Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения в коллективе ВЭО: сущность, виды, особенности формальных и неформальных взаимоотношений.

Поиск

Взаимоотношения в коллективе ВЭО: сущность, виды, особенности формальных и неформальных взаимоотношений.

« Взаимоотношения» как социально-психологическая категория. Специфика экономических, социальных, правовых, нравственных и эстетических взаимоотношений сотрудников в процессе совместной деятельности.

Взаимоотношения – это различные виды и формы взаимных связей и контактов, которые складываются между членами коллектива в процессе совместной деятельности и общения.

Общественные отношения являются необходимой формой организации, в рамках которой реализуется деятельность людей. Общественные отношения делятся на:

- экономические (отношения между людьми в сфере производства, распределения и потребления материальных благ);

- политические (отношения по поводу политической власти);

- правовые (отношения, связанные с юридическими законами или правовыми нормативами);

- нравственные (отношения по поводу морального принципа или морального поступка);

- эстетические (отношения, связанные с искусством, пониманием прекрасного и красивого).

Социальные отношения складываются по поводу реализации социального взаимодействия, которое возникает между людьми, занимающими различное положение в обществе, или социальными группами. Специфика социальных отношений заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, а взаимодействуют индивиды как представители определенных общественных групп (профессий) на основе положения, занимаемого каждым в обществе (то есть это взаимодействие конкретных социальных ролей).

Общественные отношения носят безличный характер (ибо это взаимодействие социальных ролей), но в своем конкретном проявлении они приобретают «личностную окраску» (так как социальную роль выполняет конкретная личность со своей психикой).

Межличностные отношениясубъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и их индивидуальными различиями. Межличностные отношения могут строиться из позиций доминирования – равенства – подчинения и зависимости – независимости.

Межличностные отношения среди прочих имеют поведенческий аспект, который включает поступки людей, речевые действия, используемые невербальные средства и конкретные результаты деятельности.

 

Таблица 2. Различия формальных и неформальных групп

№ № п/п Основа для сравнения Формальная группа Неформальная группа
1. Характер взаимоотношений Официальные Неофициальные
2. Источник власти Делегируется руководством Исходит от членов группы
3. Руководство к поведению Правила, должностные инструкции Неофициальные нормы
4. Особое внимание членов группы К должности К человеческим качествам

Характерно, что при анализе неформальных групп чаще обращают внимание на ее дисфункциональные аспекты (противоречивые по отношению к формальной группе цели, инертность, сопротивление изменениям, ограничение результата работы и др.). Сравнительно недавно стали признавать функциональные аспекты неформальной группы. В частности, неформальная группа может давать следующие преимущества:

- делает более эффективной систему в целом;

- облегчает нагрузку на менеджера;

- заполняет пробелы в возможностях менеджера;

- обеспечивает безопасный выход эмоциям сотрудников;

- улучшает коммуникации.

Так как существование неформальных групп неизбежно, а влияние их достаточно существенно, менеджменту организации стоит отказаться от бесполезной борьбы с ними и использовать указанные выше функции для достижения целей организации.

 

Примеры позитивных и негативных ценностей.

Позитивные ценности Негативные ценности
Работа может быть выполнена только на отлично Начальнику доверять нельзя, доверять можно только друзьям
В споре рождается истина Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак
Интересы потребителя превыше всего Не высовывайся
Успех компании – это мой успех Хорошо работать – это не самое главное в жизни
Работа в компании – это возможность творчества и самореализации Покупатели (клиенты) – случайные люди, они доставляют только неудобства и мешают нашей работе
Взаимопомощь и поддержание хороших отношений с товарищами по работе Всю работу не переделать
Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую цель  

Помимо большого разнообразия определений организационной культуры существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру, как на макро-, так и на микро-уровне. Так, Г.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

1) личная инициатива как степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;

2) степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;

3) направленность действий – организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;

4) согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координированно взаимодействуют;

5) управленческая поддержка – обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;

6) контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;

7) идентичность как степень отождествления каждого сотрудника с организацией;

8) система вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;

9) конфликтность – готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;

10)модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

С организационной культурой неразрывно связано понятие организационного климата. В большинстве источников под организационным климатом понимается относительно устойчивое состояние среды организации, которое выражается в эмоциях, настроениях членов организации и оказывает определенное влияние на поведение сотрудников.

Организационный климат, в отличие от организационной культуры, в большей степени подвержен изменениям за счет внешних и внутренних факторов.

