Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В области практической психологии

Поиск

Важнейшей частью курсовой работы студента считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области.

Проект эмпирического исследования или практической психологической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. Курсовой проект предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объем определяется: количеством испытуемых, которые были обследованы; количеством использованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обработки и анализа полученных данных. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпи­рических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

1. Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач.

2. Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез.

3. Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала.

4. Качественная и количественная обработка данных.

5. Обсуждение и интерпретация данных.

6. Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Актуальность исследования. Эмпирическое исследование или инновационная работа в области практической психологии должны быть ^аправле-ны на решение актуальной проблемы. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная акт\'альность - необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследований в соответствующей области психологии.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Объектами исследования может быть индивид или группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8-9 классов, подростки с девиантным поведением, консультант, консультируемые и т.д.).


Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга.

Например, в качестве предмета исследования может выступать самооценка младших школьников, тогда объектом исследования будет группа младших школьников.

Объектом исследования может быть не только тип индивидов или групп, но также определенные формы поведения, деятельности людей, психические явления (процессы, состояния, свойства).

Например, самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки. Если объект исследования - учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследова­ния могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то предметом его могут стать индивидуальные особенности, проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами. Таким образом, понятия предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи.

На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:

1. Изучение психического явления.

2. Описание психологического феномена.

3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).

4. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.

5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.

6. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.

7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях (например, в результате коррекционной работы).

8. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных.

9. Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.

10. Разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры.

11. Разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.


Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...»,

«Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В Любом

случае работа должна содержать определённую новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Задачи работы конкретизируют цель исследования или практической психологической деятельности и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.

Планирование эмпирического исследования предполагает подбор методов и методик исследования и обработку полученных эмпирических данных, прогнозирование выборки участников исследования, определение места и условий его проведения.

Гипотеза ~ научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Общая гипотеза определяется целью всего исследования, частные гипотезы - подлежат эмпирической проверке и представляют собой пред­положительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов научной психологии. Поэтому понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов (Немов, 1998, с. 553-557).

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. При выборе методов и методик эмпирического исследования студент должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологических дисциплин. Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определённые преимущества и недостатки. В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов, важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Должны быть предусмотрены возможность управления независи­мой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели, и в каких условиях будут регистрироваться, и основанием для каких выводов будут служить.

Измерение изучаемых психических явлений неотъемлемая черта научного подхода. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объект}, явлению, или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отношений (Дружинин, 1997, с. 182-187; Сидоренко, 2001, с. 12).


Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность (Куликов, 2001, с. 137-160).

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность срав­ниваемых групп была не менее 30—35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 значимы при а. - 0,05 (Дружинин, 1997, с. 112).

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число ре­гистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых, по крайней мере, на 5-10%, поскольку часть/ из них будет «отбракована» в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты) (Куликов, 2001).

Сбор эмпирического материала представляет собой ответственную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от исследователя ряда особых умений. Ими должен овладеть сту­дент. Необходимо предусмотреть, чтобы объект исследования был доступен для практического контакта с ним в условиях, необходимых для изучения.

Можно, например, спланировать научный проект по выявлению психологических особенностей деятельности водолазов под водой. Но при этом нужно ясно дать себе отчет, будут ли испытуемые доступны вам: могут ли быть созданы соответствующие условия для обследования, сможете ли вы найти с ними доверительный психологический контакт. Доступность объекта должна учитываться уже на стадии выбора темы.


Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.

Студент-исследователь должен уметь установить такой доверительный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором может быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что его ответы и действия будут использоваться только в научных целях, уважение к исследователю будут этому значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога (Крылов, Юрьев, 2000; Карандашев, 2000;).

Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей техникой сбора эмпирических данных, детальное знание методики, которая используется.

В ходе работы студента могут ожидать некоторые разочарования, поскольку добиться идеальных условий исследования часто не удается. Как правило, реальные обстоятельства корректируют планы и исследовательские процедуры. Первое пробное исследование позволяет выявить недостатки его проектирования. Этот этап научной работы обычно называют пилотажным. Его данные, позволяющие усовершенствовать программу и методику исследовательского проекта, часто не включаются в общую выборку при обработке данных, поскольку они получаются в несколько других условиях.

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов, как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Для выбора статистических критериев и знакомства с основами их
применения для| обработки эмпирических данных можно использовать ряд подобий
(например, Нас^едов, 2004; Сидоренко, 2001). j

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных -очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать.

При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных - например, воз­раст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие.


Порой для студентов представляет трудность выделение переменных в работах по практической психологии, где возможности использования тради­ционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) ограничены. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды - все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное -иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5—10 испытуемых.

Методы математической обработки данных важно использовать как для анализа результатов эмпирического исследования, так и результатов опытной практической психологической работы. Для обоснования ее эффективности полезно использовать конкретные психологические и поведенческие показатели испытуемых «до» и «после». Выбору их важно уделять особое внимание. Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность выводам работы.

Большинство психологических работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

1. Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, критерий Хи-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.


2. Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

3. Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математичес­кой обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий ^ Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния не­скольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода — результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (Сидоренко, 2001, с. 225).

4. Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа Имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив/тип представления самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, полезно проверить, существуют ли в пособии, которым вы пользуетесь, критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разо­чарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причине отсутствия в таблице критических значений при объеме выборки, которая у вас была.

После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера - SPSS и Statistica.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.009 с.)