Методические указания по истории искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по истории искусств



Методические указания по истории искусств

Пятаева Ольга Викторовна

доцент кафедры «Сервис и технология художественной обработки материалов»

факультета «Сервис и туризм»

сот. тел. 89127749701

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 6 Искусство XX века

Тема 21. ИСКУССТВО ЕВРОПЫ XX ВЕКА

21.1 Архитектура Европы XIX-XX веков

Архитектура рубежа веков. Символизм. Формирования стиля модерн (франц. «современный») и его своеобразие. Модернизм, рационализм и конструктивизм.

Архитектура модерна Испании: Гауди.

Архитектура Франции: Гимар.

Архитектура начала XX века. Развитие функционализма. «Баухауз»

Вальтер Гропиус:

— здание обувной фабрики «Фагус» (в соавторстве с Адольфом фон Мейером); комплекс зданий «Баухауза» (в соавторстве с Адольфом фон Мейером); здание сельской школы в Импингтон Вилледж (Англия); комплекс зданий Гарвардского университета; небоскрёб авиакомпании «Панамерикэн Эрлайнз» в Нью-Йорке; дом архитектора.

Людвиг Мис ван дер Роэ:

— павильон Германии на Международной выставке в Барселоне; здание архитектурно-проектировочного факультета Иллинойского технологического института; жилые дома на Лейк-Шор-драйв в Чикаго.

Ле Корбюзье. Сформировал «пять пунктов» архитектуры:

1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона;

2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному;

3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки;

4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно;

5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

— здания Центросоюза. Москва; вилла. Саввой; жилой дом. Марсель; Дворец правительства. Чандигарх; Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан; здание Национального музея западного искусства в Токио; Центр искусств в Кембридже, США.

Райт:

— Дом архитектора; Дом Уинслоу; Дом Роби. Чикаго; Вилла Кауфмана (Дом над водопадом); Музей Гуггенхейма. Нью-Йорк.

Архитектура второй половины XX века. Нимейер:

— Здание Национального конгресса. Бразилия.

Тангэ:

— Центр средств массовой информации в Кофу; Национальный стадион в Токио.

Утцон:

— Оперный театр. Сидней.

Шпрекельсен:

— Большая арка в районе Дефанс. Париж.

21.2 Живопись Европы XIX-XX веков

Направления: фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, риджинализм и кинетическое искусство.

Фовизм (от фр. favue — «дикий») — открытые цвета, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям без светотеневой моделировки и линейной перспективе.

Анри Матисс:

— «Зеленая полоска» (портрет жены художника); «Радость жизни»; «Танец»; «Музыка»; «Красные рыбки»; «Марокканка»; «Натюрморт с раковиной».

Морис де Вламинк:

— «Баржи на Сене»; «Красные крыши»; «Цирк».

Примитивизм или наивное искусство. Анри Руссо:

— «Автопортрет»; «В тропическом лесу. Нападение тигра на быка»; «Бедный бес. После пира»; «Тигр преследует путешественников»; «Война», «Карнавальная ночь»

Экспрессионизм (от лат. «выражение») — реален только субъективный духовный мир человека. Для экспрессионизма характерно грубая выразительность, искажение формы и цвета.

Эрнст Людвиг Кирхнер:

— «Красная башня в Хале»; «Улица»; «Встреча Шлемиля с тенью».

Эмиль Нольд:

— «Христос среди детей»; «Танец вокруг золотого тельца»; «Мельница на севере».

Франц Марк:

— «Судьба животных»; «Синяя лошадь».

Купка:

— «Этюд к языку вертикалей»; «Размещение графических мотивов»; Шиле. «Автопортрет».

Парижская школа — группа художников.

Амедео Модильяни:

— «Обнажённая на белой подушке»; «Сидящая обнажённая»; «Альмаиза на софе»; «Жанна Эбютерн в жёлтом свитере»; «Портрет Х. Сутина».

Кубизм — отказ от передачи атмосферы, света, трехмерной перспективы.

