Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способности и их классификация

Поиск

Способности - это совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

Способности - это возможности, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле, это действительность, которая достигается в процессе обучения и воспитания.

Способности могут быть качественными и количественными

Классификация способностей:

Общие элементарные способности-

Специальные элементарные способности -

Общие сложные способности -

Специальные сложные способности -

 

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный и творческий.

 

Практическое задание

Выявление акцентуаций (тест Шмишека)

В основе теста-опросника лежит концепция акцентуирован­ных личностей К.Леонгарда.

Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов отве­тов: «да» и «нет».

ВОПРОСЫ

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей ра­боте?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты бывать главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сер­дишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять зада­ния учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты ру­кой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спор­тивной секции?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккурат­ным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки ко­шек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят не­ровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один до­ма?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедли­во?

38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем бы­страя и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дому?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драть­ся?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отча­яние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встре­чаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофиль­ма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на сво­ем месте?

62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настро­ением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неува­жения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, запер­та ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настрое­ние, при котором ни с кем не хочется разговаривать?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные, переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или бро­ситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, на­столько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

Ключ

Подсчитайте итоговые баллы при помощи таблицы (по 1 баллу за совпадение с ключом в третьей колонке и умножьте на коэффициент)

Тип акцентуации   Коэффициент Итоговые баллы
* Гипертимный Да: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77,    
* Тревожный Да: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, Нет: 5    
* Дистимный Да:21, 43, 44, 75, 87, Нет: 30, 53, 65    
* Педантичный Да: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80,83, Нет: 36,    
* Возбудимый Да: 3, 8, 20, 31, 42, 52, 64, 74,    
* Эмотивный Да: 9, 13, 35, 47, 57, 69, 79, Нет: 25,    
* Застревающий Да: 2, 10, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81, Нет: 12, 46, 59    
* Демонстративный Да: 7, 15, 19, 29, 41, 63, 66, 73, 85, 86, 88, Нет: 51    
* Циклотимный Да: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84    
* Экзальтированный Да: 22, 32, 54, 76    

 

1) Гипертимный (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самосто­ятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагиру­ет на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволен­ного, отсутствует самокритичность. Важнейшими особенностя­ми гипертимов являются их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтли­вость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчи­вости и недисциплинированности. Поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Делинквентность гипертимов обусловлена не столько антисоциальными установками, сколь­ко легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску.

 

2) Тревожный (психастенический) — пониженный фон настро­ения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомнева­ется в своих действиях.

3) Дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготятся шум­ным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфлик­ты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной.

4) Педантичны й — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.

5) Возбудимый — повышенная раздражительность, несдер­жанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, но возмож­ны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют. Возбудимый тип харак­теризуется импульсивностью поведения, неконтролируемыми побуждениями, нетерпимостью к замечаниям.

6) Эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствитель­ность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Представители этой акцентуации часто считают, что «их не понимают», чувствуют свою изо­ляцию и отчужденность, эмоциональную депривацию, остро ре­агируют на любые оплошности в поведении педагогов, родителей, склонны к побегам из дома.

7) Застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая не­сговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной. Концентрация на обиде влекут за собой часто не только проблемы в личных взаимоотношениях, но и сказываются на отношении к предмету, на успеваемости. От­ношение к предмету («люблю — не люблю, нравится — не нра­вится») опосредовано отношением ученика к педагогу. Устойчи­вость аффекта и обидчивость проявляются у застревающего ак-центуанта и во взаимоотношениях со сверстниками, приводит к желанию отомстить. Эта месть может быть достаточно тонкой, отсроченной по времени. Работа по психо-педагогической коррек­ции застревающего акцентуанта может проводиться по поводу конкретной ситуации обиды, по изменению отношения к конк­ретной ситуации или к конкретному человеку. Распространен­ность застревающей акцентуации в группе делинквентов состав­ляет 24%, или 5-6 ранговое место. Педагоги не обращают вни­мание на ярко выраженную застревающую акцентуацию, а ведь часто представителями этого типа являются учащиеся с асоци­альной направленностью, с выраженной социальной дезадапта-цией.

8) Демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обмо­рок, скандалы, болезни, хвастовства, наряди, необычное увле­чение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Следует быть осторожным в разоблачении фантазий и выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблаче­ния, раскрытия обмана часто невыносима для «демонстратив­ной» личности — реакции могут быть самые разные и опасные: побеги из дома, уходы из школы, попытки суицида и другие дей­ствия, свидетельствующие о стремлении любым способом превра­тить выдумку в реальность. Девушки демонстративной акценту­ации часто афишируют свои реальные и мнимые сексуальные связи, свой опыт общения с юношами, но в результате провоци­руют насильственные действия юношей, часто оказываются жер­твой изнасилования.

9) Циклотимный — общительность циклически меняется (вы­сокая в период повышенного настроения, и низкая в период по­давленности).

10) Экзальтированный(лабильный) — очень изменчивое на­строение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

 

Вопросы для самопроверки

* Назовите основные типы темперамента.

* Сформулируйте кратко гуморальную теорию.

* Охарактеризуйте кратко каждый тип темперамента.

* Как проявляется в поведении каждый тип темперамента.

* Что такое характер?

* Назовите свойства характера?

* Что составляет структуру характера?

* Назовите ведущие черты вашего характера.

* Что определяет акцентуация характера?

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.008 с.)