Приводятся краткие сведения об области деятельности Заказчика (или подразделения организационной структуры Заказчика, для нужд которого разрабатывается система) и сферы автоматизации с указанием ссылок на ранее разработанные документы, содержащие более подробные сведения об организации заказчика.
<Приводится описание организационной структуры>
Как правило, объектом автоматизации являются бизнес-процессы, выполняемые в структурных подразделениях Заказчика. Следовательно, применительно к данному ТЗ, объектами автоматизации будут являться бизнес-процессы, выполняемые в <указать в каком подразделении>.
Выделены следующие процессы в деятельности <указать подразделение Заказчика>, в рамках которых производится анализ информации и вынесены соответствующие выводы о возможности их автоматизации:
Структурное подразделение
| Наименование процесса
| Возможность автоматизации
| Решение об автоматизации в ходе проекта
|
Отдел анализа
| Анализ отклонений фактических значений показателей от плановых
| Возможна
| Будет автоматизирован
|
...
| ...
| ...
| ...
|
Требования к системе
Требования к системе в целом
Требования к структуре и функционированию системы
Определяется перечень функциональных подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы.
Система КХД должна быть централизованной, т.е. все данные должны располагаться в центральном хранилище. Система КХД должна иметь трехуровневую архитектуру (можно привести общую схему, на которой определить уровни. Например, первый - источник, второй - хранилище, третий - отчетность).
В Системе предлагается выделить следующие функциональные подсистемы:
- подсистема сбора, обработки и загрузки данных, которая предназначена для реализации процессов сбора данных из систем источников, приведения указанных данных к виду, необходимому для наполнения подсистемы хранения данных;
- подсистема хранения данных, которая предназначена для хранения данных в структурах, нацеленных на принятие решений;
- подсистема формирования и визуализации отчетности, которая предназначена для формирования бизнес-ориентированных витрин данных и отчетности.
Указываются требования к способам и средствам информационного обмена между компонентами системы.
В качестве протокола взаимодействия между компонентами Системы на транспортно-сетевом уровне необходимо использовать протокол TCP/IP.
Для организации информационного обмена между компонентами Системы должны использоваться специальные протоколы прикладного уровня, такие как: NFS, HTTP и его расширение HTTPS, NetBios/SMB, Oracle TNS.
Для организации доступа пользователей к отчетности должен использоваться протокол презентационного уровня HTTP и его расширение HTTPS.
Приводятся требования к характеристикам взаимосвязей со смежными системами.
Смежными системами для КХД являются:
- информационные системы оперативной обработки данных Заказчика;
- информационные системы планирования;
-...
Источниками данных для Системы должны быть:
- Информационная система управления предприятием (СУБД MS SQL).
- Информационно-справочная система (СУБД MS SQL).
- Информационная система обеспечения бюджетного процесса (СУБД Oracle).
-...
Перечень предпочтительных способов взаимодействия со смежными системами приведен ниже.
- Информационная система управления предприятием - с использованием промежуточной базы данных (ПБД).
- Информационно-справочная система - обмен файлами ОС определенного формата.
- Информационная система обеспечения бюджетного процесса - интеграция «точка – точка».
-...
Определяются требования к режимам функционирования системы.
Например:
Система должна поддерживать следующие режимы функционирования:
- Основной режим, в котором подсистемы КХД выполняют все свои основные функции.
- Профилактический режим, в котором одна или все подсистемы КХД не выполняют своих функций.
В основном режиме функционирования Система КХД должна обеспечивать:
- работу пользователей режиме – 24 часов в день, 7 дней в неделю (24х7);
- выполнение своих функций – сбор, обработка и загрузка данных; хранение данных, предоставление отчетности.
В профилактическом режиме Система КХД должна обеспечивать возможность проведения следующих работ:
- техническое обслуживание;
- модернизацию аппаратно-программного комплекса;
- устранение аварийных ситуаций.
Общее время проведения профилактических работ не должно превышать X% от общего времени работы системы в основном режиме (Y часов в месяц).
Указываются требования по диагностированию системы (какие средства будут использоваться или создаваться, чтобы обеспечить диагностику системы).
Для обеспечения высокой надежности функционирования Системы как системы в целом, так и её отдельных компонентов должно обеспечиваться выполнение требований по диагностированию ее состояния.
Диагностирование Системы должно осуществляться следующими штатными средствами, входящими в комплект поставки программного обеспечения:
- СУБД - <указывается ПО администратора позволяющее проводить мониторинг>;
- ETL-средство -..
- средство визуализации -...
