Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в юридическую психологию.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Юридическая психология
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения
направление подготовки: 030900.62 (Юриспруденция) (квалификация – «бакалавр»)
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Автор: Плавинская Ю.Б., к.психол.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия.
Рецензенты: Иванова Л.Н., к.психол.н., доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия; Кондратьева Е.Е., к.ю.н., декан факультета непрерывного образования Приволжского филиала Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр).
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» протокол № 5 от 20 декабря 2012 г.
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала, (протокол № 5 от 17 января 2013 г.).
© ПФ ФГБОУ ВПО «РАП», 2012. © Плавинская Ю.Б., 2012.
Содержание 1. Введение………………………………………………………………….4 2. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………….8 3. Тематический план дисциплины ……………………………………….9 4. Программа курса ………………………………………………………..10 5. Планы аудиторных (семинарских) занятий …...………………………14 6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ……………………………………………………………37 7. Примеры контрольных заданий …………………………………………42 8. Литература ……………………………………………………………..…45 9. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………... 48 10. Приложения ………………………………………………………………56
Введение Психологические познания являются важной составной частью юридического образования. Юридическая психология – это прикладная отрасль психологической науки, возникшая в результате взаимной интеграции правовых и психологических знаний. Использование её достижений позволяет эффективно решать различные проблемы, возникающие в деятельности работников юридической сферы. Учебный курс «Юридическая психология» входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, предусмотренных для изучения Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 (Юриспруденция) (квалификация – «бакалавр»). Основной целью изучения юридической психологии является формирование у студентов целостного представления о данной дисциплине как прикладной науке, специфике и основных проблемах ее отдельных отраслей и направлений, формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Задачами изучения данного курса является: 1. Формирование у обучающихся запаса знаний о предмете, структуре, методах и современном состоянии юридической психологии; 2. Овладение системой познаний о психологических закономерностях, определяющих правомерное и преступное поведение человека, о психологических технологиях, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности юриста; 3. Формирование умения использовать психологические знания в будущей профессиональной деятельности в целях повышения эффективности судебной и правоохранительной деятельности; 4. Формирование профессионально значимых качеств личности будущих специалистов судебной системы, основ профессионального подхода к решению задач судопроизводства. В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студент должен: Знать: 1) главные положения, сущность и содержание основных понятий и категорий юридической психологии; 2) психологические аспекты таких правовых понятий, как правосознание, правотворчество, профилактика преступности; 3) основы психологии преступного поведения; 4) основные психологические факторы, закономерности и механизмы, проявляющиеся в юридической деятельности; 5) общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов; 6) основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека; 7) психологию профессиональной деятельности юриста; 8) психологические особенности процесса судопроизводства. Уметь: 1) использовать психологические познания в будущей профессиональной деятельности; 2) производить анализ индивидуально-психологических особенностей субъектов правоприменительной деятельности; 3) распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями; 4) применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений; 5) грамотно назначать в необходимых случаях судебно-психологическую экспертизу. Владеть: 1) навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологических явлений; 2) приемами эффективного общения с различными категориями людей; 3) современными психологическими технологиями, применяемыми в профессиональной деятельности юриста. По окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). Он также должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Тематический план дисциплины для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) очной формы обучения
Программа курса Планы аудиторных (семинарских) занятий
Тема 1: Введение в юридическую психологию. 1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии. 2. Место юридической психологии в системе научного знания. 3. Методологические основы юридической психологии. 4. История развития юридической психологии в России и за рубежом. Доклады[2]: 1. Психологические проблемы в трудах А.В. Кони. 2. Работы А.Р. Лурия и проблемы юридической психологии. Литература: Основная 1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. 2. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006. 3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*. 4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Проспект, 2004. Дополнительная 1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 3. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА, 2001. 4. Косолапова Н.В. Юридическая психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2008. 5. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005. 6. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007. 7. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.
