Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Финансы как экономическая категория↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФГОУ ВПО «АГТУ»
Учебное пособие
Основы финансов и кредита
для специальности «Прикладная информатика в экономике»
Астрахань, АГТУ - 2010 Авторы:
Гаврилина Наталья Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика бизнеса и финансы» ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» Дербенёва Елена Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика бизнеса и финансы» ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Предмет и актуальность курса. Предметом настоящего курса являются основы теории финансов и кредита – одного из наиболее важных элементов рыночной экономики на ее макро- и микроуровне. Финансовые отношения, связанные с формированием и распределением денежных средств, являются необходимой составляющей процесса формирования международных экономических связей, экономической системы общества и отдельного предприятия. Достаточно велика роль финансов и как прикладного инструмента централизованного и децентрализованного управления экономикой. Указанные факторы определяют актуальность данного курса при подготовке специалистов любого профиля. Цель и задачи изучения дисциплины. Изучение настоящей дисциплины направлено на формирование у студентов базовых знаний в области общей теории финансов и кредита, включая основы методологии управления ими на уровне государства и отдельного субъекта хозяйствования. В процессе изучения курса студенты должны ознакомиться со следующими базовыми вопросами: · общее понятие и функции финансов как экономической категории; · процесс формирования и распределения финансовых ресурсов на макро- и микроэкономическом уровнях; · понятие и основные функции страхования; · финансовые рынки и их функции в экономической системе общества; · формирование и функционирование рынка ценных бумаг, его разновидности свойства и функции; · основы устройства финансовой системы государства и конкретного субъекта хозяйствования, а также основные методы управления его элементами. В соответствии с современной методологией обучения, учебный процесс контролируется с использованием специальных тестов и тренировочных заданий, представленных в конце пособия. Решение предложенных тестовых заданий способствует не только закреплению теоретических знаний, но и освоению практических навыков принятия управленческих решений в исследуемой области. Наличие глоссария помогает быстро освоиться с терминологией и легче усвоить и понять лекционный курс.
Функции финансов
Сущность финансов, как экономической категории, наиболее полно отражается в их базовых функциях, реализуемых на любом уровне финансовой системы. Среди базовых функций финансов следует выделить распределительную, регулирующую и контрольную. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов. Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения (государство, предприятия (объединения), организации, учреждения, граждане). Финансы обслуживают разные этапы распределения, участвуя как в первичном распределении стоимости общественного продукта, так и в перераспределении. С их помощью распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный (на уровне субъектов Федерации), местный. И наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное - финансами предприятий; внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. Благодаря распределительной функции, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью этой функции осуществляется, прежде всего, возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах; вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорций на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности в использовании ресурсов. Финансы в целом выполняют две основные функции - распределительную и контрольную. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет таких, которые не были бы связаны с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время, нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля. С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства, распределением денежных средств и своевременностью их поступления в распоряжение субъектов хозяйствования, эффективностью использования государством и субъектами хозяйствования финансовых ресурсов. Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль, как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без ниx (бартерные сделки и т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия. Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Так, осуществляя проверку эффективности менеджмента предприятий и особенно банков, аудиторские фирмы дают оценку размеров образуемых резервов, что непосредственно имеет отношение к определению конечной величины налогооблагаемого объекта. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. Распределительная и контрольные функции финансов наиболее развиты в современных условиях хозяйствования в России. Вопрос о функциях финансов остается дискуссионным, потому выделяя регулирующую функцию (стимулирующую), следует сказать, что выделение данной функции представляется многим экономистам достаточно спорным. Безусловно, с помощью функций финансов стимулируется эффективное использование производственных фондов, регулируется стоимостная структура общественного производства, укрепляется режим рационального использования финансовых ресурсов. Наличие дискуссионных вопросов относительно существования трех функций финансов обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов.
Понятие финансовой системы
Понятие «финансовая система» неразрывно связано с понятием «финансы». Финансы выражают экономические общественные отношения. В каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства в экономической системе общества, имеет свои, присущие ему функции. Каждое звено финансовой системы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий) представляет собой определенную сферу финансовых отношений. Финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых происходит создание, распределение и использование фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования. Процесс непосредственной организации и регулирования финансовой системы всегда осуществляется государством в лице специально созданных, уполномоченных финансовых органов, что и определяет ключевую роль государственной финансовой системы. При этом, базовым инструментом государственного регулирования является финансовое законодательство, составляющей правовую основу финансовой системы общества. Государственные финансы
Государственные финансы – это особая сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных в основном, с перераспределением национального дохода. Стратегическая цель функционирования государственных финансов – наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей общества в целом и непосредственно государственного аппарата в финансовых ресурсах. Структура государственных финансов: · федеральные финансы · финансы субъектов Федерации · местные (или муниципальные) финансы Управление государственными финансами – совокупность принципов, методов и подходов, направленных на реализацию текущих и перспективных задач в рамках осуществляемой государством финансовой политики. Базовые цели управления государственными финансами: · регулирование экономической системы общества с использованием финансовых рычагов; · обеспечение бездефицитности государственного бюджета; · обеспечение устойчивости национальной валюты как базовый элемент финансовых отношений.