Жорж Брак:

— «Дома в Эстаке»; «Натюрморт со скрипкой и кувшином»; «Композиция с трефовым тузом».

Пабло Пикассо. 1900–1904 гг. — «голубой период»:

— «Завтрак слепого»; «Нищий старик с мальчиком»; «Двое».

1905–1907 гг. — «розовый период»:

— «Девочка на шаре»; «Авиньонские девицы»; «Кларнет и скрипка»; «Герника»; «Девушка с веером»; «Музыкальные инструменты»; «Портрет А. Воллара»; Занавес к спектаклю «Парад».

Фернан Леже:

— «Обнаженные в лесу»; «Сидящая женщина»; «Город»; «Ступени»; «Большой Парад».

Абстракционизм (от лат. «отвлеченный») — общее название течений в изобразительном искусстве XX в., отказавшихся от понимания искусства как подражания природе, воспроизведения форм действительности.

Казимир Малевич:

— «Цветочница»; «Черный супрематический квадрат»; «Дама на остановке трамвая»; «Крестьянка»; «Косарь»; «Корова и скрипка»; «Авиатор»; «Супрематизм»; «Красная конница».

Василий Кандинский:

— «Дома в Мурнау на Обермаркте»; «Импровизация Кламм»; «Композиция VI», «Доминирующая кривая».

Абстрактный экспрессионизм. Джексон Полок:

— «Без названия».

Сюрреализм (от фр. «сверхреализм») — сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), субъективные ассоциации.

Сальвадор Дали:

— «Постоянство памяти»; «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно»; «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании»; «Пылающий жираф»; «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»; «Атомная Леда»; «Искушение св. Антония»; «Христос Святого Иоанна Креста» и др.

Футуризм. Отвержение старого, традиционного и воспевание будущего — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.

Умбрето Боччони:

— «Упругость»; «Атака улан».

Дадаизм. Отвергали планомерное построение произведений искусства, канонизация случайности, разрушение художественной формы.

Дюшан:

— «Мона Лиза с усами».

Риджинализм — направление в живописи, выступающее за возвращение к реальности. Представители: Х.Бентон, Дж.С.Керри, Г.Вуд. Стиль риджиналистов — это жестокая идеализация.

Кинетическое искусство(от греч. «приводящий в движение»).

В 30-х гг. Александр Колднр ввел в обиход мобили — легкие подвесные конструкции, приходящие в движение при малейшем колебании воздуха. Жан Тенги создавал кинетические композиции с элементами хэппенинга: конструкции меняют форму и разрушаются на глазах у публики. Начиная с 60-х гг. Нам Чжун Пак и др. художники стали использовать видео-арт.

Тема 22. ИСКУССТВО РОССИИ XX ВЕКА

22.1 Искусство России конца XIX–начало XX вв.

Модерн. Архитектура.Федор Шехтель:

— особняк С. П. Рябушинского у Никитских ворот; особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке; Ярославский вокзал в Москве; российские павильоны на Международной выставке в Глазго.

Вильям Францович Валькотт:

— гостиница «Метрополь» в Москве.

Лев Николаевич Кекушев:

— особняк Л.Н. Кекушевой.

Роман Иванович Клейн:

— музей изящных искусств; универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ).

Федор Иванович Лидваль:

— доходный дом А.Ф. Циммермана на Каменноостровском проспекте; «Шведский дом» на Малой Конюшенной улице; гостиница «Астория».

Скульптура. Предпочтение отдавалось художественному обобщению. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные или текучие линии.

Павел Петрович Трубецкой:

— «Московский извозчик»; «Лев Толстой на лошади»; памятник Александру III.

Голубкина:

— «Дед»; бюст Андрея Белого; портрет Лермонтова; «Мария»; портрет А. Н. Толстого; «Волна» (Пловец); «Идущий».

Сергей Конёнков:

— Писатель Ф. М. Достоевский»; «Самсон, разрывающего узы»; «Нике»; «Сон»; «Стрибог»; бюст А. П. Чехова; «Паганини».

