Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в юридическую психологию.

Поиск

Юридическая психология

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

 

направление подготовки: 030900.62 (Юриспруденция)

(квалификация – «бакалавр»)

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

 


Автор:

Плавинская Ю.Б., к.психол.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия.

 

Рецензенты:

Иванова Л.Н., к.психол.н., доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия;

Кондратьева Е.Е., к.ю.н., декан факультета непрерывного образования Приволжского филиала Российской академии правосудия.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр).

 

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» протокол № 5 от 20 декабря 2012 г.

 

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала, (протокол № 5 от 17 января 2013 г.).

 

© ПФ ФГБОУ ВПО «РАП», 2012.

© Плавинская Ю.Б., 2012.

 

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………….8

3. Тематический план дисциплины ……………………………………….9

4. Программа курса ………………………………………………………..10

5. Планы аудиторных (семинарских) занятий …...………………………14

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ……………………………………………………………37

7. Примеры контрольных заданий …………………………………………42

8. Литература ……………………………………………………………..…45

9. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………... 48

10. Приложения ………………………………………………………………56

 

 

Введение

Психологические познания являются важной составной частью юридического образования. Юридическая психология – это прикладная отрасль психологической науки, возникшая в результате взаимной интеграции правовых и психологических знаний. Использование её достижений позволяет эффективно решать различные проблемы, возникающие в деятельности работников юридической сферы.

Учебный курс «Юридическая психология» входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, предусмотренных для изучения Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 (Юриспруденция) (квалификация – «бакалавр»).

Основной целью изучения юридической психологии является формирование у студентов целостного представления о данной дисциплине как прикладной науке, специфике и основных проблемах ее отдельных отраслей и направлений, формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Задачами изучения данного курса является:

1. Формирование у обучающихся запаса знаний о предмете, структуре, методах и современном состоянии юридической психологии;

2. Овладение системой познаний о психологических закономерностях, определяющих правомерное и преступное поведение человека, о психологических технологиях, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности юриста;

3. Формирование умения использовать психологические знания в будущей профессиональной деятельности в целях повышения эффективности судебной и правоохранительной деятельности;

4. Формирование профессионально значимых качеств личности будущих специалистов судебной системы, основ профессионального подхода к решению задач судопроизводства.

В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студент должен:

Знать:

1) главные положения, сущность и содержание основных понятий и категорий юридической психологии;

2) психологические аспекты таких правовых понятий, как правосознание, правотворчество, профилактика преступности;

3) основы психологии преступного поведения;

4) основные психологические факторы, закономерности и механизмы, проявляющиеся в юридической деятельности;

5) общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов;

6) основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека;

7) психологию профессиональной деятельности юриста;

8) психологические особенности процесса судопроизводства.

Уметь:

1) использовать психологические познания в будущей профессиональной деятельности;

2) производить анализ индивидуально-психологических особенностей субъектов правоприменительной деятельности;

3) распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями;

4) применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений;

5) грамотно назначать в необходимых случаях судебно-психологическую экспертизу.

Владеть:

1) навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологических явлений;

2) приемами эффективного общения с различными категориями людей;

3) современными психологическими технологиями, применяемыми в профессиональной деятельности юриста.

По окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Он также должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

 

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная
Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость   3з.е – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 48
Лекции   16
Семинарские (практические) занятия   32
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС   60
Форма итогового контроля   2 контрольных задания, зачет

 

 

3. Тематический план дисциплины

для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)

очной формы обучения

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары, практические занятия С/р
1. Введение в юридическую психологию      
2. Личность в сфере правоприменительной деятельности   (2 ч. – в интерактивной форме)  
3. Формы психического отражения в структуре личности субъектов судопроизводства      
4. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве      
5. Психология преступного поведения      
6. Психология личности преступника и преступной группы      
  Психология профессиональной деятельности юриста   (в интерактивной форме)  
8. Психологические аспекты судопроизводства   (в интерактивной форме)  
  Всего по учебному курсу:      
  Форма контроля: 2 контрольных задания, зачет      

 

Программа курса

Планы аудиторных (семинарских) занятий

 

Тема 1: Введение в юридическую психологию.

1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии.

2. Место юридической психологии в системе научного знания.

3. Методологические основы юридической психологии.

4. История развития юридической психологии в России и за рубежом.

Доклады[2]:

1. Психологические проблемы в трудах А.В. Кони.