Обязательно ведение журналов инцидентов в электронной форме, а также графиков и журналов проведения ППР.
Для всех технических компонентов необходимо обеспечить регулярный и постоянный контроль состояния и техническое обслуживание.
Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы
4.1.2.1. Требования к численности персонала
В состав персонала, необходимого для обеспечения эксплуатации КХД в рамках соответствующих подразделений Заказчика, необходимо выделение следующих ответственных лиц:
- Руководитель эксплуатирующего подразделения - 1 человек.
- Администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных - 2 человека.
- Администратор подсистемы хранения данных - 2 человека.
- Администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности - 1 человек.
Данные лица должны выполнять следующие функциональные обязанности.
- Руководитель эксплуатирующего подразделения - на всем протяжении функционирования КХД обеспечивает общее руководство группой сопровождения,...
- Администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных - на всем протяжении функционирования КХД обеспечивает контроль процессов ETL, подготовку и загрузка данных из внешних источников в хранилище данных,...
- Администратор подсистемы хранения данных - на всем протяжении функционирования КХД обеспечивает распределение дискового пространства, модификацию структур БД, оптимизацию производительности,...
- Администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности - на всем протяжении функционирования КХД обеспечивает поддержку пользователей, формирование отчетности,...
4.1.2.2. Требования к квалификации персонала
К квалификации персонала, эксплуатирующего Систему КХД, предъявляются следующие требования.
- Конечный пользователь - знание соответствующей предметной области; знание основ многомерного анализа; знания и навыки работы с аналитическими приложениями..
- Администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных - знание методологии проектирования хранилищ данных; знание методологии проектирования ETL процедур; знание интерфейсов интеграции ХД с источниками данных; знание СУБД; знание языка запросов SQL.
- Администратор подсистемы хранения данных - глубокие знания СУБД; знание архитектуры «Звезда» и «Снежинка»; опыт администрирования СУБД; знание и навыки операций архивирования и восстановления данных; знание и навыки оптимизации работы СУБД.
- Администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности - понимание принципов многомерного анализа; знание методологии проектирования хранилищ данных; знание и навыки администрирования приложения; знание языка запросов SQL; знание инструментов разработки.
4.1.2.3. Требования к режимам работы персонала
Персонал, работающий с Системой КХД и выполняющий функции её сопровождения и обслуживания, должен работать в следующих режимах:
- Конечный пользователь - в соответствии с основным рабочим графиком подразделений Заказчика.
- Администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных – двухсменный график, поочередно.
- Администратор подсистемы хранения данных – двухсменный график, поочередно.
- Администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности – в соответствии с основным рабочим графиком подразделений Заказчика.
Показатели назначения
4.1.3.1. Параметры, характеризующие степень соответствия системы назначению
Система должна обеспечивать следующие количественные показатели, которые характеризуют степень соответствия ее назначению:
- Количество измерений – X.
- Количество показателей – Y.
- Количество аналитических отчетов – Z.
4.1.3.2. Требования к приспособляемости системы к изменениям
Обеспечение приспособляемости системы должно выполняться за счет:
- своевременности администрирования;
- модернизации процессов сбора, обработки и загрузки данных в соответствии с новыми требованиями;
- модификации процедур доступа и представления данных конечным пользователям;
- наличия настроечных и конфигурационных файлов у ПО подсистем;
-...
4.1.3.3. Требования сохранению работоспособности системы в различных вероятных условиях
В зависимости от различных вероятных условий система должна выполнять требования, приведенные в таблице.
Вероятное условие
| Требование
|
Нарушения в работе системы внешнего электроснабжения серверного оборудования продолжительностью до 15 мин.
| Функционирование в полном объеме.
|
Выход из строя сервера подсистемы хранения данных
| Уведомление администратора подсистемы хранения данных и администратора подсистемы сбора, обработки и загрузки данных
|
...
| ...
|
Требования к надежности
4.1.4.1. Состав показателей надежности для системы в целом
Например:
Уровень надежности должен достигаться согласованным применением организационных, организационно-технических мероприятий и программно-аппаратных средств.
Надежность должна обеспечиваться за счет:
- применения технических средств, системного и базового программного обеспечения, соответствующих классу решаемых задач;
- своевременного выполнения процессов администрирования Системы КХД;
- соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;
- предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала.
Время устранения отказа должно быть следующим:
- при перерыве и выходе за установленные пределы параметров электропитания - не более X минут.
- при перерыве и выходе за установленные пределы параметров программного обеспечением - не более Y часов.