Тема 2: Личность в сфере правоприменительной деятельности. Семинар № 1. 1. Понятие личности в психологической и правовой науке. 2. Структура и содержание личности. 3. Теории личности в современной психологии. 4. Индивидуально-психологические особенности личности, их психолого-правовая оценка. Доклады: 1. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности. 2. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника. Семинар № 2. 1. Темперамент, его влияние на поведение человека. 2. Характер, его основные свойства и черты. 3. Воля в структуре характера личности. 4. Направленность и мотивационная сфера личности. Доклады: 1. Эмоционально-волевая устойчивость личности и факторы, влияющие на ее формирование. 2. Характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения и к несчастным случаям. Литература: Основная 1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. 2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. 3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*. 4. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. Дополнительная 1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 3. Косолапова Н.В. Юридическая психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2008. 4. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005. 5. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2007. 6. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007. 7. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. Практическое занятие по данной теме может проходить в интерактивной форме: тестирование студентов по психологическим методикам с целью определения у них типа темперамента (личностный опросник Г.Айзенка, методика Б.Н.Смирнова «Исследование психологической структуры темперамента»), уровня развития волевых качеств личности (целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самообладание и выдержка, самостоятельность и инициатива), направленности и мотивации личности (методики «Потребность в достижении», «Мотивация одобрения»), нервно-психической устойчивости (методика «Прогноз») и т.д.
Тема 3. Формы психического отражения в структуре личности субъектов судопроизводства. Семинар № 1. 1. Высшие формы психического отражения (сознание, понимание, мышление): психофизиологические закономерности функционирования, виды, психолого-правовая оценка в уголовном и гражданском праве. Виды мышления. Способы активизации мыслительных процессов. 2. Воображение, его функции и виды. 3. Понятие и виды памяти (образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная. Закономерности мнемических процессов. 4. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Доклады: 1. Применение знаний о механизмах и закономерностях памяти в следственной практике. 2. Психологические приемы, улучшающие запоминание и повышающие качество воспроизведения информации. 3. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение.
Семинар № 2. 1. Ощущение как психический процесс. Виды ощущений. 2. Восприятие и его свойства. Иллюзии и галлюцинации. Апперцепции. 3. Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Доклады: 1. Роль сенсорно-перцептивных процессов в юридической деятельности. 2. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний. 3. Психологические способы повышения качества внимания. Семинар № 3. 1. Эмоции и чувства: понятие, свойства и виды. 2. Психические состояния личности и способы саморегуляции психоэмоциональной сферы. 3. Состояния психической напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе. Доклады: 1. Одиночество как психологический феномен. 2. Кризисные и профессионально обусловленные психические состояния личности: психическое выгорание и хроническая усталость. Семинар № 4. 1. Стресс и фрустрация: признаки, стадии развития, меры профилактики. 2. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): проявления и последствия. 3. Аффект: виды, уголовно-правовое значение. Диагностические признаки аффекта. 4. Страдание как эмоциональный симптомокомплекс. Доклады: 1. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему. 2. Индивидуально-психологические особенности субъекта, предрасполагающие к аффективным состояниям. Литература: Основная 1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. 2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. 3. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*. 5. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. Дополнительная 1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 3. Косолапова Н.В. Юридическая психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2008. 4. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005. 5. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2007. 6. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007. 7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 2002. 8. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Тема 4. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве. 1. Предмет и правовые основания судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Поводы назначения СПЭ. 2. Подготовка, назначение СПЭ, проверка и оценка её заключения следователем (судом). 3. Компетенция и виды судебно-психологической экспертизы в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве. Доклады: 1. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы. 2. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых. 3. Посмертная судебно-психологическая экспертиза. Литература: Основная 1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. 2. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006. 3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*. 4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Проспект, 2004.
Дополнительная 1. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 2. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА, 2001. 3. Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. 4. Ситковская О.Д. Использование психологических познаний для определения общих условий уголовной ответственности: науч.-метод. пособие. – М., 2005. 5. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002. 6. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000. 7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 2002. 8. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Тема 5. Психология преступного поведения. Семинар № 1. 1. Противоправные (преступные) проявления как разновидность антиобщественной деятельности. 2. Количественные и качественные характеристики преступности. 3. Преступность как социальное явление. 4. Психологические подходы к объяснению причин преступности.
