ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



 

Коммерческой является организация, которая ставит своей целью получение прибыли.

Коммерческая организация является юридическим лицом и проходит государственную регистрацию.

Финансы коммерческих организаций – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей работников.

Финансы коммерческих организаций выполняют следующие функции.

1. Воспроизводственная функция – это функция обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

2. Распределительная функция реализуется в процессе распределения и перераспределения выручки (при распределении – образование фонда возмещения материальных затрат, фонда оплаты труда, прибыли; при перераспределении – уплата налогов, относимых на себестоимость, налога на прибыль и формирование чистой прибыли).

3. Контрольная функция – контроль за реальным денежным оборотом, за формированием фондов денежных средств.

4. Внутренний финансовый контроль является процессом проверки исполнения управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, которые могут привести к банкротству.

Включает:

а) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

б) контроль за реализацией стратегии финансирования.

Финансовые отношения коммерческих организаций можно объединить в следующие группы:

1) финансовые отношения с другими коммерческими организациями. Это отношения с поставщиками, покупателями, строительными и транспортными организациями, почтой, телеграфом. Сюда же относятся отношения между коммерческими организациями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных коммерческих организаций, союзов, ассоциаций. Это самая большая по объему денежных платежей группа;

2) финансовые отношения внутри коммерческой организации.

Это отношения между цехами, филиалами; отношения с рабочими и служащими по расчету заработной платы, премий, сумм, удерживаемых по месту получения дохода налогов, взысканий за причиненный ущерб;

3) финансовые отношения внутри объединений коммерческих организаций: с вышестоящей организацией, внутри ФПГ, с союзами, ассоциациями и т. п. при выполнении взаимных финансовых обязательств (отношения по формированию централизованных фондов денежных средств и получению средств их этих фондов);

4) отношения с финансово-кредитной системой государства:

- с бюджетом и внебюджетными фондами при расчете сумм налогов и сборов, при учете возможных поступлений из бюджета и внебюджетных фондов средств (субсидий, бюджетных кредитов и т. д.), при планировании источников средств на предстоящий период и при определении направлений их использования;

- со страховыми организациями при определении целесообразности страхования путем сопоставления предполагаемых потерь и установленных страховой организацией взносов и страхового возмещения;

- с кредитными организациями при планировании и использовании запланированных кредитных средств, выборе банка с оптимальным соотношением качества банковских услуг и платежей за их предоставление и др.;

- с рынком ценных бумаг при планировании дополнительных их выпусков или при формировании портфеля ценных бумаг.

В ходе финансовой деятельности коммерческой организации формируются и используются различные фонды денежных средств.

1. Фонды собственных средств – уставный, добавочный, резервный капиталы, инвестиционный фонд, валютный фонд и др.

2. Фонды привлеченных средств – доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и др.

3. Фонды заемных средств – банковские и коммерческие кредиты, кредиторская задолженность и др.

4. Оперативные денежные фонды – для выплаты заработной платы, дивидендов, для платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и пр.

Как и любые отношения, финансы должны быть организованы.

Под организацией финансов коммерческой организации понимается состав её денежных фондов, порядок их образования и использования, соотношение между размерами денежных фондов, взаимоотношения коммерческой организации с финансово-кредитной системой государства.

Несмотря на то, что на организацию финансов влияют отраслевые особенности и организационно-правовая форма коммерческой организации, по своей социально-экономической природе финансы едины. Это обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы и определенным единством форм финансовой документации. Поэтому можно говорить об общих принципах организации финансов коммерческих организаций.

К таким принципам относятся.

1. Финансовая самостоятельность. Она проявляется в том, что хозяйствующий субъект сам определяет свои доходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью формирования финансовых ресурсов. Это не абсолютная самостоятельность. Ограничения существуют со стороны государства и других субъектов рыночных отношений (поставщиков, покупателей, конкурентов и др.).

2. Финансовое самообеспечение. Это один из основных принципов организации финансов и функционирования финансового механизма коммерческой организации. Это совокупность условий, созданных хозяйствующим субъектом, и мер (методов, приемов), используемых им для обеспечения финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Включает три элемента:

- самофинансирование;

- самокредитование;

- самострахование.

