Тема 7. Психология профессиональной деятельности юриста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Психология профессиональной деятельности юриста.



Семинар № 1. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

1. Психология осмотра места происшествия.

2. Психологические особенности проведения следственного эксперимента, проверки показаний на месте.

3. Психология производства обыска.

4. Психология предъявления для опознания.

Доклады:

1. Познавательно-поисковая и познавательно-удостоверительная деятельность следователя.

2. Расследование преступления как психолого-юридическое исследование реальности.

 

Семинар № 2. Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста.

1. Общие социально-психологические закономерности общения.

2. Проблемы установления психологического контакта в процессе профессионального общения юриста.

3. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства).

Доклады:

1. Психологические особенности проведения допроса взрослых и несовершеннолетних правонарушителей.

2. Коммуникативная компетентность судьи, адвоката, прокурора как фактор успешности профессиональной деятельности.

 

Семинар № 3. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

2. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста.

3. Оценка профессионально-психологических способностей юриста.

Доклады:

1. Психологические основы профессиональной деятельности судьи.

2. Психология деятельности адвоката и прокурора в гражданском процессе.

3. Профессиограмма личности судьи, прокурора, адвоката.

Литература:

Основная

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов – М.: НОРМА, 2006.

4. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: ИД Юрайт, 2010*.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2010.

Дополнительная

1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

4. Леонтьев А.А. и др. Речь в криминалистике и судебной психологии. – М., 2004.

5. Мариновская И.Д. Юридическая психология: Учебное пособие. – М., 2005.

6. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2005.

7. Михалкин Н.В., Черкашина И.Л. Процесс принятия судебных решений. Логико-психологические и методологические подходы: Учеб.-метод. пособие. – М.: РАП, 2006.

8. Пашин С.А. Психология судебных прений // Юридическая психология. – 2008. – № 1. – с. 15-18.

9. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2007.

10. Сорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2007.

11. Ходилина М.В. Некоторые этические проблемы, возникающие при осуществлении адвокатом защиты по уголовным делам // Адвокатская практика. – 2012. – № 3. – с. 42-46.*

12. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.

Практические занятия по теме 7 может проводиться в форме психологического тренинга «Общение в профессиональной деятельности юриста».

Цель тренинга: формирование навыков эффективного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций и чувств, развитие навыков установления контакта и поддержания взаимопонимания с окружающими, умения выстоять в ситуации агрессивного воздействия и наладить взаимопонимание с трудным партнером по общению.

Практическое занятие № 1:

1. Принятие правил поведения в тренинге, обсуждение целей и программы тренинга.

2. Упражнение «Знакомство»: цель – развитие навыков активного слушания, толерантности и сплоченности группы; процедура – каждый участник по очереди (в кругу) называет свое имя, а потом качества, которые помогают/мешают ему при общении с другими людьми

3. Упражнение «Пересядьте те, кто …»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим (любым) признаком. Этот признак он называет. Например: «Пересядьте все, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру».

4. Краткая беседа о невербальных средствах общения (поза и жесты). Цель – расширение знаний по данной теме.

5. Упражнение «Установление контакта»: цель – развитие невербальных навыков общения, умение анализировать поведение собеседника. Процедура - все участники сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем работать над проблемой установления контакта. Один из участников (по желанию) выйдет из кабинета. Когда он вернется, ему нужно будет определить, кто из участников готов к установлению контакта. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или об его отсутствии следует после того, как Вы посмотрите на человека».

6. «Каков мой собеседник?»: цель – улучшение групповой атмосферы, сокращение дистанции между участниками тренинга, развитие навыков вербального общения (в т.ч. умения высказывать свою точку зрения), умения оценить индивидуально-психологические особенности собеседника. Процедура – упражнение выполняется в парах.

Инструкция: Данное упражнение включает несколько заданий.

Задание 1. В течение 2 минут молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Каждому из вас дается 3 минуты, в течение которых Вы должны рассказать своему собеседнику, кого Вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой …» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека. Потом Ваш собеседник рассказывает о Вас.