Доклады: 1. Антропологический детерминизм преступности. Теория «прирожденного преступника». 2. Социальный детерминизм преступности: чикагская школа, «социальные факты» Эмиля Дюркгейма, «социологизм» Габриеля Тарда, социологическая теория преступности Роберта Мертона и причины возникновения аномии в обществе. Семинар № 2. 1. Психологический анализ криминальной деятельности и противоправного поведения при различных формах вины (умышленные и неосторожные преступления). 2. Причины преступного поведения. 3. Понятие мотивационной сферы преступления. Доклады: 1. Формирование мотивации преступного поведения. 4. Мотивы корыстных и насильственных преступлений. Литература: Основная 1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. 2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. 3. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006. 4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*. 5. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2010. Дополнительная 1. Антонян Ю.М. Личность преступника. – СПб., 2004. 2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника – М.: Аспект Пресс, 2007. 3. Анфиногенов А.И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. – М., 2002. 4. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 5. Бегунова Л.А. Проблемы разработки и использования психолого-криминалистического портрета подозреваемого при раскрытии изнасилований и убийств, сопряженных с действиями сексуального характера. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. – М., 2002. 6. Блэкборн Р. Психология криминального поведения – М., СПб., Мн.: Питер, 2004. 7. Конышева Л.П. Психологический анализ серийных преступлений // Юридическая психология. Сб. научн. тр. Вып. 3. Ч. 1. – М., 2005. 8. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). – М., 2000. 9. Миронов Д. В. Психологическое обеспечение раскрытия серийных убийств. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 2001. 10. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминальная психология. – М., 2002. 11. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М.:«Юрлитинформ», 2007. 12. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002.
Тема 6. Психология личности преступника и преступной группы. Семинар № 1. 1. Понятие, структура личности преступника, его психологические особенности. 2. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. 3. Процесс социализации и формирование личности преступника. 4. Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе расследования, рассмотрения в суде уголовного дела. Доклады: 1. Особенности личности корыстного преступника. 2. Характеристика личности насильственного преступника. 3. Понятие профессионального преступника. 4. Психические аномалии у преступников. Семинар № 2. 1. Психолого-правовая характеристика противоправной деятельности преступной группы. 2. Типы преступных формирований. 3. Структура преступной группы (организации), ее признаки. 4. Устойчивость и криминальный профессионализм преступной группы. Доклады: 1. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах). 2. Психология деятельности организованного преступного формирования. Литература: Основная 1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. 2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. 3. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006. 4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*. 5. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2010. Дополнительная 1. Антонян Ю.М. Личность преступника. – СПб., 2004. 2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника – М.: Аспект Пресс, 2007. 3. Анфиногенов А.И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. – М., 2002. 4. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 5. Бегунова Л.А. Проблемы разработки и использования психолого-криминалистического портрета подозреваемого при раскрытии изнасилований и убийств, сопряженных с действиями сексуального характера. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. – М., 2002. 6. Блэкборн Р. Психология криминального поведения – М., СПб., Мн.: Питер, 2004. 7. Конышева Л.П. Психологический анализ серийных преступлений // Юридическая психология. Сб. научн. тр. Вып. 3. Ч. 1. – М., 2005. 8. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). – М., 2000. 9. Миронов Д. В. Психологическое обеспечение раскрытия серийных убийств. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 2001. 10. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминальная психология. – М., 2002. 11. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М.:«Юрлитинформ», 2007. 12. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002.
