Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие человека человеком как условие формирования впечатлений о нем, как фактор построения собственного поведения. Схемы формирования первого впечатления о человеке.

Поиск

В структуре взаимоотношений различают:


1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.


Значимым фактором, формирующим поведение человека в организации, выступает восприятие (перцепция) – сложный когнитивный процесс, связанный с отражением в сознании человека элементов и явлений окружающей среды. Процесс восприятия – сложное взаимодействующее единство избирательности, систематизации и интерпретации, направленное на познание того, что в данный момент воздействует на человека, и построение значимой и логически последовательной картины окружающего мира.

Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. От точности «прочтения» внешних особенностей и «вычисления» особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность взаимопонимания людей и их поведение по отношению друг к другу. Перцепция (чувственное восприятие) будет более эффективной, если в ней принимают участие такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, эмпатия.

Внешний облик индивида В и его поведение
Оценка
И

Предпола-гаемое поведение индивида В
Н

А
Д

И

В

И

Д

       
   
Собственное поведение индивида А
 
 

 


Процесс восприятия одним человеком А другого человека В.

 

Известно, что в процессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как при первой встрече основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия и оценки другого человека.

 

Наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке: В каждой схеме срабатывает вполне определенный фактор, так или иначе присутствующий в ситуации знакомства.

Фактор превосходства начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда один из участников группы ощущает превосходство другого по важному для него параметру – уму, материальному положению, росту и др.). В этом случае человек, который превосходит другого по важному параметру, оценивается этим другим значительно выше и по остальным значимым параметрам. Другими словами, происходит его общая личностная переоценка.

Фактор привлекательности связан с восприятием члена группы как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека партнер переоценивает и по другим важным психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, заботливых и порядочных.

Фактор отношения срабатывает тогда, когда человек чувствует характер отношения к себе участника группы. Ошибка восприятия в данном случае проявляется в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные для него идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.

Следует иметь в виду влияние на восприятие другого человека социальных стереотипов, то есть устойчивых образов или представлений о людях, свойственных представителям той или иной социальной группы. Социальные стереотипы могут быть этническими, профессиональными, религиозными, половозрастными..

На процесс восприятия другого человека с целью решения вопроса о собственном поведении существенное влияние оказывают такие личностные особенности воспринимающего, как жизненный опыт (определяет точность восприятия и глубину понимания другого человека), уровень самооценки (если самооценка занижена или завышена, то другой воспринимается неадекватно), психическое состояние в момент восприятия другого и т.п.

Восприятие другого человека всегда неразрывно связано с эмоциями. Одни люди производят на человека благоприятное впечатление, а другие вызывают антипатию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.009 с.)