2. Работы А.Р. Лурия и проблемы юридической психологии.

Литература:

Основная

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006.

3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Проспект, 2004.

Дополнительная

1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

4. Косолапова Н.В. Юридическая психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2008.

5. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005.

6. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007.

7. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.

 

Тема 2: Личность в сфере правоприменительной деятельности.

Семинар № 1.

1. Понятие личности в психологической и правовой науке.

2. Структура и содержание личности.

3. Теории личности в современной психологии.

4. Индивидуально-психологические особенности личности, их психолого-правовая оценка.

Доклады:

1. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

2. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника.

Семинар № 2.

1. Темперамент, его влияние на поведение человека.

2. Характер, его основные свойства и черты.

3. Воля в структуре характера личности.

4. Направленность и мотивационная сфера личности.

Доклады:

1. Эмоционально-волевая устойчивость личности и факторы, влияющие на ее формирование.

2. Характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения и к несчастным случаям.

Литература:

Основная

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

4. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

Дополнительная

1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Косолапова Н.В. Юридическая психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2008.

4. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005.

5. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2007.

6. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007.

7. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.

Практическое занятие по данной теме может проходить в интерактивной форме: тестирование студентов по психологическим методикам с целью определения у них типа темперамента (личностный опросник Г.Айзенка, методика Б.Н.Смирнова «Исследование психологической структуры темперамента»), уровня развития волевых качеств личности (целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самообладание и выдержка, самостоятельность и инициатива), направленности и мотивации личности (методики «Потребность в достижении», «Мотивация одобрения»), нервно-психической устойчивости (методика «Прогноз») и т.д.

 

Тема 3. Формы психического отражения в структуре личности субъектов судопроизводства.

Семинар № 1.

1. Высшие формы психического отражения (сознание, понимание, мышление): психофизиологические закономерности функционирования, виды, психолого-правовая оценка в уголовном и гражданском праве. Виды мышления. Способы активизации мыслительных процессов.

2. Воображение, его функции и виды.

3. Понятие и виды памяти (образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная. Закономерности мнемических процессов.

4. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память.

Доклады:

1. Применение знаний о механизмах и закономерностях памяти в следственной практике.

2. Психологические приемы, улучшающие запоминание и повышающие качество воспроизведения информации.

3. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение.

 

Семинар № 2.

1. Ощущение как психический процесс. Виды ощущений.

2. Восприятие и его свойства. Иллюзии и галлюцинации. Апперцепции.

3. Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания.

Доклады:

1. Роль сенсорно-перцептивных процессов в юридической деятельности.

2. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний.

3. Психологические способы повышения качества внимания.

Семинар № 3.

1. Эмоции и чувства: понятие, свойства и виды.

2. Психические состояния личности и способы саморегуляции психоэмоциональной сферы.

3. Состояния психической напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе.

Доклады:

1. Одиночество как психологический феномен.

2. Кризисные и профессионально обусловленные психические состояния личности: психическое выгорание и хроническая усталость.

Семинар № 4.

1. Стресс и фрустрация: признаки, стадии развития, меры профилактики.

2. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): проявления и последствия.

3. Аффект: виды, уголовно-правовое значение. Диагностические признаки аффекта.

4. Страдание как эмоциональный симптомокомплекс.

Доклады:

1. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

2. Индивидуально-психологические особенности субъекта, предрасполагающие к аффективным состояниям.

Литература:

Основная

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

3. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

5. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

Дополнительная

1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Косолапова Н.В. Юридическая психология: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2008.

4. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005.

5. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2007.

6. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 2002.

8. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Тема 4. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве.

1. Предмет и правовые основания судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Поводы назначения СПЭ.

2. Подготовка, назначение СПЭ, проверка и оценка её заключения следователем (судом).

3. Компетенция и виды судебно-психологической экспертизы в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве.

Доклады:

1. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.

2. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых.

3. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

Литература:

Основная

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006.

3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Проспект, 2004.

 

 

Дополнительная

1. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

3. Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001.

4. Ситковская О.Д. Использование психологических познаний для определения общих условий уголовной ответственности: науч.-метод. пособие. – М., 2005.

5. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002.

6. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 2002.

8. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Тема 5. Психология преступного поведения.

Семинар № 1.

1. Противоправные (преступные) проявления как разновидность антиобщественной деятельности.

2. Количественные и качественные характеристики преступности.

3. Преступность как социальное явление.

