Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы чувств и эмоцийСодержание книги Поиск на нашем сайте
Выражение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга. В подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с изменениями организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности с выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции. На протекание эмоций и чувств человека существенно влияет вторая сигнальная система, Эмоции могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными и носят общественный характер. Благодаря этому возможно формирование моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Эмоциональный "настрой" в значительной степени зависит от функций таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Экспериментально обнаружено существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения" и "страдания".
Восприятие и выражение чувств Экспрессия - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека, сопровождаются выразительными движениями. Выразительные движения - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям. Импрессия - внутреннее восприятие чувств. Формы переживания чувств
Эмоции выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающему миру и к себе самому.
Переживание - непосредственное отражение человеком своего внутреннего мира. Учитывая длительность и силу переживания, говорят об эмоциональной реакции и эмоциональном состоянии. Две стороны эмоций - объективная (через свойства раздражителя, вызывающего соответствующую реакцию) и субъективная (через отношение человека к этому объекту и в целом ситуации).
Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, стресс, страсти. Настроение - устойчивое переживание каких-либо эмоций. Депрессия - подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений. Аффект - бурно протекающая эмоция, характеризующаяся нарушением волевого контроля. Стресс - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных действий. Страсть - эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.
С точки зрения изучения болезненных состояний психической сферы, выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (плач от горя), вторые чрезмерны, избыточны и выраженность их, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, несовместимым с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).
Высшие чувства Моральные - чувства, в которых выявляется устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе. Эстетические - это ощущение красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм. Познавательные - представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании. Праксические - переживания человека своего отношения к деятельности. Они возникают в деятельности. Личность и чувства
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть, Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. И, наконец, особые чувства, которые характеризуют человека как личность - ненависть, дружба, любовь.
* Понятие о воле. Структура волевого акта
Воля - способностьк осознанным внутренним усилиям в выборе цели поведения, в формировании модели поведения и в ее реализации. Цель деятельности, модель поведения и реализация модели выбираются и осуществляются гармонично развитой личностью в соответствии с идеалами и подчиненными им принципами и нормами. Идеалы такой личности обладают приоритетом перед ее актуальными физическими и психическими потребностями.
Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизирующего внутренние ресурсы человека и создающие дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Локус контроль - понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей (ввел понятие американский психолог Ю.Роттер). Внешняя, экстернальная, локализация контроля - поиск причин поведения вне человека, в окружающей его среде ("Часы отстают", "Мне неверно передали информацию", "Преподаватель не задал задание, а сам не спрашивал" и т.д.). Внутренняя, интернальная, локализация контроля - поиск причин поведения в самом себе ("Я забыл", "Я невнимательно слушал", "Я проспал" и т.д.) Фазы волевого процесса * Возникновение побуждения и постановка цели (зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка). * Стадия обсуждения и борьба мотивов (решительность). * Принятие решения (самоконтроль и самооценка). * Исполнение (энергичность и настойчивость). Практическое задание Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А, Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий. Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации. В отечественной психологии совладающее поведение (копинг) рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции совладания - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эффективного совладания с ней, а также умение вовремя применить их в поведении. Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям. Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия.
Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47. Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38,45. Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.009 с.) |