Н. А. Андреев:

— памятник Н. В. Гоголю.

Живопись. Михаил Васильевич Нестеров:

— «Видение отроку Варфоломею»; «Труды преподобного Сергия» (триптих); «Великий постриг»; «Под благовест»; «Святая Русь»; «Портрет И. П. Павлова»; «Философы».

Валентин Серов:

— «Девочка с персиками»; «Девушка, освещенная солнцем»; портрет З. Н. Юсуповой; портрет княгини О. К. Орловой; портрет М. Н. Ермоловой; портрет Иды Рубинштейн; «Заросший пруд»; «Петр I»; «Похищение Европы».

Константина Алексеевича Коровина:

— «Испанки Леонора и Ампара»; «Зимой»; «Париж ночью. Итальянский бульвар»; «Париж. Бульвар Капуцинок»; «Рыбы, вино и фрукты»; портрет Федора Шаляпина; «Бумажные фонарики».

Михаил Александрович Врубель:

— «Демон сидящий»; «Демон поверженный»; «Демон летящий»; «Царевна-Лебедь»; «Пан»; портрет С.И. Мамонтова; «Богатырь»; «Царевна-Лебедь»; «Пан»;

— «Лель», «Весна», «Садко», «Снегурочка» «Микула Селянович и Вольга» (скульптуры-майолики на темы русских опер).

В 90-х гг. XIX столетия появляются различные художественные кружки и объединения.

«Мир искусства»: А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский, Л. Бакст, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, Н. Рерих, И. Билибин, А. Головин. В разные годы с деятельностью «Мира искусства» было связано творчество В. Серова, М. Врубеля, Петрова-Водкина.

Бенуа:

— «Медный всадник» А. С. Пушкина; оформление балета «Петрушка» на музыку Стравинского.

Константин Сомов:

— «Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой, 1897–1900 гг.); портрет А. Блока; Серия «Фейерверки» («Арлекин и дама», «Пьеро и дама»); «Осмеянный поцелуй».

Мстислав Добужинский:

— «Окно парикмахерской»; «Домик в Петербурге»; «Человек в очках» (портрет поэта и критика К. А. Сюннерберга).

Евгений Лансере:

— «Корабли времен Петра I»; «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе».

22.2 Искусство России XX вв.

Социалистический реализм — основное направление в искусстве с 30-х годов.

Архитектура: в 20-х г творческие группировки — Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), Объединение современных архитекторов (ОСА) или конструктивисты. В 30-х гг. — Союз архитекторов СССР. Использование наследия прошлого, искусства античности и эпохи Возрождения. Разрабатывались типовые проекты. Развитие строительства направлено на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. применяться шлакобетонные блоки, с 40-х гг. строятся панельные дома.

В 70–80-х гг. строительство жилищных микрорайонов на окраине городов, с общественными и культурно-бытовыми учреждениями. В 90-х гг. строительный бум: высокие технологии, дома со стеклянными стенами, несущими конструкциями и деталями из титана — хай-тек. Популярны исторические стили.

Тон:

— Храм Христа Спасителя;

Алексей Щусев:

— мастер церковной архитектуры в «русском стиле»: церковь-памятник на Куликовом поле, Марфо-Мариинская обитель в Москве, православный храм св. Николая Угодника;

— Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи; здание Наркомзема в Москве (конструктивизм);

— Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади; гостиница «Москва»; Москворецкий мост; здание НКВД на Лубянской площади; Казанский вокзал.

Константин Степанович Мельников:

— советский павильон на Международной выставке искусства в Париже; собственный дом в Кривоарбатском переулке, Дом культуры И. В. Русакова.

Владимир Григорьевич Шухов:

— Радиобашня.

Архитекторы Егоров, Кубасов:

— Дворец пионеров на Ленинских горах.

Иофан, Гельфрейх, Щуко:

— Проект дворца Советов на берегу Москвы-реки; главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Всероссийский выставочный центр).

Руднев, Чернышев, Абросимов, Насонов:

— здание Московского государственного университета на Воробьевых горах.