 

Самофинансирование

Это финансирование хозяйствующего субъекта прежде всего за счет собственных источников финансовых средств.

К этим источникам относятся: амортизационные отчисления и прибыль, направленная в фонд накопления. Следует различать собственные и внутренние источники финансовых средств.

Внутренние источники – понятие более широкое. Помимо собственных они могут включать и привлеченные источники.

К внутренним источникам кроме амортизационных отчислений и прибыли относятся отчисления в ремонтный фонд, неиспользованные остатки фондов специального и целевого назначения, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия, увеличение стоимости в результате переоценки основных средств.

 

Самокредитование

Означает участие работников данной коммерческой организации в развитии её производственно-торговой деятельности и строительстве объектов социально-культурного назначения путем передачи ей взаймы своих собственных средств.

Реализуется через выпуск акций трудового коллектива и инвестиционный взнос.

 

Самострахование

Означает, что хозяйствующий субъект сам себя защищает от возможных потерь и убытков.

Самострахование включает.

1. Создание резервов.

2. Самострахование на финансовом рынке.

3. Обеспечение компенсации возможных потерь за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

Внутри коммерческой организации самострахование осуществляется путем формирования резервов. Резервы могут быть созданы или должны быть созданы. Все зависит от того, является ли создание резервов законодательно обязательным или оно просто разрешается.

К финансовым резервам относятся:

1) резервный капитал создается за счет чистой прибыли. Для ОАО создание резервного капитала является обязательным, для остальных – при включении в учредительные документы и Устав. Размер – 15 % от Уставного капитала.

Используется:

- на покрытие убытков;

- на выплату дивидендов по привилегированным акциям и погашение облигаций (при недостаточности или отсутствии прибыли на эти цели);

2) резерв по сомнительным долгам (сомнительная дебиторская задолженность). Сомнительная дебиторская задолженность – это задолженность, не оплаченная в течение 3 месяцев со дня наступления срока оплаты. Можно инвентаризировать всю задолженность и рассчитать величину сомнительной и под нее сформировать резерв. Обычно резерв формируется в процентах от величины дебиторской задолженности, исходя их сложившейся за ряд лет сомнительной дебиторской задолженности.

В первом случае мы исходим из предполагаемой величины сомнительных долгов, во втором – из уже сложившейся практики. Резерв не может быть больше 10 % выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

3) резерв под обесценение вложений в ценные бумаги;

4) резервы, обеспечивающие равномерность списания затрат на себестоимость (резервы предстоящих расходов):

- резерв на предстоящую оплату отпусков при неравномерном из предоставлении в течение года;

- резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год и вознаграждения за выслугу лет (2 резерва);

- ремонтный фонд;

- резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства.

Самострахование на финансовом рынке осуществляется путем заключения срочных сделок, т. е. сделок с поставкой в будущем.

Коммерческая организация в этом случае выступает в качестве хеджера, т. е. субъекта, страхующего свои активы. Хеджер стремится переложить риск на других, чтобы застраховать себя. Для этого на рынке должны быть субъекты, готовые этот риск принять. В качестве таких субъектов выступают спекулянты и арбитражеры.

Предметом контракта могут быть: акции, облигации, вексели, банковские депозиты, валюта, товары и сами срочные контракты.

В ходе купли-продажи коммерческая организация может ставить своей целью получение дополнительного дохода за счет разницы в цене во времени и на разных рынках. Но в этом случае она выступает как спекулянт или арбитражер, а не хеджер.

Отношения между сторонами в срочных сделках оформляются форвардными, фьючерсными или опционными контрактами, свопами.

Самострахование путем обеспечения компенсации возможных финансовых потерь за счет предусматриваемой системы штрафных санкций осуществляется путем включения в условия контрактов, заключенных с контрагентами, штрафов, пени, неустоек и других форм штрафных санкций в случае нарушения партнерами своих обязательств.

Кроме того, в контрактах должна оговариваться обязанность контрагентов возместить убытки (упущенную выгоду), которые возникают у коммерческой организации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

3. Материальная заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления.

