Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности



Імені Володимира Даля

 

Методичні вказівки

До практичних занять

з дисципліни «Психологія»
теми 5-7

 

Луганськ 2010


Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

Цель: углубление, расширение и закрепление полученных на лекционных занятиях знаний об эмоционально-волевой сфере, развитие практических навыков по определению отдельных форм переживаний.

Ход занятия

І. Вопросы для самоподготовки.

* Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика.

* Физиологические основы чувств и эмоций.

* Восприятие и выражение чувств.

* Формы переживания чувств.

* Высшие чувства.

* Личность и чувства.

* Понятие о воле. Структура волевого акта.

 

Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.

 

II. Подготовить аннотацию на одну из работ:

2.1. ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998 - С.122-126.

* Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.289-298.

* Мерлин В. Лекции по психологии мотивов человека. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.298-305.

* Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Хрестоматия по психологии// Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977 - С.305-311.

2.5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

2.6. Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1961.

 

III. Экспериментальное исследование

* Методика «Любят ли вас люди?» (Познай себя / Сост. Третьяченко В.В., Федоров В.Г. - Луганск: ВУГУ,-1993.-С.44)

* Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.408).

* Методика «39 сюжетов для мысленных игр» (ВереинаЛ.В., Третьяченко В.В. Психологические проблемы делового общения - Учебное пособие. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998. - С.32)

 

 

Краткий конспект темы

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни, -

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

И.С.Аксаков

 

Основные понятия: эмоции, чувства, положительные эмоции, отрицательные эмоции, настроение, аффект, стресс, страсть, экспрессия, импрессия, любовь, дружба, счастье, воля, волевые действия.

 

5.1. Понятие об эмоциях и чувствах: содержание, функции, динамика

Эмоции - психические состояния, выражающие переживание (удовлетворение, радость, страх и др.) бессознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, настоящем, будущем любых моделей поведения.

Эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

 

Классификация

по модальности (положительные и отрицательные);

по степени их осознанности, отчетливости понимания человеком того, что с ним происходит (осознанные, неосознанные);

по возможности их регулирования (поддающиеся регуляции и неуправляемые);

по степени иррадиации (локальные и фундаментальные);

по интенсивности (вялотекущие и «взрывные»);

по структуре (однородные и сложные комплексы);

по степени динамичности (легко сменяемые и «застревающие»);

по характеру влияния на организм (стенические и астенические);

по выполняемым функциям (активизирующие, мотивирующие, тормозящие, оценивающие, прогнозирующие).

Стенические -«стенос» – по-греч. сила – это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев);

Астенические – подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска).

Фундаментальная - эмоция, имеющая свой собственный механизм возникновения, выражается внешне особыми мимическими или нервно-мимическими средствами и обладает особо субъективным переживанием.

Фундаментальные эмоции по К.Е.Изарду:

1)интерес-волнение; 6)презрение;

2)радость; 7)страх;

3)отвращение; 8)стыд;

4)гнев; 9)удивление;

5)горе-страдание; 10)вина.

 

Интеллектуальные эмоции по О.К.Тихомирову:

* сомнение;

* уверенность;

* догадка;

* удивление;

* удовольствие.

 

Чувства - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Чувства - это более устойчивое и продолжительное психическое явление, имеющее отчетливо выраженный предметный характер.

 

Классификация

По функциям: По направленности:
- сигнальные; - репродуктивные. * моральные; * интеллектуальные; * эстетические; * праксические.

 

Эмпатия - процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживания другого.

 

Формы переживания чувств

 

Эмоции выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающему миру и к себе самому.

 

Переживание - непосредственное отражение человеком своего внутреннего мира. Учитывая длительность и силу переживания, говорят об эмоциональной реакции и эмоциональном состоянии.

Две стороны эмоций - объективная (через свойства раздражителя, вызывающего соответствующую реакцию) и субъективная (через отношение человека к этому объекту и в целом ситуации).

 

Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, стресс, страсти.

Настроение - устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Депрессия - подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Аффект - бурно протекающая эмоция, характеризующаяся нарушением волевого контроля.

Стресс - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных действий.

Страсть - эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.

 

С точки зрения изучения болезненных состояний психической сферы, выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (плач от горя), вторые чрезмерны, избыточны и выраженность их, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, несовместимым с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).