Рис.2.1. Звенья финансовых отношений Финансы предприятий
Финансы предприятий являются важнейшей составляющей частью единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в которой создается совокупный общественный продукт, национальный доход и национальное богатство. В отраслях материального производства возникают разнообразные по характеру финансовые отношения. Учитывая специфику денежных фондов целевого назначения, формируемых на их основе, в составе финансовых отношений можно выделить следующие группы относительно однородных денежных отношений: · связанных с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и др. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, другие – потребительских; · возникающих между предприятиями (если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен). Движение финансовых ресурсов на основе этих денежных отношений осуществляется в нефондовой форме: уплата и получение паевых взносов членами различных объединений, их участие в распределении прибыли от кооперации и производственных процессов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий, получение по ним дивидендов и процентов и т.п.; · складывающихся у предприятий материального производства со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различного рода страховых фондов; · образующихся у предприятий с банками в связи с получением банковских ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, а также предоставлении банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату; · возникающих у предприятий материального производства с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов. Эта группа финансовых отношений получает формы платежей в бюджет, бюджетного финансирования, платежей в различные внебюджетные фонды и др.; · складывающихся у предприятий с их вышестоящими управленческими структурами. Это так называемые вертикальные взаимосвязи, сохранившиеся в границах внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Перечисленные виды денежных отношений составляют содержание финансов предприятий (организаций), которые могут быть определены как денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования, а также их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Бюджетное устройство Российской Федерации Бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принцип ее построения – бюджетное устройство. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. Для бюджетной системы федерального государства характерны 3 уровня – государственный федеральный бюджет, бюджеты членов Федерации и местные бюджеты. В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней – это: · федеральный бюджет; · бюджеты субъектов Федерации – республиканские, краевые, областные, городские, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень – местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов. Бюджеты каждого уровня функционируют самостоятельно, но входят в бюджетную систему России в целом, т.к. законодательство РФ предусматривает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: · единая правовая база бюджетной системы; · использование единых бюджетных классификаций, которые обеспечивают сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистическую и бюджетную информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты; · согласованные принципы бюджетного процесса; · единая денежная система. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единого социально-экономической, в том числе налоговой политики в стране. Самостоятельность бюджетов всех трех уровней обеспечивается: 1) правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными органами власти; 2) правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; 3) правом иметь собственные источники бюджетных доходов.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершающаяся утверждением отчета об исполнении бюджета. Основные этапы бюджетного процесса (на примере федерального бюджета): I этап – формирование проекта бюджета (Министерство финансов на основании собственных расчетов и полученных им решений Президента и Правительства РФ, постановлений органов представительной власти федерального уровня, а также заявок со стороны федеральных ведомств); II этап – согласование и утверждение проекта бюджета (обсуждение на заседании Правительства РФ, рассмотрение проекта органами представительной власти с последующим принятием Закона РФ «О Федеральном бюджете на … год» Государственной Думой, одобрением его Советом Федерации и подписанием Президентом); III этап – исполнение бюджета (Федеральное казначейство как специальное подразделение Министерства финансов РФ, несущее ответственность за данный закон); IV этап – отчет об исполнении бюджета (Министерство финансов РФ перед Государственной Думой). Периоды планирования государственного бюджета: · бюджетный год – период, в течение которого действует утвержденный бюджет (в России, как и во многих странах, бюджетный год совпадает с календарным); · льготный срок – время, законодательно представленное государственным финансовым органам для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия счетов после окончания бюджетного года; · счетный период – фактический период исполнения бюджета, определяемый как бюджетный год, увеличенный на льготный срок. Значение бюджетного процесса состоит в том, что в ходе его реализуются материальные бюджетные права РФ, ее субъектов и муниципальных образований на собственный бюджет, на получение и использование бюджетных доходов. Участниками бюджетно-процессуальных отношений выступают представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Распределение полномочий в бюджетном процессе между органами власти различных уровней обеспечивает самостоятельность субъектов Федерации и муниципальных образований в области бюджета, а также координацию бюджетной деятельности в стране, необходимую для реализации единой бюджетно-финансовой политики государства.
