них выделяются разделы: I, 2, 3... и подразделы: l.l, 1.2, 1.3... и т.п.

Употребление символа параграф (§) считается устаревшим.

При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Основная часть обычно состоит из двух или трех глав: одна посвящена анализу литературы по проблеме, а другая (другие) - описанию эмпирического исследования. Обзор заголовков глав и разделов уже должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту - последовательность и логичность изложения. Следует помнить, что слишком большие подразделы (более 7 страниц) затрудняют понимание читателем логики изложения. Однако слишком короткие подразделы (1-2 страницы) также нецелесообразны, т.к. не дают достаточно места для полного раскрытия даже небольшой проблемы или вопроса.

Если глава или раздел разбиваются на более мелкие части, то количество последних должно быть не менее двух. Разделение раздела на один подраздел не имеет смысла.

Часто целесообразно разделение глав или разделов текста на более мелкие. Оно помогает структурированию работы. Например:

Глава 1.

1.1

1.1.1

1.1.2 1.2

1.2.1

1.2.2

И т.д.,

Слишком / детальное структурирование будет затруднять
общий обзор страницы «Оглавление» и работы в целом. Для лучшего восприятия
текста в нем могут жирным шрифтом, подчеркиванием или отступами выделяться
ненумерованные разделы, однако выносить их на страницу «Оглавление» не нужно.

Важный способ структурирования работы - выделение в тексте абзацев. Каждый абзац начинается с отступом в 5 пробелов от левого края текста. Начало нового абзаца обычно соответствует началу новой мысли или нового фрагмента информации и поэтому помогает логичному восприятию материала читателем.

Обзор литературы (Глава 1) по теме должен показать основательное знакомство студента с литературой, его умение анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами, способность выделять существенное в ранее проведенных исследованиях.

В обзоре необходимо раскрывать существо рассматриваемых вопросов, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и собственной логикой понимания проблемы.


Логика обзора литературы может быть следующая:

1) переход от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

2) хронология исследований в этой области;

3) подходы к исследованию проблемы;

4) изучение логических аспектов динамики психических явлений;

5) изучение отдельных сторон проблемы.

Важно в теоретической части работы не только рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой тематикой, но и обозначить тот круг вопросов, который недостаточно исследован и которые автор предполагает изучить. В противном случае проводимая научная работа оказывается неактуальной. Должна быть указана специфика работы, ее новизна.

Начинать каждый раздел полезно с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными.

Например, «Проблема посттравматического стресса рассматривалась в работах многих психологов», «Рассмотрим основные проблемы самооценки», «При изучении проблемы личности выделяют следующие основные понятия» и т.п.

Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом. Во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать, прежде всего, идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для вашей работы фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, т.е. содержание работы не должно быть безличным.

Например, «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является...»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривалась в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсона, И.И. Ильясова....»; «П.Я. Гальперин считает, что...», «Исследования В.В. Давыдова показали, что...» и т.п.

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении к ним своего отношения, можно использовать такие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет (Усачева, Ильясов, 1986).


При использовании в тексте аббревиатуры необходимо ее пояснение. При этом сначала следует писать все выражение полностью, а в скобках - его аббревиатуру, а затем, в последующих фрагментах текста, где употребляется данное выражение, пишется уже только его аббревиатура.

Необходимо соблюдать определенные правила цитирования как прямой, так и косвенной речи. В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки («...») и воспроизводится без каких-либо изменений. Используется такой способ цитирования в тех случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое дает цитируемый автор. Такие цитаты не следует делать слишком длинными.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора цитируемой работы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек часто ставят отточие (...).

Возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после двоеточия.

Например: С. Л. Рубинштейн писал: «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует» (...).

Второй вариант: цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если цитата вводится в'авторское предложение и органически входит в его состав.

Например: Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива» (...).

После кавычки, завершающей воспроизведение чужой мысли, в скобках указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале.

Косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль, классификацию, фактическую информацию, точку зрения. В этом случае цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках обязательно указывается источник, из которого она взята. Ех;ли цитируемая информация описана на конкретных страницах источника, то указываются и номера страниц. Ссылки целесообразно делать сразу после описания фак/гов, мысли, точки зрения или указания на соответствующую работу в тексте.

Ссылки выполняют в тексте работы две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву. Ссылки указывают, кому принадлежит та или иная мысль, классификация, определение, оригинальная точка зрения, подход к изучению проблемы, кто проводил исследования, кто обнаружил определенные научные факты. Во-вторых, ссылки дают читателю ориентир - у каких авторов, в ка­ких источниках может быть найдена дополнительная информация по излагаемому вопросу, по упоминаемым идеям и исследованиям.

В тексте курсовой работы рекомендуется использовать ссылки следующим образом. После завершения цитирования в скобках указывается фамилия ци­тируемого автора (авторов) или первые слова заглавия книги, если цитируется сборник трудов. Далее после запятой пишется год выпуска источника, а затем, также после запятой, номера страниц (если это необходимо).

Например: (Рубинштейн, 1946, с. 74).


