Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Імені Володимира Даля
Методичні вказівки До практичних занять з дисципліни «Психологія»
Луганськ 2010 Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности Цель: углубление, расширение и закрепление полученных на лекционных занятиях знаний об эмоционально-волевой сфере, развитие практических навыков по определению отдельных форм переживаний. Ход занятия І. Вопросы для самоподготовки. * Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика. * Физиологические основы чувств и эмоций. * Восприятие и выражение чувств. * Формы переживания чувств. * Высшие чувства. * Личность и чувства. * Понятие о воле. Структура волевого акта.
Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ: 2.1. ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998 - С.122-126. * Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.289-298. * Мерлин В. Лекции по психологии мотивов человека. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.298-305. * Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.305-311. 2.5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. 2.6. Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1961.
III. Экспериментальное исследование * Методика «Любят ли вас люди?» (Познай себя / Сост. Третьяченко В.В., Федоров В.Г. - Луганск: ВУГУ,-1993.-С.44) * Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.408). * Методика «39 сюжетов для мысленных игр» (ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998. - С.32)
Краткий конспект темы Пошли мне бури и ненастья, Даруй мучительные дни, - Но от преступного бесстрастья, Но от покоя сохрани! И.С.Аксаков
Основные понятия: эмоции, чувства, положительные эмоции, отрицательные эмоции, настроение, аффект, стресс, страсть, экспрессия, импрессия, любовь, дружба, счастье, воля, волевые действия.
5.1. Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика Эмоции - психические состояния, выражающие переживание (удовлетворение, радость, страх и др.) бессознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, настоящем, будущем любых моделей поведения. Эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.
Классификация по модальности (положительные и отрицательные); по степени их осознанности, отчетливости понимания человеком того, что с ним происходит (осознанные, неосознанные); по возможности их регулирования (поддающиеся регуляции и неуправляемые); по степени иррадиации (локальные и фундаментальные); по интенсивности (вялотекущие и «взрывные»); по структуре (однородные и сложные комплексы); по степени динамичности (легко сменяемые и «застревающие»); по характеру влияния на организм (стенические и астенические); по выполняемым функциям (активизирующие, мотивирующие, тормозящие, оценивающие, прогнозирующие). Стенические -«стенос» – по-греч. сила – это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев); Астенические – подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска). Фундаментальная - эмоция, имеющая свой собственный механизм возникновения, выражается внешне особыми мимическими или нервно-мимическими средствами и обладает особо субъективным переживанием. Фундаментальные эмоции по К.Е.Изарду: 1)интерес-волнение; 6)презрение; 2)радость; 7)страх; 3)отвращение; 8)стыд; 4)гнев; 9)удивление; 5)горе-страдание; 10)вина.
Интеллектуальные эмоции по О.К.Тихомирову: * сомнение; * уверенность; * догадка; * удивление; * удовольствие.
Чувства - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства - это более устойчивое и продолжительное психическое явление, имеющее отчетливо выраженный предметный характер.
Классификация
Эмпатия - процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживания другого.
Формы переживания чувств
Эмоции выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающему миру и к себе самому.
Переживание - непосредственное отражение человеком своего внутреннего мира. Учитывая длительность и силу переживания, говорят об эмоциональной реакции и эмоциональном состоянии. Две стороны эмоций - объективная (через свойства раздражителя, вызывающего соответствующую реакцию) и субъективная (через отношение человека к этому объекту и в целом ситуации).
Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, стресс, страсти. Настроение - устойчивое переживание каких-либо эмоций. Депрессия - подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений. Аффект - бурно протекающая эмоция, характеризующаяся нарушением волевого контроля. Стресс - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных действий. Страсть - эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.
С точки зрения изучения болезненных состояний психической сферы, выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (плач от горя), вторые чрезмерны, избыточны и выраженность их, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, несовместимым с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).
Высшие чувства Моральные - чувства, в которых выявляется устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе. Эстетические - это ощущение красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм. Познавательные - представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании. Праксические - переживания человека своего отношения к деятельности. Они возникают в деятельности. Личность и чувства
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть, Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. И, наконец, особые чувства, которые характеризуют человека как личность - ненависть, дружба, любовь.
* Понятие о воле. Структура волевого акта
Воля - способностьк осознанным внутренним усилиям в выборе цели поведения, в формировании модели поведения и в ее реализации. Цель деятельности, модель поведения и реализация модели выбираются и осуществляются гармонично развитой личностью в соответствии с идеалами и подчиненными им принципами и нормами. Идеалы такой личности обладают приоритетом перед ее актуальными физическими и психическими потребностями.
Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизирующего внутренние ресурсы человека и создающие дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Локус контроль - понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей (ввел понятие американский психолог Ю.Роттер). Внешняя, экстернальная, локализация контроля - поиск причин поведения вне человека, в окружающей его среде ("Часы отстают", "Мне неверно передали информацию", "Преподаватель не задал задание, а сам не спрашивал" и т.д.). Внутренняя, интернальная, локализация контроля - поиск причин поведения в самом себе ("Я забыл", "Я невнимательно слушал", "Я проспал" и т.д.) Фазы волевого процесса * Возникновение побуждения и постановка цели (зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка). * Стадия обсуждения и борьба мотивов (решительность). * Принятие решения (самоконтроль и самооценка). * Исполнение (энергичность и настойчивость). Практическое задание Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А, Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий. Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации. В отечественной психологии совладающее поведение (копинг) рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции совладания - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эффективного совладания с ней, а также умение вовремя применить их в поведении. Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям. Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия.
Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47. Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38,45. Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48. Опросник Басса-Дарки
Инструкция. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». ВОПРОСЫ 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы 5. Я не всегда получаю то, что мне положено 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать 8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал 15. Я часто бываю не согласен с людьми 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется 20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор 21. Меня немного огорчает моя судьба 22. Я думаю, что многие люди не любят меня 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку 26. Я не способен на грубые шутки 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится 30. Довольно многие люди завидуют мне 31. Я требую, чтобы люди уважали меня 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу 34. Я никогда не бываю мрачен от злости 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания 37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня 42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь 43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием 44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел 45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» 46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ 54. Неудачи огорчают меня 55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. 57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо 59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю 60. Я ругаюсь только со злости 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся 65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает 67. Я часто думаю, что жил неправильно 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня 71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение 72. В последнее время я стал занудой 73. В споре я часто повышаю голос 74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить Подсчет результатов Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: 1. Физическая агрессия: да = 1, нет = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; нет = 1, да = 0: 9 и 7. 2. Косвенная агрессия: да = 1, нет = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; нет = 1, да = 0: 26, 49. 3. Раздражение: да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; нет= 1, да = 0: 11, 35, 69. 4. Негативизм: да = 1. нет = 0: 4, 12, 20, 28; нет = 1, да = 0: 36. 5. Обида: да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58. 6. Подозрительность: да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75. 7. Вербальная агрессия: да = 1, нет = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75. 8. Чувство вины: да = 1, нет = 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7-ю. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5 — 7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Интерпретация 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросы для самопроверки Что такое эмоции? 1. Каково значение эмоций в жизнедеятельности человека? 2. Назовите основные виды эмоций, опираясь на различные классификации. 3. Что такое чувство? 4. Как связаны чувства и эмоции? 5. Какова разница между чувствами и эмоциями? 6. Основные формы переживаний человека. 7. Назовите высшие чувства? 8. Что лежит в основе физиологического проявлений чувств и эмоций? 9. Что такое воля? 10.Раскройте структуру волевого акта.
Ход занятия І. Вопросы для самоподготовки. 1.1. Понятие о темпераменте, его виды. 1.2. Характер, его акцентуация. 1.3. Способности и их классификация.
Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ: Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1982. - 320с.
III. Экспериментальное исследование 3.1. Методика определения типа темперамента Айзенка (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.173). 3.2. Методика «Формула темперамента» (А.Белов) (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.177). 3.3. Методика определения свойств нервной системы по психомроторным показателям (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.186). 3.4. Методика «Как совмещаются ваши характеры?» (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.279). 3.5. Методика «Самооценка» (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.268).
Краткий конспект темы
Основные понятия: темперамент, виды темпераментов, холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, свойства темперамента, характер, свойства характера, акцентуация характера.
Характер, его акцентуация Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и в общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Черты характера Интеллектуальные черты характера Эмоциональные черты характера Волевые черты характера
В системе отношений личности выделят четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы: Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу: Черты, показывающие, как человек относится к самому себе: Черты, характеризующие отношение человека к вещам:
Свойства характера (качественная выраженность характера) * Степень глубины- * Цельность характера- * Степень устойчивости- * Активность- * Сила характера- Количественная выраженность характера-
Акцентуация характера Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип Экстровертный тип Неуправляемый тип Гипертимический тип Застревающий тип Эмотивный тип Педантичный тип Тревожный тип Циклотимический тип Демонстративный тип Возбудимый тип Дистимический тип Экзальтированный тип ВОПРОСЫ 1. Ты обычно спокоен, весел? 2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? 3. Легко ли ты можешь расплакаться? 4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? 5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники? 6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? 7. Любишь ли ты бывать главным в игре? 8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься? 9. Серьезный ли ты человек? 10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей? 11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры? 12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел? 13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? 14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези? 15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции? 16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак? 17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным? 18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? 19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят? 20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе? 21. Тебе обычно немного грустно? 22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? 23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте? 24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо? 25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки кошек? 26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно? 27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома? 28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины? 29. Ты — один из лучших учеников в классе? 30. Часто ли ты веселишься, дурачишься? 31. Легко ли ты можешь рассердиться? 32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? 33. Умеешь ли ты веселить ребят? 34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь? 35. Боишься ли ты крови? 36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? 37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? 38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату? 39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? 40. Легко ли ты знакомишься с людьми? 41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах? 42. Ты когда-нибудь убегал из дому? 43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу? 44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? 45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой? 46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине? 47. Любишь ли ты животных? 48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? 49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? 50. Твое настроение зависит от погоды? 51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос? 52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? 53. Нравится ли тебе быть среди ребят? 54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние? 55. Можешь ли ты организовать игру, работу? 56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? 57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги? 58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? 59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать? 60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице? 61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте? 62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим? 63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? 64. Бывает ли у тебя головная боль? 65. Часто ли ты смеешься? 66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)? 67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день? 68. Часто ли с тобой бывают несправедливы? 69. Любишь ли ты природу? 70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет? 71. Боязлив ли ты, как ты считаешь? 72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом? 73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены? 74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать? 75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью? 76. Бывают ли у тебя неожиданные, переходы от радости к тоске? 77. Умеешь ли ты развлекать гостей? 78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? 79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей? 80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради? 81. Считаешь ли ты себя недоверчивым? 82. Часто ли тебе снятся страшные сны? 83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину? 84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся? 85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно? 86. Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно? 87. Обычно ты немногословен, молчалив? 88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене? Ключ Подсчитайте итоговые баллы при помощи таблицы (по 1 баллу за совпадение с ключом в третьей колонке и умножьте на коэффициент)
1) Гипертимный (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность. Важнейшими особенностями гипертимов являются их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Поведение гипертимов очень часто вызывает неудоволь
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.015 с.) |