Задание 3. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он был, с Вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера.

Задание 4. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, какой он, с Вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Каков человек мой собеседник?».

После завершения упражнения целесообразно провести рефлексию эмоционального состояния участников тренинга. Группе можно задать вопросы:

1) Что Вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?

2) Выполнение какого из 4 заданий у Вас вызвало наибольшие трудности?

3) Какие впечатления возникли у Вас в ходе выполнения упражнения?

6. Заключительное упражнение «Комплименты»: цель – обобщение знаний друг о друге, сплочение группы, развитие умения управлять выражением своих эмоций; процедура – участники сидят в кругу. Инструкция: «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это так. Посмотрите на своего соседа слева и скажите ему комплимент».

Практическое занятие № 2.

Ход занятия:

1. Упражнение «Подчеркивание общности»: цель – снятие напряжения, сплочение группы, развитие доброжелательных отношений между участниками; процедура – проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Мы с тобой похожи тем, что …», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны». Тот, кто получает мяч, отвечает «Я согласен», если он действительно согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

2. Упражнение «Постройтесь по росту!»: цель – преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их. Процедура: участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Задача – построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось.

3. Беседа с элементами дискуссии «Техники и приемы установления контакта при общении». Цель – совершенствование знаний в области психологии общения. Участники оценивают предложенные техники и приемы с точки зрения эффективности их применения.

4. Упражнение «Блеф-клуб»: цель – развитие навыков активного слушания, умения высказывать и правильно аргументировать свою точку зрения; процедура – работа в 3-х командах. Каждая команда рассказывает 2 истории, одна из которых – заведомо ложная. Задача остальных команд – определить, правда это или ложь, высказать свою точку зрения и аргументировать её.

5. Упражнение «Шанхайцы»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки. Затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние.

6. Заключительное упражнение «Безусловное достоинство»: цель – обобщение знаний друг о друге, обучение навыкам эффективного общения, развитие доброжелательных отношений в группе; процедура – проводится в кругу. Участники говорят своему соседу справа фразу «Мне кажется, твоим безусловным достоинством является …»

Практическое занятие № 3.

Ход занятия:

1. Упражнение «Ассоциации»: цель – развитие самопознания, доверительных отношений в группе; процедура – участники сидят в кругу, каждый должен сказать, на какое время года похоже его настроение сегодня.

2. Упражнение «Синхронизация»: цель – развитие внимания, снятие напряжения, активизация совместной деятельности; процедура – участникам предлагается на счет «3» показать одинаковое количество пальцев на одной руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев на руке.

3. Ролевая игра «Мировое соглашение»: цель – развитие навыков убеждения в процессе коммуникативного взаимодействия, отработка навыка аргументации своей точки зрения, формирование навыка рефлексивного слушания; процедура – работа мини-группах по 3 человека. Роли: судья, истец и ответчик. Сюжет игры: две бабушки-соседки. Одна из них пролила другую и причинила материальный ущерб в размере 8 тысяч рублей. Задача судьи – убедить истца и ответчика придти к мировому соглашению.

4. Ролевая игра «Премия»: цель – развитие навыков убеждения в процессе коммуникативного взаимодействия, отработка навыка аргументации своей точки зрения; процедура – 3 участника играют роли (начальник юридического отдела и 2 его подчиненных), остальные являются экспертами и анализируют их процесс взаимодействия. Сюжет игры: начальник распределяет новогоднюю премию. Подчиненные в ходе общения с ним пытаются убедить начальника увеличить сумму причитающейся им премии.

5. Упражнение «Путаница»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – один участник выходит за дверь и потом распутывает оставшихся участников.

6. Заключительное упражнение «Ассоциации»: цель – развитие самопознания, доверительных отношений в группе; процедура – участники сидят в кругу, каждый должен сказать, на какое время года похоже его настроение сейчас (после тренинга).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.021 с.)