4. Психологические подходы к объяснению причин преступности.

 

 

Доклады:

1. Антропологический детерминизм преступности. Теория «прирожденного преступника».

2. Социальный детерминизм преступности: чикагская школа, «социальные факты» Эмиля Дюркгейма, «социологизм» Габриеля Тарда, социологическая теория преступности Роберта Мертона и причины возникновения аномии в обществе.

Семинар № 2.

1. Психологический анализ криминальной деятельности и противоправного поведения при различных формах вины (умышленные и неосторожные преступления).

2. Причины преступного поведения.

3. Понятие мотивационной сферы преступления.

Доклады:

1. Формирование мотивации преступного поведения.

4. Мотивы корыстных и насильственных преступлений.

Литература:

Основная

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006.

4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2010.

Дополнительная

1. Антонян Ю.М. Личность преступника. – СПб., 2004.

2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника – М.: Аспект Пресс, 2007.

3. Анфиногенов А.И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. – М., 2002.

4. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

5. Бегунова Л.А. Проблемы разработки и использования психолого-криминалистического портрета подозреваемого при раскрытии изнасилований и убийств, сопряженных с действиями сексуального характера. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. – М., 2002.

6. Блэкборн Р. Психология криминального поведения – М., СПб., Мн.: Питер, 2004.

7. Конышева Л.П. Психологический анализ серийных преступлений // Юридическая психология. Сб. научн. тр. Вып. 3. Ч. 1. – М., 2005.

8. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). – М., 2000.

9. Миронов Д. В. Психологическое обеспечение раскрытия серийных убийств. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 2001.

10. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминальная психология. – М., 2002.

11. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М.:«Юрлитинформ», 2007.

12. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002.

 

 

Тема 6. Психология личности преступника и преступной группы.

Семинар № 1.

1. Понятие, структура личности преступника, его психологические особенности.

2. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников.

3. Процесс социализации и формирование личности преступника.

4. Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе

расследования, рассмотрения в суде уголовного дела.

Доклады:

1. Особенности личности корыстного преступника.

2. Характеристика личности насильственного преступника.

3. Понятие профессионального преступника.

4. Психические аномалии у преступников.

Семинар № 2.

1. Психолого-правовая характеристика противоправной деятельности преступной группы.

2. Типы преступных формирований.

3. Структура преступной группы (организации), ее признаки.

4. Устойчивость и криминальный профессионализм преступной группы.

Доклады:

1. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах).

2. Психология деятельности организованного преступного формирования.

Литература:

Основная

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006.

4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2010.

Дополнительная

1. Антонян Ю.М. Личность преступника. – СПб., 2004.

2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника – М.: Аспект Пресс, 2007.

3. Анфиногенов А.И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. – М., 2002.

4. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

5. Бегунова Л.А. Проблемы разработки и использования психолого-криминалистического портрета подозреваемого при раскрытии изнасилований и убийств, сопряженных с действиями сексуального характера. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. – М., 2002.

6. Блэкборн Р. Психология криминального поведения – М., СПб., Мн.: Питер, 2004.

7. Конышева Л.П. Психологический анализ серийных преступлений // Юридическая психология. Сб. научн. тр. Вып. 3. Ч. 1. – М., 2005.

8. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). – М., 2000.

9. Миронов Д. В. Психологическое обеспечение раскрытия серийных убийств. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 2001.

10. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминальная психология. – М., 2002.

11. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М.:«Юрлитинформ», 2007.

12. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в раскрытии и расследовании убийств. Научно-практическое руководство. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002.

 

Основная

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006.

4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2010.

Дополнительная

1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

4. Леонтьев А.А. и др. Речь в криминалистике и судебной психологии. – М., 2004.

5. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005.

6. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2005.

7. Михалкин Н.В., Черкашина И.Л. Процесс принятия судебных решений. Логико-психологические и методологические подходы: Учеб.-метод. пособие. – М.: РАП, 2006.

8. Пашин С.А. Психология судебных прений // Юридическая психология. – 2008. – № 1. – с. 15-18.

9. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2007.

10. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007.

11. Ходилина М.В. Некоторые этические проблемы, возникающие при осуществлении адвокатом защиты по уголовным делам // Адвокатская практика. – 2012. – № 3. – с. 42-46.*

12. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.

Практические занятия по теме 7 может проводиться в форме психологического тренинга «Общение в профессиональной деятельности юриста».

