Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические основы чувств и эмоций

Поиск

 

Выражение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга. В подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с изменениями организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности с выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

На протекание эмоций и чувств человека существенно влияет вторая сигнальная система, Эмоции могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными и носят общественный характер. Благодаря этому возможно формирование моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Эмоциональный "настрой" в значительной степени зависит от функций таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Экспериментально обнаружено существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения" и "страдания".

 

Восприятие и выражение чувств

Экспрессия - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека, сопровождаются выразительными движениями.

Выразительные движения - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

Импрессия - внутреннее восприятие чувств.

Формы переживания чувств

 

Эмоции выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающему миру и к себе самому.

 

Переживание - непосредственное отражение человеком своего внутреннего мира. Учитывая длительность и силу переживания, говорят об эмоциональной реакции и эмоциональном состоянии.

Две стороны эмоций - объективная (через свойства раздражителя, вызывающего соответствующую реакцию) и субъективная (через отношение человека к этому объекту и в целом ситуации).

 

Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, стресс, страсти.

Настроение - устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Депрессия - подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Аффект - бурно протекающая эмоция, характеризующаяся нарушением волевого контроля.

Стресс - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных действий.

Страсть - эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.

 

С точки зрения изучения болезненных состояний психической сферы, выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (плач от горя), вторые чрезмерны, избыточны и выраженность их, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, несовместимым с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).

 

 

Высшие чувства

Моральные - чувства, в которых выявляется устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе.

Эстетические - это ощущение красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм.

Познавательные - представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании.

Праксические - переживания человека своего отношения к деятельности. Они возникают в деятельности.

Личность и чувства

 

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть, Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

И, наконец, особые чувства, которые характеризуют человека как личность - ненависть, дружба, любовь.

 

* Понятие о воле. Структура волевого акта

 

Воля - способностьк осознанным внутренним усилиям в выборе цели поведения, в формировании модели поведения и в ее реализации. Цель деятельности, модель поведения и реализация модели выбираются и осуществляются гармонично развитой личностью в соответствии с идеалами и подчиненными им принципами и нормами. Идеалы такой личности обладают приоритетом перед ее актуальными физическими и психическими потребностями.

 

Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизирующего внутренние ресурсы человека и создающие дополнительные мотивы к действию по достижению цели.

Локус контроль - понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей (ввел понятие американский психолог Ю.Роттер).

Внешняя, экстернальная, локализация контроля - поиск причин поведения вне человека, в окружающей его среде ("Часы отстают", "Мне неверно передали информацию", "Преподаватель не задал задание, а сам не спрашивал" и т.д.).

Внутренняя, интернальная, локализация контроля - поиск причин поведения в самом себе ("Я забыл", "Я невнимательно слушал", "Я проспал" и т.д.)

Фазы волевого процесса

* Возникновение побуждения и постановка цели (зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка).

* Стадия обсуждения и борьба мотивов (решительность).

* Принятие решения (самоконтроль и самооценка).

* Исполнение (энергичность и настойчивость).

Практическое задание

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А, Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой)

Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает пере­чень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

В отечественной психологии совладающее поведение (копинг) рассматривается как осоз­нанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно за­висит по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирова­ния личности. Основные функции совладания - обеспечение и поддержание внешнего и внут­реннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эф­фективного совладания с ней, а также умение вовремя применить их в поведении.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержа­ние баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям.

Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на не­благоприятные воздействия.

 

Бланк ответов

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях Частота использования заданных типов поведения
Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
1. Стараюсь тщательно распределить свое время.          
2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.          
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.          
4. Стараюсь быть на людях.          
5. Виню себя за нерешительность.          
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.          
7. Погружаюсь в свою боль и страдания.          
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.          
9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.          
10. Думаю о том, что для меня самое главное.          
11. Стараюсь больше спать.          
12. Балую себя любимой едой.          
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.          
14. Испытываю нервное напряжение.          
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.          
16. Говорю себе, что это происходит не со мной.          
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.          
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.          
19. Испытываю эмоциональный шок.          
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.          
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.          
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.          
23. Иду на вечеринку.          
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.          
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.          
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.          
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.          
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.          
29. Иду в гости к другу.          
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.          
31. Провожу время с дорогим человеком.          
32. Иду на прогулку.          
33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.          
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.          
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.          
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.          
37. Звоню другу.          
38. Испытываю раздражение.          
39. Решаю, что теперь важнее всего делать.          
40. Смотрю кинофильм.          
41. Контролирую ситуацию.          
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.          
43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.          
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.          
45. Отыгрываюсь на других.          
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.          
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.          
48. Смотрю телевизор.          

Обработка и интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунк­тов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38,45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.009 с.)