Если ссылка делается на нескольких источников ряда авторов, то, в скобках, описание каждого источника дается через точку с запятой.

Например: Внимание обычно характеризуют избирательной направленностью сознания на определенный объект, который при этом осознается с особой ясностью и отчетливостью (Рубинштейн, 1946; Гоноболин, 1972).

Порой студенты допускают следующую ошибку. Они приводят определение понятия, данное одним ученым, хотя аналогичные определения встречаются и у других авторов. Правильнее будет выразить общую суть понятия, указав в скобках всех авторов, которые придерживаются сходной точки зрения. Далее следует указать на различия в их подходах, если таковые имеются. Пренебрегать аналогичными идеями, описываемыми другими специалистами, не упоминая и не ссылаясь на них, некорректно.

В том случае, когда при цитировании фамилия автора называется тексте курсовой работы, ссылка может быть ограничена указанием года выпуска соответствующего источника и номерами цитируемых страниц.

Если какой-либо источник анализируется студентом детально и изложение подряд описывает его фрагменты, то необходимо приведение ряда ссылок. В этом случае целесообразно во втором и последующем случаях в скобках писать «там же» (если данный источник уже упоминался в предшествующей ссылке) и через запятую указывать только номера соответствующих страниц.

Если в тексте делается ссылка на источник (книгу или статью), который был переиздан на основе более раннего издания, то в скобках через косую черту указываются год первоначального издания и год переиздания.

Например, (Рубинштейн, 1946/1989).

Ссылки в тексте делаются только на источники, которые читал студент и
которые указаны в списке литературы в конце работы.
Порой студенты, читая
работы с анализом литературы, встречают ссылки, например, на иностранные или
российские источники, которые недоступны в городе. Как же ссылаться на
источники и авторов, информация которых важна для изложения проблемы, но
недоступна студенту? В таком случае, несмотря на то, что в тексте упоминается ав­
тор, книги или статьи которого студент не видел, в скобках после цитаты пишется:
(цит. по: Смирнов, 1966, с. 45) - указывается фамилия ^втора, год издания и страницы
источника, из которого взята информация. /

Все источники, указанные в списке литературы, должны иметь ссылки в тексте основной ее части.

В то же время цитирование в процессе написания реферативной части работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить аналитический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психологических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме. В заключение каждого раздела важно сделать выводы по существу рассматриваемых вопросов. Для этого может быть выделен, например, последний абзац раздела. Выводы могут начинаться оборотом

типа «Таким образом,...» «Как видим,...» И Т.П.


3.2. Описание эмпирического исследования и разработки в области практической психологии

Важно не только провести исследование, но и правильно описать его. Разделу, содержащему описание эмпирического исследования или разработки в области практической психологии, целесообразно дать название, отражающее суть со­держания излагаемого материала, не ограничиваясь словами «практическая часть».

Рекомендуется следующая структура этого раздела:

1. Цель и задачи эмпирического исследования;

2. Методы и методики;

3. Характеристика выборки;

4. Процедура исследования;

5. Результаты;

6. Обсуждение результатов.

Прежде всего, должны быть четко обоснованы и сформулированы цели и задачи эмпирического исследования или практической разработки, подробно охарактеризована выборка испытуемых, описаны методы и методики, используемые студентом в своей работе, обоснована целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач.

В случае практической психологической работы должны быть описаны основные этапы разработки методики или адаптации существующей методики к условиям выборки данного типа. При этом характеризуются эмпирические показатели, получаемые в исследовании, или критерии для оценки практической психологической работы, способы их количественной и качественной обработки и интерпретации.

В последующих разделах последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный анализ, обсуждение и интерпретация, делаются выводы. Если цель квалификационной ра­боты - создание практической методики, то важно дать детальное описание ее процедуры, задач на каждом' этапе (психодиагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы и т.д.), особенностей ее использования в опыте студента. При этом необходимо провести самоанализ проведенной работы и ее результатов.

При описании результатов эмпирической работы целесообразно сначала дать общую их оценку, далее перейти к более детальному описанию полученных данных. Лучше перечислять их упорядоченно, подразделяя на виды (например, объективные и субъективные, исходные и вычисленные и т.д.).

Результаты эмпирического исследования должны быть представлены, прежде всего, в числовых значениях измеряемых величин:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. - в общем, все показатели, которые доказывают выводы работы.


В тексте работы не нужно приводить формулы для подсчета типичных статистических критериев и описывать процедуру их вычисления. Предполагается, что рецензировать работу будет квалифицированный специалист, знакомый с основами математической статистики. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы.

При описании результатов необходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициен­ты корреляции или другие математико-статистические критерии, применявшиеся при обработке данных. Далее в скобках обязательно указывается уровень статистической значимости полученных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в одной из следующих форм:

1) различия достоверны на 5 %-м (1 %-м) уровне значимости;

2)(р<0,05)или(р<0,01);

3)(о<0,05)или(а<0,01).

Традиционно в психологии принято учитывать только эти два уровня статистической значимости. Поэтому в таблицах критических значений обычно эти два уровня и приводятся. Хотя в ряде исследовательских задач может быть полезно использование других уровней значимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.023 с.)