Основная 1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. 2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. 3. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006. 4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*. 5. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2010. Дополнительная 1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 3. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА, 2001. 4. Леонтьев А.А. и др. Речь в криминалистике и судебной психологии. – М., 2004. 5. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005. 6. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2005. 7. Михалкин Н.В., Черкашина И.Л. Процесс принятия судебных решений. Логико-психологические и методологические подходы: Учеб.-метод. пособие. – М.: РАП, 2006. 8. Пашин С.А. Психология судебных прений // Юридическая психология. – 2008. – № 1. – с. 15-18. 9. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2007. 10. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007. 11. Ходилина М.В. Некоторые этические проблемы, возникающие при осуществлении адвокатом защиты по уголовным делам // Адвокатская практика. – 2012. – № 3. – с. 42-46.* 12. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. Практические занятия по теме 7 может проводиться в форме психологического тренинга «Общение в профессиональной деятельности юриста». Цель тренинга: формирование навыков эффективного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций и чувств, развитие навыков установления контакта и поддержания взаимопонимания с окружающими, умения выстоять в ситуации агрессивного воздействия и наладить взаимопонимание с трудным партнером по общению. Практическое занятие № 1: 1. Принятие правил поведения в тренинге, обсуждение целей и программы тренинга. 2. Упражнение «Знакомство»: цель – развитие навыков активного слушания, толерантности и сплоченности группы; процедура – каждый участник по очереди (в кругу) называет свое имя, а потом качества, которые помогают/мешают ему при общении с другими людьми 3. Упражнение «Пересядьте те, кто …»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим (любым) признаком. Этот признак он называет. Например: «Пересядьте все, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру». 4. Краткая беседа о невербальных средствах общения (поза и жесты). Цель – расширение знаний по данной теме. 5. Упражнение «Установление контакта»: цель – развитие невербальных навыков общения, умение анализировать поведение собеседника. Процедура - все участники сидят в кругу. Инструкция: «Сейчас мы будем работать над проблемой установления контакта. Один из участников (по желанию) выйдет из кабинета. Когда он вернется, ему нужно будет определить, кто из участников готов к установлению контакта. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или об его отсутствии следует после того, как Вы посмотрите на человека». 6. «Каков мой собеседник?»: цель – улучшение групповой атмосферы, сокращение дистанции между участниками тренинга, развитие навыков вербального общения (в т.ч. умения высказывать свою точку зрения), умения оценить индивидуально-психологические особенности собеседника. Процедура – упражнение выполняется в парах. Инструкция: Данное упражнение включает несколько заданий. Задание 1. В течение 2 минут молча смотрим друг на друга. Задание 2. Каждому из вас дается 3 минуты, в течение которых Вы должны рассказать своему собеседнику, кого Вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой …» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека. Потом Ваш собеседник рассказывает о Вас. Задание 3. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он был, с Вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера. Задание 4. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, какой он, с Вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Каков человек мой собеседник?». После завершения упражнения целесообразно провести рефлексию эмоционального состояния участников тренинга. Группе можно задать вопросы: 1) Что Вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе? 2) Выполнение какого из 4 заданий у Вас вызвало наибольшие трудности? 3) Какие впечатления возникли у Вас в ходе выполнения упражнения? 6. Заключительное упражнение «Комплименты»: цель – обобщение знаний друг о друге, сплочение группы, развитие умения управлять выражением своих эмоций; процедура – участники сидят в кругу. Инструкция: «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это так. Посмотрите на своего соседа слева и скажите ему комплимент». Практическое занятие № 2. Ход занятия: 1. Упражнение «Подчеркивание общности»: цель – снятие напряжения, сплочение группы, развитие доброжелательных отношений между участниками; процедура – проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Мы с тобой похожи тем, что …», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны». Тот, кто получает мяч, отвечает «Я согласен», если он действительно согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч. 2. Упражнение «Постройтесь по росту!»: цель – преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их. Процедура: участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Задача – построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. 3. Беседа с элементами дискуссии «Техники и приемы установления контакта при общении». Цель – совершенствование знаний в области психологии общения. Участники оценивают предложенные техники и приемы с точки зрения эффективности их применения. 4. Упражнение «Блеф-клуб»: цель – развитие навыков активного слушания, умения высказывать и правильно аргументировать свою точку зрения; процедура – работа в 3-х командах. Каждая команда рассказывает 2 истории, одна из которых – заведомо ложная. Задача остальных команд – определить, правда это или ложь, высказать свою точку зрения и аргументировать её. 5. Упражнение «Шанхайцы»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки. Затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. 6. Заключительное упражнение «Безусловное достоинство»: цель – обобщение знаний друг о друге, обучение навыкам эффективного общения, развитие доброжелательных отношений в группе; процедура – проводится в кругу. Участники говорят своему соседу справа фразу «Мне кажется, твоим безусловным достоинством является …» Практическое занятие № 3. Ход занятия: 1. Упражнение «Ассоциации»: цель – развитие самопознания, доверительных отношений в группе; процедура – участники сидят в кругу, каждый должен сказать, на какое время года похоже его настроение сегодня. 2. Упражнение «Синхронизация»: цель – развитие внимания, снятие напряжения, активизация совместной деятельности; процедура – участникам предлагается на счет «3» показать одинаковое количество пальцев на одной руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев на руке. 3. Ролевая игра «Мировое соглашение»: цель – развитие навыков убеждения в процессе коммуникатив
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.012 с.) |