- при выходе из строя АПК ХД - не более Z часов.
Система должна соответствовать следующим параметрам:
- среднее время восстановления Q часов - определяется как сумма всех времен восстановления за заданный календарный период, поделенные на продолжительность этого периода;
- коэффициент готовности W - определяется как результат отношения средней наработки на отказ к сумме средней наработки на отказ и среднего времени восстановления;
- время наработки на отказ E часов - определяется как результат отношения суммарной наработки Системы к среднему числу отказов за время наработки.
Средняя наработка на отказ АПК не должна быть меньше G часов.
4.1.4.2. Перечень аварийных ситуаций, по которым регламентируются требования к надежности
Например:
Под аварийной ситуацией понимается аварийное завершение процесса, выполняемого той или иной подсистемой КХД, а также «зависание» этого процесса.
При работе системы возможны следующие аварийные ситуации, которые влияют на надежность работы системы:
- сбой в электроснабжении сервера;
- сбой в электроснабжении рабочей станции пользователей системы;
- сбой в электроснабжении обеспечения локальной сети (поломка сети);
- ошибки Системы КХД, не выявленные при отладке и испытании системы;
- сбои программного обеспечения сервера.
4.1.4.3. Требования к надежности технических средств и программного обеспечения
Например:
К надежности оборудования предъявляются следующие требования:
- в качестве аппаратных платформ должны использоваться средства с повышенной надежностью;
- применение технических средств соответствующих классу решаемых задач;
- аппаратно-программный комплекс Системы должен иметь возможность восстановления в случаях сбоев.
К надежности электроснабжения предъявляются следующие требования:
- с целью повышения отказоустойчивости системы в целом необходима обязательная комплектация серверов источником бесперебойного питания с возможностью автономной работы системы не менее X минут;
- система должны быть укомплектована подсистемой оповещения Администраторов о переходе на автономный режим работы;
- система должны быть укомплектована агентами автоматической остановки операционной системы в случае, если перебой электропитания превышает Y минут;
- должно быть обеспечено бесперебойное питание активного сетевого оборудования.
Надежность аппаратных и программных средств должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:
- предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала;
- своевременного выполнения процессов администрирования;
- соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;
- своевременное выполнение процедур резервного копирования данных.
Надежность программного обеспечения подсистем должна обеспечиваться за счет:
- надежности общесистемного ПО и ПО, разрабатываемого Разработчиком;
- проведением комплекса мероприятий отладки, поиска и исключения ошибок.
- ведением журналов системных сообщений и ошибок по подсистемам для последующего анализа и изменения конфигурации.
4.1.4.4. Требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях создания системы в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
Проверка выполнения требований по надежности должна производиться на этапе проектирования расчетным путем, а на этапах испытаний и эксплуатации - по методике Разработчика, согласованной с Заказчиком.
Требования к эргономике и технической эстетике
Например:
Подсистема формирования и визуализации отчетности данных должна обеспечивать удобный для конечного пользователя интерфейс, отвечающий следующим требованиям.
В части внешнего оформления:
- интерфейсы подсистем должен быть типизированы;
- должно быть обеспечено наличие локализованного (русскоязычного) интерфейса пользователя;
- должен использоваться шрифт:...
- размер шрифта должен быть:...
- цветовая палитра должна быть:...
- в шапке отчетов должен использоваться логотип Заказчика.
В части диалога с пользователем:
- для наиболее частых операций должны быть предусмотрены «горячие» клавиши;
- при возникновении ошибок в работе подсистемы на экран монитора должно выводиться сообщение с наименованием ошибки и с рекомендациями по её устранению на русском языке.
В части процедур ввода-вывода данных:
- должна быть возможность многомерного анализа данных в табличном и графическом видах.
К другим подсистемам предъявляются следующие требования к эргономике и технической эстетике.
В части внешнего оформления:
- интерфейсы по подсистемам должен быть типизированы.
В части диалога с пользователем:
- для наиболее частых операций должны быть предусмотрены «горячие» клавиши;
- при возникновении ошибок в работе подсистемы на экран монитора должно выводиться сообщение с наименованием ошибки и с рекомендациями по её устранению на русском языке.
В части процедур ввода-вывода данных:
- должна быть возможность получения отчетности по мониторингу работы подсистем.
Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы
Например:
Условия эксплуатации, а также виды и периодичность обслуживания технических средств Системы должны соответствовать требованиям по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению, изложенным в документации завода-изготовителя (производителя) на них.