Цель тренинга: формирование навыков эффективного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций и чувств, развитие навыков установления контакта и поддержания взаимопонимания с окружающими, умения выстоять в ситуации агрессивного воздействия и наладить взаимопонимание с трудным партнером по общению.

Практическое занятие № 1:

1. Принятие правил поведения в тренинге, обсуждение целей и программы тренинга.

2. Упражнение «Знакомство»: цель – развитие навыков активного слушания, толерантности и сплоченности группы; процедура – каждый участник по очереди (в кругу) называет свое имя, а потом качества, которые помогают/мешают ему при общении с другими людьми

3. Упражнение «Пересядьте те, кто …»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим (любым) признаком. Этот признак он называет. Например: «Пересядьте все, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру».

4. Краткая беседа о невербальных средствах общения (поза и жесты). Цель – расширение знаний по данной теме.

5. Упражнение «Установление контакта»: цель – развитие невербальных навыков общения, умение анализировать поведение собеседника. Процедура - все участники сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем работать над проблемой установления контакта. Один из участников (по желанию) выйдет из кабинета. Когда он вернется, ему нужно будет определить, кто из участников готов к установлению контакта. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или об его отсутствии следует после того, как Вы посмотрите на человека».

6. «Каков мой собеседник?»: цель – улучшение групповой атмосферы, сокращение дистанции между участниками тренинга, развитие навыков вербального общения (в т.ч. умения высказывать свою точку зрения), умения оценить индивидуально-психологические особенности собеседника. Процедура – упражнение выполняется в парах.

Инструкция: Данное упражнение включает несколько заданий.

Задание 1. В течение 2 минут молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Каждому из вас дается 3 минуты, в течение которых Вы должны рассказать своему собеседнику, кого Вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой …» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека. Потом Ваш собеседник рассказывает о Вас.

Задание 3. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он был, с Вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера.

Задание 4. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, какой он, с Вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Каков человек мой собеседник?».

После завершения упражнения целесообразно провести рефлексию эмоционального состояния участников тренинга. Группе можно задать вопросы:

1) Что Вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?

2) Выполнение какого из 4 заданий у Вас вызвало наибольшие трудности?

3) Какие впечатления возникли у Вас в ходе выполнения упражнения?

6. Заключительное упражнение «Комплименты»: цель – обобщение знаний друг о друге, сплочение группы, развитие умения управлять выражением своих эмоций; процедура – участники сидят в кругу. Инструкция: «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это так. Посмотрите на своего соседа слева и скажите ему комплимент».

Практическое занятие № 2.

Ход занятия:

1. Упражнение «Подчеркивание общности»: цель – снятие напряжения, сплочение группы, развитие доброжелательных отношений между участниками; процедура – проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Мы с тобой похожи тем, что …», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны». Тот, кто получает мяч, отвечает «Я согласен», если он действительно согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

2. Упражнение «Постройтесь по росту!»: цель – преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их. Процедура: участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Задача – построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось.

3. Беседа с элементами дискуссии «Техники и приемы установления контакта при общении». Цель – совершенствование знаний в области психологии общения. Участники оценивают предложенные техники и приемы с точки зрения эффективности их применения.

4. Упражнение «Блеф-клуб»: цель – развитие навыков активного слушания, умения высказывать и правильно аргументировать свою точку зрения; процедура – работа в 3-х командах. Каждая команда рассказывает 2 истории, одна из которых – заведомо ложная. Задача остальных команд – определить, правда это или ложь, высказать свою точку зрения и аргументировать её.

5. Упражнение «Шанхайцы»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки. Затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние.

6. Заключительное упражнение «Безусловное достоинство»: цель – обобщение знаний друг о друге, обучение навыкам эффективного общения, развитие доброжелательных отношений в группе; процедура – проводится в кругу. Участники говорят своему соседу справа фразу «Мне кажется, твоим безусловным достоинством является …»

Практическое занятие № 3.

Ход занятия:

1. Упражнение «Ассоциации»: цель – развитие самопознания, доверительных отношений в группе; процедура – участники сидят в кругу, каждый должен сказать, на какое время года похоже его настроение сегодня.

2. Упражнение «Синхронизация»: цель – развитие внимания, снятие напряжения, активизация совместной деятельности; процедура – участникам предлагается на счет «3» показать одинаковое количество пальцев на одной руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев на руке.

3. Ролевая игра «Мировое соглашение»: цель – развитие навыков убеждения в процессе коммуникатив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.012 с.)