Внебюджетные фонды РФ Центральный Банк РФ. Центральный Банк Российской Федерации - (Банк России), главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчётных, в том числе клиринговых систем. За деятельностью кредитных организаций осуществляется контроль: - Государственный - осуществляется законодательным путем; - Ведомственный - осуществляет Центральный Банк РФ; - Независимый - осуществляют аудиторские фирмы. В ходе выполнения своих надзорных функций Банк России имеет право; - Давать рекомендации руководству банков о возможных путях ликвидации недостатков; - Предъявлять требования учредителям банка о принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей банка; - Направлять в банк (филиал) своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению; - Назначать временную администрацию по управлению банком (филиалом) на период, необходимый для его финансового оздоровления или выполнения предписаний Центрального Банка РФ; - Вносить на рассмотрение Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации предложения о введении ограничений на проведение банковских операций; - Предъявлять требования к головному банку о регистрации или ликвидации филиала с сообщением об этом Департаменту банковского надзора и территориальному главному управлению по месту нахождения головного банка; - Ставить вопрос о реорганизации или ликвидации банка. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также сложившейся мировой практики и требований международных надзорных органов ЦБ вправе устанавливать им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии. Кредитные организации имеют право заключать между собой договоры для решения совместных задач, создавать холдинги, вступать в союзы для защиты и представления интересов своих членов, координация их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций и не преследуют цели получения прибыли. Им запрещается осуществлять любые банковские операции. Они регистрируются как некоммерческие организации и в месячный срок уведомляют ЦБ РФ о своем создании. С учетом филиалов коммерческих банков и учреждений Сберегательного банка РФ плотность банковской сети в стране составляет 20 -30 кредитных учреждений на 100 тыс. человек, что соответствует уровню мировой практики -10-50 на 100 тыс. человек. Однако распределение банков по регионам России неравномерно. Если, например, в Москве сосредоточено до 40 % всех банков, то в Дальневосточном, Восточно-Сибирском и некоторых других регионах их количество явно недостаточно. Так сейчас наблюдается равномерный рост количества банков. Растет количество банков, преобразованных в филиалы других, более крупных банков, что способствует концентрации банковского капитала. По состоянию на 1 декабря 2004 года, в общем, количестве кредитных организаций доля с уставным капиталом до 30 млн. руб. составляет 64,2%, а с уставным капиталом от 300 млн. р. и выше – лишь 4,8%. Значительную часть банковской сети все еще составляют мелкие и средние банки, которые не могут делать крупных вложений в экономику. Для дальнейшего развития сети коммерческих банков требуется приведение в 2005 году уровня достаточности их капитала в соответствие с требованиями Инструкции №1 ЦБ РФ от 1 октября 1997 года «О порядке регулирования деятельности банков», оздоровление финансового состояния проблемных банков, упорядочение размещения банковской сети на территории страны, повышение оснащенности банков и культуры банковского обслуживания. Возможно ускорение процесса поглощения мелких банков более крупными. Продолжится универсализация деятельности большинства коммерческих банков. Кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», называются небанковские кредитными организациями. К ним относятся клиринговые палаты, ломбарды, лизинговые компании, кредитная кооперация и др. круг банковских операций для них устанавливает ЦБ РФ.
Тема 6. СТРАХОВАНИЕ Отрасли страхования
В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: - имущественное, - социальное, - личное, - страхование ответственности, - страхование предпринимательских рисков. Социальное страхование
Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов. Таким образом, социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах: • личная ответственность - сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа; • солидарность - работодатели, трудящиеся и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным; • организационное самоуправление - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования «прозрачной» для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения; • всеобщность - социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг; • обязательность (принудительность) социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета; • государственное регулирование - законодательное закрепление гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий назначения пособий, контроля за правильностью использования финансовых средств. Чтобы определить и проанализировать задачи социального страхования необходимо отметить его основные функции и виды. К важнейшим функциям социального страхования, как составляющей • защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете; • компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией; • воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности; • перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством; • стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов - уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием. Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты, а значит, и организация социального страхования, различаются по видам, Только таким образом можно четко рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так будет исключено скрытое перераспределение средств при страховании различных рисков. К основным видам социального страхования следует отнести: • страхование по болезни (оплата медицинской помощи и дней нетрудоспособности); • страхование пенсионного обеспечения (по старости, пенсии по инвалидности, пенсии иждивенцам погибших); • страхование от несчастных случаев на производстве (в связи с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемость
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.236 (0.011 с.) |