Технические средства Системы и персонал должны размещаться в существующих помещениях Заказчика, которые по климатическим условиям должны соответствовать ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» (температура окружающего воздуха от 5 до 40 °С, относительная влажность от 40 до 80 % при Т=25 °С, атмосферное давление от 630 до 800 мм ртутного столба). Размещение технических средств и организация автоматизированных рабочих мест должны быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 21958-76 «Система "Человек-машина". Зал и кабины операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования».
Для электропитания технических средств должна быть предусмотрена трехфазная четырехпроводная сеть с глухо заземленной нейтралью 380/220 В (+10-15)% частотой 50 Гц (+1-1) Гц. Каждое техническое средство запитывается однофазным напряжением 220 В частотой 50 Гц через сетевые розетки с заземляющим контактом.
Для обеспечения выполнения требований по надежности должен быть создан комплект запасных изделий и приборов (ЗИП).
Состав, место и условия хранения ЗИП определяются на этапе технического проектирования.
Требования к защите информации от несанкционированного доступа
4.1.7.1. Требования к информационной безопасности
Например:
Обеспечение информационное безопасности Системы КХД должно удовлетворять следующим требованиям:
- Защита Системы должна обеспечиваться комплексом программно-технических средств и поддерживающих их организационных мер.
- Защита Системы должна обеспечиваться на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.
- Программно-технические средства защиты не должны существенно ухудшать основные функциональные характеристики Системы (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации).
- Разграничение прав доступа пользователей и администраторов Системы должно строиться по принципу "что не разрешено, то запрещено".
-...
4.1.7.2. Требования к антивирусной защите
Например:
Средства антивирусной защиты должны быть установлены на всех рабочих местах пользователей и администраторов Системы КХД. Средства антивирусной защиты рабочих местах пользователей и администраторов должны обеспечивать:
- централизованное управление сканированием, удалением вирусов и протоколированием вирусной активности на рабочих местах пользователей;
- централизованную автоматическую инсталляцию клиентского ПО на рабочих местах пользователей и администраторов;
- централизованное автоматическое обновление вирусных сигнатур на рабочих местах пользователей и администраторов;
- ведение журналов вирусной активности;
- администрирование всех антивирусных продуктов.
4.1.7.3. Разграничения ответственности ролей при доступе к <указать объект ограничения (например, отчет, показатель, измерение)>
Требования по разграничению доступа приводятся в виде матрицы разграничения прав.
Матрица должна раскрывать следующую информацию:
- код ответственности: Ф - формирует, О – отвечает, И – использует и т.п.;
- наименование объекта системы, на который накладываются ограничения;
- роль сотрудника/единица организационной структуры, для которых накладываются ограничения.
Требования по сохранности информации при авариях
Приводится перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе - потеря питания) и т. п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в системе.
В Системе должно быть обеспечено резервное копирование данных.
Выход из строя трех жестких дисков дискового массива не должен сказываться на работоспособности подсистемы хранения данных.
Требования к защите от влияния внешних воздействий
Приводятся требования к радиоэлектронной защите и требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям применительно к программно-аппаратному окружению, на котором будет эксплуатироваться система.
Применительно к программно-аппаратному окружению Системы предъявляются следующие требования к защите от влияния внешних воздействий.
Требования к радиоэлектронной защите:
- электромагнитное излучение радиодиапазона, возникающее при работе электробытовых приборов, электрических машин и установок, приёмопередающих устройств, эксплуатируемых на месте размещения АПК Системы, не должны приводить к нарушениям работоспособности подсистем.
Требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям:
- Система должна иметь возможность функционирования при колебаниях напряжения электропитания в пределах от 155 до 265 В (220 ± 20 % - 30 %);
- Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых температур окружающей среды, установленных изготовителем аппаратных средств.
- Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых значений влажности окружающей среды, установленных изготовителем аппаратных средств.
- Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых значений вибраций, установленных изготовителем аппаратных средств.
Требования по стандартизации и унификации
В требования к стандартизации и унификации включают: показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы, поставляемых программных средств, типовых математических методов и моделей, типовых проектных решений, унифицированных форм управленческих документов, установленных ГОСТ 6.10.1, общесоюзных классификаторов технико-экономической информации и классификаторов других категорий в соответствии с областью их применения, требования к использованию типовых автоматизированных рабочих мест, компонентов и комплексов.
Разработка системы должна осуществляться с использованием стандартных методологий функционального моделирования: IDEF0, DFD и информационного моделирования IE и IDEF1Х в рамках рекомендаций по стандартизации Р50.1.028-2001 «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования».