 

 

Высшие чувства

Моральные - чувства, в которых выявляется устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе.

Эстетические - это ощущение красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм.

Познавательные - представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании.

Праксические - переживания человека своего отношения к деятельности. Они возникают в деятельности.

Личность и чувства

 

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть, Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

И, наконец, особые чувства, которые характеризуют человека как личность - ненависть, дружба, любовь.

 

* Понятие о воле. Структура волевого акта

 

Воля - способностьк осознанным внутренним усилиям в выборе цели поведения, в формировании модели поведения и в ее реализации. Цель деятельности, модель поведения и реализация модели выбираются и осуществляются гармонично развитой личностью в соответствии с идеалами и подчиненными им принципами и нормами. Идеалы такой личности обладают приоритетом перед ее актуальными физическими и психическими потребностями.

 

Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизирующего внутренние ресурсы человека и создающие дополнительные мотивы к действию по достижению цели.

Локус контроль - понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей (ввел понятие американский психолог Ю.Роттер).

Внешняя, экстернальная, локализация контроля - поиск причин поведения вне человека, в окружающей его среде ("Часы отстают", "Мне неверно передали информацию", "Преподаватель не задал задание, а сам не спрашивал" и т.д.).

Внутренняя, интернальная, локализация контроля - поиск причин поведения в самом себе ("Я забыл", "Я невнимательно слушал", "Я проспал" и т.д.)

Фазы волевого процесса

* Возникновение побуждения и постановка цели (зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка).

* Стадия обсуждения и борьба мотивов (решительность).

* Принятие решения (самоконтроль и самооценка).

* Исполнение (энергичность и настойчивость).

Практическое задание

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А, Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой)

Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает пере­чень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

В отечественной психологии совладающее поведение (копинг) рассматривается как осоз­нанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно за­висит по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирова­ния личности. Основные функции совладания - обеспечение и поддержание внешнего и внут­реннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эф­фективного совладания с ней, а также умение вовремя применить их в поведении.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержа­ние баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям.

Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на не­благоприятные воздействия.

 

Бланк ответов

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях Частота использования заданных типов поведения
Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
1. Стараюсь тщательно распределить свое время.          
2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.          
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.          
4. Стараюсь быть на людях.          
5. Виню себя за нерешительность.          
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.          
7. Погружаюсь в свою боль и страдания.          
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.          
9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.          
10. Думаю о том, что для меня самое главное.          
11. Стараюсь больше спать.          
12. Балую себя любимой едой.          
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.          
14. Испытываю нервное напряжение.          
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.          
16. Говорю себе, что это происходит не со мной.          
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.          
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.          
19. Испытываю эмоциональный шок.          
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.          
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.          
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.          
23. Иду на вечеринку.          
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.          
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.          
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.          
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.          
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.          
29. Иду в гости к другу.          
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.          
31. Провожу время с дорогим человеком.          
32. Иду на прогулку.          
33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.          
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.          
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.          
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.          
37. Звоню другу.          
38. Испытываю раздражение.          
39. Решаю, что теперь важнее всего делать.          
40. Смотрю кинофильм.          
41. Контролирую ситуацию.          
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.          
43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.          
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.          
45. Отыгрываюсь на других.          
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.          
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.          
48. Смотрю телевизор.          

Обработка и интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунк­тов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38,45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Опросник Басса-Дарки

 

Инструкция. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуе­мый отвечает «да» или «нет».

ВОПРОСЫ

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не вы­полню просьбы

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить чело­века

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное прави­ло, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться бла­гоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю не согласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны ис­пытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, на­прашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной на­смехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я де­лаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслу­живаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обра­щаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «силь­ным» выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь уда­рит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда оби­жаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему не­навидел

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов ска­зать все, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был на­столько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей го­ворят правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно при­менить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пы­таются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не со­бираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

73. В споре я часто повышаю голос

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое от­ношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спо­рить

Подсчет результатов

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: да = 1, нет = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; нет = 1, да = 0: 9 и 7.

2. Косвенная агрессия: да = 1, нет = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; нет = 1, да = 0: 26, 49.

3. Раздражение: да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; нет= 1, да = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм: да = 1. нет = 0: 4, 12, 20, 28; нет = 1, да = 0: 36.