Жолтовский:

— Жилой дом на Маховой улице в Москве; Жилой дом на Смоленской площади в Москве.

Посохин, Мндоянц и др.:

— Кремлевский Дворец съездов; проспект Калинина (Новый Арбат).

Анисимов, Гнедовский, Таранцев и др.

— здание Театра драмы и комедии на Таганке.

Н. В. Никитин:

— Останкинская телевизионная башня.

З. К. Церетели:

— торговый комплекс под Манежной площадью.

Скульптура.Монументы играли ключевую роль в советской скульптуре. Иван Шадр:

— «Булыжник — оружие пролетариата».

Александр Матвеев:

— «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец».

Вучетич:

— «Воин-освободитель» в мемориальном парке в Берлине; Памятник героям Сталинградской битвы.

Сергея Орлов:

— памятник Юрию Долгорукому.

Александр Кибальников:

— памятник В. В. Маяковском.

Файдыш-Крандиевский, Барш, Колчин:

— монумент в честь освоения космоса в Москве.

Эрнст Неизвестный:

— «Атомный взрыв»; «Дафна»; «Сердце Христа».

Вера Игнатьевна Мухина:

— «Рабочий и колхозница»; «Ветер»; «Женский торс»; «Крестьянка» («Баба»); «Портрет В. И. Качалова» (стекло).

Аникушин:

— Памятник А. С. Пушкину.

Файдыш-Крандиевский:

— портрет К. Э. Циолковского.

Комов:

— Памятник А. Г. Венецианову.

Живопись. Дореволюционный период:

Соединение тенденций кубизма и футуризма. Концептуализм.

Союз русских художников (1903 г.): К. Юон, А. Архипов, А. Рылов, И. Грабарь.

Константин Юон:

— «Троицкая лавра зимой»; «Весенний солнечный день»; «Мартовское солнце»; «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры»; «Конец зимы. Полдень».

Игорь Грабарь:

— «Белая зима. Грачиные гнезда»; «Февральская лазурь»; «Мартовский снег»; «Вешний поток»; «Сирень и незабудки»; «Неприбранный стол».

«Голубая роза»: П. Кузнецов, С. Судейкин, Н. Сапунов, М. Сарьян и др.

Павел Кузнецов:

— «Фонтан»; «Утро»; «Мираж в степи».

Сергей Судейкин:

— «В парке».

Николай Сапунов:

— «Карусель»; «Бал».

«Бубновый валет»: М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк.

Михаил Ларионов. Стиль «Лучизм»:

— серия «Франты»; серия «Парикмахеры»; «Хлеб»; «Отдыхающий солдат»; «Петух и курица»; «Лучизм»; «Рыбы на закате»; «Венера».

Наталья Гончарова. Неопримитивизм, лучизм:

— «Уборка хлеба»; «Рыбная ловля»; «Идолы»; «Велосипедист»; «Крестьяне, собирающие яблоки»; «Евреи. Шабаш»; оформление спектаклей «Русские сказки», «Шарф Коломбины»; декорации и костюмы к «Свадебке» и «Жар-птице».

Петр Кончаловский:

— «Наташа на стуле»; портрет Г. Б. Якулова; «Окно. Крым. Балаклава»; «А. Н. Толстой в гостях у художника».

Илья Машков:

— портрет Лентулова; автопортрет; «Синие сливы»; «Снедь московская. Хлебы»; «Портрет мальчика в расписной рубашке».

Аристарх Лентулов:

— «Василий Блаженный»; «Звон»; «Закат на Волге»; «Солнце над крышами. Восход»; портрет А. Я. Таирова.

Куприн:

— «Натюрморт с синим подносом»; «Натюрморт. Букет цветов».

Роберт Фальк:

— «Старая Руса»; Портрет Л.М. Эренбург»; «Больная»; «Парижанка».

Альтман:

— «Портрет А. А. Ахматовой»; «Петрокоммуна».

Борис Кустодиев:

— портрет Ф. И. Шаляпина; «Масленица»; «Купчиха за чаем».