Моделирование должно выполняться в рамках стандартов, поддерживаемых программными средствами моделирования ERWin 4.х и BPWin 4.х.
Для работы с БД должнен использоваться язык запросов SQL в рамках стандарта ANSI SQL-92.
Для разработки пользовательских интерфейсов и средств генерации отчетов (любых твердых копий) должны использоваться встроенные возможности ПО <указывается название BI приложения>, а также, в случае необходимости, языки программирования <указываются языки программирования и их версии>.
В системе должны использоваться (при необходимости) общероссийские классификаторы и единые классификаторы и словари для различных видов алфавитно-цифровой и текстовой информации.
4.1.11. Дополнительные требования
Приводятся требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала (тренажерами, другими устройствами аналогичного назначения) и документацией на них.
Требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы.
Требования к системе, связанные с особыми условиями эксплуатации.
Специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика системы.
КХД должно разрабатываться и эксплуатироваться на уже имеющемся у Заказчика аппаратно-техническом комплексе.
Необходимо создать отдельные самостоятельные зоны разработки и тестирования системы КХД.
Для зоны разработки и тестирования должны использоваться те же программные средства, что и для зоны промышленной эксплуатации
Требования безопасности
В требования по безопасности включают требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств системы (защита от воздействий электрического тока, электромагнитных полей, акустических шумов и т. п.) по допустимым уровням освещенности, вибрационных и шумовых нагрузок.
При внедрении, эксплуатации и обслуживании технических средств системы должны выполняться меры электробезопасности в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».
Аппаратное обеспечение системы должно соответствовать требованиям пожарной безопасности в производственных помещениях по ГОСТ 12.1.004-91. «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».
Должно быть обеспечено соблюдение общих требований безопасности в соответствии с ГОСТ 12.2.003-91. «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности» при обслуживании системы в процессе эксплуатации.
Аппаратная часть системы должна быть заземлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50571.22-2000. «Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации».
Значения эквивалентного уровня акустического шума, создаваемого аппаратурой системы, должно соответствовать ГОСТ 21552-84 «Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», но не превышать следующих величин:
- 50 дБ - при работе технологического оборудования и средств вычислительной техники без печатающего устройства;
- 60 дБ - при работе технологического оборудования и средств вычислительной техники с печатающим устройством.
Требования к транспортабельности для подвижных АИС
КСА системы являются стационарными и после монтажа и проведения пуско-наладочных работ транспортировке не подлежат.
Требования к функциям, выполняемым системой
В данном подразделе приводят:
1) по каждой подсистеме перечень функций, задач или их комплексов (в том числе обеспечивающих взаимодействие частей системы), подлежащих автоматизации;
при создании системы в две или более очереди - перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1-й и последующих очередях;
2) временной регламент реализации каждой функции, задачи (или комплекса задач);
3) требования к качеству реализации каждой функции (задачи или комплекса задач), форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени выполнения, требования к одновременности выполнения групп функций, достоверности выдачи результатов;
4) перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.
4.2.1. Подсистема сбора, обработки и загрузки данных
4.2.1.1 Перечень функций, задач подлежащей автоматизации
Функция
| Задача
|
Управляет процессами сбора, обработки и загрузки данных
| Создание, редактирование и удаление процессов сбора, обработки и загрузки данных
|
Формирование последовательности выполнения процессов сбора, обработки и загрузки данных (регламентов загрузки данных)
|
Определение и изменение расписания процессов сбора, обработки и загрузки данных
|
Выполнение процессов сбора, обработки и загрузки данных из источников в ХД
| Запуск процедур сбора данных из систем источников, загрузка данных в область временного, постоянного хранения
|
Обработка и преобразование извлечённых данных
|
Поддержка медленно меняющихся измерений
|
Протоколирует результаты сбора, обработки и загрузки данных
| Ведение журналов результатов сбора, обработки и загрузки данных
|
Оперативное извещение пользователей о всех нештатных ситуациях в процессе работы подсистемы
|
4.2.1.2 Временной регламент реализации каждой функции, задачи
Задача
| Требования к временному регламенту
|
Создание, редактирование и удаление процессов сбора, обработки и загрузки данных
| Весь период функционирования системы, при возникновении необходимости изменения процессов сбора, обработки и загрузки данных
|