5. Обида: да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность: да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия: да = 1, нет = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: да = 1, нет = 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7-ю.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5 — 7±3. При этом обращается вни­мание на возможность достижения определенной величины, по­казывающей степень проявления агрессивности.

Интерпретация

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против установив­шихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действи­тельные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторож­ности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных от­ветов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 

Вопросы для самопроверки

Что такое эмоции?

1. Каково значение эмоций в жизнедеятельности человека?

2. Назовите основные виды эмоций, опираясь на различные классификации.

3. Что такое чувство?

4. Как связаны чувства и эмоции?

5. Какова разница между чувствами и эмоциями?

6. Основные формы переживаний человека.

7. Назовите высшие чувства?

8. Что лежит в основе физиологического проявлений чувств и эмоций?

9. Что такое воля?

10.Раскройте структуру волевого акта.

 


Ход занятия

І. Вопросы для самоподготовки.

1.1. Понятие о темпераменте, его виды.

1.2. Характер, его акцентуация.

1.3. Способности и их классификация.

 

Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.

 

II. Подготовить аннотацию на одну из работ:

Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1982. - 320с.

 

III. Экспериментальное исследование

3.1. Методика определения типа темперамента Айзенка (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.173).

3.2. Методика «Формула темперамента» (А.Белов) (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.177).

3.3. Методика определения свойств нервной системы по психомроторным показателям (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.186).

3.4. Методика «Как совмещаются ваши характеры?» (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.279).

3.5. Методика «Самооценка» (Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С.268).

 

Краткий конспект темы

 

Основные понятия: темперамент, виды темпераментов, холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, свойства темперамента, характер, свойства характера, акцентуация характера.

 

Характер, его акцентуация

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и в общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Черты характера

Интеллектуальные черты характера

Эмоциональные черты характера

Волевые черты характера

 

В системе отношений личности выделят четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу:

Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу:

Черты, показывающие, как человек относится к самому себе:

Черты, характеризующие отношение человека к вещам:

 

Свойства характера (качественная выраженность характера)

* Степень глубины-

* Цельность характера-

* Степень устойчивости-

* Активность-

* Сила характера-

Количественная выраженность характера-

 

Акцентуация характера

Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности.

Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

 

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера:

Интровертный тип

Экстровертный тип

Неуправляемый тип

Гипертимический тип

Застревающий тип

Эмотивный тип

Педантичный тип

Тревожный тип

Циклотимический тип

Демонстративный тип

Возбудимый тип

Дистимический тип

Экзальтированный тип

ВОПРОСЫ

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей ра­боте?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты бывать главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сер­дишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять зада­ния учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты ру­кой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спор­тивной секции?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккурат­ным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки ко­шек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят не­ровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один до­ма?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедли­во?

38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем бы­страя и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дому?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драть­ся?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отча­яние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встре­чаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофиль­ма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на сво­ем месте?

62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настро­ением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неува­жения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, запер­та ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настрое­ние, при котором ни с кем не хочется разговаривать?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные, переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или бро­ситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, на­столько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

Ключ

Подсчитайте итоговые баллы при помощи таблицы (по 1 баллу за совпадение с ключом в третьей колонке и умножьте на коэффициент)

Тип акцентуации   Коэффициент Итоговые баллы
* Гипертимный Да: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77,    
* Тревожный Да: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, Нет: 5    
* Дистимный Да:21, 43, 44, 75, 87, Нет: 30, 53, 65    
* Педантичный Да: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80,83, Нет: 36,    
* Возбудимый Да: 3, 8, 20, 31, 42, 52, 64, 74,    
* Эмотивный Да: 9, 13, 35, 47, 57, 69, 79, Нет: 25,    
* Застревающий Да: 2, 10, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81, Нет: 12, 46, 59    
* Демонстративный Да: 7, 15, 19, 29, 41, 63, 66, 73, 85, 86, 88, Нет: 51    
* Циклотимный Да: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84    
* Экзальтированный Да: 22, 32, 54, 76    

 

1) Гипертимный (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самосто­ятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагиру­ет на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволен­ного, отсутствует самокритичность. Важнейшими особенностя­ми гипертимов являются их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтли­вость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчи­вости и недисциплинированности. Поведение гипертимов очень часто вызывает неудоволь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.25 с.)