Николай Константинович Рерих:

— цикл «Начало Руси. Славяне»: «Заморские гости», «Зловещие», «Город строят»; «Небесный бой», «Град обреченный»; декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь»; цикл «Учители Востока».

Борисов-Мусатов:

— «Гобелен»; «У водоема»; «Изумрудное ожерелье».

Марк Шагал:

— «Скрипач»; «Я и деревня»; «Прогулка»; «Над городом»; «Святое семейство».

Владимир Татлин:

— «Матрос»; «Натурщица»; «Контррельеф»; «Проект памятника III Интернационалу».

Нико (Николай Асланович) Пиросманашвили. Художник-примитивист:

— «Женщина с кружкой пива».

Зинаида Евгеньевна Серебрякова:

— «За туалетом. Автопортрет»; «Дети»; «Крестьяне»; «Жатва»; «Беление холста»; «Спящая крестьянка».

Павел Филимонов. Авангардист:

— «Крестьянская семья (Святое семейство)»; «Цветы мирового расцвета»; «Формула весны»; «Формула империализма».

Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий. Авангардист:

— плакат «Клином красным бей белых».

Живопись 20–30-х гг. Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество станковистов (ОСТ), объединение «4 искусства», Общество московских художников (ОМХ). Все объединения были ликвидированы в 30-х годах.

Лисицкий:

— «Проун 6ª»; «Клином красным бей белых».

Родченко:

— «Беспредметная композиция»; «Белый круг».

Ассоциация художников революционной России: Бродский, Ряжский, Греков, Иогансон, Герасимов и др.

Борис Иогансон:

— «На борьбу с разрухой»; «Рабфак идет (Вузовцы)»; «Допрос коммунистов»; «На старом уральском заводе»; портрет режиссера В. И. Немировича-Данченко.

В общество станковистов входили выпускники ВХУТЕМАСА — первого советского художественного вуза: Штеренберг, Дайнека, Вильямс, Анненков, Тышкер, Пименов и др. Тематика произведений — индустриализация, городской пейзаж, образы нового века.

Александр Дейнека:

— «Оборона Петрограда»; «Лыжники»; «Бег»; «Текстильщицы»; «Оборона Севастополя».

Юрий Пименов:

— «Бег»; «Даешь тяжелую индустрию!»; «Новая Москва».

Тышлер:

— «Женский портрет».

Объединение «4 искусств»: Петров-Водкин, Бруни, Сарьян, Фаворский, Кузнецов.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин:

— «Сон»; «Купание красного коня»; «Мать»; «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)»; «Смерть комиссара»; «Портрет А. А. Ахматовой».

Сарьян:

— «Улица. Полдень. Константинополь»; «Финиковая пальма».

Живопись военных лет. Плакат. И. М. Тоидзе:

— «Родина-мать зовёт!».

Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов):

— «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»; «Самозванцы встретились»; «Конец. Последние часы в ставке Гитлера».

Аркадий Александрович Пластов:

— «Фашист пролетел»; «Жатва»; «Родник»; «Юность»; «Ужин трактористов.

Живопись послевоенных лет. Корин:

— «Александр Невский».

Юон:

— «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; «Раскрытое окно. Лигачево»; «Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 гг.»

Искусство второй половины 20 в. Никонов:

— «Наши будни».

Жилинский:

— «Под старой яблоней»; «Портрет семьи художника Н. М. Чернышова».

Виктор Попков:

— «А. С. Пушкин. Осенние дожди»; Шинель отца.

Зверев:

— «Дон Кихот»; «Автопортрет»; «Портрет Г. Д. Костаки»

Булгакова:

— «Гоголь»; «Застолье при луне»; «Представление»

Ксения Нечитайло:

— «Групповой портрет художников в Крыму по поводу торжеств»; «Воспоминание о деде».

 


 

Методические указания по истории искусств

Пятаева Ольга Викторовна

доцент кафедры «Сервис и технология художественной обработки материалов»

факультета «Сервис и туризм»

сот. тел. 89127749701

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.156 с.)