Формирование последовательности выполнения процессов сбора, обработки и загрузки данных (регламентов загрузки данных)
| Весь период функционирования системы, при возникновении необходимости модификации регламента загрузки данных
|
Определение и изменение расписания процессов сбора, обработки и загрузки данных
| Весь период функционирования системы, при возникновении необходимости изменения расписания процессов
|
Запуск процедур сбора данных из систем источников, загрузка данных в область временного, постоянного хранения
| После готовности данных в системах источниках, ежедневно во временном интервале 00:00 – 03:00
|
Обработка и преобразование извлечённых данных
| Ежедневно, после появления всех извлечённых данных во временном интервале 00:00 – 06:00
|
Поддержка медленно меняющихся измерений
| Регулярно, при работе подсистемы для измерений соответствующего типа
|
Ведение журналов результатов сбора, обработки и загрузки данных
| Регулярно, при работе подсистемы
|
Оперативное извещение пользователей о всех нештатных ситуациях в процессе работы подсистемы
| Регулярно, при возникновении нештатной ситуации в процессе работы подсистемы
|
4.2.1.3 Требования к качеству реализации функций, задач
Задача
| Форма представления выходной информации
| Характеристики точности и времени выполнения
|
Создание, редактирование и удаление процессов сбора, обработки и загрузки данных
| В стандарте интерфейса ETL средства
| Определяется регламентом эксплуатации
|
Формирование последовательности выполнения процессов сбора, обработки и загрузки данных (регламентов загрузки данных)
| В стандарте интерфейса ETL средства
| Определяется регламентом эксплуатации
|
Определение и изменение расписания процессов сбора, обработки и загрузки данных
| В стандарте интерфейса ETL средства
| Определяется регламентом эксплуатации
|
Запуск процедур сбора данных из систем источников, загрузка данных в область временного, постоянного хранения
| Текстовый файл
| Запуск должен производится точно по установленному расписанию
|
Обработка и преобразование извлечённых данных
| Текстовый файл. Данные в структурах БД
| Данные должны быть преобразованы для загрузки в структуры модели ХД.Не более 2 часов
|
Поддержка медленно меняющихся измерений
| Данные в структурах БД
| Данные должны быть сохранены по правилам поддержки медленно меняющихся измерений соответствующего типа
|
Ведение журналов результатов сбора, обработки и загрузки данных
| Текстовые файлы
| В момент выполнения сбора, обработки и загрузки данных
|
Оперативное извещение пользователей о всех нештатных ситуациях в процессе работы подсистемы
| Текстовый файл, оконное сообщение, email
| Не позднее 15 минут после возникновения нештатной ситуации
|
4.2.1.4 Перечень критериев отказа для каждой функции
Функция
| Критерии отказа
| Время восстановления
| Коэффициент готовности
|
Управляет процессами сбора, обработки и загрузки данных
| Не выполняется одна из задач: <перечисляются задачи, в случае не выполнения которых не выполняется функция:>
| 8 часов
| 0.85
|
Запускает процессы сбора, обработки и загрузки данных из источников в ХД
| Не выполняется одна из задач функции.
| 12 часов
| 0.75
|
Протоколирует результаты сбора, обработки и загрузки данных
| Не выполняется одна из задач функции.
| 12 часов
| 0.75
|
Аналогично для каждой подсистемы, определенной в пункте "6.1.1 Требования к структуре и функционированию системы" настоящего технического задания.
Требования к видам обеспечения
Требования к математическому обеспечению
Для математического обеспечения системы приводятся требования к составу, области применения (ограничения) и способам использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.
Не предъявляются.
Требования к информационному обеспечению
Приводятся требования:
1) к составу, структуре и способам организации данных в системе;
2) к информационному обмену между компонентами системы;
3) к информационной совместимости со смежными системами;
4) по использованию общесоюзных и зарегистрированных республиканских, отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;
5) по применению систем управления базами данных;
6) к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных;
7) к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
8) к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных;
9) к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АС (в соответствии с ГОСТ 6.10.4).
4.3.2.1. Требования к составу, структуре и способам организации данных в системе
Структура хранения данных в КХД должна состоять из следующих основных областей:
- область временного хранения данных;
- область постоянного хранения данных;
- область витрин данных.
Области постоянного хранения и витрин данных должны строиться на основе многомерной модели данных, подразумевающей выделение отдельных измерений и фактов с их анализом по выбранным измерениям.
Многомерная модель данных физически должна быть реализована в реляционной СУБД по схеме «звезда» и/или «снежинка».
4.3.2.2. Требования к информационному обмену между компонентами системы
Информационный обмен между компонентами системы КХД должен быть реализован следующим образом: