Методика самооценки волевых качеств личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика самооценки волевых качеств личности



(целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самообладание и выдержка, самостоятельность и инициатива).

Примечание: В ключе для обработки результатов выделены две группы показателей, диагностирующих: 1) выраженность волевых качеств (то есть часто проявляющийся уровень) и 2) генерализованность волевых качеств (то есть представленность их как личностных черт).

Напротив номера суждения указано число баллов (–2, –1, 0, 1, 2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в бланк ответов рядом с отметкой выбора испытуемым варианта ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма отдельно по параметрам выраженности и генерализованности каждого волевого качества. Для перевода в положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов, и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть бланка ответов.

Инструкция

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в бланке ответов против номера соответствующего суждения. Ответив на вопросы первой части («Целеустремленность»), переходите к следующей, и так до конца, пока не закончите работу со всем опросником.

Варианты ответов: а – «так не бывает», б – «пожалуй, неверно», в – «может быть», г – «наверное, да», д – «уверен, что да».

Обработка и интерпретация результатов:

0-19 баллов – низкий уровень;

20-30 баллов – средний уровень;

31-40 баллов – высокий уровень.

Целеустремленность.

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

3. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

4. Четкое планирование работы не характерно для меня.

5. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

6. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

7. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

8. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

9. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

10. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

11. Неудача в деятельности побуждает меня работать с удвоенной энергией.

12. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

13. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться.

14. Мне быстро надоедает работать в соответствии с распорядком.

15. На каждом учебном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

16. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в школе, институте, в будущей практической деятельности.

17. У меня есть главная цель в жизни.

18. После неудачи в каком-то ответственном деле долго не могу заставить себя работать в полную силу.

19. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебе.

20. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

Смелость и решительность.

1. Принимая какое-либо решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

3. Меня часто мучают сомнения.

4. Мне больше по душе, если ответственность за совместные дела несут другие, а не я.

5. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

6. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

7. Обычно мне легко удается справиться со своими мнениями.

8. Постоянно чувствую свою ответственность за собственные дела и поступки.

9. С трудом преодолеваю страх.

10. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

11. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

12. Мне трудно выполнять свои обещания.

13. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

14. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

15. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

16. Вряд ли могу рискнуть предотвратить несчастный случай.

17. Не испытываю страха перед сильным соперником.

18. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

19. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

20. Для меня исключительный случай, когда я не смог сдержать слово.

Настойчивость и упорство.

1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

3. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

4. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные пути к цели.

5. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

6. У меня никогда не появляется желания поставить перед собой труднодостижимую цель.

7. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу.

8. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

9. Не могу заставить себя работать систематически.

10. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

11. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что я прав.

12. Я не могу принудить себя что-либо делать в состоянии усталости.

13. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

14. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

15. Во время учебного занятия заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

16. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всей четверти, полугодия, семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

17. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в школе (институте).

18. Неудача в соревновании резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.

19. В споре чаще всего уступаю другим.

20. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

Инициатива и самостоятельность.

1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

2. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

3. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

4. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-то из знакомых.

5. Для меня удобнее всего выполнять работу по известному образцу.

6. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

7. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

8. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

9. Процесс творчества не привлекает меня.

10. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе не интересно.

11. Мне легко удается побороть смущение и завязать первым разговор с незнакомым человеком.

12. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

13. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

14. Отсутствие значимого для меня человека (его советов и поддержки) во время серьезного испытания снижает мои достижения.

15. На учебных занятиях стараюсь придумывать что-нибудь новое.

16. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.

17. К общественной работе отношусь неформально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

18. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для получения оценки.

19. Обычно не задумываюсь над содержанием занятия, точно выполняю то, что предлагает преподаватель.

20. Мои достижения при серьезном испытании не зависят от того, присутствует ли на них значимый для меня человек.

Самообладание и выдержка.

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. Мне удается сохранить ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

3. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

4. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

5. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

6. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

7. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.

8. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

9. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

10. Специально учусь владеть собой.

11. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.

12. Не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит.

13. Во время серьезного испытания четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поступки.

14. Совершенно не переношу боли.

15. Неприятности дома не снижают качества моих учебных занятий.

16. Во время экзамена иногда не могу ответить даже на то, что знаю.

17. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

18. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

19. Во время экзамена с трудом владею собой.

20. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это необходимо.

Ключ для обработки результатов:

 

№ п/п Выраженность качества № п/п Генерализованность качества
а б в г д а б в г д
  –2 –1         –2 –1      
  –2 –1               –1 –2
        –1 –2   –2 –1      
        –1 –2         –1 –2
        –1 –2   –2 –1      
        –1 –2         –1 –2
  –2 –1         –2 –1      
  –2 –1               –1 –2
        –1 –2         –1 –2
  –2 –1         –2 –1      

 

«Потребность в достижении»

Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю. М. Орловым. "Мотив достижения" – это стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.

Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности.

Инструкция:

Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите «да», если не согласны - "нет".

Текст опросника:

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятель­ные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролируют меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих

Обработка результатов:

За каждое совпадение с ответом ставится 1 балл:

За ответы "да" – по положениям 2, 6-8, 14, 16, 18, 19, 21-23;

за ответы "нет" – по положениям 1, 3-5, 9-13, 15, 17, 20.

Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов за ответы "да" и "нет". Таким образом, оценочная шкала – от 0 до 23 баллов.

Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.111 (0.047 с.)