Благоприятному организационному климату присущи следующие признаки:

  • ценности и отношения в коллективе соответствуют в основном ценностям и задачам общества, т.е. социально одобряются, и одновременно соответствуют ценностям и задачам организации. С этой точки зрения общество не может признавать благоприятным организационным климатом коллективы, где в основе деятельности – асоциальные цели, хотя там, возможно, «все довольны друг другом»;
  • у членов коллектива достаточно развита потребность в труде на благо общества как сфере самоактуализации личности;
  • развито творческое отношение к труду, поощряется инициатива;
  • в межличностных отношениях господствует взаимное доверие и уважение друг к другу;
  • групповая деятельность эффективна, коллектив характеризуется высоким уровнем сплоченности;
  • существует достаточная взаимная информированность по значимым вопросам;
  • существует взаимовыручка и взаимная ответственность.

 

Неблагоприятный, нездоровый организационный климат характеризуется так:

  • преобладание рвачества (побольше взять от общества, поменьше дать);
  • неуважение к коллегам;
  • подавление творчества, инициативы («тебе что, больше всех надо?»);
  • равнодушие и черствость в общении («моя хата с краю…»);
  • склоки, сплетни, подсиживание;
  • невозможность привести в действие групповой потенциал;
  • падение результативности;
  • взаимное укрывательство, «круговая порука», не вынесение «сора из избы».

 

Специфической сферой проявления организационного климата служат отношения между руководителем и подчиненными, стиль руководства, характер лидерства. Менеджер должен заботиться о формировании благоприятного организационного климата потому, что в противном случае не удастся задействовать групповой потенциал, а также решить многие проблемы организационного поведения.

Примеры миссии, базовых ценностей, кодекса поведения отечественных и зарубежных фирм.

Разные организации по-разному подходят к разработке и формулированию своей миссии. В качестве примера довольно подробной и структурированной приводится миссия, базовые цели и кодекс поведения японской компании «Мацусита электрик».

Миссия компании:

- быть членом промышленного сообщества;

- стремиться улучшить социальную жизнь людей;

- изготавливать дешевые «как вода» электроприборы в изобилии.

Базовые цели:

- рост благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей;

- получение прибыли путем служения обществу;

- честная конкуренция на рынке;

- взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров;

- участие в управлении всех работающих в компании.

 

Кодекс поведения («семь духов» компании):

- вклад компании в отрасль;

- честность и преданность;

- гармония и сотрудничество;

- борьба за улучшение;

- учтивость и скромность;

- адаптация и восприимчивость;

- признательность.

В отношении определения миссии и целей бизнеса есть только одна отправная точка - потребитель. Бизнес определяется не уставом или договорами, а удовлетворением, которое получает потребитель, покупая продукт или услугу. То, что покупает человек, считается для него ценностью и имеет решающее значение для организации, ибо покупатель – фундамент любого предприятия и поддерживает его существование.

Дженерал Электрик - «Наш важнейший продукт - прогресс»;

Du Pont - «Лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии»;

Cutterpilar fractor - «Круглосуточное техническое обслуживание в любой части света»;

Continental bank - «Мы сможем найти выход»;

Delta airlines - «Забота о персонале».

Взаимоотношения в коллективе ВЭО: сущность, виды, особенности формальных и неформальных взаимоотношений.

« Взаимоотношения» как социально-психологическая категория. Специфика экономических, социальных, правовых, нравственных и эстетических взаимоотношений сотрудников в процессе совместной деятельности.

Взаимоотношения – это различные виды и формы взаимных связей и контактов, которые складываются между членами коллектива в процессе совместной деятельности и общения.

Общественные отношения являются необходимой формой организации, в рамках которой реализуется деятельность людей. Общественные отношения делятся на:

- экономические (отношения между людьми в сфере производства, распределения и потребления материальных благ);

- политические (отношения по поводу политической власти);

- правовые (отношения, связанные с юридическими законами или правовыми нормативами);

- нравственные (отношения по поводу морального принципа или морального поступка);

- эстетические (отношения, связанные с искусством, пониманием прекрасного и красивого).

Социальные отношения складываются по поводу реализации социального взаимодействия, которое возникает между людьми, занимающими различное положение в обществе, или социальными группами. Специфика социальных отношений заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, а взаимодействуют индивиды как представители определенных общественных групп (профессий) на основе положения, занимаемого каждым в обществе (то есть это взаимодействие конкретных социальных ролей).

Общественные отношения носят безличный характер (ибо это взаимодействие социальных ролей), но в своем конкретном проявлении они приобретают «личностную окраску» (так как социальную роль выполняет конкретная личность со своей психикой).

Межличностные отношениясубъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и их индивидуальными различиями. Межличностные отношения могут строиться из позиций доминирования – равенства – подчинения и зависимости – независимости.

Межличностные отношения среди прочих имеют поведенческий аспект, который включает поступки людей, речевые действия, используемые невербальные средства и конкретные результаты деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.012 с.)