4. Материальная ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Финансовые методы реализации этого принципа различны для собственников, руководителей и отдельных работников.

Пример.

Для собственников:

- пени, штрафы, неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств, нарушение законодательства, прав потребителей, а также в случае неудовлетворительной структуры баланса;

- применение процедуры банкротства.

Для руководителей:

- штрафы за нарушение законодательства.

Для работников (в т. ч. и руководителей):

- лишение премий, штрафы за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение своих служебных обязанностей, допущение брака, нанесение другого денежного ущерба коммерческой организации.

Финансовая политика – это программа обеспечения коммерческой организации необходимыми денежными средствами и, следовательно, нормальной финансовой устойчивости в целях оптимизации получаемой прибыли.

Оптимизация получаемой прибыли – это главная стратегическая цель финансовой политики коммерческой организации, ведь получение прибыли говорит об эффективном использовании капитала собственников и о наличии возможности его наращивания.

Реализация финансовой политики должна осуществляться путем сочетания жесткого стратегического руководства и гибкого своевременного реагирования на изменяющиеся условия (финансовая тактика).

Задачи финансовой стратегии.

1. Определение финансового состояния коммерческой организации на основе анализа её деятельности.

2. Оптимизация оборотного капитала коммерческой организации.

3. Определение доли и структуры заемных средств и эффективности их использования.

4. Оптимизация инвестиций и источников средств для развития производства.

5. Прогнозирование прибыли коммерческой организации.

6. Оптимизация распределения прибыли.

7. Оптимизация налоговой политики с максимальным учетом льгот и недопущение штрафов и переплат.

8. Определение направлений вложений высвобождающихся денежных средств с целью получения максимальной прибыли, в т. ч. приобретение ценных бумаг.

9. Анализ применяемых и выбор наиболее эффективных форм расчетов, в т. ч. с использованием векселей.

10. Разработка ценовой политики применительно как к выпускаемой, так и к покупаемой продукции с учетом финансового состояния коммерческой организации.

11. Определение политики внешнеэкономической деятельности.

Разработку финансовой политики, определение стратегических и тактических задач и другие аспекты организации финансов осуществляет финансовая служба коммерческой организации.

Финансовая служба коммерческой организации – это ее самостоятельное структурное подразделение. Обычно это финансовый отдел.

Структура и численность работников финансового отдела определяется организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, объемом производства, общим количеством работающих.

В небольших коммерческих организациях финансовая работа выполняется одним из работников бухгалтерии, а при отсутствии таковой – самим собственником.

В крупных коммерческих организациях эффективным является создание финансовой дирекции.

В любом случае руководитель финансовой службы подчиняется непосредственно руководству предприятия.

Важнейшие задачи финансовой службы:

1) выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками и других финансовых обязательств;

2) организация расчетов;

3) контроль за использованием собственных и заемных средств;

4) организация финансового менеджмента, т. е. управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и оптимизации прибыли.

С этой целью финансовые службы осуществляют.

1. Перевод денежных средств (платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, банковские переводы, расчеты по открытому счету, инкассо, трансферты).

2. Перемещение денежных средств с целью их прироста (депозит, вклад, текущая аренда, рента, лизинг, траст, инжиниринг, реинжиниринг, франчайзинг, факторинг, вексельный кредит, овердрафт и др.).

3. Спекулятивные операции (репорт, депорт, операции с курсовыми разницами, операции СВОП, валютный арбитраж, валютные спекуляции и др.).

4. Сохранение способности капитала приносить высокий доход (страхование, хеджирование, залог, ипотека, диверсификация и др).

В условиях рыночной экономики значение финансовых служб возрастает. Это выражается в том, что различные экономические службы коммерческой организации объединяются в рамках именно финансовой дирекции, становясь её подразделениями.

Например, в состав финансовой дирекции могут входить, помимо финансового отдела, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и т. п.

При этом функции финансовой дирекции шире, чем финансового отдела.

Кроме того, исключается дублирование, обеспечивается единство цели и средств её достижения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 4499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.006 с.)